Элективный курс «Русская поэзия 20 века» как инструмент развития навыков филологического анализа поэтического текста (Сургутский Государственный Педагогический Университет)
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Филологический анализ текста: литературоведческий аспект 7
1.1. Подходы и методы анализа поэтического текста в литературоведении 7
1.2. Структура стиха 25
Выводы по первой главе…32
Глава 2.Работа с поэтическим текстом в контексте школьного образования. 33
2.1. Русская поэзия XX века в системе уроков среднего общего образования…33
2.2. Проверка сформированности навыков филологического анализа текста в 11 классе на материале русской поэзии XX века. 58
2.3. Результаты экспериментальной части исследования 62
Заключение 72
Список литературы 74
Приложение 1. План-конспект занятия №1…83
Приложение 2. План-конспект занятия №2…90
Приложение 3. Разработка урока № 1…96
Приложение 4. Разработка урока №2…100
Приложение 5. Разработка урока №3…….104
Приложение 6. Краткая программа элективного курса «Русская поэзия XX века»…107
Актуальность исследования. Согласно ФГОС третьего поколения, одним из основных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования является метапредметный аспект, который включает освоение учащимися метапредметных понятий и развитие универсальных учебных действий (УУД) – познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Немаловажную роль в развитии этого аспекта обучения играет анализ текста, который – в виду своего метапредметного характера – реализуется во всех видах УУД: в регулятивных (организация и регуляция читательской деятельности учащегося), в коммуникативных (работа учащегося с текстовой информацией, умение выразить свои мысли не только в письменной форме, но и в устной), в познавательных (владение основами смыслового чтения по отношению к текстам разных жанров, умение выделить основную информацию в текстах разной жанровой специфики и др.). Также важно отталкиваться от предпосылки процессуальности анализа текста. Анализ текста – это инструмент, с помощью которого постигается смысл произведения, что на уровне школьного обучения реализуется в практике смыслового чтения.
Понятие «анализ текста» используется на современном этапе обучения достаточно широко, однако, по нашему мнению, до сих пор остается актуальной проблема дальнейшей теоретической разработки эффективных приемов развития умений филологического анализа текста, в том числе и через прием смыслового чтения, и их практического применения в зависимости от возрастных особенностей восприятия художественного текста учащимися. Исходя из сказанного определяются следующие положения работы.
Проблемой, обусловившей необходимость проведения настоящего исследования, является дефицит времени, необходимого для постижения сущности литературы как вида искусства – компетенции, выходящей за рамки освоения школьной программы. В настоящее время чтение литературных произведений в рамках общего образования ограничивается лишь обсуждением темы и идеи книги, без учета ее поэтических особенностей, а сам процесс чтения сопровождается комментариями и пересказом, но не осмыслением содержания и художественного своеобразия прочитанного.
Объектом исследования является процесс обучения школьников филологическому анализу текста.
Предметом – приемы развития навыков филологического анализа у учащихся средней школы в процессе изучения элективного курса «Русская поэзия ХХ века».
Цель работы – отобрать и систематизировать приемы развития навыков филологического анализа поэтического текста и применить их на элективных занятиях по литературе в 11-м классе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать определение основным понятиям (филологический анализ текста, структура стиха, методы анализа текста, смысловое чтение, внеклассное чтение);
2) проанализировать и отобрать наиболее эффективные приемы развития навыков филологического анализа литературного произведения для обучающихся 11 класса;
3) создать планы-конспекты элективных занятий по изучению лирики русских поэтов начала ХХ века;
Гипотеза исследования состоит в следующем: мы предполагаем, что использование приемов формирования навыков филологического анализа текста с учетом основных сфер восприятия литературного произведения позволит учащимся постичь смыслы художественного текста на фактуальном, концептуальном и подтекстовом уровнях.
Степень изученности проблемы. В процессе нашего исследования мы опирались на труды И.Р. Гальперина «Текст как объект лингвистического исследования», Н.С. Валгиной «Теория текста», Г.И. Богина «Типология понимания текста» по проблеме теории текста и психологии его понимания, Ю.М. Лотмана «Структура художественного текста» в части метода структурного анализа поэтического теста, В.Г. Маранцмана «Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников», «Труд читателя: От восприятия литературного произведения к анализу» по проблеме исследовании сфер читательского восприятия художественного текста, Н.С. Лейдермана «Теория литературы (вводный курс)», который является автором модели основных уровней художественного текста, Г.В. Пранцовой и Е.С. Романичевой «Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом» по проблеме развития умений смыслового чтения, основные термины были взяты из Литературной энциклопедии терминов и понятий.
Новизна работы заключается в объединении модели уровней художественного текста (фактуальный, концептуальный, подтекстовый) и сфер восприятия литературного произведения.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения материалов, созданных для проведения педагогического эксперимента, на уроках внеклассного чтения.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
- метод анализа (использовался при работе с методическим и литературоведческим материалом);
- метод группировки (использовался при отборе приемов развития умений смыслового чтения);
- метод моделирования использовался при создании планов-конспектов уроков внеклассного чтения по творчеству русских поэтов ХХ века;
- метод эксперимента (использовался при проведении элективных занятий);
- метод математической обработки данных (использовался при обработке результатов педагогического эксперимента).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В приложении представлены работы учащихся.
Во введении представлены основные положения настоящей работы. Содержанием первой главы служит анализ фундаментальных источников по выбранной теме, а именно: научной литературы, трудов по литературоведению, педагогике и методике преподавания литературы. Содержательно раскрываются основные понятия, связанные с процессом анализа лирического произведения.
Во второй главе осмысляется место поэзии ХХ века в системе уроков и внеурочной деятельности, представлены способы работы с этим материалом, а также возможные критерии оценки сформированности навыков филологического анализа текста. Далее описан педагогический эксперимент. В заключении обобщаются результаты исследования.
Умение работать с текстами разных жанров является необходимым в жизни современного человека: они могут пригодиться в профессиях, связанных с работой с различным словесным материалом или, в целом, для того чтобы процесс чтения был приятным и результативным.
До конца ХХ века читающим человеком считался тот субъект, кто время от времени обращался к какому-либо литературному произведению, и после знакомства с ним, мог рассуждать о содержании книги, а также написать небольшой текст на заданную несложную тему. В настоящее время читающий человек эти базовые способности делает функцией, то есть, тот, кому навыки чтения позволяют участвовать во всех занятиях, для которых в обществе требуется анализ любого текста.
По требованиям ФГОС третьего поколения такими умениями должен обладать каждый выпускник школы, поэтому работа учителя русского языка и литературы над формированием у учащихся навыков филологического анализа лирического текста широко используется в современной школе. С помощью нашего исследования мы выяснили, насколько эффективно применение приемов, связанных с основными сферами восприятия художественного произведения школьниками, для понимания смысла стихотворений на фактуальном, концептуальном и подтекстовом уровнях.
Первое, что было сделано для проверки выдвинутой гипотезы – обращение к теоретическим основам по теме работы. Изучив психологический, литературоведческий и методический аспекты темы, мы выяснили, что структурный подход к пониманию литературного произведения не является новым в методике преподавания. Существует множество методов и приемов анализа произведения, согласно которым форма оказывается носителем художественного смысла. Многие из них включают работу со сферами восприятия. Однако такая форма работы не так распространена.
Далее были рассмотрены основные сферы восприятия художественного произведения и их взаимосвязь с пониманием основных уровней лирического произведения. В работе обращалось внимание на основные термины, важные и необходимые для настоящего исследования. С помощью метода группировки был осуществлен отбор тех приемов осознанного чтения, которые показали себя как эффективные при работе со всеми сферами восприятия литературного текста, что, в свою очередь, способствует пониманию сюжета, хронотопа и мотивно-образной организации произведения на фактуальном, концептуальном и подтекстовом уровнях.
Подробный анализ отобранной литературы позволил подойти к практической части настоящего исследования, которая включила в себя разработку планов-конспектов занятий в рамках элективного курса «Русская поэзия XX века» Учитывая возрастные особенности учащихся средней школы, были отобраны соответствующие приемы для каждого этапа изучения художественного произведения.
Следующим шагом для проверки выдвинутой гипотезы стало проведение педагогического эксперимента, который включал в себя три этапа.
На первом – констатирующем – этапе учащиеся в ходе беседы ответили на несколько разработанных нами вопросов после прочтения произведений, но еще до его анализа.
Вопросы были связаны с пониманием содержания прочитанного, а также с умением обучающихся видеть за внешним предметно-конкретным уровнем художественного произведения скрытые метафорические и символические черты, размышляя об их значении.
Ответы были оценены по критериям понимания текста: фактуальный, концептуальный, подтекстовый уровни. В ходе формирующего этапа были проведены занятия по формированию навыков филологического анализа текста по той же схеме, что и в представленных планах-конспектах, но на материале стихов, самостоятельно выбранных обучающимися.
Анализ контрольного этапа педагогического эксперимента показал повышение уровня понимания учащимися смыслов текста на фактуальном, концептуальном и подтекстовом уровнях. Сопоставление первого и последнего этапов эксперимента подтвердило выдвинутую нами гипотезу.
В ходе исследования выяснилось, что использование приемов формирования навыков филологического анализа лирического произведения с учетом основных сфер восприятия художественного текста позволит учащимся постичь его смыслы на фактуальном, концептуальном и подтекстовом уровнях.
1. Адлер М. Как читать книги: руководство по чтению великих произведений / Пер. с англ. Л. Плостак. – М: МИФ, 1966. – 344 с.
2. Айзерман Л.С. Педагогическая непоэма. Есть ли будущее у уроков литературы в школе? / Л.С. Айзерман. – М: Искусство, 1968. – 320 с.
3. Антипова А.М. Восприятие художественного произведения читателем-школьником как научная проблема. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL:http://uchitel.uss.dvfu.ru/mp-content/uploads/2014/07 (дата обращения: 29.11.2023).
4. Афоненкова Н.Н. Использование технологий продуктивного чтения: Интернет-библиотека учебно-методических материалов. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL:https://educontest.net/ru/1195524/афоненкова-н-н-исползование-технолог/ (дата обращения: 29.11.2023).
5. Байр П. Искусство рассуждать о книгах, которые вы не читали / Пер. с фр. А. Поповой. – М: Текст, 2016. – 189 с.
6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. – М.: Искусство, 1979. – С. 331–333.
7. Богданова О.Ю. Теория и методика обучения литературе: учебник для студентов педагогических вузов / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В. Ф. Чертов: под редакцией О. Ю. Богдановой. – 3-е изд., стер. – М: Издательский центр «Академия», 2004. – 400 с.
8. Богин Г.И. Типология понимания текста: учебное пособие. – Калинин: КГУ, 1986. – 86 с.
9. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032900 — Русский язык и литература / Н.С. Болотнова. – 4-е издание. – М.: Общество с ограниченной ответственностью «ФЛИНТА», 2009. – 520 с.
10. Валгина Н.С. Теория текста: учебное пособие. – М: Логос, 2003. – С. 98-103.
11. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: пер. с нем. / общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова. – М: Прогресс, 1988. – 704 с.
12. Галактионова Т.Г. Приобщение школьников к чтению: феномен открытого образования: научно-методические материалы для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям педагогического образования / Т.Г. Галактионова. – СПб: Книжный дом, 2008. – 200 с.
13. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. – 5-е изд., стер. – М: КомКнига, 2007. – 144 с.
14. Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т. 2. О стихах. – М., 1997. – С. 21–33.
15. Граник Г.Г. Как учить работать с книгой / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – М: Мой учебник, 2007. – 256 с.
16. Западное литературоведение ХХ века: Энциклопедия. – М.: Intrada, 2004. – 560 с.
17. Зыль Т.Е. Труд читателя: взаимосвязь восприятия и анализа художественного произведения / Язык и литература. – 2007. – Nº9. – С. 10-16.
18. Каримова И.Р. Инновационные формы обучения смысловому чтению: учебно-методическое пособие. – Набережные Челны: НГПУ, 2016. – 115 с.
19. Кукушкин В.С. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие. – Ростов на Дону: МарТ, 2005. – 256 с.
20. Лавлинский С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие для студентов филологов. – М: Прогресс-Традиция; ИНФРА-М, 2003. -– 384 с.
21. Лейдерман Н.Л. Теория литературы (вводный курс): учебно-методическое пособие для студентов факультета русского языка и литературы. – Екатеринбург: АМБ, 2002. – 72 с.
22. Литература (углубленный уровень). Реализация требований ФГОС среднего общего образования: методическое пособие для учителя / М.А. Аристова, Ж.Н. Критарова, В.М. Шамчикова; под ред. М.А. Аристовой. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023. – 107 с.
23. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. Институт научн. информации по общественным наукам РАН. – М.: НПК «Интелвак», 2003. – 1600 стб.
24. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства (Серия «Мир искусств») / Сост. Р.Г. Григорьева, пред. С.М. Даниэля – СПб.: Академический проект, 2002. – 544 с.
25. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. Анализ поэтического текста / Ю.М. Лотман. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2018. – 704 с.
26. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников: методическое пособие. – Ленинград: ГПИ им. А. И. Герцена, 1974. – 176 с.
27. Маранцман В.Г. Труд читателя: От восприятия литературного произведения к анализу: книга для учащихся старших классов средней школы. – М: Просвещение, 1986. – 124 с.
28. Методика обучения литературе. XXI век / Е. В. Гетманская, Е. К. Маранцман, Е.С. Романичева [и др.]. – СПб: ООО «Издательство ВВМ», 2019. – 239 с.
29. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения: монография. – М: Педагогика, 1976. – 224 с.
30. Молдавская Н.Д. Наивный реализм читателя-школьника // Литература в школе. – 1973. – № 3. – C. 22.
31. Мэйлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие: Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы. – М: Искусство, 1985. – 318 с.
32. Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе / Пер. с англ. под редакцией Харитонова В. А; предисловие к русскому изданию А.Г. Битова. – М.: Издательство Независимая Газета, 2000. – 512 с.
33. Неверова А.А. Проблема художественного восприятия в психолого-педагогической литературе // Психологические науки: теория и практика: материалы IV Международной научной конференции (г. Москва, ноябрь 2015 г.). – М: Буки-Веди, 2015. – С. 44-48. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL:https://moluch.ru/conf/psy/archive/196/9068/ (дата обращения: 02.12.2023).
34. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы / О.И. Никифорова. – М: Книга, 1972. – 152 с.
35. Николина Н.А. Филологический анализ текста: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М: Академия, 2003. – 256 с.
36. Одоевцева И. На берегах Сены / И. Одоевцева. – СПб.: Азбука-классика, 2007. – 480 с.
37. Органова О.Н. Специфика эстетического восприятия: учебное пособие. – М: Высшая школа, 1975. – С. 43.
38. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б. М. Бим-Бада. – М: Большая российская энциклопедия, 2002. – 527 с.
39. Пильщиков И. У цифровой филологии большое будущее. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://arzamas.academy/materials/1161 (дата обращения 29.11.2023).
40. Пранцова Г.В. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом: учебное пособие / Г. В. Пранцова, Е. С. Романичева. – 2 изд., испр. и доп. – М: Форум, 2015. – С. 111-169.
41. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения / М.А. Рыбникова. – 3-е изд. – М: Просвещение, 1963. – С. 66-67.
42. Саранчина А.В. Стратегии смыслового чтения на уроках литературы как средство формирования УУД // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 3-5. – C. 38-42.
43. Скубачевская Л.А. Литература: пошаговая подготовка / Л.А. Скубачевская, Е.А. Титаренко, Е.Ф. Хадыко. – М.: Эксмо, 2016. – 288 с.
44. ФГОС Среднее общее образование [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/ (дата обращения 29.11.2023).
45. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.]; под общей редакцией А.Г. Асмолова. – М: Просвещение, 2010. – 159 с.
46. ФРП [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/02_%D0%A4%D0%A0%D0%9F-%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0-10-11-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%8B.pdf дата обращения 29.11.2023).
47. Хомякова И.С. Смысловое чтение как совокупность универсальных учебных действий. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://rosuchebnik.ru/material/obuchenie- smislovomy-chteniyu-v-nachalnoy-shkole/ (дата обращения: 29.11.2023).
48. Чамберс Э. Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем / Пер. с англ. Е. Олейниковой, Е. Карпова. – М: Самокат, 2016. – 320 с.
49. Чтение современного школьника: программное, свободное, проблемное: коллективная монография / под ред. Е. С. Романичевой, Е. А. Асоновой. – М: Совпадение, 2016. – 200 с.
50. Чудинова В.П. Читательская грамотность и поддержка чтения: опыт разных стран // Университетская книга. – 2017. – № 3. – C. 44-49.
51. Якобсон П.В. Психология художественного восприятия / П.В. Якобсон. – М: Искусство, 1964. – 86 с.