Только Word
Введение 3
Глава 1. Социальные технологии профилактики и разрешения конфликтов в организации 9
1. 1. Понятие конфликта, его типология, структура, этапы, функции и причины возникновения 9
1.2. К понятию "социальная технология" 24
Выводы по первой главе: 43
ГЛАВА 2. Прикладное социологическое исследование социальных технологий разрешения и профилактики конфликтов (на примере группы иностранных студентов) 45
2.1. Замысел и программа исследования 45
2.2. Анализ данных и результаты исследования. 55
Выводы по второй главе 71
Заключение 75
Список использованных источников литературы: 80
Приложение 1. Интервью с преподавателем. 85
Каждый человек имеет в своей жизни определённые, чётко установленные цели, которых он стремится достичь некими способами, но в ситуациях взаимодействия, в частности в образовательной сфере, часто происходит столкновение интересов, целей, ценностей и других, важных для жизнедеятельности конкретного человека, составляющих, что провоцирует возникновение конфликта, как правило переводящего людей из спокойного состояния, дающего возможность рационально мыслить и действовать, в состояние эмоциональное, дезорганизующее. Стоит отметить, что если рядовые конфликты в жизни отдельных индивидов все же не привносят в жизнь ничего опаснее временного стресса и психологических трудностей, то для организаций, в том числе образовательных, конфликт отнюдь не всегда выполняет позитивные, созидающие функции, часто являясь врагом администрации и самой организации, так как последствия конфликта сложно предвидеть. Именно по этой причине очень значимо умение предотвращать конфликтные ситуации, разрешать их и выводить субъекты из конфликта, сглаживая последствия. Эти навыки очень важны для продуктивного взаимодействия в образовательной среде, ведь конфликты – распространённое явление во взаимодействии структурных элементов общества. Мнения исследователей и ученых относительно проблематики конфликта расходятся, многие утверждают, что необходимо предупреждать конфликты, а также разрешать уже существующие. Некоторые книги, как, например, книга В. Зигерта и Л. Ланга «Руководить без конфликтов», упоминают о необходимости бесконфликтного управления, но даже авторы вышеупомянутой книги утверждают, что «конфликты - это не обязательно что-то плохое. Плохим, негативным и тем самым деструктивным может быть поведение в конфликтной ситуации»1.
Мы прекрасно осознаем, что общественная жизнь невозможна без столкновений ценностей, интересов и установок, противоречивых целей и представлений о методах их достижений. На основе столкновений возникают противоречия, которые зачастую ложатся в основу конфликтов. Управление создающимися ситуациями сложный и необходимый процесс для контроля над деструктивными (разрушительными) конфликтами и перевода их в конструктивное русло.
Актуальность данной темы велика как теоретически, так и практически. В условиях современного беспрерывно трансформирующегося общества, меняются факторы, обуславливающие человеческие отношения и для осуществления деятельности по регулированию конфликтов крайне необходима грамотная диагностика различных факторов в организации с учётом всех трансформаций в обществе, а также специфических особенностей изучаемой области. Исходя из этого, можно отметить отсутствие необходимого количества отечественных социологических теоретических, подкреплённых эмпирически, исследований данной проблемной области. Существует большое количество публикаций относительно прикладных аспектов конфликтологии, но только небольшая часть исследований данной проблемы посвящена анализу глубинных причин конфликтов и их влияния на жизненный цикл образовательных организаций. В то же время известно, что изучение проблематики конфликта носит именно прикладной характер, ведь конфликты присутствуют в любой сфере жизнедеятельности общества, в том числе и в образовательных организациях, и необходимость управления конфликтом обусловлена необходимостью решения конкретных ситуаций, исход которых может повлиять не только на образовательную организацию, но и на общество в целом; для решения таких ситуаций, соответственно, необходимо обладать определёнными знаниями и навыками в области данной проблематики. Понимание природы конфликтов является не менее полезным и для контроля над культурой общения и стабилизации жизни не только людей, но и общества, ведь множество конфликтов образуется отнюдь не по желанию их субъектов, а по причине некомпетентности в вопросах управления конфликтами. Также актуальность проблемы обусловлена динамичностью общества и необходимостью мониторинга конфликтных ситуаций в организациях, для своевременного внедрения новых методов, грамотной диагностики и эффективного управления......
Начать заключение хотелось бы с представления основных результатов данной выпускной квалификационной работы.
1. На основе анализа теоретических работ дано системное описание конфликта, а также сформулировано социологическое определение понятия конфликт. Т. о. под конфликтом следует понимать противоборство, вызванное столкновением, противоречием несовместимых целей, потребностей, ценностей, убеждений, действий двух и более субъектов (субъектами могут выступать индивиды, социальные группы и, в том числе элементы внутриличностной структуры индивида), сопровождающееся, как правило, негативными эмоциями, открытым противостоянием и желанием победить, обезвредить противника, навязав свою точку зрения, модель поведения и другое. Стоит отметить, что конфликт – явление социальное, ведь конфликтное противостояние осуществляется сознательными субъектами, преследующими свои интересы.
2. На основе анализа теоретических работ дано системное описание социальной технологии, а также сформулировано социологическое определение понятия социальная технология. Т.о. социальную технологию следует понимать как специально создаваемую теоретически и эмпирически обоснованную, обусловленную социальными факторами и сформированную конкретными социальными субъектами систему методов (приёмов, средств и способов), систему воздействий (влияний или управления), реализуемых на основе определенных принципов, при помощи которых осуществляется диагностирование и преобразование социальных объектов в интересах достижения социально-значимых целей и результатов, а также позволяющих осуществлять самореализацию социальных субъектов.
3. Сформирована программа и методика исследования применения социальных технологий профилактики и разрешения конфликтов в образовательной организации.
4. Проведено прикладное исследование и представлены основные выводы:
1. По нашему мнению первая гипотеза подтвердилась, так как: во – первых, наличие в группе азиатских и европейских обучающихся как таковых уже приводит к разделению и конфронтации группы; во – вторых, как показал анализ данных, различие основных инструментальных ценностей, а также различие целей изучения языка, образовательных моделей и национальных особенностей приводит к напряжённости внутригрупповых социальных отношений, а также к напряжённости отношений между преподавателями и некоторыми студентами, в связи с общностью образовательной программы, частого отсутствия дополнительной, крайне необходимой, специализации преподавательского состава, а также отсутствием учёта и необходимых знаний об особенностях обучающихся – представителях разных стран.
2. По нашему мнению вторая гипотеза была подтверждена лишь частично, т. к. построение общей схемы межличностных и ценностных отношений не дало полного подтверждения тому, что напряжённые отношения обоснованы различием терминальных и инструментальных ценностей. Наличие нескольких случаев из общей картины позволяет высказать предположение о верности гипотезы, но не доказывает её полностью. Было также выявлено, что в основу социально – психологической напряжённости в коллективе ложится уровень знания языка обучающихся, цели приезда для изучения языка, а также особенности мужкультурной коммуникации представителей разных стран в процессе обучения.
3. Третья гипотеза была подтверждена безоговорочно, что подтверждается как интервью с преподавателем, так и проведённым в первой главе ВКР анализом специализированной литературы. Сформированный путём беседы с преподавателем, а также путём анализа особенностей группы, перечень социальных технологий разрешения и профилактики конфликтов в образовательной полиэтнической организации разительно отличается от перечня социальных технологий составленной в первой главе ВКР. Все социальные технологии предлагаемые в специализированной социологической литературе, соответственно, требуют рассмотрения, изменения и адаптации через призму национальных контекстов, особенностей ментальности, целей изучения языка, социально – психологических особенностей представителей разных стран, а также особенностей и специфики образовательных организаций. Также, естественно, требуется внедрение новых технологий путём дальнейшей разработки данной проблематики в социологических исследованиях.....
1. Анцупов А.Я. Конфликтология: Учебник для ВУЗов – М., 2004. – 591 с.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. - М.: Изд-во Военного Унив-та, 2006. – 145 с.
3. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Омега-Л, 1981. - 432 с.
4. Бабосов Е.М., Социология управления: Учебное пособие для студентов вузов. - 4-е изд. - Мн.: ТетраСистемс, 2004. - 288 с.
5. Бережная М.П. "Управление конфликтами в финансовой сфере". 2012. – 7 с.
6. Берн Э. Игры, в которые играют люди/ Пер. с англ., общ. ред. М. С. Мацковского. – М.: Прогресс, 1988. - 576 с.
7. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 2003. – 207 с.
8. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание! Конфликт - Новосибирск, 1989. – 187 с.
9. Буртовая Т.В. Конфликтология. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2002.
10. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 240 с.
11. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М.: Книжный дом «Университет», 2014. – 216 с.
12. Гришина Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе. - Л.: Лениздат, 2010. – 175 с.
13. Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 544 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
14. Дерюгин П.П.Теоретико – методологический анализ социальной диагностики межличностных отношений. 2001. – 440 с.
15. Дудченко В.С. Инновационные технологии. М., 1996.....