Объект исследования - ресторан «Воронеж» (г. Москва).
Проведен анализ данных за 2020-2022 годы.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты разработки бизнес-плана организации 5
1.1. Понятие, виды и роль бизнес-плана в деятельности организации 6
1.2. Методологические аспекты разработки бизнес-плана организации 10
1.3. Особенности бизнес-планирования в сфере услуг и общественного питания 17
Глава 2. Анализ деятельности предприятия общественного питания – ресторана «Воронеж» 21
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 21
2.2. Анализ текущей позиции организации на рынке услуг и общественного питания 29
2.3. Оценка текущего положения организации и обоснование необходимости разработки бизнес-плана 34
Глава 3. Разработка бизнес-плана развития ресторана «Воронеж» 43
3.1. Резюме 43
3.2. Описание организации 44
3.3. Продукция и услуги 45
3.4. Помещение и оборудование 46
3.5. Маркетинг-план 47
3.6. Организационный план 49
3.7. Финансовый план 51
3.8. Управление рисками 54
Заключение 56
Список использованных источников 60
Приложения 65
Актуальность исследования. В современных экономических условиях хозяйствования уровень развития сферы услуг и общественного питания, их планомерное развитие выступает одним из индикаторов устойчивого развития общества и экономической системы страны. Развитие новых и совершенствование уже оказываемых услуг и продуктов в сфере общественного питания предусматривает все большую востребованность в использовании инструментария, заложенного в процессы бизнес-планирования. Это обусловлено тем фактом, что разработка и применение бизнес-плана в деятельности таких субъектов хозяйствования предоставляет им дополнительные возможности продуктивного и грамотного использования имеющихся ресурсов, повышения эффективности планирования и управления текущей деятельностью. Отметим, что имеющийся как зарубежных, так и отечественных организаций, включая организации сферы услуг и общественного питания, позволяет утверждать, что отсутствие внимания к задействованию практик планирования хозяйственной деятельности в складывающейся рыночной среде и условиях постоянно растущей конкуренции, игнорирование и/или сведение к минимуму применения планирования в работе организации, как правило ведет к существенным и зачастую критическим для субъекта хозяйствования экономическим потерям. Это в свою очередь влечет утрату рыночных позиций, неспособность обеспечить своевременное воспроизводство и получить стимулы к развитию и, как следствие, к банкротству субъекта хозяйствования.
В современных условиях хозяйствование применение методик планирования в целом и бизнес-планирования в частности является одним из действенных инструментов, способствующих усилению конкурентных позиций организации. Если у менеджмента организации имеется детально разработанный бизнес-план не текущую, средне- и долгосрочную перспективу, это обеспечивает для организации возможности активного развития хозяйственной деятельности, привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов, усиления деловых связей с партнерами и т.д. Кроме того, профессионально разработанный бизнес-план позволяет организации: выявить и задействовать имеющиеся конкурентные преимущества, обеспечить минимизацию рисков хозяйственной деятельности, своевременно реагировать на изменения в рыночной среде, проводить оперативную оценку и корректировку текущей бизнес-стратегии.
Особая актуальность бизнес-плана проявляется в части того, что и руководство, и собственники, и партнеры конкретного субъекта хозяйствования посредством изучения бизнес-плана получают четкое представление о том, как будет осуществляться развитие бизнеса. Это является критически важным аспектом развития для субъектов хозяйствования, принимающих решение о корректировке и/или развитию существующей бизнес-модели, в случае принятия решений о возможностях реализации новой бизнес-идеи, так как здесь имеется явная потребность в четком видении и представлении о потребности в инвестициях, движении ресурсов, окупаемости вложений и т.д.
Цель исследования – разработка бизнес-плана организации.
Задачи исследования:
– изучить понятие, виды и роль бизнес-плана в деятельности организации;
– изучить методологические аспекты разработки бизнес-плана организации;
– исследовать особенности бизнес-планирования в сфере услуг и общественного питания;
– дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
– провести анализ текущей позиции организации на рынке услуг и общественного питания;
– оценить текущее положение организации и обосновать необходимость разработки бизнес-плана;
– разработать бизнес-план развития ресторана «Воронеж».
Объект исследования – ресторан «Воронеж» (г. Москва). Предмет исследования – бизнес-план развития ресторана «Воронеж» (г. Москва).
В целом представленная работка посвящена практической реализации инструментария бизнес-планирования для разработки бизнес-плана развития ресторана.
Методы исследования, которые использованы при написании работы, включают: наблюдения, обобщения, сопоставления и сравнения, методы вертикального и горизонтального анализа, методы PEST, БКГ, матрицы МакКинси и SWOT, а также методы прогнозирования и дисконтирования.
Информационную базу исследования составляют данные годовой бухгалтерской отчетности ресторана «Воронеж», а также публично размещаемые сведения о деятельности участников рынка, которые анализируются в представленной работе.
Практическая значимость работы заключается в том, что определенные аспекты полученных результатов исследования могут быть использованы в целях развития бизнеса ресторана «Воронеж».
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа содержит рисунки, таблицы и формулы.
Во введении отражается актуальность работы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты разработки бизнес-плана организации. Во второй главе приведен анализ деятельности предприятия общественного питания – ресторана «Воронеж». В третьей главе представлен разработанный бизнес-план развития ресторана «Воронеж».
Бизнес-план в современной практике менеджмента позволяет привести описание процесса функционирования и развития субъекта хозяйствования и содержит в себе механизм и инструментарий достижения целей и задач его развития. Качественный бизнес-план, разработанный с учетом принятых требований и необходимых расчетов, способствует экономическому устойчивому росту организации.
Современный менеджмент предполагает применение известных методик разработки бизнес-планов и оценки их эффективности, используемых в мировой практике и предполагающих оценку текущей стоимости и окупаемости реализуемых вложений в реализацию бизнес-плана на основе общепринятого набора показателей, включающих чистую текущую стоимость проекта, период окупаемости проекта, норму (индекс) доходности, а также внутреннюю норму доходности проекта.
В сфере услуг, учитывая специфику услуг в сравнении с производством, имеется своя специфика составления бизнес-планов, включающая необходимость особого внимания к вопросам планирования спроса, объема услуг, эффективного управления персоналом. Однако, независимо от применяемой методики, можно отметить необходимость разработки определенного набора разделов бизнес-плана, содержание которых должно давать представление об идее проекта, маркетинговом окружении, а также о финансовых потоках по проекту.
Анализ социально-экономического развития ресторана «Воронеж» показал, что, несмотря на увеличение за три года объема продаж и прибыли, а также рост рентабельности продаж, предприятие демонстрирует в целом ухудшение финансово-экономического состояния. Это проявилось в следующих негативных тенденциях: произошло снижение продаж, валового дохода и общей рентабельности работы в 2022 г., снижается уровень валовой прибыли предприятия, являющейся важным источником покрытия расходов на реализацию, замедляется оборачиваемость, а также снижается ликвидность, платежеспособность и финансовая устойчивость.
Анализ текущего рыночного положения ресторана «Воронеж» позволяет отметить, что в целом, состояние рынка характеризуется преобладанием возможностей, что позволяет ресторану вследствие своевременной реакции и совершенствования направлений работы рассчитывать на обеспечение роста предприятия. Текущий уровень развития ресторана уступает по глубине развития товарного ассортимента наиболее близкому прямому конкуренту, а стратегический анализ товарных направлений работы ресторана показывает наличие группы реализуемой продукции (горячие мясные блюда), требующей поиска направлений ее развития в силу ухудшения ее относительной рыночной позиции.
С учетом оценки уровня развития внутреннего потенциала и количественной оценки SWOT-матрицы для ресторана «Воронеж» наиболее подходящим стратегическим направлением развития является реализация стратегии роста посредством избавления от слабых сторон и использования имеющихся рыночных возможностей. На основе оценки конкурентной среды и выделения наиболее значимых слабостей в работе ресторана для предприятия определено ключевое направление развития, которое может быть использовано в качестве драйвера для обеспечения стратегии роста. Таким направлением является углубление и развитие товарного направления «колбасы и колбасные изделия» на базе имеющейся материально-технической базы и устойчивых цепочек поставок мясного сырья. Это потребовало разработки и обоснования бизнес-плана такого проекта для ресторана.
Для ресторана «Воронеж» разработан бизнес-план проекта расширения деятельности посредством развития товарного направления «колбасы и колбасные изделия» на базе имеющейся материально-технической базы и устойчивых цепочек поставок мясного сырья. Разработанный план развития ресторана предусматривает организацию производства на собственной кухне следующих видов колбасных изделий: пикантные колбаски; колбаски говяже-свиные; колбаски куриные; колбаски охотничьи; большая колбасная тарелка. Для этого будет дооборудована кухня, нанят дополнительный персонал и обеспечено повышение квалификации имеющихся работников кухни.
Целью маркетинговой политики ресторана «Воронеж» в рамках реализации рассматриваемого бизнес-проекта будет – активное информирование клиентов об обновленном меню и продвижение новой продукции. В рамках такой политики будет реализован маркетинговый план, предусматривающий как задействование уже используемых инструментов рекламы, так и специально разработанная рекламная кампания, направленная на информирование потенциальных клиентов и стимулирование продаж.
Продажи продукции будут организованы: по прямому каналу – непосредственно в зале ресторана гостям заведения; по косвенному каналу – в рамках организованной в партнерстве с сервисом «Доставка Яндекс.Еда». Реализация обновленного меню будет происходить как в основном зале ресторана на 2-м этаже, так и на 3-м этаже в смежном заведении «Мясной клуб»
Произведенные расчеты показали, что за период 2025-2030 гг. ресторан «Воронеж» получит прибыль от продаж на сумму 3 647,3 тыс. руб.; чистая прибыль ресторана за прогнозный период 2 917,8 тыс. руб. Рентабельность продаж по ресторана составит в 2025 г. 8,08 % и будет ежегодно расти, увеличившись к 2030 г. до 24,47 % вследствие эффекта масштаба и увеличения объемов продаж продукции из обновленного меню.
Эффективность рассматриваемого проекта характеризуется следующими показателями: чистая текущая стоимость проекта составит 658,4 тыс. руб.; при инвестициях на сумму 1 371,9 тыс. руб. индекс доходности инвестиций составляет 1,48 пункта; динамический период окупаемости вложений составляет 4,09 года.