ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................2
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования субъектности в учебной деятельности младших школьников в условиях увлечённости ими компьютерными играми
1.1 Субъектность младшего школьника в учебной деятельности как предмет
психологического анализа..........................................................................................9
1.2 Учебная деятельность младших школьников: сущность, структура, динамика.................................................................................................................................... 18
1.3 Мотивация учебной деятельности младших школьников............................... 23
1.4 Рефлексия в учебной деятельности младших школьников............................. 28
1.5 Увлечённость компьютерными играми в младшем школьном возрасте 35
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование субъектности в учебной деятельности младших школьников с разной степенью увлечённости компьютерными играми
2.1 Организация и методы исследования...................................................................36
2.2 Изучение сформированности структурных компонентов учебной деятельности младших школьников как показатель их субъектности...................................39
2.3 Анализ мотивации учебной деятельности младших школьников...................44
2.4 Определение рефлексии в учебной деятельности младших школьников......72
2.5 Изучение увлечённости компьютерными играми младших школьников......76
2.6 Анализ характера связи между субъектностью в учебной деятельности
младших школьников и увлечённостью ими компьютерными играми..............73
2.7 Практические рекомендации и программа развития субъектности в учебной
деятельности младших школьников........................................................................... 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................85
Список использованных источников................................................................... 87
ПРИЛОЖЕНИЕ......................................................................................................... 9
Актуальность проблемы исследования. В психологическом облике
младшего школьника происходят глубокие изменения, которые свидетельствуют о широких возможностях ребенка на данном возрастном этапе как
субъекта собственной жизнедеятельности. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного
субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего
собственный опыт действования в этом мире.
Изучение субъектности осуществлялось на пути развития отечественный представлений об активной роли самого человека в процессе жизнедеятельности: учебё, работе. В психологической литературе, под субъектностью
понимается - свойство индивида быть субъектом своей активности.
Младший школьный возраст является особенно важным для становления субъектности в учебной деятельности. Во-первых: сама учебная деятельность направлена на то, что к концу младшего школьного возраста "ученик
научился самостоятельно учиться",; во-вторых: механизмы формирования
субъектности в учебной деятельности соответствуют механизмам формирования любой другой деятельности, так что уже в младшем школьном возрасте ученику предоставляется уникальная возможность овладеть этим механизмом, что и является главной задачей самой учебной деятельности. Как мы
уже говорили, субъекность у младших школьников формируется в учебной
деятельности. Под субъектностью в учебной деятельности В.В. Давыдов [22],
Д.Б. Эльконин [73] понимают совокупность характеристик присущих субъекту, формирующихся и раскрывающихся в деятельности. Г.А. Цукерман [46],
под субъектностью в учебной деятельности, понимает становление ученика
как активного субъекта этой деятельности, нацеленного на поисковую активность определяют субъектность в учебной деятельности
как целостную характеристику активности человека, обнаруживаемая в деятельности и поведении человека. Вышеупомянутыми и многими другими авторами, субъектность в учебной деятельности определяется очень лаконично
и, вероятно, весьма точно, как "умение учиться". Под субъектностью в учебной деятельности мы будем понимать такую форму учебной активности, а
рамках которой учащийся выступает как инициатор собственной познавательной деятельности, имеющий устойчивую внутреннюю мотивацию, способный осознанно планировать и регулировать свои действия, осуществлять
анализ своей учебной деятельности и давать оценку её результатов.
На основе теоретического анализа имеющихся по данной проблеме исследований, в качестве критериев субъектности в учебной деятельности мы
рассматриваем сформированность учебной деятельности, адекватную мотивации учения, рефлексивность. Рефлексия представляет собой отслеживание
ребенком целей, процесса и результатов своей деятельности, осознание тех
внутренних изменений, которые происходят, а также осознание себя как изменяющейся личности, субъекта деятельности и отношений. Является важнейшим новооборазованием младшего школьного возраста.
Как известно, младший школьный возраст является наиболее сензитивным возрастом. Разрастающаяся экспансия компьютерных игр направлена
на снижение возрастного ценза компьютерных игроков. Дети младшего
школьного возраста, как представители наиболее восприимчивого периода,
оказываются беззащитно очарованными виртуальным миром. К концу младшего школьного возраста ребёнка начинает посещать чувство "взрослости",
которое характеризуется желанием ребёнка принять роль взрослого, общественного "человека", для которого компьютерные игры являются модной
нормой. Эту самую моду ребёнок и впитывает. Учитывая, что увлечённость компьютерными играми, в связи с повсеместным компьютерным бумом, проявляющемся в наличия мобильных игровых устройств практически у каждого школьника, легкой доступности игровых компьютерных, да и просто информатизацией общества; проявляет себя
столько неопределённо, то может возникнуть опасность, что младший
школьник перепутает реальный и виртуальный миры. При этом, влияние
компьютерных игр на детей младшего школьного возраста практически не
изучено. Всё выше изложенное и обусловило выбор нашей темы
Проблема исследования: какова субъектность в учебной деятельности
младших школьников с разной степенью увлечённости компьютерными играми?
Цель исследования: изучить характер связи между субъектностью в
учебной деятельности и степенью увлечённости компьютерными играми у
младших школьников.
Объект: субъектность в учебной деятельности младших школьников
Предмет: субъектность в учебной деятельности младших школьников
с разной степенью увлечённости компьютерными играми
Гипотезы исследования: 1. Субъектность младших школьников в
учебной деятельности может быть проявлена через следующие показатели:
сформированность компонентов учебной деятельности, наличие учебнопознавательного мотива, как ведущего мотива, содержательная рефлексия, а
также, она обеспечивает формальную успешность в учебной деятельности.
2. Для учащихся начальной школы характерны: средний уровень вовлечённости в компьютерные игры; предпочитаемый вид компьютерной игры -
"симулятор выживания"; высокая распространённость мобильных устройств
в качестве игрового технического подспорья; при не сформированности
структурных компонентов учебной деятельности у младших школьников возрастает увлечённость компьютерными играми; эмоциональная привлекательность компьютерной игры для младшего школьника негативно сказывается на его рефлексивных способностях.
Задачи исследования:
1.Провести теоретический анализ проблемы увлечённости компьютерными играми младших школьников в контексте сформированности у них
субъектности в учебной деятельности.
2. Изучить субъектность младших школьников по показателям:
а) сформированности структурных компонентов учебной деятельности;
б) ведущих мотивов учебной деятельности;
в) преобладающего вида рефлексии в учебной деятельности.
3.Выявить предпочтения младших школьников по видам компьютерных игр и уровень увлечённости ими.
4.Выделить гендерные различия увлечённости компьютерными играми
у младших школьника
5.Проанализировать характер связи между субъектностью в учебной
деятельности и степенью увлечённости компьютерными играми у младших
школьников.
6.Разработать рекомендации и программу развития субъектности
младших школьников для психолога школы.
Теоретико-методологической основой исследования стали фундаментальные работы по теории учебной деятельности (П.Я. Гальперин, B 3 .
Давыдов, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, А.К. Маркова, Н.Ф. Талызина и
др.);представления А.Н. Леонтьева о полимотивированности деятельности;
развитие представлений об учебных мотивах в рамках деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, П.М. Якобсон, А.К. Маркова, М.В. Матюхина и др.); представления о познавательном интересе и способах его
формирования (Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина); положения теории развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман) о роли внутренних типов мотивации в учебном процессе; по увлечённости компьютерными играми (Е.Н. Волкова, А.В. Гришина)
Методы исследования обеспечиваются анализом теоретических и
экспериментальных работ по исследуемой проблемам субъектности в учебной деятельности младших школьников и игровой компьютерной увлечённости, позволяющим сформулировать гипотезу и определить задачи исследования; согласованностью научных позиций с данными других исследователей;
организацией эмпирической работы в соответствии с целями, задачами и
условиями проведения; использованием разнообразных методов психолого -
педагогического исследования таких как: тестирование, экспертные оценки,
анкетирование, адекватных предмету исследования; количественным и качественным анализом промежуточных и итоговых результатов исследования с
использованием математико-статистических методов: t-критерий Стьюдента,
непараметрический критерий U-Манна-Уитни для двух выборок, непараметрический критерий Краскела - Уоллиса для "К" независимых выборок, корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции Пирсона..
Методики исследования:
1.Для изучения субъектности в учебной деятельности нами были использованы следующие методики:
а) мониторинг учебной деятельности осуществлялся для изучения
структурных компонентов УД (А.Ю. Зайцева; цит. по работе М.А. Резниченко "Психологические аспекты деятельности учителя");
б) методика определения ведущего мотива (М.В.Матюхиной);
в) рефлексия (содержательная и ситуативная) определялась по "Почтальон" (А.З. Зака).
2. Для изучения увлечённости компьютерными играми: тест - опросник
степени увлечённости компьютерными играми (А.В. Гришиной);
3. Для выявления видов и игровых предпочтений компьютерных игр:
тест - опросник разработанный нами. Практическая значимость исследования: полученные данные о связи особенностей увлечённости компьютерными играми с субектностью в
учебной деятельности у младших школьников позволяют учителю, психологу и родителя создавать благоприятные условия для формирования показателей субъектности в учебной деятельности, которые помогут ребёнку осознанно подходить к окружающему его информационному - игровому буму, и
не только.
Выборка и база исследования: исследование проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №9»
г.Белгорода. В исследовании принимали участие: а) учащиеся 4 классов - 94
человека, из них 51 мальчик (54%) и 43 девочки (46%), обучающихся по "системе Л.В. Занкова"; б) учителя начальных классов - 4 человека; в) психолог
школы - 1 человек; г)родители - 94 человека. Было проведено анкетирование
учителей начальных классов (4 человека). Для удобства анализа учитывалась
формальная успешность учащихся в учебной деятельности. Показатель формальной успешности был вычислен путём среднего арифметического значения и, по показателям успеваемости, были выделены группы учащихся разной формальной успешности в учебной деятельности: I - группа детей с высоким уровнем формальной успешности; II - группа детей со средним уровнем формальной успешности.
На основе теоретического анализа имеющихся по данной проблеме исследований, в качестве критериев субъектности в учебной деятельности мы
рассматриваем сформированность учебной деятельности: наличие учебнопознавательного мотива в числе ведущих; умение ставить перед собой учебные задачи и уметь их решать посредством учебных действий, затем, соотносить учебные действия с образцом, а после, оценивать свою деятельность на
разных этапах её осуществления.
Главным отличительным моментом развивающего обучения является
изменение самого характера деятельности учащегося, когда "партнёром учителя является не ученик, а учащийся" [55,6].В то время как при традиционном обучении деятельность учащегося носит репродуктивный характер (воспроизведение, выполнение заданий по алгоритму), в условиях развивающего
обучения она является продуктивной. В процессе продуктивной деятельности ученик самостоятельно ищет решение нового для него задания, проблемы. Для этого ему нужно применять знания в новой ситуации, самому разрабатывать алгоритм решения стоящей перед ним проблемы. Учебная деятельность является полимотивированной, т.е. она связана не с одной, а с целым
рядом потребностей. Мотив может быть внутренний, порождаемый самой
деятельностью, и внешний, который в деятельности не создаётся. Мотив
конкретизируется в целях, но если нет внутреннего мотива, то нет цели. Цель
же является детерминантой, которая задаёт деятельность, т.е. если нет внутреннего мотива, то и нет деятельности. Только наличие учебнопознавательного мотива ведущим мотивом, определяет становление субъектности в учебной деятельности. В рамках системы развивающего обучения,
рефлексия есть и цель, и средство учебной деятельности. Действия контроля
и оценки, наряду с учебными задачами и действиями, выступают ступеньками, поднимаясь по которым, к концу младшего школьного возраста, происходит формирование теоретического мышления, характеристикой и венцом
которого является содержательная рефлексия.
Исследовательские данные позволяют судить о неоднозначности и
разнообразии влияния, оказываемого компьютерными играми на младших
школьников и полагать, что в зависимости от мотивации, целей и условий
деятельности, компьютерные игры могут быть использованы как для ухода в виртуальный мир, в котором трудности и проблемы реального мира
отсутствуют, так и в качестве своеобразной творческой лаборатории, позволяющей приобрести новый психологический опыт. Существуют разные
классификации игр. Наиболее привлекательными являются ролевые игры.
Они способны увлечь ребёнка вплоть до утраты индивидуальности и
отождествления себя с персонажам. Ребёнок становится объектом компьютерной игры, что не будет способствовать развитию субъектногсти в целом, в том числе и в учебной деятельности.
В ходе нашего исследования было выявлено, что к концу младшего
школьного возраста компоненты учебной деятельности сформированы на
среднем от максимального уровня, причём, такой компонент учебной деятельности, как "действия контроля", как утверждает А.К. Маркова [41, с. 52],
" ...с которого должно начинаться самостоятельное выполнение учебной деятельности", развит слабее остальных.
Толчком к операциональному развитию учебной деятельности служит
мотивационный аспект учения. Ведущими мотивами учебной деятельности
являются внешние (узко-личностные и широко социальные) мотивы. Эти мотивы стимулируются обществом. Узко-личностные мотивы побуждают детей
к погоне за формальной успешностью, результатом, успехом. Цели этих детей весьма поверхностны: получить хорошую отметку, стать успешным, "реализовать общественный, а не личностный смысл". Наличие широко социальных мотивов в стане ведущих к концу младшего школьного возраста говорит о том, что младший школьник, имея конечную цель не видит промежточных целей. Ученик не отдаёт себе отчёт в том, что он уже знает и чего
ещё не знает, чему ещё надо учиться, о чём он узнает и чему научится, какими способами работы овладел и какими ещё предстоит овладеть. В таком
учебном процессе отсутствует чёткая постановка ближних и дальних целей,
т.е. учебных задач. Мотивы, порождаемые самой учебной деятельностью,
внутренние - учебно-познавательные мотивы, еле заметны в иерархии мотивов учебной деятельности к концу младшего школьного возраста. Ученик не
проявляет познавательную активность, его не интересует суть явлений и
процесс решения. Стоит так же отметить, что "коммуникативный" мотив, который играет важнейшую роль в формировании учебной деятельности, представлен в мотивационной системе младших школьников самым слабо выраженным.
Результаты нашего исследования показывают, что большинство младших школьников (79,8%) к концу соответствующего возраста не способны
отслеживать учебные цели, процессы и результаты своей деятельности; осознавать внутренние изменения, а также осознавать себя как изменяющуюся
личность, как субъекта учебной деятельности, другими словами, не способны
на содержательную рефлексию.
В соответствии с результатами нашего исследования, большинство
(45,7%) младших школьников находятся на среднем уровне компьютерной
вовлечённости в компьютерные игры. Компьютерная игра выступает для них
важной частью жизни, выполняя компенсаторные функции. Она является
средством общения и взаимодействия ребёнка. Интерес к компьютерной игре
побуждается достижением в ней всё более высоких результатов, т.е. игра выступает самоцелью. Отметим тот факт, что шкала родительского отношения
к компьютерной игре на естественном уровне вовлечённости в компьютерные игры сильно выражена, а на зависимом - слабо, это говорит о том, что
лимитирование времени компьютерной игры способствует более нейтральному отношению к ней, а, поощрение игровой компьютерной увлечённости
младших школьников со стороны родителей, приводит их к ещё большей вовлечённости, впрочем, это очевидно. Процент мальчиков (73%) на среднем и
зависимом уровне вовлечённости в компьютерные игры гораздо выше процента девочек (27%). Антропогенез мужской природы, нацеленный на достижении всё более высоких результатов, превосходству над собой и противником, находит своё извержение в компьютерных играх.
Самой привлекательной игрой в младшем школьном возрасте является
"симулятор выживания". Это связано с появлением у учащегося "чувства
взрослости". Данный вид игр выступает подспорьем для социального проявления себя. Мобильное устройство оказалось самым популярным техническим средством для осуществления компьютерной игры, что не удивительно,
в связи с его легко доступностью, распространённостью, удобностью. Так же,
младших школьников привлекает наблюдение за ходом игры другого человека без непосредственного вмешательства. Это можно расценить и как стремление к компьютерным играм, "быть в игре, пусть даже вне игры" или как
своеобразный способ коммуникации в младшем школьном возрасте.
По результатом нашего исследования видно, что существуют значимые
корреляционные связи между компонентами учебной деятельности и компонентами вовлечённости в компьютерные игры. Чем сильнее увлечённость
компьютерными играми, тем слабее побуждение проявлять интеллектуальную активность, думать и рассуждать на уроке. Ведущий узколичностный мотив младшего школьника в учебной деятельности переносится в виртуальное пространство, и теперь, этот мотив движет ребёнка на
достижение всё больших результатов в компьютерной игре, что усиливает
его игровую компьютерную вовлечённость, которая, в свою очередь, -
усиливаясь, подпитывает ведущий узко-личностный мотив. Получается
замкнутый круг. Может ли игровая компьютерная деятельность быть самодостаточной, т.е. способной взращивать в себе субъектов деятельности?
Для ответа на этот вопрос нам необходимо выделить её компоненты: мотивация, выполняемые действия, контроль и оценка своих действий; что до задач игровой компьютерной деятельности, то они всегда поступают извне.
Задачи такой деятельности запрограммированы разработчиком игры. Эта
тенденция сказывается на учебной деятельности, когда младший школьник
не способен самостоятельно поставить перед собой учебную задачу, а может
быть, не сформированность данного компонента в учебной деятельности
приводит младшего школьника к поиску такого вида деятельности, где постановка задач не требуется. В любом случае, они значимо взаимосвязаны.
Дальнейшие: учебные действия, действия контроля и оценки являются лишь
фикцией, чем и подтверждается их слабая сформированность к концу младшего школьного и значимая корреляционная связь с компонентами вовлечённости в компьютерные игры. В связи с вышеизложенным, мы можем сказать, что наша гипотеза подтверждается.
Нами была разработана и проведена программа развития субъектности
младших школьников в учебной деятельности. В её создании мы отталкивались от того, что активность, самостоятельность, рефлексия, осознание своего права выбора и несение ответственности за этот выбор, понимание и принятие другого способствуют развитию субъектности в учебной деятельности. Была выбрана коллективная форма работы, т.к. она играет важнейшую
роль в формировании учебной деятельности, причём, судя по мотивационной системе, коммуникативный мотив занимает последнее место в иерархии мотивов и нуждается в подкреплении. Использование групповых
форм обучения втягивает в активную работу даже «глухих» учащихся.
Данная программа позволит детям осознавать себя как личность ( собственную значимость и самоценность); анализировать свои сильные и слабые стороны, искать способы личностного развития; развить и укрепить чувство
собственного достоинства; развить интереса к личности другого человека;
развить умение вступать в субъект - субъектное взаимодействие с другими
людьми.
Абульханова, К. А. Психосоциальный и субъектный подходы к исследованию личности в условиях социальных изменений [Текст] / К. А. Абульханова, М. И. Воловикова // Психологический журнал. - 2007. - Т. 28. - №
5. - С. 5-14.
2. Антохина В.А. Развивающее обучение в современной школьной практике:
тенденции, противоречия, перспективы // Психологическая наука и образование. 2003. № 3.
3. Архиреева Т.В. Динамика учебной мотивации детей младшего школьного
возраста // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 2. С. 38
47.
4. Асмолов, А. Г. Психология личности [Текст] / А. Г. Асмолов. - М. : Издво Московского ун-та, 1990. - 367 с
5. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Кобелев В.В, Тихомиров О.К. Психологические последствия информатизации: психологические аспекты//Психологический журнал. 1999. N 2.
6. Божович Е.Д. Психолого-педагогические проблемы развития школьника,
как субъекта учения./ Е.Д. Божович. - М.:ПЕР СЭ, 2000. — 255 с.
7. Божович Е.Д. Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исА следования / Под ред. Е. Д. Божович. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 400
с.
8. Брушлинский, А. В. Проблема субъекта в изменяющемся обществе (статья
вторая) [Текст] /А.В. Брушлинский // Психологический журнал. 1997. - Т.
18. - № 2. - С. 18-33.
9. В. В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. — Ереван :
Луйс, 1981. — 218, [2] с.
10.Волкова Е.Н. Исследование структуры субъектности в младшем подростковом возрасте с разным уровнем игровой компьютерной зависимости
[Текст]/ Е.Н. Волкова, А.В. Гришина // Психологическая наука и образование. - 2015. - №1.- С. 69-79с.
9311.Волкова Е.Н. Оценка распространённости игровой компьютерной зависимости у младших школьников [Текст]/ Е.Н. Волкова, А.В. Гришина //
Вестник Мининского университета. - 2014. - №3.- С. 69-79.
12.Волкова Е.Н. Психологические факторы формирования игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте[Текст]/ Е.Н. Волкова, А.В. Гришина //Психологический журнал. том 35.- 2015. - №2.
13.Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. -
М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с. - (Психология: Классические труды).
14.Гальперин П. Я. О методе поэтапного формирования действий // Вопро-сы
психологии. - 1969. - № 1 - С. 15-25.
15.Гуляева Е.В., Соловьева Ю.А. Компьютерные игры в жизни дошкольников // Психологическая наука и образование. 2012. № 2. С. 5-12.
16.Гуткина Н.И., Печенков В.В. Динамика учебной мотивации учащихся от
второго к третьему классу // Вестник практической психологии образования. 2006. № 4. С. 46-50.
17. Давыдов В. В. (ред.) Психическое развитие младших школьников. М.,
1990.
18.Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М.: Интор, 1972. - 265 с.
19. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М. : Интор, 1996. - 554 с.
20. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление М., 1989.
21. Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. 1981. № 6. P. 13 - 26.
22.Давыдов В.В.Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и
экспериментального психологического исследования - М Педагогика,
1986 - 240 с. - (Труды д.чл. и чл.-кор. АПН СССР)
23.Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник
как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3—4.
24.Давыдов, В.В., Варданян, А.У. Учебная деятельность и моделирование.-
Ер.:Луйс, 1981.-220 с.
25. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Изд-ва "Лантерна",
"Вита", 1995.- 150 с.
26.Дусавицкий А.К. Из опыта экспериментального изучения динамики познавательных интересов младших школьников - В кн.: Экспериментальное
94исследование по проблемам усовершенствования учебновоспитательного процесса в начальных классах и подготовки детей к школе. Часть 2. Тбилиси, 1974 г., с 144.
27.Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников /
Науч.- исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук
СССР/ А.З. Зак. - М.: Педагогика, 1984. - 152 с.
28. Занков, Л.В. Обучение и развитие // Л.В. Занков.- М: Просвещение, 1975.
- 150 с., с. 97
29.Зельцерман Б.А., Рогалёва Н.В. Как проявляется субъектность в учебной
деятельности [Электр. ресурс]/ Б.А. Зельцерман, Н.В. Рогалёва. -URL:
http: //www. experiment.lv./rus/biblio/vremj a_exp/3. htm
30.Зимняя И.А. Педагогическая психология -- Ростов-на-Дону:Феникс,1997.-
480с
31.Зинченко В. П. Психологические основы педагогики. М.: Гардарики,
2002...
32. Зинченко В.П. Перспектива ближайшего развития развивающего образования // Психологическая наука и образование. 2000. № 2.
33. Иванов М.С. Формирование увлечённости от ролевых компьютерных игр/
М.С. Иванов//Психология зависимости, 2013 г., том26, .1, с 143 - 169.
34.Книжникова С. В., Серая Ю. В. Компьютерные игры как фактор формирования агрессивных и аутоагрессивных установок личности подростка //
Научно-методический журнал «Концепт». - 2016. - Т. 24. -С. 82-87.
35.Кулагина И.Ю. Доминирующая мотивация школьников: возрастные тенденции и условия развития // Культурно-историческая психология. 2015.
Том 11. № 3. С. 100-109. doi:10.17759/chp.2015110309
36.Левина И.Л. О субъектности субъекта учебной деятельности [Текст]/ И.Л.
Левина//Педагогика и психология. - 2012.- №6.- С. 89-96
37.Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. - М. : Политиздат,
1975. - 304 с.
38. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 3 - е изд. М., 1979, с. 513
39.Липчанская И. А. Становление субъектного опыта ребенка 7-9 лет в условиях развивающей среды образовательного учреждения: дисс. ... канд.
пед. наук. Волгоград, 2003. 200 с
9540.Макалатия А.Г. Мотивация в компьютерных играх/ А.Г. Макалатия// 3- я
российская конференция по экологической психологии (Москва 15-17
сентября 2003г.) : тез. - М., 2003. - с. 358-361
41.Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. —
М., 1983. — 95 с.
42.Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
43.Матюхина М. В.. В. Вопросы формирования мотивации учения у младших
школьников на уроке. — В сб.: Проблемы урока в свете комплексного
подхода к воспитанию и обучению школьников. Волгоград, 1980. С. 105—
114.
44.Матюхина М.В. Мотивация младших школьников. - М.: Педагогика, 1984.
- С. 304.
45.Матюхина М.В., Спиридонова С.Б. Развитие личности и познавательных
процессов в младшем школьном возрасте: Учебное пособие. - Волгоград:
Перемена, 2005
46. Михайлова Е. В. Формирование субъектного познавательного опыта учащихся индивидуализированными средства- ми обучения: автореф. дисс. ...
канд. пед. наук. Петрозаводск, 2008. 192 с
47.Могдалева Е.И. Компьютер: друг или враг. [Электронный ресурс]. Режим
доступа:Ш Ь: http://www.junior.bv/74-kompvuter-drug-ili-vrag.html (дата
обращения: 26.05.2012)
48.Обухова Л.Ф., Ткаченко С.Б. Возможности использования компьютерных
игр для развития перцептивных действий // Психологическая наука и образование. 2008. № 3. С. 49-61.
49.Осницкий А. К. Проблемы исследования субъектной активности [Текст] /
А. К. Осницкий // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С.5-19.
50.Осницкий А.К. Психологические механизмы самостоятельности / А.К.
Осницкий. - М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. - 232 с.
51.Подшивалова Е.П., Цукерман Г.А. Становление субъекта учебной деятельности (трехлетнее лонгитюдное исследование младших школьников)
// Психологическая наука и образование. 2003. № 2.
52.Психология обучения младшего школьника, Эльконин Д.Б.[Электронный
ресурс] - Электрон. текстовые дан. - Москва: [б.и.], 2000. - Режим доступа http: //psychlib .ru/mgppu/EPr-1997/EPR-2391 .htm
9653.Радеева Р.Е. Психологические особенности компьютерных игр: новый
контекст детской субкультуры. Электронная версия: http://www.
childpsy.ru/lib/articles/id/10345.php
54.Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика.
Статьи. - Томск: "Пеленг", 1997. - 288 с. - (Б-ка Развивающего Обучения;
Выпуск 19).
55.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер Ком, 1999. -
720 с.: (Серия "Мастера психологии"
56.Рубцов В. В. Основы социально-генетической психологии. - Воронеж:
Институт практической психологи, 1996. - 384 с.
57.Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. - 224 с.
58.Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии.
Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная пресса, 2000.
59. Стародубцева Е.В. Проблемы диагностики регуляторного опыта младших
школьников [Текст]/ Е.В. Стародубцева//Альманах современной науки и
образования. - 2013. -№3. -С.177-189
60.Стахнева Л.А. Субъектность как предмет психологического исследования
[Текст] /Л.А. Стахнева// Психологический журнал.- 2011.- Т.34.-№6- С.23-
30.
61.Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми// Вестник МГУ. 2001 г.Сер.
14. Психология, 3.
62. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990, с. 350
63.Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. - Томск : Пеленг, 1993. - 268 с.
64.Цукерман Г. А. Как младшие школьники учатся?- М. Рига , 2000, с 187
65.Цукерман Г. А. Опыт типологического анализа младших школьников как
субъектов учебной деятельности // Вопросы психологии 1999. № 6.
66.Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии 2001. № 5.
67.Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования // Психологическая наука и образование.
2010. № 4. С. 77-90.