Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Содержание криминальной реальности, связанной с подготовкой и совершением преступлений экономической и коррупционной направленности в сфере образования

Работа №144097

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

криминалистика

Объем работы59
Год сдачи2023
Стоимость850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..………….3
ГЛАВА 1. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ…………………………7
1.1. Способы совершения и следы преступлений, совершаемых в сфере образования …………………………………………………………………….…7
1.2. Предмет преступного посягательства и обстановка совершения преступлений, реализуемых в сфере образования…………………………….16
1.3. Личность преступника и мотивация преступного поведения …….22
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ И СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ………………………………………………………………..29
2.1. Особенности проведения предварительной проверки подготовки и совершения преступлений экономической и коррупционной направленности в сфере образования……………………………………………………………….29
2.2. Типичные следственные ситуации и алгоритмы первоначального и последующего этапов расследования ………………………………………….36
2.3. Особенности производства отдельных следственных действий по уголовным делам об экономических и коррупционных преступлениях, совершенных в сфере образования …………………………………………….44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..53




Актуальность темы магистерского исследования.
Стоит отметить, что коррупционные проявления характерны практически для каждой сферы общественной жизнедеятельности. Сфера образования не является исключением.
В рамках изучения вопросов, связанных с распространением коррупции в нашей стране, нами было обращено внимание на отчет о результатах деятельности органов прокуратуры за 2022 год в части выявления наиболее коррупционных сфер деятельности.
Сфера образования по количеству случаев совершения преступлений коррупционной направленности находится на третьем месте в числе выделенных в отчете Главой Следственного Комитета России А.И Бастрыкина.
Существование коррупционных проявлений в сфере образования приводит к тому, что снижается интеллектуальный уровень общества, уровень качества образования, происходит также деградация общества и т.д. В результате коррупционных действий в сфере образования возможно также причинение ущерба, как государству, так и обществу, которое может быть выражено в выпуске учебными учреждениями некомпетентных специалистов и т.д.
Анализ оперативно-розыскной и следственной-судебной практики позволяет акцентировать внимание на существовании высокого уровня коррупции среди представителей профессорско-преподавательского состава различных высших учебных заведений России.
В ходе исследования эмпирической базы (в качестве которой выступали материалы следственно-судебной практики) по изучаемой категории дел, нами был сделан вывод о том, что субъекты коррупции, обладающие значительными полномочиями в образовательной сфере нередко в преступный механизм, вовлекают своих родственников.
Латентный характер взяточничества обусловливает необходимость повышения эффективности не только раскрытия, но и расследования взяточничества, в том числе в системе образования. По этим и некоторым другим причинам, противодействие рассматриваемому виду преступности является приоритетным направлением в деятельности правоохранительных органов.
Целью настоящей работы является анализ содержания криминальной реальности, связанной с подготовкой и совершением преступлений экономической и коррупционной направленности в сфере.
Для достижения поставленной цели, мною будут выполнены следующие задачи, а именно:
1. Рассмотрение способов совершения и следов преступлений, оставляемых в сфере образования.
2. Выявление особенностей предмета преступного посягательства и обстановки совершения преступлений, реализуемых в сфере образования.
3. Изучение особенностей личности преступника и мотивации преступного поведения.
4. Раскрытие особенностей проведения предварительной проверки подготовки и совершения преступлений экономической и коррупционной направленности в сфере образования.
5. Анализ типичных следственных ситуаций и алгоритмов первоначального и последующего этапов расследования.
6. Определение особенностей производства отдельных следственных действий по уголовным делам об экономических и коррупционных преступлениях, совершенных в сфере образования.
Степень научной разработанности выбранной темы исследования.
Тема настоящего исследования затрагивалась в работах различных ученых, таких как: Алонцева Д.В., Бодров Н.Ф., Гулина Е.В., Дамм И.А., Карягин В.В., Карагодин В.Н., Карпов А.Г., Матушкина Н.В., Осипов Д.Д., Смахтин Е.В., Христинина Е.В., и др.
В качестве объекта магистерской диссертационной работы следует признать совокупность правовых отношений, связанных с расследованием преступлений экономической и коррупционной направленности в сфере образования.
Предмет работы включает в себя:
-нормативные положения российского законодательства по теме исследования;
-доктринальные и правовые источники, касающиеся криминалистической характеристики преступлений экономической и коррупционной направленности в сфере образования.
-следственно-судебную практику, связанную с расследованием преступлений экономической и коррупционной направленности в сфере образования.
Нормативная база магистерского исследования. Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О противодействии коррупции», «Об образовании в Российской Федерации», а также иные нормативные акты, касающиеся исследуемой темы.
Практическая значимость результатов магистерского исследования обусловлена тем, что представленные нами различные положения, носящие теоретический характер, а также сформулированные выводы, могут подлежать использованию в деятельности правоприменительных органов.
Методологической основой исследования является применение современных общенаучных, а также специальных, частно-научных методов познания: системного, сравнительно-правового, формально-юридического. Исследование велось с позиции связи теории и практики, применяя диалектико-материалистический метод.
Структура: Магистерская диссертационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


При проведении анализа темы настоящего выпускного исследования были сделаны следующие выводы:
1. В рамках изучения эмпирической основы по делам о коррупционных преступлениях, совершенных в образовательной сфере, нами были выделены наиболее распространенные способы совершения соответствующих деяний.
В частности, преимущественно дача взятки родственниками обучающегося (или самим обучающимся) осуществляется при применении следующих способов, таких как:
- способ, при котором, взятка подлежит передаче обучающимся лично в руки (либо в конверте) подкупаемого лица;
- способ, при котором взятка передается вместе с зачетной книжкой;
- способ, в рамках которого обучающийся передает подкупаемому лицу платежную пластиковую карту;
- способ, при котором обучающийся (или его родственники) осуществляет передачу в качестве предмета взятки продукты питания или какой-либо подарок.
Также стоит подчеркнуть тот факт, что, учитывая развитие современных информационных технологий, при совершении коррупционной деятельности, в том числе и в образовательной сфере, нередко применяются электронные переводы предмета взятки.
2. Анализ материалов следственно-судебной практики показал, что при совершении коррупционных преступлений в образовательной сфере, преступниками могут оставляться следующие следы, а именно:
- материальные следы (в качестве которых выступают аудио или видеозаписи, на которых зафиксирован разговор о предстоящей или уже совершенной передаче (получении) взятки; а также электронные следы (банковские квитанции о переводе денежных средств); цифровые следы, оставленные в телефоне (на планшете) преступника, и т.п.);
- идеальные следы (в качестве которых могут выступать показания свидетелей, подозреваемого относительно достигнутых ранее договоренностей о передаче незаконного вознаграждения).
3. Проведя анализ таких элементов криминалистической характеристики преступления, как: предмет, время, место, обстановка и способ реализации преступной деятельности можно отметить следующее:
3.1. Реализация получения (дачи) взятки, как и любого другого преступления подлежит совершению в определенной обстановке, в которой сохраняются соответствующие следы, способствующие установлению криминалистически значимой информации относительно условий, а также способе, применяемом преступником при осуществлении преступного акта.
3.2. Нами было установлено наличие взаимосвязи между предметом, обстановкой и следовой картиной совершаемого коррупционного преступления в образовательной сфере.
3.2.1. К примеру, если в качестве предмета коррупционного преступления выступали денежные средства, то на месте где происходила передача (получение) взятки возможно оставление упаковочного пакета для денег либо часть денег.
3.2.2. В том случае если в качестве предмета коррупционного преступления выступает имущество, то на месте преступления возможно обнаружение каких-либо документов, подтверждающих факт приобретения соответствующего имущества.
4. В качестве лиц, которые могут признаваться субъектами коррупционных преступных актов в образовательной сфере возможно отнесение:
-лиц из числа профессорско-преподавательского состава,
- а также руководителей различных уровней Министерства образования и науки, а также органов управления образовательных учреждений, и структурных подразделений образовательных организаций.
В ходе изучения темы исследования, нами был составлен криминалистический портрет по каждой группе субъектов, раскрывающий индивидуализирующие особенности социально-демографической и психологической характеристики данных граждан.
4.1. В частности, в качестве взяткополучателей из числа руководства образовательных организаций любого уровня, следует отнести положительно характеризуемых граждан преимущественно мужского пола, в возрасте от 40 до 50 лет, обладающих высоким образовательным уровнем (имеющих высшее образование или ученую степень), имеющих семью и детей, как правило, не испытывающих материальных трудностей.
К числу факторов, побуждающих руководителей взяткополучателей на совершение коррупционного преступления следует отнести:
- Допущенные «кадровые ошибки», связанные с назначением соответствующего лица на руководящую должность в образовательной организации;
- Низкий уровень финансирования образовательных организаций, обуславливающий возникновение необходимости для них получать гранты, научные проекты посредством применения незаконных способов.
4.2. В качестве взяткополучателей из числа профессорско-преподавательского состава возможно отнести лиц как мужского, так и женского пола, достигших возраста от 30 до 40 лет, обладающих высоким образовательным уровнем (имеющих высшее образование или ученую степень), имеющих семью и детей.
Как правило, в качестве основного мотивирующего фактора, заставляющего лиц из числа вышеуказанной группы идти на совершение коррупционного преступления, является низкий уровень заработной платы и неудовлетворенность преподавательской деятельностью.
5. Возможно выделить типичные поводы для возбуждения уголовного дела по факту совершения коррупционного преступления в образовательной сфере, а именно:
5.1. заявление, поданное в адрес правоохранительных органов от:
- студентов или их родителей относительно имевшего место быть факта вымогательства взятки со стороны преподавателя образовательного учреждения;
- студентов и их родителей относительно ранее совершенной дачи взятки преподавателю (или должностному лицу из числа руководства образовательной организации);
5.2. сообщение относительно совершенного или готовящегося коррупционного преступления в образовательной организации, которое поступило из иных источников, в частности:
- от правоохранительных органов, осуществлявших проведение соответствующих оперативно-розыскных мероприятий;
- от правоохранительных органов, выявивших соответствующий факт в рамках проведения следственных действий при расследовании другого уголовного дела;
5.3. явка с повинной о взяткополучателя.
6. На основании выделенных выше поводов для возбуждения уголовного дела, возможно произвести определение типичных ситуаций, характерных для этапа проверки сообщения о преступлении, а именно:
Первая типичная ситуация заключается в следующем:
- в адрес правоохранительных органов поступило заявление от лиц (студентов или их родителей), у которых соответствующий субъект (преподаватель или должностное лицо, обладающее руководящими функциями в образовательной организации) вымогает взятку за выполнение действий, которые оно полномочно выполнить.
Вторая ситуация предусматривает подачу сообщения в адрес правоохранительных органов по факту ранее совершенного коррупционного преступления в образовательной сфере.
Третья ситуация предусматривает обращение взяткополучателя в адрес правоохранительных органов с повинной.
7. Анализ следственной практики позволил нам произвести выделение трех типичных следственных ситуаций, возникающих при расследовании коррупционного преступления в образовательной сфере, а именно:
7.1. Первая типичная следственная ситуация заключается в том, что:
- выявление информации относительно факта получения взятки было осуществлено правоохранительными органами при проведении соответствующих ОРМ;
- предмет взятки подлежал передаче;
- задержание преступника состоялось.
7.2. Вторая типичная ситуация характеризуется тем, что:
- правоохранительные органы располагают информацией относительно имевшего место быть факта вымогательства взятки;
- передача предмета взятки не была реализована;
- задержание преступника не произведено.
7.3. Третья типичная ситуация характеризуется следующим:
- правоохранительные органы располагают информацией о том, что совершение коррупционного преступления состоялось ранее;
- предмет взятки передан;
- задержание преступника не состоялось.
8. Исходя из конкретных обстоятельств совершения коррупционной деятельности, а также наличия у правоохранительных органов информации, носящей доказательственный и ориентирующий характер, на практике происходит возникновение простых и сложных следственных ситуаций, для которых предусматривается свой алгоритм действий, реализуемых следователем в рамках взаимодействия с органом дознания.



Нормативные правовые акты и иные официальные документы

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок от 6 октября 2022 г., № 0001202210060013) // Российская газета. 25.12.1993. - № 237.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 04.08.2023 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г.- №25. - Ст. 2954
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 04.08.2023 г.) // Российская газета от 22 декабря 2001 г.- № 249
4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 04.08.2023 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. - № 53 (часть I). - Ст. 7598
5. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 01.09.2023) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 2018 г. № 1 (часть II). Ст. 375.


Научная литература

6. Алонцева Д.В., Лаврищева O.A. Характеристика преступлений коррупционной направленности в сфере образования // Закон и право. - 2022. - № 4. - С.15-17.
7. Бодров Н.Ф. «К вопросу о способах преступлений коррупционной направленности в сфере образования» // Актуальные проблемы российского права. - 2020. - С.45-53.
8. Гармаев Ю.П., Лубин А.Ф. Проблемы создания криминалистических методик расследования преступлений: теория и практика. Спб: Изд-во Р. Арсланова «Юридический центр Пресс», 2006. 303 с.
9. Гармаев Ю.П. Основы методики расследования коррупционных преступлений: курс лекций. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2018. - 49 с.
10. Губанова О. В. Особенности расследования провокации взятки либо коммерческого подкупа: дис. … канд. юрид. наук / О. В. Губанова. Воронеж, 2006. - С.67.
11. Гулина Е.В. «Специфика обстоятельств, подлежащих установлению и доказыванию, и типичных версий по уголовным делам о коррупционных преступлениях в сфере высшего образования» // Вестник криминалистики. - 2017. - С.206-212.
12. Дамм И.А. Коррупция в сфере образования: понятие, характерные черты, формы и виды // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. № 4. С. 5-17.
13. Деятельность по выявлению и расследованию преступлений экономической и коррупционной направленности: Учебно-практическое пособие / Под ред. А.Ю. Афанасьева, А. Ф. Лубина, С. Ю. Журавлева. - Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2021. - С.154.
14. Долинин В. Н. Особенности тактической операции «Задержание с поличным» при расследовании взяточничества // Российский юридический журнал. - 2015. - № 3(102). - С. 175-176.
15. Драпкин Л. Я. Криминалистика: учебник / Л. Я. Драпкин и др. - М., 2018. - 246 с.
16. Еникеев М. И., Образцов В. А., Эминов В. Е. Следственные действия. Психология, тактика, технология. М., 2020. - 356 с.
17. Журавлев С. Ю. Комплексная характеристика методических и тактических средств расследования преступлений в сфере экономики // Юридическая наука и практика: вестник Нижегородской академии МВД России. – 2016. – № 2 (34). – С. 141–155.
18. Журавлев С. Ю. Криминалистический стиль мышления: методическое содержание и соотношение с квалификационным пониманием расследуемых событий / С. Ю. Журавлев // Юридическая наука и практика: вестник Нижегородской академии МВД России. – 2018. – № 2 (41). – С. 127–132.
19. Журавлев С. Ю. Методика и организация расследования преступлений как основные факторы эффективной деятельности органов предварительного следствия и дознания // Криминалистические средства обеспечения деятельности по выявлению и расследованию преступлений экономической и коррупционной направленности: сб. ст. / Под ред. А. Ф. Лубина. – Казань: Изд-во «Бук», 2017. – С. 74-78.
20. Журавлев С. Ю., Крепышева С. К. Криминалистическая методика и тактика: контекст современного понимания роли криминалистики в юридической деятельности и юридическом образовании // Современная криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы: мат-лы междунар. науч.-практ. конф., посв. 90-летию со дня рождения заслуж. деятеля науки РФ, заслуж. юриста РСФСР, д-ра юрид. наук, проф. Н. П. Яблокова. Москва, 22 дек. 2015 г. / ред.-сост. М. А. Лушечкина. — М.: МАКС Пресс, 2015. – С. 46-50.
21. Журавлев С. Ю., Лапшин В. Е. Криминалистические средства обучения методическому и тактическому содержанию работы по расследованию преступлений // Научно-технический портал МВД России. – 2019. - № 3 (31). - С. 49-62.
22. Карягин В.В. «Проблемы квалификации и особенности методики расследования коррупционных преступлений в сфере образования» // Universum: экономика и юриспруденция.- 2023.- С.55-59.
23. Карагодин В.Н. Методика расследования должностных преступлений. Екатеринбург. 2017. 181 с.
24. Карагодин В. Н., Вахмянина Н. Б. Методика расследования должностных преступлений: учебное пособие. 2-е изд. Екатеринбург, 2013. С. 69.
25. Карпов А.Г., Нефедьев А.С., Трухин М.А. «К вопросу об оперативно-розыскной характеристике взяточничества и коммерческого подкупа в сфере образования» // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2015. - С.59-67.
26. Криминалистика: курс лекций / под ред. проф. А.Ф. Лубина. – Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2018. – 587 с.
27. Матушкина Н.В. «Криминалистическая модель преступной деятельности по совершению экономических преступлений» // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право».- 2020.- С.35-39.
28. Осипов Д.Д. «Следственные ситуации первоначального этапа расследования получения взятки в системе высшего образования российской федерации и алгоритм их разрешения» // Электронный журнал «Синергия наук» (дата обращения: 20.07.2023 г.).
29. Плохов С. В. Противодействие коррупционной преступности в социальной сфере: криминологический анализ коррупции в областях здравоохранения и образования: монография. М.: Юрлитинформ, 2015. 261 с.
30. Рубанцев А.Д. «Содержание криминальной реальности, связанной с подготовкой и совершением преступлений экономической и коррупционной направленности в сфере образования» // Вестник науки.- 2023.- С.59-64.
31. Русанов Г.А. Преступления в сфере экономической деятельности: учебное пособие. М.: Проспект, 2015. – 664 с.
32. Сергеев Л.А. Следственные действия. Екатеринбург. 2017. 88 с.
33. Серебров Д.О., Сереброва С.П. «Тактические приемы допроса подозреваемого по преступлениям в сфере экономики» // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России.- 2020.- С.47-52.
34.Смахтин Е.В., Христинина Е.В. Особенности расследования получения взятки в системе высшего образования: учебное пособие / Е. В. Смахтин, Е. В. Христинина. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Москва: Директ-Медиа, 2021. - 160 с.
35. Христинина Е.В. Особенности расследования получения взятки в системе высшего образования: дис… к.ю.н. – Тюмень, 2016. - С.37-38.
36. Христинина Е.В. «К вопросу о предмете взяточничества в сфере образования: уголовно-правовые аспекты» // Сибирский юридический вестник.- 2021.- С.49-53.
37. Христинина Е. В. Особенности изучения следов преступления при расследовании взяточничества в сфере высшего образования / Е. В. Христинина // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2018. Том 4. № 4. С. 146-156.
38. Шишкарёв С. Н. Правовой порядок Российской Федерации в сфере противодействия коррупции: теоретико-правовое исследование: автореф. на соискание ученой степени докт. юрид. наук: 12.00.01 - теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. М., 2010. 53 с.
39. Шумилин С. Ф. Допрос: руководство для следователей / под ред. Н. А. Селиванова, В. А. Снеткова. М., 2019. - С. 315-316

Интернет-ресурсы:

40. https://sledcom.ru- официальный сайт Следственного комитета России (дата обращения: 14.07.2023 г.).
41. http://kraevoi.krd.sudrf.ru- официальный суд Краснодарского краевого суда (дата обращения: 19.08.2023 г.).
42. http://arzamassky.nnov.sudrf.ru- официальный сайт Арзамасского городского суда Нижегородской области (дата обращения: 20.08.2023 г.).
43. http://belinsky.pnz.sudrf.ru- официальный сайт Белинского районного суда Пензенской области (дата обращения: 20.08.2023 г.).
44. https://mos-gorsud.ru/rs/meshchanskij- официальный сайт Мещанского районного суда г. Москвы (дата обращения: 24.08.2023 г.).
45. http://centralny.orb.sudrf.ru- официальный сайт Центрального районного суда г. Оренбурга (дата обращения: 24.08.2023 г.).
46. http://pervomaycourt.oms.sudrf.ru- официальный сайт Первомайского районного суда г. Омска (дата обращения: 10.09.2023 г.).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ