Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ответственность нефтегазовых компаний за экологические правонарушения: основание, порядок и особенности применения

Работа №144176

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы81
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЭКОЛОГИЧЕКСИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ 7
1.1. Правовые основания привлечения к ответственности в сфере охраны окружающей среды и природопользования 7
1.2. Сравнительно-правовой анализ регулирования ответственности за экологические правонарушения в зарубежных правопорядках 9
1.3. Проблемы института возмещения вреда, причиненного окружающей среде в современный период 21

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ 30
2.1. Публичная ответственность за экологические правонарушения 31
2.2. Имущественная (гражданско-правовая) ответственность 44
2.3. Анализ арбитражной практики по делам о возмещении вреда, причинённого окружающей среде нефтезагрязнениями (после выхода Постановления КС РФ от 02.06.2015 № 12-П) 59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72

После того, как политическое руководство России окончательно отказалось от социалистических идеалов, в стране был взят курс на восстановление капитализма, основой которого являлись либерально-буржуазные воззрения.
Это позволило приступить к реформированию процесса управления народно-хозяйственным комплексом России, в целях перехода к рыночной модели экономического развития, и повышения конкурентоспособности России на международной арене. Реформированию подверглась и нефтегазовая отрасль, в результате чего, на сегодняшний день, ключевыми субъектами в сфере добычи углеводородов являются вертикально-интегрированные компании, в которых последовательно выполняются отдельные этапы работ в технологическом цикле «геологоразведка – добыча – транспортировка – переработка – сбыт», в которых и реализуется потенциал загрязнения окружающей среды.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы «Ответственность нефтегазовых компаний за экологические правонарушения: основание, порядок и особенности применения» обусловлена тем, что производственные предприятия нефтегазовой отрасли лидируют по степени воздействия на окружающую среду (загрязнение земель, в том числе и земель лесного фонда, загрязнение водных объектов и пр.). По данным Минэнерго России, на предприятиях топливно-энергетического комплекса в 2016 году произошло 18 126 прорывов трубопроводов, в т.ч. 10 504 нефтепроводов, территориальными органами Росприроднадзора в 2016 году было зафиксировано 3048 фактов разлива нефти и ее производных1. Несмотря на то, что нефтегазовая отрасль является главной статьей бюджетных поступлений от экспорта российской экономики, реализация программ, направленных на развитие топливно-энергетического комплекса России, должна осуществляться при условии обязательного выполнения требований экологического законодательства, и институт ответственности за экологические правонарушения является одним из весомых инструментов в достижении соблюдения экологических требований в процессе поиска, добычи и переработки углеводородов. В настоящее время, вопрос об ответственности нефтегазовых компаний за экологические правонарушения приобретает принципиальное значение, поскольку в условиях неминуемой диктатуры природоохранного законодательства, не нашли своего разрешения существующие теоретические и практические противоречия в сфере возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и это обстоятельство, с одной стороны, не позволяет институту ответственности функционировать в полной мере, т.е. обеспечивать восстановление нарушенного состояния окружающей среды, а с другой стороны, ведет к невозможности прогнозирования экологических рисков нефтегазовых компаний, что в конечном итоге отражается на инвестиционной привлекательности бизнеса.
Объектом исследования в настоящей работе являются общественные отношения, связанные с привлечением нефтегазовых компаний к ответственности за экологические правонарушения.
Предметом исследования являются подходы к привлечению нефтегазовых компаний к ответственности за экологические правонарушения в России и за рубежом, а также нормы российского и зарубежного законодательства, регулирующие отношения, направленные на применение мер ответственности за экологические правонарушения.
Основной целью магистерского исследования является изучение теоретических и практических аспектов правового регулирования и правоприменительной практики по вопросам применения мер ответственности к нефтегазовым компаниям за экологические правонарушения. ....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящей выпускной квалификационной работе сделан комплексный анализ института ответственности за экологические правонарушения в нефтегазовой отрасли на основе действующего законодательства России, сложившейся практики применения мер публичной ответственности (уголовной/административной), правоприменительной практики по делам о привлечении нефтегазовых компаний к имущественной ответственности за вред, причинённый окружающей среде (с учётом подходов, изложенных Конституционным Судом РФ в Постановлении от 02.06.2015 № 12-П и Определении от 09.02.2016 № 225-О), а также правового регулирования отношений в сфере возмещения вреда, причинённого окружающей среде, в зарубежных правопорядках.
Считаем, что институт ответственности за экологические правонарушения является одним из ключевых инструментов, разработанных юридической наукой, который обеспечивает реализацию государственной экологической политики, и по результатам проведённого анализа, установлены системные факторы, которые оказывают влияние на эффективность применяемых мер ответственности за экологические правонарушения в нефтегазовой отрасли.
Анализ фактологического материала1 не позволяет говорить о том, что в настоящий момент, весь комплекс экологических проблем успешно идентифицирован, и разработано адекватное методологическое обеспечение для разрешения накопившихся вопросов. Более того, можно утверждать, что сохраняется устойчивая тенденция к росту экологических правонарушений, в том числе и в нефтегазовой отрасли (например, загрязнения окружающей среды нефтью и нефтепродуктами приобретают массовый характер), тем самым, мы оказываемся перед необходимостью решать вопросы, связанные с сохранением окружающей среды. Для этого существует два варианта, один из которых - бороться с последствиями, т.е. когда проблемы созрели, разрабатывать правовые механизмы для ликвидации неблагоприятных последствий. Безусловно, этим необходимо заниматься, но если генераторы проблем не искоренены, то пройдет какое-то время, и мы рискуем получим тот же самый комплекс проблем, возможно в обостренном виде, и все равно окажемся перед необходимостью выявлять генераторы проблем и искоренять их.
Изучение нормативного материала, научной и учебной литературы, позволяет говорить о том, что проделана колоссальная работа, результатом которой является экологизация законодательства России, в частности, положения о публичной ответственности за экологические преступления охватили широкий круг отношений в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Правоприменительная практика свидетельствует, что меры уголовно-правового воздействия в отношении нефтегазовых компаний имеют низкую степень реализации, в связи с чем, органы публичной власти активно используют инструментарий, закреплённый в Кодексе об административных правонарушениях РФ. Такое положение вызвано следующим. Во-первых, законодатель проявил волю, и отклонил предложения заинтересованных структур о признании юридических лиц в качестве субъектов экологических преступлений. Во-вторых, специфика нефтегазового дела в условиях России, а также компетентность уполномоченных субъектов в раскрытии экологических преступлениях в нефтегазовой отрасли, не позволяют органам уголовного преследования эффективно справляться со своей работой. Как следствие, экологические правонарушения нефтегазовых компаний, отвечающие критериям уголовных деяний, не расследуются, а возбужденные дела не доходят до суда. Это обстоятельство используется для возобновления дискуссий на тему о введении уголовной ответственности юридических лиц. Практическая реализация предлагаемых нововведений может привнести большую неопределённость в механизм правового регулирования нефтегазового бизнеса, поэтому необходимо объективно подходить к подобным инициативам, с учётом политических, экономических и социальных факторов....


Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»;
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.04.2018) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»;
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136 – ФЗ (ред. от 31.12.2017) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»;
4. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 29.07.2017) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»;
5. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 29.12.2017) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»;
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 3.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»;
7. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»;
8. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 30.09.2017) «О недрах» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»;
9. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об охране окружающей среды» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»;
10. Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 07.03.2017) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.03.2017) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»;
11. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»;
12. Федеральный закон от 23.06.2016 № 218-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования регулирования лесных отношений» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»;
13. Гражданское уложение Германии (ГГУ) от 18.08.1896 (ред. от 02.01.2002) (с изм. и доп. по 31.03.2013)
из информационного банка «Международное право» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»;
13. Кодекс Республики Казахстан от 09.01.2008 № 212-III «Экологический кодекс РК» (по сост. на 01.01.2018) [Электронный ресурс] // ИПС «Параграф Юрист»;
14. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.01.2018 г.) [Электронный ресурс] // ИПС «Параграф»;
15. Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» [Электронный ресурс] // ИПС «Параграф»;....90


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ