ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РИТМИКО-ИНТОНАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА В ЯЗЫКАХ И ИХ
ПРИМЕНЕНИЕ В ПОЭЗИИ 6
1.1. Понятие ритмико-интонационных средств в поэзии 6
1.2. Ритм 8
1.3. Метр 10
1.4. Тоны, интонация 14
1.5. Значение просодических средств в передаче смысла стиха 18
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ I 23
ГЛАВА II. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РИТМИКО-ИНТОНАЦИОННЫХ СРЕДСТВ В ПОЭЗИИ НА АНГЛИЙСКОМ, КИТАЙСКОМ И РУССКОМ
ЯЗЫКАХ 25
2.1. Материалы по английской поэзии 25
2.2. Материалы по китайской поэзии 35
2.3. Материалы по русской поэзии 43
2.4. Особенности перевода ритмико-интонационных средств в поэтических
произвдениях 48
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 64
СПИСОК СЛОВАРЕЙ 67
Ритмико-интонационные средства являются важным аспектом поэтического стиля и выразительности на всех языках. Они помогают создавать музыкальность, ритм, акцентировать смысл и передавать эмоциональную окраску стихотворения. Особая ритмико-интонационная структура как основное организующее начало поэтической речи непосредственным образом отражается на ее синтаксической структуре и воздействует на семантику и функции синтаксических средств языка в поэтических текстах.
Актуальность темы обусловлена несколькими факторами. Во-первых, поэзия всегда оставалась важным культурным явлением и средством выражения человеческих чувств и мыслей. Во-вторых, в условиях глобализации и мировой коммуникации понимание ритмико-интонационных особенностей поэтической речи на разных языках становится важным аспектом межкультурного обмена и взаимопонимания. В -третьих, сравнительное исследование ритмико-интонационных средств на английском, китайском и русском языках позволяет выявить уникальные особенности каждого из этих языков и их влияние на поэтическое творчество.
Цель настоящей дипломной работы - сравнить ритмико-интонационные средства в английском, китайском и русском языках.
Объектом исследования является использование ритмикоинтонационных средств в художественных стихотворных текстах на русском, английском и китайском языках.
Предметом исследования являются особенности ритмикоинтонационных средств в поэтических текстах на английском, китайском и русском языках.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач:
1) рассмотреть понятие ритмико-интонационных средств в поэтических текстах;
2) определить значение ритмичности в стихотворной речи;
3) проанализировать английские поэтические тексты с точки зрения средств ритмико-интонационной выразительности;
4) проанализировать китайские поэтические тексты с точки зрения средств ритмико-интонационной выразительности;
5) проанализировать русские поэтические тексты с точки зрения средств ритмико-интонационной выразительности;
6) рассмотреть особенности перевода ритмико -интонационных средств в поэтических текстах.
Теоретической базой исследования послужили труды И. В. Арнольд, С. М. Бонди, И. Р. Гальперина, Ю. М. Лотмана, И. Ю. Павловской, Л. Р. Зиндера, Р. О. Якобсона, Е.Г. Эткинда, В. Говэй, Zh. Zhuo, G. Li, G. Wang, N. Fabb, X. J. Kennedy, G. Dana и других.
Материалом исследования послужили 7 поэтических текстов на английском, 5 поэтических текстов на русском и 5 поэтических текстов на китайском с особенностями формального строения стихов, таких как размер, рифма и ритм, тоны.
В работе использовались следующие методы научного исследования:
1) анализ и синтез научных данных по теме исследования, полученных из литературных источников;
2) описательно-аналитический метод;
3) фоностилистический анализ;
4) наблюдение фоносемантических приемов в художественных
текстах;
5) метод компонентного и сравнительно-сопоставительного анализа;
6) сравнить особенности перевода поэтических текстов и средства
переложения поэтического ритма и интонации на трех языках.
Исследование ритмико-интонационных характеристик поэзии на английском, русском и китайском языках имеет практическое значение для языкового обучения, литературных исследований, творчества и перевода, а также для лучшего понимания культурных особенностей и мышления народа через язык и искусство поэзии.
Структура работы определяется целями и задачами, поставленными в работе. Дипломная работа, общим объемом 67 страниц, состоит из введения, двух глав с выводами к каждой из них, заключения, списка использованной литературы, списка источников и списка словарей.
Во Введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяются основные цели и задачи исследования.
Первая глава посвящена аналитическому обзору литературы и рассмотрению основных теоретических положений по теме исследования, а именно: понятие ритмико-интонационных средств в поэтических текстах, значение ритмичности и интонации в стихотворной речи на разных языках.
Вторая глава посвящена анализу ритмико-интонационных элементов английской, китайской и русской поэзии.
В Заключении излагаются основные результаты и подводятся общие итоги исследования.
В настоящей исследовательской работе были рассмотрены особенности и функции ритмико-интонационных средств в английском, китайском и русском языках, а также их влияние на восприятие и интерпретацию поэтических текстов. Исследование показало, что ритмико-интонационное оформление стихотворного произведения играет ключевую роль в передаче его смысла, эмоций и образов.
В ходе анализа были выявлены уникальные особенности ритмико- интонационной структуры в каждом из исследуемых языков. Так, английский язык отличается использованием аллитераций, ассонансов, четкой системы ритма и рифмы, которые придают стихотворной речи музыкальность и выразительность. Китайский язык характеризуется сложной системой тонов, которые и определяют ритмическую структуру стиха и влияют на его семантическое значение. В классической русской поэзии силлабический стих и слоговая рифмовка позволяют достичь богатства звуков и мелодичности.
Кроме того, было установлено, что поздняя китайская поэзия заимствовала особенности стихосложения из современной англоязычной литературы: отсутствие равного количества слогов в строке, использование метрической системы и рифмы. Поздняя русская поэзия также отличается разнообразием стиховых форм. В ней встречаются свободный и акцентный стих, что придает ей большую гибкость и выразительность. В русской, английской и китайской поэзии широко используется цезура - разделение строки на два полустишия, что способствует созданию определенной ритмической организации текста. Аллитерация и анафора также стали популярными приемами во всех трех языках.
Важным аспектом стихосложения является использование знаков препинания. В английском, русском и китайском языках знаки препинания выполняют не только функцию акцентуации, но также служат для формирования ритмической структуры и выражения экспрессии.
В процессе анализа нескольких переводов поэтических произведений нами было установлено, что стратегия поэтического перевода основывается на элементах, обеспечивающих передачу смысла в исходном тексте. Если основная идея произведения выражается через использование ритмико - интонационных средств, то переводчик должен стремиться к передаче этих средств, даже если это требует снижения уровня эквивалентности.
Исходя из этого, цель дипломной работы - сравнение ритмикоинтонационных средств английского, китайского и русского языков - была успешно достигнута. Результаты исследования могут быть использованы как в сфере перевода и межкультурной коммуникации, так и в исследованиях, посвященных поэтическому творчеству и его языковым особенностям.
Дальнейшие перспективы исследования заключаются в расширении объекта исследования на другие языки и культуры, а также изучение роли ритмико-интонационных средств в создании поэтических образов и передаче эмоциональных состояний автора текста.
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Антипова А. М. Основные проблемы в изучении речевого ритма // Вопросы языкознания. - 1990. - № 5. - С. 128-131.
3. Арнольд И. В. Стилистика. Современный английский язык. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 384 с.
4. Белый А. Символизм. - М.: Наука, 1910. - 396 с.
5. Богомолов Н. А. Краткое введение в стиховедение: учеб. пособие для студентов I курса по дисциплине «Основы теории литературы». - М.: Фак. журн. МГУ, 2017. - 82 с.
6. Бонди С. М. О ритме. - М.: Контекст: Литературно-теоретические исследования. 1977. - Т. 1976. - С. 100-129.
7. Брызгунова Е. А. Звук и интонация русской речи. - М.: Русс.яз., 2011. - 279 с.
8. Векшин Г. В. Очерк фоностилистики текста: Звуковой повтор в перспективе смыслообразования. - М.: МГУП, 2006. - С.11.
9. Вербицкая Л. А. Давайте говорить правильно. Пособие по русскому языку. - М.: Высшая школа, 2012. - 239 с.
10. Гальперин И. Р. Очерки по стилистике английского языка. Опыт систематизации выразительных средств. - М.: Либроком, 2012. - 376 с.
11. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 336 с.
12. Гаспаров М. Теснота стихотворного ряда. Семантика и синтаксис // Analysieren als Deuten Wolf Schmid zum 60. Geburtstag, под ред. Lazara Fleishmana. - Hamburg, 2004. - 86 с.
13. Гиршман М. М. Ритм художественной прозы. - М.: Советский писатель, 1982. - 272 c.
14. Дубель К. Проблема ритма в теории и поэтической практике русского и украинского футуризма. - К.: Ягеллонский университет, 2020. - 245 с.
15. Есенин С. Полное собрание сочинений: В 7 т. - М.: Наука; Голос, 1995. - 2002.
16. Жирмунский В. М. Введение в метрику. Теория стиха. - Л.: Академия, 1925. - 286 с.
17. Зиндер Л. Р. Общая фонетика. - М.: Наука, 2013. - 288 с.
18. Ковтунова И. И. Поэтический синтаксис. - М.: Наука, 1986. - 205 с.
19. Кравцова М. Е. Хрестоматия по литературе Китая. - СПб.: Азбука-классика, 2004. - 768 с.
20. Кульшарипова Р. Э. Фоностилистика коммуникативных неудач. Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект / Казан. гос. ун-т. Филол. фак-т. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2004. - 348 с.
21. Левый И. Искусство перевода. - М.: Прогресс, 1974. - 394 с.
... Всего источников – 52.