Только Word
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРИЯ ТЕСТОВОГО ОЦЕНИВАНИЯ И СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ. ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 7
1.1. Общие сведения о лингводидактическом тестировании 7
1.2. Основы теории тестового оценивания и статистической обработки тестовых данных 12
1.3 Психолого-педагогическая характеристика школьников старших классов и преимущества внедрения тестирования в данной возрастной группе 18
1.4. Описание и анализ основного государственного экзамена по английскому языку 24
1.5. Описание и анализ единого государственного экзамена по английскому языку 32
1.6. Описание и анализ программы Standardized English Tests 43
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 52
ГЛАВА II. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ДАННЫХ, ПОЛУЧЕННЫХ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ТЕСТОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА НА БАЗЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГИМНАЗИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 54
2.1. Анализ статистических параметров теста ОГЭ 54
2.2. Анализ статистических параметров теста SELT 4 59
2.3. Анализ статистических параметров теста ЕГЭ 64
2.4. Анализ статистических параметров теста SELT 7 68
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
Список использованной литературы 78
Список словарей 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 97
Государственная итоговая аттестация (ГИА) школьников в Российской Федерации проводится в тестовой форме основного и единого государственных экзаменов (ОГЭ и ЕГЭ). В данной работе мы сосредоточимся на особенностях подготовки к ГИА по английскому языку, которую учащиеся проходят по окончании программ основного общего и среднего общего образования.
Для достижения учащимися высоких результатов при сдаче государственных экзаменов необходимо разработать и методически правильно организовать системный процесс подготовки к тестированию. В ходе разработки возникает необходимость в формах контроля, благодаря которым можно объективно оценить уровень знаний и успеваемости учащихся. Такой формой контроля при подготовке к ГИА по английскому языку может стать многоступенчатая программа обучения и тестирования Standardized English Language Tests (SELT).
В современных условиях организации образовательного процесса, целью которого является подготовка к итоговому тестированию учащихся, особенно актуальны исследования, освещающие новые пути эффективной подготовки учащихся к экзаменационным испытаниям в форме тестов. Именно этот довод является обоснованием актуальности данной выпускной квалификационной работы.
Целью выпускной квалификационной работы является определение эффективности подготовки школьников старших классов к ГИА с использованием многоступенчатой программы обучения и тестирования SELT.
Для раскрытия темы и достижения цели данной работы необходимо реализовать следующие теоретические и практические задачи:
1. Проанализировать научную и методическую литературу по предмету исследования.
2. Изучить материалы Федерального института педагогических измерений по подготовке школьников к ГИА
3. Описать и проанализировать тесты ОГЭ и ЕГЭ по иностранному (английскому) языку.
4. Изучить и проанализировать тестовые материалы издательства «РЕЛОД» SELT.
5. Провести тестологический эксперимент и сопоставить результаты тестирования по SELT с результатами тестирования ГИА.
6. Провести статистический анализ и сопоставить значения валидности, надежности, дифференцирующей способности и трудности вопросов ОГЭ, ЕГЭ и SELT.
Объектом исследования является подготовка школьников к ГИА по английскому языку с использованием программы SELT.
Предмет исследования – эффективность подготовки учащихся к ГИА с использованием программы обучения и тестирования SELT.
Практическая значимость работы заключается в возможности подтвердить и обосновать целесообразность и полезность применения программы SELT в процессе подготовки школьников старших классов к ГИА по английскому языку.
Методами исследования в данной работе стали анализ и синтез, обобщение информации, эксперимент, табличный способ представления и обработки информации, статистический метод анализа информации.
Экспериментальной базой исследования стала Академическая гимназия Санкт-Петербургского университета им. Д. К. Фадеева. В тестологическом эксперименте приняли участие учащиеся 9-х и 11-х классов гимназии. Общее число испытуемых составило 92 человека – 38 учащихся 9-х классов и 54 учащихся 11-х классов.
Процедура проведения эксперимента включала в себя подбор и подготовку тестовых материалов, контроль деятельности учащихся во время тестирования, а также проверку выполненных работ и представление данных в виде таблиц, удобных для последующего анализа. В дальнейшем данные эксперимента подверглись обработке с целью определения статистических параметров тестов. Результаты вычислений были использованы для уточнения характеристик каждого теста в отдельности и для сопоставления тестов между собой.....
Целью данной выпускной квалификационной работы является определение эффективности подготовки школьников старших классов к ГИА с использование многоступенчатой программы обучения и тестирования SELT.
Анализ современной научной и методической литературы позволяет прийти к выводу, что тесты, являясь одним из наиболее эффективных средств контроля, обладают и обучающим потенциалом.
Соблюдение требований к составлению тестов и поиск оптимального сочетания методических приемов тестирования позволяют получить максимально точные результаты.
Обработка результатов тестирования проводится с помощью методов посттестового статистического анализа. Эти методы позволяют с высокой точностью определить, насколько тест пригоден для использования с определенной целью, насколько результаты теста устойчивы, а также появляется возможность анализа уместности каждого отдельного вопроса тестов.
Для подготовки учащихся к тестам с высоким уровнем риска необходимо создание независимой системы проверки успеваемости, то есть тестов с низким уровнем риска для промежуточного и итогового контроля в процессе обучения в школе. Такие тесты помогают снизить уровень стресса и, обладая обучающим потенциалом, обращают внимание учащихся и преподавателя на особенно важные и сложные компоненты учебной программы.
Современные тесты для проведения ГИА отличаются разнообразием методических приемов тестирования и, соответственно, проверяемых с их помощью умений и навыков. В заданиях представлены тексты различной тематики, что позволяет проверить знания испытуемых в различных предметных областях.
Анализ внутритестовых параметров ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку показывает, что по результатам тестирования можно составить четкое представление об уровне подготовленности участников фокусной группы. Рассмотрение качеств каждого вопроса теста позволяет выявить более и менее подходящие вопросы, чтобы доработать задания теста при необходимости.
Показатели половинной надежности ОГЭ и надежности всего теста свидетельствуют о высоком уровне согласованности теста и устойчивости его результатов, что является необходимым условием для получения значимой информации о тестовом материале.
Тест ОГЭ может быть применен для итоговой оценки знаний, навыков и умений, сформированности коммуникативной компетенции учащихся 9 классов без существенных изменений.
ЕГЭ по английскому языку также позволяет оценить уровень подготовленности участников фокусной группы. Вопросы ЕГЭ хорошо дискриминируют учащихся. Однако показатели коэффициента половинной надежности и надежности всего теста положительны, но недостаточно высоки. Иными словами, тест может стать более внутренне согласованным в результате доработки.
Устная часть ЕГЭ нуждается в переосмыслении ввиду того, что проверка навыков монологической и диалогической речи, ритмико-произносительных навыков затрудняется использованием заданий с недостаточной коммуникативной и прагматической значимостью.
Задания тестов SELT 4 и SELT 7 обладают меньшей дискриминантной способностью по отношению к ОГЭ и ЕГЭ. Однако сложные и простые задания сбалансированно распределены по разделам теста, что является действенным способом мотивации учащихся усердно выполнять каждое задание, не считая какой-либо раздел или тип вопросов более простым и потому не заслуживающим должного внимания. Данное качество является существенным достоинством тестов SELT, так как учащиеся привыкают ответственно относиться к выполнению заданий, не отвлекаясь и не поддаваясь соблазну уделить меньше времени «легким» вопросам.
Позитивным ожидаемым изменением программы SELT может стать создание формы тестирования, содержащей также и очную устную часть с альтернативным подходом к выбору коммуникативно значимых заданий и ситуаций иноязычного общения.
Программа SELT поддержана сериями учебников Oxford University Press, однако возможно использование и других пособий для создания оригинальной системы обучения английскому языку, адаптированной к потребностям и интересам учащихся и преподавателя. Наличие учебно-методических комплексов, готовых к применению на уроках иностранного языка является еще одним преимуществом программы SELT.
Тест SELT 7 обладает более высокими по сравнению в ЕГЭ показателями половинной надежности и надежности всего теста, которые находятся в пределах нормы или незначительно отличаются от него.
Однако показатель сопоставительной валидности SELT 7 и ЕГЭ положителен, однако можно найти пути повышения его значений. Соответственно, необходимы дальнейший сопоставительный анализ и корректировка содержания теста SELT 7.....
1. Актуальные вопросы языкового тестирования / Ахола C., Башарин А. А., Башмакова Н. И.[и др.]; под ред. Павловской И. Ю. — Вып. 2. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. — 684 с.
2. Башмакова Н. И. Типология языковых тестов и методика посттестового анализа (на материале британских и американских тестовых систем) дис. ... канд. фил. наук / С.-Петербург. гос. ун-т. − СПб., 2002. − 192 л.
3. Большакова И. Г. Ошибки в разработке и применении тестов на владение иностранным (английским) языком: дис. ... канд. фил. наук / С.-Петербург. гос. ун-т. − СПб., 2002. – 183 л.
4. Вербицкая М. В., Махмурян К. С., Симкин В. Н. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года по английскому языку – ФИПИ, 2016. – 28с.
5. Вербицкая М. В., Подлазов А. В. Два монолога о едином госэкзамене // Наука и жизнь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://m.nkj.ru/archive/articles/20690/ – Загл. с экрана. (Дата обращения: 11.02. 2018)
6. Гальскова Н.Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. Учебное пособие. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2006. – 336 с.
7. Жаркова Л. И., Картушина Н. В. Тестирование как метод контроля знаний при обучении иностранным языкам // Мир науки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/14PDMN217.pdf – Загл. с экрана. (Дата обращения: 8.02.2018)
8. Кагермазова Л. Ц. Возрастная психология // STUDMED.RU [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.studmed.ru/kagermazova-lc-vozrastnaya-psihologiya-psihologiya-razvitiya_371d8bd9e92.html – Загл. с экрана (Дата обращения: 8.04.2018)
9. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по английскому языку // ФИПИ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory – Загл. с экрана (Дата обращения: 19.01. 2018)
10. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по английскому языку // ФИПИ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory – Загл. с экрана (Дата обращения: 19.01. 2018)
11. Кудряшова О. В. Компоненты коммуникативной компетенции при обучении письменной речи // Cyberleninka [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/komponenty-kommunikativnoy-kompetentsii-pri-obuchenii-pismennoy-rechi – Загл. с экрана (Дата обращения: 13.04.2018)
12. Маклаков А. Г., Сидорова А. А. Особенности психического развития старших школьников // Cyberleninka [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihicheskogo-razvitiya-starshih-shkolnikov – Загл. с экрана. (Дата обращения: 30.11.2017)
13. Макнамара Т. Языковое тестирование. – М.: RELOD, 2005. – 192 с.
14. Малышев И. В. Особенности стрессоустойчивости и адаптационных характеристик личности учащихся старших классов // Cyberleninka [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-stressoustoychivosti-i-adaptatsionnyh-harakteristik-lichnosti-uchaschihsya-starshih-klassov – Загл. с экрана. (Дата обращения: 30.11.2017)
15. Медведева О. В., Харченко И. А. Методические подходы к оценке тестов системы внутреннего контроля на основе статистических методов // Cyberleninka [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-podhody-k-otsenke-testov-sistemy-vnutrennego-kontrolya-na-osnove-statisticheskih-metodov – Загл. с экрана (Дата обращения: 28.03.2018)....40