Введение 3-9
Глава 1. Теоретические и концептуальные основы энергетической политики стран
1.1 Теоритические база и географическое обоснование государственной энергетической политики 10-18
1.2 Нормативно-правовое обеспечение энергетической сферы в международных отношениях 19-26
1.3 Характеристика топливно-энергетического комплекса стран Северо-Восточной Азии 27-46
Глава 2 Сотрудничество в сфере энергетики Российской Федерации с Китайской Народной Республикой и Корейской Народной Демократической Республикой
2.1 Современные тенденции в энергетической политики России по отношению к Китайской Народной Республике 47-62
Глава 3. Энергетическая кооперация Российской Федерации с Японией, Республикой Корея и Корейской Народной Демократической Республикой
3.1 Япония в энергетической политике Российской Федерации 63-76
3.2 Место Республики Корея в энергетической политики России 77-91
3.3Положение Корейской Народной Демократической Республики в энергетической политики России 92-102
Заключение 103-105
Список литературы 106-119
Приложения 120-126
В настоящее время энергетический фактор играет в мировой политике не меньшую роль, чем военный, на его основе формируется государственная стратегия и внешняя политика страны. Экономическая и государственная безопасность в целом зависят от энергетической обеспеченности. Поэтому внимание к энергетической безопасности повышается во всем мире.
Актуальность темы магистерского исследования. Усиленное внимание к вопросам энергетической безопасности связано с ограниченным предложением на рынке нефти и стремительным ростом ее цен. Однако к этому прибавляется и волнение, вызванное террористической опасностью, нестабильностью в странах-экспортерах, националистическими настроениями, опасениями перед возможными конфликтами из-за доступа к ресурсам, геополитическим соперничеством и, что особенно важно, быстрым увеличением потребления энергоносителей.
Россия, обладая как реальными, так и потенциальными ресурсами, как энергетическая держава, стремится усилить свое влияние в на международной арене в том числе и через энергетический аспект. Оправившись от негативных последствий либеральной энергетической стратегии 90-х, Россия восстановила контроль над своим топливно-энергетическим комплексом и активизировала энергетическую деятельность на международной арене. Благодаря развитому ТЭК Россия успешно встраивается в мировую экономику и расширяет свои геополитические горизонты. Российская сторона, в сотрудничестве с представителями западных государств и бизнеса, продолжает работу над проектом так называемого "Энергетического Диалога".
В энергетической стратегии Российской Федерации ключевую роль играет партнерство с государствами Северо-Восточной Азии . Эти страны, в том числе Республика Корея, Китайская Народная Республика, Япония выступают в качестве ключевых энергетических партнеров России. Также особое место в энергетической политике России занимает Корейская Народная Демократическая Республика, однако Россия ведет осторожную политику с данным государством. Северо-Восточная Азия отличается особой значимостью в глобальном сотрудничества.
В локальном контексте наибольшую важность приобретают Восточная Сибирь и Дальний Восток, играющие ведущую роль в рамках энергетического партнерства с государствами Северо-Восточной Азии. В связи с этим, исследование политики России в области энергетического взаимодействия с этими странами, используя потенциал восточных регионов, приобретает высокую актуальность, как с теоретической, так и с практической точки зрения. Помимо этого, изменения в международной конъюнктуре после февраля 2022 года создало больше возможностей и вывозов для России – как энергетической державы. В продолжение российского поворота на восток, снижение связей со странами Европы и санкции многих стран мира по отношению к России энергетическое сотрудничество со странами Северо-Восточной Азии рассматривается в новом ключе.
Международное энергетическое агентство (МЭА) считает Россию крупнейшим в мире чистым экспортером природного газа, вторым крупнейшим в мире чистым экспортером сырой нефти после Саудовской Аравии и третьим крупнейшим в мире чистым экспортером угля после Австралии и Индонезии.
Научная новизна исследование состоит, во-первых, в том, что в связи с изменением геополитической обстановки, после начала Специальной военной операции, у России возникла необходимость расширения рынка сбыта российских энергоносителей для обеспечения своей энергетической стабильности. Во-вторых, повышение интереса Российской Федерации к региону Северо-Восточной Азии активизирует политику в данном направлении, что приводит к развитию транспортных маршрутов по суше и морю, а также сопровождается ростом энергетических проектов, которые на данный момент являются важной частью российской энергетической политики. Проанализировав данные факторы, сформируется конъектура энергетического рынка Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе и место Северо-Восточной Азии в данной энергоструктуре. В-третьих, новизна исследования заключается в комплексном исследовании политики РФ в отношении стран СВА в рамках энергетического сотрудничества, в связи с международными изменениями, тем самым обновляя имеющуюся базу, а также дополняя исследованием сотрудничества с КНДР, которому в российской литературе посвящено не так много работ.
Степень научной разработанности темы. Российские исследователи неоднократно подчеркивали, что экономическое развитие не может развиваться без значительного прогресса в сфере энергетики.
...
Обеспечение стабильности в энергетической сфере – это одна из главных задач, стоящих перед мировым сообществом. В России энергетический комплекс традиционно играет ключевую роль в экономике страны. Он имеет для нашей страны особое значение ведь не просто является источником энергии для функционирования всех отраслей экономики, но и служит инструментом для реализации внешней политики, которая в значительной степени формирует геополитическое вес России на мировой арене.
Традиционно энергетический сектор России направлен на страны Европы. Реализация идеи перевода экспорта российской энергетики в сторону азиатских стран представляется затруднительной задачей. Производственные мощности по переработке нефти в России в основном сосредоточены на европейской территории страны. Попытки направления поставок на рынки АТР могут привести к уменьшению прибыльности экспорта. К тому же, азиатский энергетический рынок не предлагает рыночных возможностей, способных восполнить такую значительную потерю. В рамках стратегии "поворота на Восток", одним из ключевых направлений для расширения сотрудничества России в сфере энергетики становится Северо-Восточная Азия. Этот регион, наряду с Юго-Восточной и Южной Азией, Африкой, Латинской Америкой и другими, открывает перед Россией возможности для диверсификации не только энергетического экспорта, но и всего энергетического сотрудничества. Северо-Восточная Азия — это один из крупнейших и наиболее быстро развивающихся регионов мира, где наблюдается постепенное смещение мирового экономического и политического центра.
Энергетический ландшафт в регионе Северо-Восточной Азии (СВА) отличается в плане производственной и потребительской энергетической структуры, уровня развития энергетических технологий, промышленной мощности и географического расположения. В целом, баланс спроса и предложения в этом районе демонстрирует, что в то время как Россия обладает как реальным, так и потенциальным значительным производством энергии, при этом потребление ее энергии остается относительно низким, такие страны, как Китайская Народная Республика, Япония и Корейский полуостров, испытывают дефицит энергоресурсов и зависят от импорта, так как их собственное производство не соответствует потребностям. В плане развития энергетических технологий, особенно в сфере альтернативной энергетики, Китай, Япония и Южная Корея являются лидерами в инвестициях и инновациях, опережая КНДР. Промышленная мощь также распределена неравномерно: Китай выделяется своей способностью к созданию масштабных инфраструктурных проектов, включая системы и сети энергетического обмена. Географическая близость стран способствует их взаимодействию, однако текущие геополитические напряженности на Корейском полуострове и Украинский кризис мешают полностью использовать потенциал интеграции.
Регион является неограниченным пространством для торговли энергетическими ресурсами и услугами. В географическом масштабе, одни страны богаты энергетическими, минерально-сырьевыми и другими природными ресурсами (Российская Федерация, Китайская Народная Республика), другие – обладают передовыми технологиями (Япония, Республика Корея), а третьи – значительными трудовыми ресурсами (Корейская Народная Демократическая Республика). Важно понимать, что государства этого региона не только являются импортерами российских энергетических ресурсов, но и конкурируют с Россией на глобальном энергетическом рынке. Поэтому до 2022 года внешнеэкономическая стратегия РФ в энергетической сфере в этом регионе была построена с учетом этого фактора. Китай, Южная Корея и Япония стали ориентиром для ключевых экспортных проектов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Инвестиции из этих стран рассматривались как мощный стимул для развития дальневосточных территорий, а совместные проекты с ними – как возможность доступа к самым современным технологиям. Тем не менее, в новых геополитических условиях, которые продлятся неопределённое количество времени, динамика энергетического взаимодействия России с данными странами постепенно снижается, кроме Китая. Поэтому актуальной задачей становится расширение новых рынков и нахождение альтернативных партнеров для энергетической сферы.
Исходя их проведенного автором исследования, основным партнером Российской Федерации в Северо-Восточной Азии является Китайская Народная Республика. Япония и Республика Корея, в силу своей зависимости от интересов США, после февраля 2022 года отдалились от России, что привело к остановке многих совместных энергетических проектов и сказалось на поставке энергоресурсов. Экспорт по трубопроводу ВСТО в Китай в 2023 г. остался на уровне 2021-2022 гг., а именно 0,8 мбс. Россия перенаправила экспорт нефти из ЕС в азиатские страны за счет морских поставок. Основные покупатели российской нефти сейчас — Китай и Индия. Экспорт нефти в Китай вырос с 1,6 мбс в 2021 г. до 2 мбс в 2023 г. (с 80 млн т до 100 млн т), в Индию — с 0,04 мбс до 1,4 мбс (с 2 до 70 млн т). С марта 2023 по март 2024 Япония не закупала российскую нефть, однако нарастила поставки СПГ в апреле 2024 года. Она импортировала 5,285 млн тонн СПГ (7,21 млрд куб. м после регазификации), что на 17% больше, чем в апреле 2023 года. Для сравнения в апреле 2021 года Япония закупила у России 460 тыс. тонн. СПГ. По сравнению с Японией, Республика Корея сильно сократила поставки энергоресурсов. В 2023 году объем импорта Южной Кореи из России сократился на 40%, с $14,8 миллиардов до $8,9 миллиардов. Наиболее значительный спад произошел в импорте нефти (-$2,3 миллиарда), нефтепродуктов (-$1,7 миллиарда), угля (-$1,3 миллиарда) и природного газа (-$0,4 миллиарда). Однако по состоянию на январь 2024 поставки СПГ из России составили 252 тыс. т, или 4 стандартных партии СПГ, увеличившись по отношению к показателю годичной давности в 2 раза. Возобновление и увеличение поставок странами СВА, в первую очередь Японией и Республикой Корея показывает, что восстановление сотрудничества вероятно.
Если в первое время после начала Специальной военной операции на Украине японское и южнокорейское правительства резко осудили действия России и сократили поставки энергоресурсов, то на современном этапе страны вновь постепенно наращивают импорт. В тоже время, южнокорейское правительство, несмотря на вырождение поддержке Украине, не отправляет ей военную помощь, ограничиваясь только поставкой гуманитарной помощи. Япония, в свою очередь, вводя санкции против России вывела из-под них совместные энергетические проекты на Сахалине, понимая их значимость для энергетической безопасности страны. Что касается Корейской Народной Демократической Республики, то по отношению к ней российское руководство ведет сдержанную политику. Невзирая на международную обстановку и вынужденность России искать новых союзников, правительство страны понимает риски, которые может повлечь за собой налаживание более тесных контактов. Проблематика также связана с отсталостью топливно-энергетического комплекса Северной Кореи и в общем отсутствие достоверных сведений о его состояние.
Таким образом, описывая место стран Северо-Восточной Азии в энергетической политике Российской Федерации можно сделать вывод о том, что в современных условиях данная территория является менее приоритетной по сравнению с другими регионами Азиатско-Тихоокеанского бассейна.
1. Авраменко А.А., Байгускарова А.Р. Сотрудничество КНР и России в сфере использования возобновляемых источников энергии // Экономические науки. 2018. С. 3.
2. Асмолов К.В., Захарова Л.В. Отношения России с КНДР в XXI веке: итоги двадцатилетия // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2020. Т. 20. No 3. С. 585—604.
3. Асмолов К.В., Захарова Л.В. Решительность и аккуратность // Россия в глобальной политике. 2023. Т. 21. № 4. С. 203–224.
4. Белов А. В., Перспективы японо-российского сотрудничества в области энергетики // Японские исследования. 2016, No1, P. 32-46
5. Боровский Ю. В. Проблема энергетической безопасности в отношениях России с внешним миром: сотрудничество, конкуренция и соперничество (1991–2021 гг.) // Дис. на соиск. ст. док. истр. наук. 2022. С. 535.
6. Бушуев, В.В. Энергетический потенциал и устойчивое развитие // Издательство ИАЦ «Энергия», 2006. С. 320.
7. Ван Цзилу, Основные факторы,определяющие инвестиционную активность китайских компаний вэнергетическом секторе России // Дис. на соиск. ст. кан. экон. наук. 2024. С. 193.
8. Вершинин А.П. Понятие и особенности энергетического права // Российский ежегодник предпринимательского (коммерческого) права. 2008. № 2. С. 168-183.
9. Воропай Н. И. Энергетическая безопасность. Термины и определения // «ИАЦ Энергия», 2005. С. 60.
10. Воскресенский А. Д. Большая Восточная Азия»: Мировая политика и энергетическая безопасность // ЛЕНАНД. 2006. С. 128.
11. Глоба H.C. Энергетическая политика России в Северо-Восточной Азии // Славянский деловой институт им. К.В. Нечаева (Митрополита Питирима). 2004. С. 104.
12. Городов О. А. Введение в энергетическое право: учебное пособие // Проспект, 2012. С.192.
13. Городов О. А. К понятию энергетического права // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2010. Сер. 14. Вып. 1. С. 26-38.
14. Дмитриева Н.П. Основные результаты подготовки и о задачах реализации «Российской программы развития возобнов ляемых источников энергии» // Биоэнергетика. 2007, №1. – С. 415.
15. Дрякин А. Б., Эволюция энергетической политики Японии и российско-японские отношения в сфере энергетики во второй половине XX - начале XXI века // Грамота. 2015. No 10 (60): в 3-х ч. Ч. I. C. 81-90.
...
143 источника