Введение 3
Глава 1. Теоретические основы электронной коммерции, как новой сферы экономики 5
1.1 Формирование электронной коммерции 5
1.2 Основные понятия и классификации электронной коммерции 11
1.3 Оценка перспектив развития электронной коммерции в работах китайских и
российских ученых 15
Глава 2. Среда, формирующая электронную коммерцию 20
2.1 Технологические инновации в поддержку развития электронной коммерции 20
2.2 Синергетическое продвижение логистики, транспортировки и электронной коммерции 26
Глава 3. Оценка уровня развития и перспективы электронной коммерции в Китае и России
32
3.1 Развитие и современное состояние трансграничной электронной коммерции Китая ....32
3.2 Анализ динамики и состава национальной электронной коммерции России 42
3.3 Оценка перспектив электронной коммерции 49
Заключение 55
Список источников 57
В последние годы, с непрерывным развитием интернет-технологий, электронная коммерция стала новым способом торговли благодаря внедрению социальных сетей и электронных платежных систем, и превратилась в главного конкурента традиционной розничной торговли. В современную эпоху цифрового разграничения экономики электронная коммерция обеспечивает удобный режим торговли для людей, которые могут создавать свои собственные каналы продаж и предоставлять потребителям платформу, на которой они могут сравнивать цену и качество продукции благодаря информационной прозрачности. Особенно пострадав от новой эпидемии короны в 2019 году, из-за реализации таких мер, как закрытая дверь, для предприятий, электронная торговля, несомненно, стала возможностью расширить рынок, а трансграничная электронная коммерция стала основным средством торговли между странами.
Электронная коммерция в Китае достигла больших успехов с точки зрения создания инфраструктуры, законов и правил, а также теоретических исследований и практического применения. Реализуя программу "Интернет плюс", Китай постоянно содействует сочетанию мобильного интернета, облачных вычислений, больших данных, интернета вещей и других современных производственных отраслей, способствует здоровому развитию электронной коммерции, промышленного интернета и интернет-финансов, а также направляет интернет-предприятия на выход на международный рынок. В условиях, когда внутренняя система электронной коммерции уже достаточно развита и сформирована, Китай занимает выдающееся место в области трансграничной электронной коммерции. По сравнению с Китаем, российская электронная торговля все еще находится в относительно молодой области, но она быстро развивается, и в последние годы российское правительство постепенно усиливает свое внимание к развитию внутренней и внешней электронной коммерции в стране. Поэтому анализ и выявление структурных элементов, основных тенденций и закономерностей развития двух рынков является необходимым условием для дальнейшего развития моделей электронной коммерции в Китае и России.
Актуальность данной темы исследования подтверждается бурным ростом новой сферы экономики. Лидером мировой электронной коммерции является Китай. Россия активно развивает этот сектор внутри страны. Изучить перспективы данного направления представляется весьма своевременным.
Объектом исследования является рынок электронной коммерции в России и Китае.
Предметом исследования являются показатели, характеризующие состояние коммерции в Китае и России.
Цель данной работы - оценить текущее состояние развития электронной торговли и её перспективы в Китае и России.
Исходя из цели курсовой работы, были определены следующие задачи:
1. рассмотреть этапы формирования электронной коммерции в мире и сравнить становление электронной коммерции в Китае и России;
2. изучить основные элементы среды, формирующей электронную коммерцию
3. проанализировать динамику и состав трансграничной электронной торговли Китая;
4. провести анализ текущего состояния национальной электронной коммерции в России;
5. оценить перспективы развития электронной коммерции в мире, в Китае и России
В представленной работе изучены научные публикации российских и зарубежных авторов по теме исследования. Собраны и проанализированы статистические данные, характеризующие электронную коммерцию Китая, России и мира в целом.
Анализируя электронную коммерцию в Китае и России, важно подчеркнуть, что в обеих странах рынки электронной коммерции процветают, но при этом имеют свои особенности, проблемы и стратегические точки роста.
Электронная коммерция в Китае зародилась раньше и быстро превратилась в один из ведущих мировых рынков электронной коммерции. Благодаря мощной государственной поддержке и развитой технологической инфраструктуре Китай не только добился значительных успехов на своем внутреннем рынке, но и преуспел в трансграничной электронной коммерции. Анализируются динамика и составляющие факторы, влияющие на трансграничную электронную коммерцию в Китае, включая политическую поддержку, оптимизацию логистических сетей и расширение международного сотрудничества. Все эти факторы способствовали превращению Китая в ключевой узел глобальной электронной коммерции. В отличие от этого, электронная коммерция в России зародилась поздно, но в последние годы постоянное развитие соответствующих платформ электронной коммерции стимулировало рост отечественного рынка электронной коммерции. Анализ текущего состояния отечественной электронной коммерции в России показывает, что, несмотря на проблемы с платежными системами, логистической инфраструктурой и т д., российский рынок электронной коммерции по-прежнему имеет огромный потенциал роста за счет внедрения новых технологий, совершенствования нормативно-правовой базы и политики, а также постоянного развития платформ электронной коммерции.
В Китае наблюдается значительный рост трансграничной электронной коммерции, во многом благодаря развитой инфраструктуре электронной коммерции и активной государственной поддержке. Рост трансграничной электронной торговли был особенно заметен во время эпидемии, что свидетельствует о ее важности для мировой электронной торговли. Китайская трансграничная электронная коммерция охватывает Юго-Восточную Азию, Европу и Северную Америку, успешно расширяя охват рынка. Эта стратегия включает в себя не только традиционные категории потребительских товаров, но и охватывает такие быстрорастущие сегменты рынка, как красота и здоровье. Китайская трансграничная электронная коммерция стала важной частью внешней торговли страны, демонстрируя постоянный рост и широкий международный охват.
Российский рынок электронной коммерции меньше и моложе, но демонстрирует значительные признаки роста и зрелости. Хотя темпы развития электронной коммерции в России в последние годы снизились, объем продаж электронной коммерции продолжает расти. А в структуре рынка крупные интегрированные торговые площадки стали основными, их доля в заказах достигла 79 %. Все это благодаря совершенствованию онлайн- инфраструктуры, поскольку российские площадки активно адаптируются к меняющимся потребностям покупателей, инвестируя в улучшение пользовательского опыта и расширяя свои логистические возможности. Такие площадки, как Wildberries, Ozon и Яндекс.Маркет, активно конкурируют за торговые площади, предлагая широкий ассортимент товаров и услуг.
В будущем ожидается дальнейшее развитие глобальной электронной коммерции, причем трансграничная электронная коммерция станет одной из областей, которая продолжит укрепляться в торговом пространстве Китая, а доля России в розничной торговле на внутреннем рынке будет расти по мере развития технологий и снижения международных торговых барьеров. Прогнозы будущих уровней развития электронной коммерции в обеих странах свидетельствуют о том, что электронная коммерция будет оставаться новым направлением развития для обеих стран и всего мира. Будучи двумя стратегически важными рынками, Китай и Россия будут играть ключевую роль в глобальной экосистеме электронной коммерции.
1. Агафонова А. Н. Методология управления комплексом информационных услуг в электронной коммерции: дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Самара: Самарский гос ударственный экономический университет, 2015.
2. АКИТ и Сбер: официальный сайт. - М., 2012-2024 - URL:https://www.akit.ru/anal ytics/analyt-data
3. Балабанов И.Т. Электронная коммерция. - Санкт-Петербург; Редактор Дом Петра:
Петр Компания бук, 2013. - 335 стр
4. Беспалов A. А. История развития электронного бизнеса в России //Финансы и б изнес. - 2011. - №. 2. - С. 150-162. //URL:https://finbiz.spb.ru/wp-content/uploads/2 011/04/bespalov.pdf
5. Гаврилов, Л. П. Электронная коммерция : учебник и практикум для вузов / Л. П. Гаврилов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 202 3. — 579 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17867-8. — Текст : эл ектронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bc ode/533877 (дата обращения: 28.10.2023).
6. Голдовский И. Безопасность платежей в Интернете. - СПб.: Питер, 2001. - 240 с.
7. Головенчик Г. Сущность, классификация и особенности электронной коммерции / / Наука и инновации. 2020. №5 (207). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnos t-klassifikatsiya-i-osobennosti-elektronnoy-kommertsii-1 (дата обращения: 11.12.2023).
8. Гурбанныязов Ш. История развития электронной коммерции // Гуманитарные нау чные исследования. 2023. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.r u/2023/04/55396 (дата обращения: 27.10.2023).
9. История электронной коммерции. //Сайт кафедры цифровой экономики - URL:htt ps://xn--80apaiifgbp3bu.xn--p1ai/istoriya-elektronnoy-kommertsii.php
10. Кобелев, О.А. Электронная коммерция : учеб. пособие / ред. С.В. Пирогов; О.А.
Кобелев .— 5-е изд., стер. — Москва : ИТК "Дашков и К", 2020 .— 684 с. — ISBN 978-5-394-03474-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/689365 (дата обращения: 10.
05.2024)
11. Красюк И.А. Ногина Ольга Романовна Развитие электронной розничной торговли
в России /И.А. Красюк, О.Р. Ногина// Практический маркетинг. 2015. №7 (221).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-elektronnoy-roznichnoy-torgovli-v-rossii (д ата обращения: 10.05.2024).
12. Кубкина Ю. С. Электронная коммерция: роль, понятие, направления развития //T erra economicus. - 2012. - Т. 10. - №. 2-2. - С. 53-55.
13. Левченко К. В. Проблемы развития электронной коммерции //Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий. Т. 2.—Екатеринбург, 2015. - 2 015. - С. 30-33.
14. Маркетинговое исследование Выпуск eGrocery бюллетеня февраль 2024 Data Insi ght -M., 2010-2024 - URL: https://datainsight.ru/eGrocery_february_2024
15. Ногина О. Р Организация электронной коммерции в Санкт-Петербурге // Вестни к государственного и муниципального управления. - 2016. - №. 3. - С. 148-152.
// URL: https://cyberleninka.rU/article/n/organizatsiya-elektronnoy-kommertsii-v-sankt-pe terburge (дата обращения: 02.04.2024).
16. Объём интернет-торговли в России по итогам 9 месяцев 2023 года//АКИТ: сайт,
- URL: https://www.akit.ru/news/obyom-internet-torgovli-v-rossii-po-itogam-9-mesyatsev- 2023-goda
17. Панкина Т. В. Теоретико-методическое обеспечение процесса развития электронн ой торговли в малом бизнесе : дис. - Российский экономический университет и м. ГВ Плеханова, 2011. С. 15..
18. Паньшин Б.Н. Электронная торговля: теория и практика. - курс лекций - Минск:
БГУ, 2009-С.262
19. Пиковер А. В. Очерки социально-экономической информатизации и развития эле ктронной коммерции КНР. / Рос. акад.наук, Ин-т Китая и совр. Азии. — М.: И КСА РАН, 2022. — 208 с. DOI: 10.48647/IFES.2022.82.35.006
... Всего источников – 66.