Только Word
Введение 3
1. Историко-правовые аспекты и основные элементы договора морского страхования 7
1.1. Правовые аспекты развития института морского страхования в Европе. 7
1.2. Правовые аспекты развития института морского страхования в России. 11
1.3. Основные элементы страхового правоотношения и договора страхования. 14
Выводы по главе 1. 18
2. Понятие объекта и правовое регулирование морского страхования. 20
2.1. Понятие объекта имущественного страхования в российском праве 20
2.2. Понятие объекта страхования в российской юридической науке. 25
2.3. Правовое регулирование морского страхования в странах общего права. 33
2.4. Понятие страхового интереса в странах общего права. 38
Выводы по главе 2. 43
3. Теории и виды страхового интереса. Объекты страховой охраны. 44
3.1. Теории страхового интереса 44
3.2. Виды страховых интересов 49
3.3. Объекты страховой охраны. 55
Выводы по главе 3. 62
Заключение. 64
Институт морского страхования возник как ответ на постоянно возникающие убытки купцов, связанные с морским предприятием. Однако по сравнению с другими правовыми конструкциями именно морское страхование не только выжило, но и продолжает успешно развиваться и существовать, являясь эффективным инструментом управления убытками, уже более полутора тысячи лет.
Несмотря на международный характер торгового мореплавания, институт морского страхования не унифицирован на международном уровне международной конвенцией или договором между государствами. Хотя следует отметить, что по вопросу страхования имеется предмет, который представляет интерес для унификации.1 В области международного частного права такой явно выраженной тенденции на уровне государств нет.
Если посмотреть на историческое развитие морского страхования, то можно увидеть, что сближение национальных правовых систем происходило на другом уровне и в специфичной именно для морского права форме. Это форма обычая и обыкновения. Именно эти формы права являются основным связующим звеном страхования международной морской перевозки и иных видов морского страхования между странами.
Актуальность темы исследования. По данным Международной Торговой Палаты морская перевозка товаров и сырья в общем мировом грузообороте занимает более 60 %. Транспортировка грузов морским транспортом и перевозки пассажиров судами составляет 90 % всего объема международных перевозок.2 Одним из следствий такой распространенности морской перевозки является большое количество споров и правовых коллизий в этой области.
Так, из всех дел, рассмотренных МАК за период с 2005 по 2010 год, подавляющее количество споров относится к делам, вытекающим из морского страхования. Количество споров с того момента не уменьшилось. Размер убытков, возникающих из морских опасностей, может быть продемонстрирован на примере арестованного египетскими властями панамского судна “Ever Given”, которое на неделю перекрыло Суэцкий канал. Египетские власти удерживают судно с находящимся на нем грузом, требуя возмещение в размере 916 миллионов долларов США.
Международный характер торгового мореплавания и, как следствие морского страхования, заставляет смотреть на сходства и различия, которые возникают при определении страхового интереса в объекте страховой охраны в различных странах, влияющий на получение страхового возмещения. В связи с тем, что стороны вправе выбрать право, применимое к договору морского страхования, необходимо учитывать не только национальное регулирование, но и регулирование тех стран, правопорядку которых страховщики стараются подчинять отношения, вытекающие из договора страхования. Это поможет принять более взвешенное решение при заключении договора и сделать отношения сторон более предсказуемыми.
Исходя из этого, ценность и значимость рассматриваемых проблем, связанных с институтом морского страхования в международном частном праве, представляется обоснованной.
Цель настоящей работы заключается в том, чтобы систематизировать теоретические подходы к объекту морского страхования и страховому интересу в России и иностранных правопорядках, прежде всего, Великобритании, и сформулировать их практическое значение.
Для осуществления указанной выше цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть и проанализировать историко-правовой аспект морского страхования, рассмотреть элементы страхового правоотношения, проанализировать понятие объекта правоотношения и применить эту конструкцию к страховому правоотношению; рассмотреть понятие страхового интереса по российскому и иностранному праву. Рассмотреть разные виды страховых интересов и интересов в сохранении имущества, проанализировать судебную и арбитражную практику....
Рассмотрев имущественный интерес как объект морского страхования, можно установить, что эта категория представляет собой одну из важнейших категорий морского имущественного страхования, под которой скрывается более общее, но не равное ему и не полностью включающее его в себя, понятие – страховой интерес. Понятие страхового интереса является объединяющим для личного и имущественного страхования в российском праве, с той разницей, что в имущественном страховании необходимо наличие достаточной юридической и экономической связи с объектом страховой охраны, будь то судно, груз или ответственность. Природа этой связи и понятие страхового интереса не всегда очевидны и могут являться предметом доказывания в каждом конкретном случае. В зависимости от выбранной юрисдикции и применимого права результат рассмотрения спора о получении возмещения может различаться.
Благодаря проведенному анализу английского права в области морского страхования можно прийти к выводу о том, что в английской практике существует более прогрессивный подход к понятию страхового интереса как связи с имуществом. Он легче допускает договорную или чисто экономическую связь с объектом страховой охраны, которая может подлежать судебной защите. С одной стороны, это можно объяснить судебными прецедентами, где судьи толковали и развивали понятие страхового интереса на протяжении многих десятков лет. С другой стороны, это объясняется более детальным и продуманным правовым регулированием.
Кроме того, на примере страхования ответственности экспедитора, можно сделать вывод о том, что возможность страховать ответственность по договору только в случаях, установленных в законе, замедляет рост страховых предложений и создает дополнительные трудности при получении возмещения страхователями. В связи с этим, можно предложить исключить из статьи 932 ГК РФ пункт 1.
Кроме того, предлагается разделить понятия страховой и имущественный интерес в рамках имущественного страхования следующим образом: имущественный интерес остается объектом страхования и может быть отделен от субъекта, например, когда продавец или покупатель страхует имущество на весь путь следования, и страховой интерес, который, по мимо прочего, представляет собой отношение между объектом страхования и лицом, требующим возмещение. Это можно реализовать через внесение изменений в п. 1 ст. 249 КТМ РФ, изложив его следующим образом:
«Объектом морского страхования может быть всякий имущественный интерес в объектах страховой охраны, которые связаны с торговым мореплаванием, - судно, строящееся судно, груз, фрахт, а также плата за проезд пассажира, плата за пользование судном, ожидаемая от груза прибыль и другие обеспечиваемые судном, грузом и фрахтом требования, заработная плата и иные причитающиеся капитану судна и другим членам экипажа судна суммы, в том числе расходы на репатриацию, ответственность судовладельца и принятый на себя страховщиком риск (перестрахование)».
Далее предлагается добавить статью 249.1 «Страховой интерес» в КТМ РФ, изложив ее следующим образом:
«На момент наступления страхового случая лицо, требующее страховой выплаты, должно обладать в отношении объекта страховой охраны страховым интересом, но может не иметь его на дату заключения договора страхования.
Страховой интерес – это заинтересованность страхователя (выгодоприобретателя, застрахованного лица) в ненаступлении страхового случая, обусловленная достаточной связью с объектом страховой охраны.
На момент наступления страхового случая действует презумпция наличия страхового интереса, которая может быть обусловлена вещной, обязательственной или иной связью с объектом страхования. Достаточность страхового интереса определяется с учетом конкретных обстоятельств».
1. Конвенция Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов : заключена в г. Гамбурге 31 марта 1978. – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс»
2. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) : заключена в г. Монтего-Бее 10 декабря 1982 с изм. от 23 июля 1994 // Собр. Законодательства Рос. Федерации. − 1997. − № 48. − Ст. 5493. – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
3. Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте : заключена в г. Брюсселе 25 августа 1924 года (изм. Протоколом от 23 февраля 1968). – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
4. Протокол 1992 года об изменении Международной конвенции о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 года от 27 ноября 1992 г. // Бюллетень международных договоров. – 2004. – N 6. – Режим доступа: URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&vkart=card&nd=203000877&rdk=&link_id=10&collection=1
1.1.2. Иные международные официальные документы
5. United Nations Conference on Trade & Development: Legal and Documentary Aspects of the Marine Insurance Contract : New York. – 1982. – URL: https://unctad.org/system/files/official-document/c4isl27rev1_en.pdf (дата обращения 01.05.2021).
1.2. Федеральные законы
6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая : от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации. − 1994. − № 32. − Ст. 3301. − (ред. от 09.03.2021). – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
7. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая : от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации. − 1996. − № 5. − Ст. 410. − (ред. от 09.03.2021). – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
8. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья : от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации. − 2001. − №49. − Ст. 4552. − (ред. от 18.03.2019). – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
9. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации : от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации. − 1999. − №18. − Ст. 2207. − (ред. От 20.04.2021). – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
10. О взаимном страховании от 29 ноября 2007 № 286-ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации. − 2007. − № 49. − Ст. 6047. − (в ред. от 29 июля 2017 г.). – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
11. О транспортно-экспедиционной деятельности : от 30 июня 2003 № 87-ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации. − 2003. − № 27 (ч.1). − Ст. 2701. − (в ред. от 06 июля 2016 и от 18 марта 2020 г.). – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
1.3. Иные законы и акты
12. Об организации страхового дела в Российской Федерации : закон от 27 ноября 1992 № 4015-1 // Российская газета. – 1993. – N 18. – (в ред. от 30 декабря 2020) . - Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
1.4. Иные нормативные документы
13. Гражданский кодекс РСФСР / Постановление ВЦИК СССР от 11 ноября 1922 года. – (в ред.01 февраля 1949 года). - Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
14. Кодекс торгового мореплавания Союза ССР / Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 14 июня 1929. – (в ред. 31.05.1931). - Режим доступа: : СПС «КонсультантПлюс».
15. Правила морского страхования. Редакция 4.20 / Совкомбанк страхование (АО); утверждены ВРИО Генерального директора № 89 от 15 апреля 2020 года [сайт]. - URL : https://sovcomins.ru/upload/pravila/more_4_20.pdf (дата обращения: 01.05.2021)....86