Только Word
Введение 1
Глава I. Теоретико-методологические подходы социологического изучения молодежных субкультур 4
1.1. Классические подходы к изучению молодежных субкультур 4
1.2. Пост-субкультурные исследования молодежи 14
Глава II. Теоретико-методологические подходы социологического исследования медиатизации молодежных субкультур 31
2.1. Социологическая концептуализация процесса медиатизации и ее специфика 31
2.2. Концептуализация процесса медиатизации молодежных субкультур 42
Глава III. K-pop сообщество как феномен молодежных субкультур 49
3.1. K-pop как транснациональная молодежная субкультура 49
3.2. Русскоязычное k-pop сообщество как отдельный феномен молодежных субкультур 59
Глава IV. Эмпирическое исследование коммуникативных медиа практик русскоязычного k-pop сообщества по конструированию и презентации собственной идентичности 67
4.1. Программа эмпирического исследования коммуникативных практик русскоязычного k-pop cообщества 67
4.2. Анализ транслокальных коммуникативных практик русскоязычного k-pop сообщества 72
Заключение 105
Список литературы 110
Приложения 116
В данном исследовании молодежное субкультурное k-pop сообщество рассматривается через призму социологической концепции медиатизации.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что молодые люди зачастую первыми осваивают новые технологии, включая их в практики своей повседневной жизни. Следствием этого является то, что молодежь сталкивается с преимуществами использования современных технологий, а также страдает от неожиданных, а иногда и нежелательных последствий их использования. В этом контексте молодежная деятельность часто отражает или предвосхищает более общие социальные явления и проблемы. Появление новых медиа существенно изменило коммуникативные практики молодежи в России и по всему миру. Возможности новых медиа оказывают влияние на организацию социальных отношений в различных молодежных сообществах на локальном, транслокальном и транснациональном уровне. Это может иметь масштабные социокультурные последствия как для молодежной культуры, так и для общества в целом.
В современном российском обществе существуют различные молодежные субкультурные сообщества, повседневная деятельность которых напрямую связана с использованием новых медиа. Например, как отмечают новостные порталы “Российская Газета”1 и “РИА Новости”2, российское сообщество поклонников k-pop является одним из крупнейших в Европе и включает в себя несколько миллионов человек в возрасте от 12 до 25 лет: «Корейская волна накрыла российскую молодежь, это однозначно... ...Сейчас из субкультуры K-pop переходит в мейнстрим». Благодаря современным медиа-возможностям и доступности цифрового контента субкультура k-pop достигает широкой аудитории, прежде немыслимой для субкультурных сообществ. При этом, в настоящий момент существует крайне мало социологических исследований, посвященных изучению русскоязычного k-pop сообщества, а также коммуникативных медиа практик его участников. Резюмируя, актуальность исследования коммуникативных практик молодежных субкультурных сообществ обоснована связью между медиа-коммуникативными и социокультурными изменениями в российской молодежной среде.
Степень изученности обозначенной темы на данный момент является крайне низкой. Среди социологических исследований по данной теме необходимо выделить исследование “The Dynamics of the K-Pop Boom in Russia”3 (2015), представляющее результат коллаборации исследователей Евгения Смагина, Ik Ki Kim и Wonho Jang. На основании ряда интервью и вторичного анализа данных, исследователи делают вывод о популярных практиках взаимодействия с продуктами корейской культуры и разновидностях этих культурных продуктов, о возрастном и гендерном распределении фанатов внутри русскоязычного k-pop сообщества, а также об основных факторах, привлекающих в k-pop сообщество новых участников. Так, исследователи делают вывод о том, что русскоязычное k-pop сообщество имеет широкий репертуар медиапрактик и склонно использовать целый спектр разнообразных цифровых медиа одновременно, потребляя различные формы медиа контента.
Среди других социологических исследований необходимо отметить работу А. Лиджиевой “‘Are You Koreans?’ — ‘No, We Are Kalmyks!’: The Development of K-Pop Cover Dance among Kalmykia’s Youth Revisited”. В данном исследовании рассматривается многообразие фанатских практик, связанных с танцевальной культурой, с целью получения исчерпывающего представления об идентичности k-pop фанатов, локализованных в Калмыкии. Лиджиева отмечает, что популярность корейской волны в современной молодежной среде Калмыкии возникла благодаря цифровым медиа. Изучив факторы, которые порождают интерес калмыцкой молодежи к k-pop музыке и кавер-дэнсу, Лиджиева заключает, что в процессе увлечения k-pop культурой у молодых людей формируется “новая идентичность, позволяющая им воспринимать непривычное, охватывать еще одну культуру, а именно корейскую, без ущерба для ценностей своей собственной,” что помогает им по-новому ассоциировать себя с современным глобальным миром и интерпретировать собственную этничность4. Как утверждает А. Лиджиева, увлечение k-pop культурой с течением времени становится неотъемлемой частью образа жизни молодежи, позволяя переопределить свою идентичность как биэтническую, то есть сочетающую в равной степени признаки как родной, так и иноэтнической культуры.....
Представленное выше исследование позволяет обозначить следующие выводы.
Классические теоретико-методологические подходы к изучению субкультур встречают множество противоречий применительно к современным молодежным субкультурам. Классические подходы к изучению молодежных субкультур допускают оценочные интерпретации, воспринимая их либо в качестве девиантных и общественно опасных, либо в качестве одной из форм классового сопротивления молодежи рабочего класса.
Область пост-субкультурных исследований возникла на основе современной критики классических подходов к изучению субкультур. Исследователи данной области реинтерпретируют предыдущие подходы к концептуализации и анализу этого феномена, определяя современные молодежные субкультуры в качестве сообществ с высоким уровнем индивидуализации и стилистическим разнообразием, гибким и изменчивым членством, отсутствием строго-фиксированной идеологии. В качестве альтернативных или дополняющих субкультуру концепций исследователи, развивающие пост-субкультурный подход, предлагают концепции “пост-субкультуры”, “сцены” и “нео-племени”.
Социологическая концепция медиатизации отражает процесс, когда средства массовой информации интегрируются в общественные подсистемы, тем самым оказывая на них влияние. Концепция медиатизации фокусируется на взаимосвязи между медиакоммуникативными и социокультурынми изменениями. Среди различных подходов к изучению медиатизации необходимо выделить институциональный подход С. Хьярварда. В рамках данного подхода медиа понимаются как относительно независимый социальный институт со своим собственным набором правил. Кроме этого, медиа понимаются в качестве интерфейса, структурирующего взаимодействие между различными институтами. Медиатизация также влияет на трансформацию субкультурных практик, способствуя их распространению и изменяя способы, с помощью которых субкультурные сообщества приобретают власть и авторитет в обществе.
Медиа предоставляют субкультурным сообществам инструмент для полуляризации и легитимизации своей деятельности, а также влияния на общественное мнение. Медиа также влияют на то, что стили и практики молодежных субкультур могут переплетаться с массовой культурой. Кроме этого, медиа влияют на коммуникацию внутри субкультурных сообществ и их структуру. Новые медиа определяют новые способы самовыражения и самопрезентации как на индивидуальном, так и на групповом уровне. Новые медиа также выступают в качестве интерфейса субкультурной идентичности и влияют на ее конструирование и распространение.
Культура k-pop представляет из себя одну из форм корейской волны в целом. K-pop можно также рассматривать как транснациональную молодежную субкультуру, включающую в себя разные элементы корейской популярной культуры. Исследования транснационального k-pop сообщества позволяют говорить о диаспоральном характере k-pop, а также концептуализируют k-pop культуру в качестве “мягкой силы” Южной Кореи. Кроме этого, k-pop субкультура имеет медиатизированный характер и связана с множеством различных медиапрактик.
В настоящее время наблюдается недостаток как теоретических, так и эмпирических исследований k-pop культуры, написанных на русском языке или посвященных российской аудитории k-pop. Во-вторых, существующие исследования подтверждают связь между популяризацией k-pop культуры в российском обществе и медиапрактиками российской молодежи.
В соответствии с результатами эмпирического исследования, групповая идентичность субкультурного сообщества k-pop связана не столько с конкретным музыкальным и танцевальным направлением, но скорее с определенным образом или стилем жизни, а также современной южнокорейской культурой в целом.....
1. Altheide, David L., and Robert P. Snow. Media Logic. Sage, 1979.
2. Beck, Ulrich, and Elisabeth Beck-Gernsheim. Individualization. Institutionalized Individualism and its Social and Political Consequences. SAGE Publications, 2001.
3. Beck, Ulrich, The Risk Society and Beyond. Critical Issues for Social Theory. SAGE Publications, 2000
4. Becker, Howard S. Outsiders: Studies in the Sociology of Deviance. Macmillan, 1963.
5. Bennett, Andy, and Ian Rogers. Popular Music Scenes and Cultural Memory. Palgrave Macmillan UK, 2016.
6. Bennett, Andy, and Richard A. Peterson. Music Scenes: Local, Translocal & Virtual. Vanderbilt University Press, 2004.
7. Bennett, Andy. "Subcultures or Neo-Tribes? Rethinking the Relationship between Youth, Style and Musical Taste." Sociology, vol. 33, no. 3, 1999, pp. 599–617.
8. Bennett, Andy. "The Post-Subcultural Turn: Some Reflections 10 Years On." Journal of Youth Studies, vol. 14, no. 5, 2011, pp. 493-506.
9. Bennett, Andy. "Towards a Cultural Sociology of Popular Music." Journal of Sociology, vol. 44, no. 4, 2008, pp. 419–432.
10. Berger, Peter. L., and Thomas Luckmann. The Social Construction of Reality: A Treatise in the Sociology of Knowledge. Doubleday. 1967.
11. Berland, Jodie. "Angels Dancing: Cultural Technologies and the Production of Space." Cultural Studies, September 2009, pp. 130–154.
12. Berzano, Luigi, and Cristina Genova. Lifestyles and Subcultures: History and a New Perspective. Routledge, 2015, Part II.
13. Blackman, Shane. "Subculture Theory: An Historical and Contemporary Assessment of the Concept for Understanding Deviance." Deviant Behavior, vol. 35, no. 6, 2014, pp. 496-512.
14. Blackman, Shane. "Youth Subcultural Theory: A Critical Engagement with the Concept, its Origins and Politics, from the Chicago School to Postmodernism." Journal of Youth Studies, 2005.
15. Bullock, Alan, and Stephen Trombley. The New Fontana Dictionary of Modern Thought. 3rd ed., Harper Collins, 1999.....95