Содержание криминальной реальности, связанной с подготовкой и совершением преступлений экономической и коррупционной направленности в сфере образования
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..………….3
ГЛАВА 1. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ…………………………7
1.1. Способы совершения и следы преступлений, совершаемых в сфере образования …………………………………………………………………….…7
1.2. Предмет преступного посягательства и обстановка совершения преступлений, реализуемых в сфере образования…………………………….16
1.3. Личность преступника и мотивация преступного поведения …….22
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ И СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ………………………………………………………………..29
2.1. Особенности проведения предварительной проверки подготовки и совершения преступлений экономической и коррупционной направленности в сфере образования……………………………………………………………….29
2.2. Типичные следственные ситуации и алгоритмы первоначального и последующего этапов расследования ………………………………………….36
2.3. Особенности производства отдельных следственных действий по уголовным делам об экономических и коррупционных преступлениях, совершенных в сфере образования …………………………………………….44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..53
Актуальность темы магистерского исследования.
Стоит отметить, что коррупционные проявления характерны практически для каждой сферы общественной жизнедеятельности. Сфера образования не является исключением.
В рамках изучения вопросов, связанных с распространением коррупции в нашей стране, нами было обращено внимание на отчет о результатах деятельности органов прокуратуры за 2022 год в части выявления наиболее коррупционных сфер деятельности.
Сфера образования по количеству случаев совершения преступлений коррупционной направленности находится на третьем месте в числе выделенных в отчете Главой Следственного Комитета России А.И Бастрыкина.
Существование коррупционных проявлений в сфере образования приводит к тому, что снижается интеллектуальный уровень общества, уровень качества образования, происходит также деградация общества и т.д. В результате коррупционных действий в сфере образования возможно также причинение ущерба, как государству, так и обществу, которое может быть выражено в выпуске учебными учреждениями некомпетентных специалистов и т.д.
Анализ оперативно-розыскной и следственной-судебной практики позволяет акцентировать внимание на существовании высокого уровня коррупции среди представителей профессорско-преподавательского состава различных высших учебных заведений России.
В ходе исследования эмпирической базы (в качестве которой выступали материалы следственно-судебной практики) по изучаемой категории дел, нами был сделан вывод о том, что субъекты коррупции, обладающие значительными полномочиями в образовательной сфере нередко в преступный механизм, вовлекают своих родственников.
Латентный характер взяточничества обусловливает необходимость повышения эффективности не только раскрытия, но и расследования взяточничества, в том числе в системе образования. По этим и некоторым другим причинам, противодействие рассматриваемому виду преступности является приоритетным направлением в деятельности правоохранительных органов.
Целью настоящей работы является анализ содержания криминальной реальности, связанной с подготовкой и совершением преступлений экономической и коррупционной направленности в сфере.
Для достижения поставленной цели, мною будут выполнены следующие задачи, а именно:
1. Рассмотрение способов совершения и следов преступлений, оставляемых в сфере образования.
2. Выявление особенностей предмета преступного посягательства и обстановки совершения преступлений, реализуемых в сфере образования.
3. Изучение особенностей личности преступника и мотивации преступного поведения.
4. Раскрытие особенностей проведения предварительной проверки подготовки и совершения преступлений экономической и коррупционной направленности в сфере образования.
5. Анализ типичных следственных ситуаций и алгоритмов первоначального и последующего этапов расследования.
6. Определение особенностей производства отдельных следственных действий по уголовным делам об экономических и коррупционных преступлениях, совершенных в сфере образования.
Степень научной разработанности выбранной темы исследования.
Тема настоящего исследования затрагивалась в работах различных ученых, таких как: Алонцева Д.В., Бодров Н.Ф., Гулина Е.В., Дамм И.А., Карягин В.В., Карагодин В.Н., Карпов А.Г., Матушкина Н.В., Осипов Д.Д., Смахтин Е.В., Христинина Е.В., и др.
В качестве объекта магистерской диссертационной работы следует признать совокупность правовых отношений, связанных с расследованием преступлений экономической и коррупционной направленности в сфере образования.
Предмет работы включает в себя:
-нормативные положения российского законодательства по теме исследования;
-доктринальные и правовые источники, касающиеся криминалистической характеристики преступлений экономической и коррупционной направленности в сфере образования.
-следственно-судебную практику, связанную с расследованием преступлений экономической и коррупционной направленности в сфере образования.
Нормативная база магистерского исследования. Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О противодействии коррупции», «Об образовании в Российской Федерации», а также иные нормативные акты, касающиеся исследуемой темы.
Практическая значимость результатов магистерского исследования обусловлена тем, что представленные нами различные положения, носящие теоретический характер, а также сформулированные выводы, могут подлежать использованию в деятельности правоприменительных органов.
Методологической основой исследования является применение современных общенаучных, а также специальных, частно-научных методов познания: системного, сравнительно-правового, формально-юридического. Исследование велось с позиции связи теории и практики, применяя диалектико-материалистический метод.
Структура: Магистерская диссертационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.
При проведении анализа темы настоящего выпускного исследования были сделаны следующие выводы:
1. В рамках изучения эмпирической основы по делам о коррупционных преступлениях, совершенных в образовательной сфере, нами были выделены наиболее распространенные способы совершения соответствующих деяний.
В частности, преимущественно дача взятки родственниками обучающегося (или самим обучающимся) осуществляется при применении следующих способов, таких как:
- способ, при котором, взятка подлежит передаче обучающимся лично в руки (либо в конверте) подкупаемого лица;
- способ, при котором взятка передается вместе с зачетной книжкой;
- способ, в рамках которого обучающийся передает подкупаемому лицу платежную пластиковую карту;
- способ, при котором обучающийся (или его родственники) осуществляет передачу в качестве предмета взятки продукты питания или какой-либо подарок.
Также стоит подчеркнуть тот факт, что, учитывая развитие современных информационных технологий, при совершении коррупционной деятельности, в том числе и в образовательной сфере, нередко применяются электронные переводы предмета взятки.
2. Анализ материалов следственно-судебной практики показал, что при совершении коррупционных преступлений в образовательной сфере, преступниками могут оставляться следующие следы, а именно:
- материальные следы (в качестве которых выступают аудио или видеозаписи, на которых зафиксирован разговор о предстоящей или уже совершенной передаче (получении) взятки; а также электронные следы (банковские квитанции о переводе денежных средств); цифровые следы, оставленные в телефоне (на планшете) преступника, и т.п.);
- идеальные следы (в качестве которых могут выступать показания свидетелей, подозреваемого относительно достигнутых ранее договоренностей о передаче незаконного вознаграждения).
3. Проведя анализ таких элементов криминалистической характеристики преступления, как: предмет, время, место, обстановка и способ реализации преступной деятельности можно отметить следующее:
3.1. Реализация получения (дачи) взятки, как и любого другого преступления подлежит совершению в определенной обстановке, в которой сохраняются соответствующие следы, способствующие установлению криминалистически значимой информации относительно условий, а также способе, применяемом преступником при осуществлении преступного акта.
3.2. Нами было установлено наличие взаимосвязи между предметом, обстановкой и следовой картиной совершаемого коррупционного преступления в образовательной сфере.
3.2.1. К примеру, если в качестве предмета коррупционного преступления выступали денежные средства, то на месте где происходила передача (получение) взятки возможно оставление упаковочного пакета для денег либо часть денег.
3.2.2. В том случае если в качестве предмета коррупционного преступления выступает имущество, то на месте преступления возможно обнаружение каких-либо документов, подтверждающих факт приобретения соответствующего имущества.
4. В качестве лиц, которые могут признаваться субъектами коррупционных преступных актов в образовательной сфере возможно отнесение:
-лиц из числа профессорско-преподавательского состава,
- а также руководителей различных уровней Министерства образования и науки, а также органов управления образовательных учреждений, и структурных подразделений образовательных организаций.
В ходе изучения темы исследования, нами был составлен криминалистический портрет по каждой группе субъектов, раскрывающий индивидуализирующие особенности социально-демографической и психологической характеристики данных граждан.
4.1. В частности, в качестве взяткополучателей из числа руководства образовательных организаций любого уровня, следует отнести положительно характеризуемых граждан преимущественно мужского пола, в возрасте от 40 до 50 лет, обладающих высоким образовательным уровнем (имеющих высшее образование или ученую степень), имеющих семью и детей, как правило, не испытывающих материальных трудностей.
К числу факторов, побуждающих руководителей взяткополучателей на совершение коррупционного преступления следует отнести:
- Допущенные «кадровые ошибки», связанные с назначением соответствующего лица на руководящую должность в образовательной организации;
- Низкий уровень финансирования образовательных организаций, обуславливающий возникновение необходимости для них получать гранты, научные проекты посредством применения незаконных способов.
4.2. В качестве взяткополучателей из числа профессорско-преподавательского состава возможно отнести лиц как мужского, так и женского пола, достигших возраста от 30 до 40 лет, обладающих высоким образовательным уровнем (имеющих высшее образование или ученую степень), имеющих семью и детей.
Как правило, в качестве основного мотивирующего фактора, заставляющего лиц из числа вышеуказанной группы идти на совершение коррупционного преступления, является низкий уровень заработной платы и неудовлетворенность преподавательской деятельностью.
5. Возможно выделить типичные поводы для возбуждения уголовного дела по факту совершения коррупционного преступления в образовательной сфере, а именно:
5.1. заявление, поданное в адрес правоохранительных органов от:
- студентов или их родителей относительно имевшего место быть факта вымогательства взятки со стороны преподавателя образовательного учреждения;
- студентов и их родителей относительно ранее совершенной дачи взятки преподавателю (или должностному лицу из числа руководства образовательной организации);
5.2. сообщение относительно совершенного или готовящегося коррупционного преступления в образовательной организации, которое поступило из иных источников, в частности:
- от правоохранительных органов, осуществлявших проведение соответствующих оперативно-розыскных мероприятий;
- от правоохранительных органов, выявивших соответствующий факт в рамках проведения следственных действий при расследовании другого уголовного дела;
5.3. явка с повинной о взяткополучателя.
6. На основании выделенных выше поводов для возбуждения уголовного дела, возможно произвести определение типичных ситуаций, характерных для этапа проверки сообщения о преступлении, а именно:
Первая типичная ситуация заключается в следующем:
- в адрес правоохранительных органов поступило заявление от лиц (студентов или их родителей), у которых соответствующий субъект (преподаватель или должностное лицо, обладающее руководящими функциями в образовательной организации) вымогает взятку за выполнение действий, которые оно полномочно выполнить.
Вторая ситуация предусматривает подачу сообщения в адрес правоохранительных органов по факту ранее совершенного коррупционного преступления в образовательной сфере.
Третья ситуация предусматривает обращение взяткополучателя в адрес правоохранительных органов с повинной.
7. Анализ следственной практики позволил нам произвести выделение трех типичных следственных ситуаций, возникающих при расследовании коррупционного преступления в образовательной сфере, а именно:
7.1. Первая типичная следственная ситуация заключается в том, что:
- выявление информации относительно факта получения взятки было осуществлено правоохранительными органами при проведении соответствующих ОРМ;
- предмет взятки подлежал передаче;
- задержание преступника состоялось.
7.2. Вторая типичная ситуация характеризуется тем, что:
- правоохранительные органы располагают информацией относительно имевшего место быть факта вымогательства взятки;
- передача предмета взятки не была реализована;
- задержание преступника не произведено.
7.3. Третья типичная ситуация характеризуется следующим:
- правоохранительные органы располагают информацией о том, что совершение коррупционного преступления состоялось ранее;
- предмет взятки передан;
- задержание преступника не состоялось.
8. Исходя из конкретных обстоятельств совершения коррупционной деятельности, а также наличия у правоохранительных органов информации, носящей доказательственный и ориентирующий характер, на практике происходит возникновение простых и сложных следственных ситуаций, для которых предусматривается свой алгоритм действий, реализуемых следователем в рамках взаимодействия с органом дознания.
Нормативные правовые акты и иные официальные документы
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок от 6 октября 2022 г., № 0001202210060013) // Российская газета. 25.12.1993. - № 237.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 04.08.2023 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г.- №25. - Ст. 2954
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 04.08.2023 г.) // Российская газета от 22 декабря 2001 г.- № 249
4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 04.08.2023 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. - № 53 (часть I). - Ст. 7598
5. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 01.09.2023) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 2018 г. № 1 (часть II). Ст. 375.
Научная литература
6. Алонцева Д.В., Лаврищева O.A. Характеристика преступлений коррупционной направленности в сфере образования // Закон и право. - 2022. - № 4. - С.15-17.
7. Бодров Н.Ф. «К вопросу о способах преступлений коррупционной направленности в сфере образования» // Актуальные проблемы российского права. - 2020. - С.45-53.
8. Гармаев Ю.П., Лубин А.Ф. Проблемы создания криминалистических методик расследования преступлений: теория и практика. Спб: Изд-во Р. Арсланова «Юридический центр Пресс», 2006. 303 с.
9. Гармаев Ю.П. Основы методики расследования коррупционных преступлений: курс лекций. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2018. - 49 с.
10. Губанова О. В. Особенности расследования провокации взятки либо коммерческого подкупа: дис. … канд. юрид. наук / О. В. Губанова. Воронеж, 2006. - С.67.
11. Гулина Е.В. «Специфика обстоятельств, подлежащих установлению и доказыванию, и типичных версий по уголовным делам о коррупционных преступлениях в сфере высшего образования» // Вестник криминалистики. - 2017. - С.206-212.
12. Дамм И.А. Коррупция в сфере образования: понятие, характерные черты, формы и виды // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. № 4. С. 5-17.
13. Деятельность по выявлению и расследованию преступлений экономической и коррупционной направленности: Учебно-практическое пособие / Под ред. А.Ю. Афанасьева, А. Ф. Лубина, С. Ю. Журавлева. - Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2021. - С.154.
14. Долинин В. Н. Особенности тактической операции «Задержание с поличным» при расследовании взяточничества // Российский юридический журнал. - 2015. - № 3(102). - С. 175-176.
15. Драпкин Л. Я. Криминалистика: учебник / Л. Я. Драпкин и др. - М., 2018. - 246 с.
16. Еникеев М. И., Образцов В. А., Эминов В. Е. Следственные действия. Психология, тактика, технология. М., 2020. - 356 с.
17. Журавлев С. Ю. Комплексная характеристика методических и тактических средств расследования преступлений в сфере экономики // Юридическая наука и практика: вестник Нижегородской академии МВД России. – 2016. – № 2 (34). – С. 141–155.
18. Журавлев С. Ю. Криминалистический стиль мышления: методическое содержание и соотношение с квалификационным пониманием расследуемых событий / С. Ю. Журавлев // Юридическая наука и практика: вестник Нижегородской академии МВД России. – 2018. – № 2 (41). – С. 127–132.
19. Журавлев С. Ю. Методика и организация расследования преступлений как основные факторы эффективной деятельности органов предварительного следствия и дознания // Криминалистические средства обеспечения деятельности по выявлению и расследованию преступлений экономической и коррупционной направленности: сб. ст. / Под ред. А. Ф. Лубина. – Казань: Изд-во «Бук», 2017. – С. 74-78.
20. Журавлев С. Ю., Крепышева С. К. Криминалистическая методика и тактика: контекст современного понимания роли криминалистики в юридической деятельности и юридическом образовании // Современная криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы: мат-лы междунар. науч.-практ. конф., посв. 90-летию со дня рождения заслуж. деятеля науки РФ, заслуж. юриста РСФСР, д-ра юрид. наук, проф. Н. П. Яблокова. Москва, 22 дек. 2015 г. / ред.-сост. М. А. Лушечкина. — М.: МАКС Пресс, 2015. – С. 46-50.
21. Журавлев С. Ю., Лапшин В. Е. Криминалистические средства обучения методическому и тактическому содержанию работы по расследованию преступлений // Научно-технический портал МВД России. – 2019. - № 3 (31). - С. 49-62.
22. Карягин В.В. «Проблемы квалификации и особенности методики расследования коррупционных преступлений в сфере образования» // Universum: экономика и юриспруденция.- 2023.- С.55-59.
23. Карагодин В.Н. Методика расследования должностных преступлений. Екатеринбург. 2017. 181 с.
24. Карагодин В. Н., Вахмянина Н. Б. Методика расследования должностных преступлений: учебное пособие. 2-е изд. Екатеринбург, 2013. С. 69.
25. Карпов А.Г., Нефедьев А.С., Трухин М.А. «К вопросу об оперативно-розыскной характеристике взяточничества и коммерческого подкупа в сфере образования» // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2015. - С.59-67.
26. Криминалистика: курс лекций / под ред. проф. А.Ф. Лубина. – Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2018. – 587 с.
27. Матушкина Н.В. «Криминалистическая модель преступной деятельности по совершению экономических преступлений» // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право».- 2020.- С.35-39.
28. Осипов Д.Д. «Следственные ситуации первоначального этапа расследования получения взятки в системе высшего образования российской федерации и алгоритм их разрешения» // Электронный журнал «Синергия наук» (дата обращения: 20.07.2023 г.).
29. Плохов С. В. Противодействие коррупционной преступности в социальной сфере: криминологический анализ коррупции в областях здравоохранения и образования: монография. М.: Юрлитинформ, 2015. 261 с.
30. Рубанцев А.Д. «Содержание криминальной реальности, связанной с подготовкой и совершением преступлений экономической и коррупционной направленности в сфере образования» // Вестник науки.- 2023.- С.59-64.
31. Русанов Г.А. Преступления в сфере экономической деятельности: учебное пособие. М.: Проспект, 2015. – 664 с.
32. Сергеев Л.А. Следственные действия. Екатеринбург. 2017. 88 с.
33. Серебров Д.О., Сереброва С.П. «Тактические приемы допроса подозреваемого по преступлениям в сфере экономики» // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России.- 2020.- С.47-52.
34.Смахтин Е.В., Христинина Е.В. Особенности расследования получения взятки в системе высшего образования: учебное пособие / Е. В. Смахтин, Е. В. Христинина. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Москва: Директ-Медиа, 2021. - 160 с.
35. Христинина Е.В. Особенности расследования получения взятки в системе высшего образования: дис… к.ю.н. – Тюмень, 2016. - С.37-38.
36. Христинина Е.В. «К вопросу о предмете взяточничества в сфере образования: уголовно-правовые аспекты» // Сибирский юридический вестник.- 2021.- С.49-53.
37. Христинина Е. В. Особенности изучения следов преступления при расследовании взяточничества в сфере высшего образования / Е. В. Христинина // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2018. Том 4. № 4. С. 146-156.
38. Шишкарёв С. Н. Правовой порядок Российской Федерации в сфере противодействия коррупции: теоретико-правовое исследование: автореф. на соискание ученой степени докт. юрид. наук: 12.00.01 - теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. М., 2010. 53 с.
39. Шумилин С. Ф. Допрос: руководство для следователей / под ред. Н. А. Селиванова, В. А. Снеткова. М., 2019. - С. 315-316
Интернет-ресурсы:
40. https://sledcom.ru- официальный сайт Следственного комитета России (дата обращения: 14.07.2023 г.).
41. http://kraevoi.krd.sudrf.ru- официальный суд Краснодарского краевого суда (дата обращения: 19.08.2023 г.).
42. http://arzamassky.nnov.sudrf.ru- официальный сайт Арзамасского городского суда Нижегородской области (дата обращения: 20.08.2023 г.).
43. http://belinsky.pnz.sudrf.ru- официальный сайт Белинского районного суда Пензенской области (дата обращения: 20.08.2023 г.).
44. https://mos-gorsud.ru/rs/meshchanskij- официальный сайт Мещанского районного суда г. Москвы (дата обращения: 24.08.2023 г.).
45. http://centralny.orb.sudrf.ru- официальный сайт Центрального районного суда г. Оренбурга (дата обращения: 24.08.2023 г.).
46. http://pervomaycourt.oms.sudrf.ru- официальный сайт Первомайского районного суда г. Омска (дата обращения: 10.09.2023 г.).