Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Стилистический аспект синтаксических средств в идиостиле С. А. Носова

Работа №144088

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы66
Год сдачи2017
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СТИЛЬ, ИДИОСТИЛЬ, АВТОРСКИЙ СИНТАКСИС И АВТОРСКАЯ ПУНКТУАЦИЯ КАК ОБЪЕКТЫ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО И ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. История развития основных понятий и терминов идиостилистики «идиостиль», «идиолект», «языковая личность» 8
1.1.1. О соотношении понятий «идиостиль», «идиолект», «языковая личность» 9
1.1.2. О становлении идиостилистики как особой научной лингвистической диcциплины 11
1.2. Формирование и развитие креативной стилистики 13
1.3. Функциональные принципы лингвостилистического анализа 15
1.4. Авторский синтаксис как стилистический ресурс 17
1.4.1. Стилистически маркированные единицы синтаксиса 21
1.5. О понятии индивидуально-авторской пунктуации и графики 27
1.6. Творческий путь С. А. Носова 34
ВЫВОДЫ 37
Глава II. Cинтактико-стилистические и лексико-грамматические особенности прозы С. А. Носова 38
2.2. Вставные конструкции. 40
2.3. Авторские знаки препинания и графические средства в романах С. А. Носова. 44
2.4. Лексико-грамматические средства в романах С. А. Носова. 55
ВЫВОДЫ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
Список использованной литературы 60
СПИСОК СЛОВАРЕЙ 65

Исследование «Стилистический аспект синтаксических средств в идиостиле С. Носова» проведено в рамках синтактико-стилистического анализа текста и посвящено изучению функционирования синтаксических средств в прозаических текстах современного петербургского писателя С. А. Носова. Наряду с лексическими, эти языковые средства служат средством выражения авторского самобытного стиля автора, раскрывают его индивидуальный художественный мир.
В качестве рабочего определения базового термина идиостиль выступает дефиниция, данная М. Н. Кожиной, которая трактует идиостиль как «совокупность языковых и стилистико-текстовых особенностей, свойственных речи писателя, учёного, публициста, а также отдельных носителей данного языка», отмечая при этом важность экстралингвистических факторов – функционально-стилевых, жанрово-стилевых, индивидуально-стилевых –, влияющих на формирование авторских речетекстовых характеристик (в отличие от другого близкого, однако не тождественного понятия «идиолект», представляющий собой «совокупность собственно структурно-языковых особенностей (стабильных характеристик), имеющих место в речи отдельного носителя языка») (Кожина 2003: 95, 96). Индивидуальность писателя, его интеллектуальные свойства проявляются не только на структурно-языковом уровне, но на более сложных, а именно, если обратиться к уровневой модели языковой личности, предложенной Ю. Н. Карауловым, – на лингвокогнитивном (тезаурусном) и мотивационном уровнях (Караулов 2004).
В отечественной лингвостилистике существует немало работ, посвящённых изучению индивидуально-авторского стиля в различных аспектах как на материале художественных текстов (Ю. В. Саввина (2008), Л. С. Захидова (2009), А. Ф. Ашимова (2013)), так и в газетно-публицистическом дискурсе (Т. А. Чернышева (2007), Е. М. Иванова, Р. Л. Смулаковская, Т. А. Чернышева (2010)).Для данного исследования большой интерес представляют научные работы Е. С. Зориной – статьи «Субъект повествования и автор в романе С. Носова «Грачи улетели» (Зорина 2012) и «Роман Сергея Носова «Фигурные скобки»: к вопросу о синтаксической структуре художественного повествования» (Зорина, 2016). Так, в первой работе автор справедливо указывает на многослойную структуру повествования в романе, а также на специфически маркированные элементы, выражающие точку зрения автора (Зорина, 2016), во второй – исследователь рассматривает уровни субъектной организации романа и делает вывод о том, что автор вовлекает читателя в «тотальный диалог», в ходе которого должны разрешиться вечные вопросы: что есть искусство и в чём состоит роль творца? Однако, несмотря на безусловную научную ценность вышеперечисленных работ, комплексное наблюдение над функционированием синтаксических средств в стилистическом аспекте обеспечивает научную новизну нашего исследования.
С. А. Носов является ярким представителем постмодернистской литературы. Критики сходятся во мнении о нём, как о блестящем стилисте, остроумном рассказчике, в чьих произведениях прослеживается связь с «петербургской» литературной традиции А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя Ф. М. Достоевского, А. Битова. Малоизученными остаются стилистические, в частности стилистико-синтаксические особенности его прозы, что позволяет говорить об актуальности данной работы.
Тема исследования является актуальной, в частности, для студентов-иностранцев, изучающих русский язык на продвинутом этапе обучения. Как известно, роль текста крайне велика на всех этапах обучения, так как комплексный филологический анализ художественных произведений в иноязычной аудитории имеет целью знакомство инофонов с системой культурных и нравственных ценностей русского общества, а также воспитание гармонично развитой языковой личности. Посредством методически грамотной работы с аутентичными текстами, в частности, с произведениями современного петербургского прозаика С. Носова (что предполагает составление предтекстовых, притекстовых и послетекстовых заданий), студенты будут способны осознать экспрессивную функцию синтаксических структур в его романах....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель настоящей работы заключалась в синтактико-стилистическом анализе романов современного петербургского прозаика С. А. Носова, описания его идиостилевых особенностей. Анализируемый материал позволил выделить экспрессивно-синтаксические конструкции (в частности, с помощью количественного подсчёта), а также визуально-графические приёмы, которые являются доминантными в творчестве писателя. Помимо этого, мы рассмотрели функции используемых авторских синтаксических моделей и попытались определить их стилистическую роль в исследуемых произведениях.
По интересующим нас вопросам была изучена соответствующая литература. Определив наиболее частотные синтаксические и пунктуационные модели в романах, мы пришли к выводу, что согласно нашему материалу, в идиостиле С. Носова превалируют парцелированные предложения, вставные структуры и индивидуально-авторские пунктограммы. Подобные способы компрессии текста, свойственные идиостилю писателя, имеют авторскую прагматическую направленность, реализуя текстообразующую и, главным образом, экспрессивную функцию этих конструкций.
Стилистический анализ романов С. А. Носова подтверждает нашу гипотезу о самобытности пунктуационно-графического оформления текстов благодаря увеличению средств и способов визуального репрезентации смыслов, изменения регламентированных функций знаков препинания, расширению границ их использования.
Изучение творчества С. А. Носова, его идиостилевых особенностей, на наш взгляд, является актуальным в иностранной аудитории, как представителя петербургского постмодернисткого литературного направления.


1. Андросова Ф. С. Авторские пунктуационные знаки в художественном тексте: функциональный аспект: диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук / Ф. С. Андросова – Якутск, 2014. – 215 с.
2. Андросова Ф. С. Авторская пунктуация в художественном тексте (на примере произведений А. Будара и Ж. Дюмулена) / Ф. С. Андросова. –Научный журнал КубГАУ, №68 (04), 2011. – 11.
3. Арзямова О. В. / Авторское оформление прямой речи как средство выражения идиостилемы в новейшем русском художественном дискурсе/ Известия ВГПУ, №3 (272), 2016. – С. 147-152.
4. Ашимова А. Ф. / Идиостиль как проявление языковой личности автора на примере романа «Доктор Живаго» / Вестник Минского университета, №3, 2013. – 6 с.
5. Береговская Э. М. Очерки по экспрессивному синтаксису. – М.: Рохос, 2014. – 208 с.
6. Большакова Г. Н. Оппозиция ‘язык – речь’ в современной идиостилистике / Г. Н. Большакова // Филоlogos: Изд-во Елецкого гос. ун-та им. И. А. Бунина. – 2009. – Т.3-4. – №6. – С. 6-11.
7. Валгина Н. С. Современный русский язык: Синтаксис: Учебник / Н. С. Валгина. – 4-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 2003 – 416 с.
8. Виноградов В. В. Вопросы языкознания. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1955. – 168 с.
9. Виноградов В. В. Лексикология и лексикография. Избранные труды / В. В. Виноградов. – М.: Наука, 1977. – 288 с.
10. Войналович Е. В. / «Языковые средства сказовой стилизации в семантическом пространстве романа И. С. Шмелёва «Няня из Москвы»: реконструкция «своего» и «чужого»» [Электронный ресурс] / на правах рукописи. – Режим доступа:http://elib.sfukras.ru/bitstream/handle/2311/26213/%D0%94%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F?sequence=1&isAllowed=y
11. Григорьев В. П. Поэтика слова. – М.: 1979. – 343 с.
12. Гумбольдт В. Язык и философия культуры / Вильгельм фон Гумбольдт [пер. с нем.]. – М.: Прогресс, 1985. – 451 с.
13. Захидова Л. С. Специфика идиостиля Ю. Полякова (лексико-семантический аспект): автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук / Л. С. Захидова. – Новосибирск, 2009. – 187 с.
14. Зорина Е. С. Субъект повествования и автор в романе С. Носова
«Грачи улетели» / Е. С. Зорина. – Вестник СПбГУ. Сер. 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. №4, 2012. – С. 17-20.
15. Зорина Е. С. Роман Сергея Носова «Фигурные скобки»: к вопросу о синтаксической структуре художественного повествования / Актуальные проблем гуманитарных и естественных наук / Институт стратегических исследований, 2016. – С. 127-130.....45


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ