Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


К ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ДЕТЕКТИВА: А. А. ШКЛЯРЕВСКИЙ

Работа №144108

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

литература

Объем работы58
Год сдачи2017
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3
Глава 1. Литературная формула детектива и русского уголовного романа 9
Глава 2. Произведения А.А. Шкляревского и литературная формула русского уголовного романа 16
2.1. Сюжет 16
2.2. Расследующий персонаж 20
2.2.1. Личность, профессиональная деятельность 20
2.2.2. Мотив деятельности, отношение к преступлению 24
2.3. Раскрытие тайны 25
2.4. Преступление (расследуемое дело) 27
2.5. Преступник 28
2.5.1. Личность и мотивы 28
2.6. Наказание 33
2.7. Психологизм 35
Заключение 40
Список использованной литературы 43
Приложение № 1 47
Приложение № 2 51

Детективную литературу можно назвать литературой сравнительно молодой: первые литературные произведения этого жанра появились лишь в XIX веке. Однако не вызывает сомнения, что сейчас детектив, несмотря на его молодость, является одним из самых востребованных жанров в современном читающем обществе, а виды детективной литературы и её специфика вызывают интерес у широкого круга зарубежных и отечественных исследователей1.
История зарождения и эволюции детективного жанра была и остается интересной и сложной литературоведческой проблемой. В первую очередь необходимо отметить тот факт, что, к сожалению, в современном литературоведении в области, описывающей детектив, существует серьезная терминологическая разноголосица. В частности, термины «детектив» или «детективная проза» часто используются в качестве обобщающих для всей литературы о преступлении2, тогда как детективная проза является лишь одним из жанров литературы о преступлении, имеющим свои особенности. Поэтому в настоящей работе для наименования всей литературы о преступлении мы, вслед за исследовательницей детективных жанров О.В. Федуниной3, будем использовать термин «криминальная литература». По мнению О.В. Федуниной, криминальная литература разделяется на две ветви: первая ветвь включает в себя жанры, в которых расследование является основой сюжета (например, классический детектив и полицейский роман); вторая ветвь объединяет жанры, сюжет которых не исчерпывается только детективной составляющей, а расследование в нем занимает второстепенное место или отсутствует вовсе (например, шпионский роман)4. В настоящей работе мы будем рассматривать те жанры, основу которых составляет расследование. Термином «детектив» мы будем именовать особый жанр криминальной литературы, сложившийся в XIX веке и имеющий свои инварианты: классический детектив, «авантюрное расследование», полицейский роман и «расследование жертвы»5.
Вопрос о том, какой писатель является родоначальником детективного жанра, остается дискуссионным. Некоторые исследователи считают, что история детектива начинается с 1818 года, когда была опубликована новелла Э.Т.А. Гофмана «Мадемуазель де Скюдери», которая сочетает в себе некоторые элементы детектива6. Другие исследователи признают «отцом детектива» Э.А. По, написавшего в 1841 году новеллу-детектив «Убийство на улице Морг» и ряд других детективных новелл в последующие годы («Тайна Мари Роже», «Похищенное письмо» и др.)7. Творчество По вызывает у читателей восторженный отклик, и через некоторое время детективный жанр становится популярным. Дальнейшее развитие зарубежного детектива тесно связано с именами У.У. Коллинза, Э. Габорио, А.К. Дойла и других писателей.
Во второй половине XIX века в России возникает особый жанр криминальной литературы – уголовный роман. Первоначально этим термином обозначались все переводные зарубежные произведения, в которых шла речь о преступлении, без учета характерных особенностей каждого произведения (как книги Э. Габорио и У. Коллинза, так и произведения Ф. де Буагобе и А. Бувье, например). Позднее в русской литературе появились собственные произведения о преступлениях (произведения А.А. Шкляревского, Н.А. Ахшарумова и других авторов), которые уже имели схожие черты в развертывании сюжета, типологии героев и характере конфликта. Эти произведения в современном литературоведении и объединяют термином «уголовный роман», и в настоящей работе под уголовным романом мы будет подразумевать именно оригинальные произведения русских авторов второй половины XIX века (романы, повести, рассказы)....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Настоящее исследование мы посвятили освещению начального периода развития русского уголовного романа – еще малоизученного литературного явления, возникшего во второй половине XIX века.
В первой главе нашей работы мы рассмотрели историю появления уголовной прозы. Она возникла под влиянием западной детективной традиции (в основном текстов Э. Габорио и У. Коллинза, чьи произведения в тот период активно переводились на русский язык). Однако процесс укрепления уголовной прозы в русской литературе был длительным и трудным: западная традиция детектива мало соответствовала характеру русской литературы. Вскоре в ней появилась своя собственная детективная традиция, которая уже соответствовала задачам русских писателей. Однако русский уголовный роман стал непохожим на образцы зарубежного детектива.
Проанализировав историю становления русского уголовного романа, мы предложили литературную формулу, описывающую, на наш взгляд, построение текстов русского уголовного романа в целом. Сопоставив эту формулу с формулой зарубежного детектива, выведенную исследователем Дж. Кавелти, мы вывели ключевые отличия этих жанров: в уголовном романе детективная линия играет в композиции произведения иную роль, а акцент смещен на психологические характеристики героев.
Анализ уголовной прозы А.А. Шкляревского, проведенный во второй главе работы, позволил нам проиллюстрировать указанные отличия в формулах. Мы последовательно проанализировали реализацию основных элементов формулы уголовной прозы в текстах Шкляревского: развитие детективного сюжета, образы расследующего героя и героя-преступника, расследуемую тайну (преступление), психологизм.


В зарубежной традиции детективная линия является «чистой» и играет сюжетообразующую роль. Шкляревский также в основном достаточно ярко и подробно изображает процесс расследования, однако детективная линия в его текстах несколько редуцирована.
По нашим наблюдениям, Шкляревский тяготеет к повествованию от первого лица. Расследующим персонажем в его текстах чаще всего выступает официальный представитель сыскных органов. Однако герои-преступники описаны Шкляревским более тщательно и разнообразно, чем противостоящие им расследующие персонажи, которым писатель обычно не дает практически никаких характеристик.
Создавая подробные и разносторонние портреты преступников, Шкляревский выстраивает обширную галерею человеческих характеров. Героями в их поступках движут различные мотивы: как эгоцентрические (корысть, страсть, месть), так и гуманистические (стремление помочь ближнему). В западной детективной традиции XIX века «гуманистических» преступников практически не было. Их изображение потребовало бы некоторого смещения акцента с детективной линии на психологические характеристики героя (как это и произошло в русской уголовной прозе).
Расследование происшествия у Шкляревского не всегда заканчивается восстановлением порядка, традиционным для западного детектива. Нередко герои, которыми движут лишь эгоцентрические мотивировки, избегают правосудия, а преступники, нарушившие закон под давлением обстоятельств, оказываются наказаны.
Указанные особенности прозы Шкляревского объясняются разницей в задачах, которые ставили перед собой авторы. Зарубежный детектив – это жанр, утверждающий торжество логики, рациональности, предоставляющий читателю сложную и увлекательную загадку, попутно укрепляя в его сознании социальные нормы. Перед авторами уголовного романа стояла иная задача – продемонстрировать, как именно формируется преступник, что заставило человека пойти на нарушение закона. Добавление психологизма к детективной линии стало для этого необходимым инструментом. На наш взгляд, очевидно, что психологический анализ преступников в прозе Шкляревского полностью подчинен задачам русского уголовного романа в целом и потому образует органичный сплав с детективной линией.....


1. Новая метла. Уголовный роман, соч. А.А Шкляревского // Русская мысль. М., 1886. № 9. С. 135. Без подписи.
2. Собрание сочинений А.А. Шкляревского // Отечественные записки. СПб., 1881. № 1. С. 82–84 (отд. 2). Без подписи.
3. Тимофеев Н.П. Записки следователя. СПб.: К.Н. Плотникова, 1872. 379 с.
4. Шкляревский А.А. Дьявольское наваждение; Портсигар: Рассказы А.А. Шкляревского. СПб.: тип. В.В. Комарова, 1892. 54 с.
5. Шкляревский А.А. Исповедь ссыльного. СПб.: кн. В.В. Оболенский, 1877. 162 с.
6. Шкляревский А.А. Как их судить? // Нива. СПб., 1874. № 43–45, 47–48.
7. Шкляревский А.А. Как люди погибают: Рассказы судебного следователя. [Содерж.: Свитая веревка; Крапивкин]. М.: тип. б. А.В. Кудрявцевой, 1880. 148 с.
8. Шкляревский А.А. Князь Амалат-Бек: Роман из уголов. хроники. СПб.: тип. С. Добродеева, 1882. 277 с.
9. Шкляревский А.А. Новая метла: Уголовный роман. [Содерж. вступ. ст.]. СПб.: тип. М.И. Румша, 1886. 303 с.
10. Шкляревский А.А. Новые рассказы. [Содерж.: Роковая судьба. (Рассказ следователя); Варинька и ее среда. (Рассказ учителя)]. М.: А.В. Хлебников, 1880. 235 с.
11. Шкляревский А.А. Отпетый (из дневника моего приятеля). // Дело. СПб., 1867. №1. С. 130–168.
12. Шкляревский А.А. Повести и рассказы. [Содерж.: Женский труд; Честный труд; Людское участие; Отчего он убил их?; Провинциальная клевета; Доля]. М.: тип. Бахметева, 1872. С. 177–247.
13. Шкляревский А.А. Против шхер // Пчела. СПб., 1875. №№ 13–16.
14. Шкляревский А.А. Рассказы из уголовной хроники. [Содерж.: Неправильный вердикт присяжных; Русский Тичборн; Нераскрытое преступление; Убийство ребенка]. СПб.: тип. А.С. Суворина, 1903. 303 с.
15. Шкляревский А.А. Рассказы следователя. [Содерж.: Рассказ судебного следователя; Как люди погибают; В сильном подозрении; Женский труд ]. СПб.: В.П. Турба, 1872. 241 с.....43


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ