ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА СЕМЬИ ПРИ НАЛИЧИИ РЕФЛЕКСИВНОЙ ПОЗИЦИИ СУПРУГОВ 6
1.1. Понятие социально-психологического климата семьи 6
1.2. Супружеские роли и позиции 10
1.3. Рефлексивная позиция личности супругов 14
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА СЕМЬИ ПРИ НАЛИЧИИ РЕЛЕКСИНОЙ ПОЗИЦИИ СУПРУГОВ 19
2.1. Организация и методы исследования 19
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования социально-психологического климата семьи при наличии рефлексивной позиции супругов 21
2.3. Рекомендации и программа тренннга по стабилизации социально-
психологического климата семьи 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявления 58
Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных 69
Приложение 3. Корреляционная матрица психологического климата и рефлексивной позиции супругов 71
Приложение 4. Корреляционные связи между показателями социально-
психологического климата семьи и рефлексивности супругов 73
Приложение 5. Программа тренинга по стабилизации социально-психологического климата семьи 74
Актуальность проблемы исследования. Коренные преобразования в социальной, экономической и политической сферах в современном российском обществе не могут не отразиться на главной ячейке общества, семье. Современной российской семье присущи такие кризисные проявления: низкий уровень рождаемости, увеличение числа семей неполных семей и группы риска, неблагополучных семей, постоянный рост разводов, распространение так называемых «гражданских» незарегистрированных браков. Сложно ожидать появления многочисленного потомства в неполных семьях, семьях наркоманов или алкоголиков (41% всех разводов), в парах, создаваемых современными гедонистами и эгоистами, зацикленными на личном преуспевании, карьере и деньгах. А это каждая вторая семья в России. Данные слова подтверждают статистические данные ЗАГСов. В 2013 году в России 667 971 случаев разводов на 1 225 501 браков. Таким образом, процент разводов в России за 2013 год составил 54,5%. Наше общество утратило истинные супружеские и семейные ценности. Это были перечислены внешние факторы, которые возможно проследить. Но есть достаточно весомый фактор социально-психологического климата семьи, который формирует внутрисемейные отношения, определяет функции и роли супругов. Поэтому представленная тема является на сегодняшний день актуальной.
Социально-психологический климат семьи изучали следующие психологи: Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин, Е.М. Лаптева, А.Ж. Салихова, А.В. Карпов, М. Грант, Б. Г. Парыгина, О.А Добрынина, Т. В. Андреева, А. В. Толстова, Е. Б. Назарова, А. В. Руденко, О. В. Бунина, Е. Е. Новосельцева, Т. А. Гурко и другие. Но идея социально-психологического климата семьи при наличии рефлексивной позиции супругов не достаточно хорошо исследована.
Запросы практики ориентированы на изучение этой проблемы. Таким образом, мы сформировали проблему нашего исследования: каковы характеристики социально-психологического климата семьи при наличии рефлексивной позиции супругов?
Целью нашего исследования является изучение характеристик социально-психологического климата семьи при наличии и отсутствии рефлексивной позиции супругов.
Объект исследования: социально-психологический климат семьи.
Предмет исследования: социально-психологический климат семьи при наличии рефлексивной позиции супругов.
Гипотеза исследования: характеристики социально-психологического климата семьи различаются у супругов с разной рефлексивной позицией, а именно супруги, имеющие развитую рефлексивность будут отличаться более высокими показателями положительного социально-психологического климата семьи, стремиться открыто выражать свои чувства, действия и проявлять более высокий уровень заботы друг о друге, в отличие от супругов с неразвитой рефлексивностью.
В соответствии с целью, гипотезой и предметом в нашей работе решались следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ подходов к изучению проблемы социально-психологического климата семьи при наличии рефлексивной позиции супругов.
2. Изучить социально-психологический климат семьи и рефлексивные позиции супругов.
3. Определить наличие связи между характеристиками социально-психологического климата семьи и особенностями рефлексивной позиции супругов.
4. Изучить характеристики социально-психологического климата семьи с разной рефлексивной позицией супругов.
5. Разработать рекомендации и программу тренинга по стабилизации социально-психологического климата семьи.
Теоретической базой нашего исследования явились представления о социально-психологическом климате семьи (О.А Добрынина, Т. В. Андреева, А. В. Толстова и др.) и исследования рефлексии личности (Н.С. Автономова, Н. Г. Алексеев, Л. С. Выготский, Е. И. Исаев, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков и др.)
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами настоящей работы.
В исследовании использовались следующие методы: организационные (сравнительный), эмпирические (тестирование, беседа); методы математико¬статистического анализа данных (статистическая обработка данных проводилась с использованием параметрических и непараметрических критериев: критерия t-Стьюдента для не зависимых выборок и коэффициента ранговой корреляции Спирмена) и качественного описания. Математическая обработка данных проведена на основе пакета статистических программ SPSS.
В нашем исследовании использовались следующие методики: Опросник «Психологический климат семьи», тест-опросник диагностики уровня развития рефлексивности (А.В. Карпов) и «дифференциальный тип рефлексии» (Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин, Е.М. Лаптева, А.Ж. Салихова), шкала семейного окружения (ШСО) - методика Famil Environmental Skale (FES). Р.Х. Мус, адаптация С.Ю. Куприянова.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 50 человек (25 супружеских пар) разного возраста.
Проанализировав психологическую литературу по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что уровень социально-психологического климата семьи зависит от уровня развития рефлексивной позиции у каждого из супругов.
Социально - психологического климат это явление достаточно широкое и многогранное, которое характеризуется суммарным показателем того, насколько каждый член семьи доволен уровнем взаимоотношений, коммуникации, быта и досуга. В различных литературных источниках социально - психологический климат разделяют на благоприятный (положительный) и неблагоприятных (деструктивный).
Рефлексия это процесс фокусирования внимания личности на самом себе и на своем сознании, а также на продукты собственной деятельности и их переосмысление. В ходе работы мы выделили трех качественно отличных друг от друга процесса рефлексии: системная рефлексия, интроспекция и квазирефлексия.
В исследовании приняли участие 50 семей в возрасте 18 до 50 лет. Из них 25 мужчин и 25 женщин, 11 семейных пар со стажем супружеской жизни от 0 до 3 лет, 9 пар со средним стажем супружеской жизни от 3 до 10 лет, 5 пар с высоким стажем супружеской жизни от 10 лет и более. 7 семейных пар являются бездетными и 18 семейных пар имеют детей.
В практической части нашей работы мы выбрали четыре методики: Опросник «Психологический климат семьи», тест-опросник диагностики уровня развития рефлексивности (А.В. Карпов) и «дифференциальный тип рефлексии» (Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин, Е.М. Лаптева, А.Ж. Салихова), шкала семейного окружения (ШСО) - методика Famil Environmental Skale (FES). Р.Х. Мус, адаптация С.Ю. Куприянова.
В процессе исследования и интерпретации полученных данных, было выявлено, что в случаях, где присутствует неблагоприятный климат, в таких семьях чаще всего женщины более не довольны семейной атмосферой, чем мужчины. Этот фактор более нагляден в молодых семьях, так как распределение семейных ролей еще не до конца устоялось, мало совместных функций, а также возможны конфликты из-за разности стилей родительского воспитания, особенностей темперамента и досуга.
Было выявлено в процессе исследования, что высокий уровень рефлексивности является более выраженным у мужчин (56%), чем у женщин (44%). Это определяет современную тенденцию смены моделей мышления у мужчин и у женщин. Процессы рефлексивности в большей степени всегда были присущи женщинам. Но в виду того, что превалирует активная роль матери в системе детско-родительских отношений, растет процент неполных семей, где мать это единственный родитель у ребенка, то вырастают мужчины с приобретенной женской моделью мышления. Отсюда и высокий уровень рефлексивности у мужчин. Напротив, женщины стали более ответственными за основные семейные функции.
Проведенный математико-статистический анализ данных показал то, что по показателю «Системная рефлексия» мужчины (Нэмп=10,6) и женщины (Нэмп=7.22), имеющие разный стаж супружеской жизни достоверно различаются на высоком уровне статистической значимости р<0,01. Данный результат говорит нам о том, что мужчины и женщины, имеющие средний стаж супружеской жизни отличаются большей выраженностью показателя «системная рефлексия» по сравнению с мужчинами и женщинами, имеющими малый и большой стаж супружеской жизни. Это можно объяснить тем, что данный период часто включает задачи, связанные с воспитанием и социализацией детей и наибольшим количеством различных функций, которые выполняют супруги. Такое многообразие задач, стоящих перед супругами, требуют от них обдуманности планов и способов решения этих задач. Кроме того, женщины, имеющие разный стаж супружеской жизни по показателю дифференциального типа рефлексии «интроспекция» (Нэмп=4,18), достоверно различаются на уровне статистической тенденции р<0,1. Это говорит нам о том, что женщины, имеющие средний стаж супружеской жизни отличаются большей выраженностью показателя «интроспекция» по сравнению с женщинами, имеющими малый и большой стаж супружеской жизни. Это можно объяснить тем, что внутриличностное состояние женщины, её эмоциональное ощущение и переживание в среднем стаже семейной жизни наиболее ярко в связи с родительскими переживаниями. Дети растут, делают ошибки или успехи в различных социальных отраслях, которые напрямую влияют на интроспективное рефлексивное состояние матери.
Была выявлена тенденция: чем больше семейный стаж, тем больше растет конфликтность семье. Супруги с годами становятся друг другу более открытыми и то, что умалчивалось на первых годах супружеской жизни, со временем высказывается.
При составлении корреляционных плеяд были обнаружены 42 корреляционные связи между показателями психологического климата, общего уровня рефлексивности, процессами рефлексии и шкалами семейного окружения. Связи показали, что чем больше у супругов будет развита рефлексивность, умение анализировать свои чувства, мысли и поведение в отношении себя, социального окружения и временных рамок, тем выше будет социально-психологический климат семьи, проявляющийся в сплоченности, пониженной конфликтности, открытом выражении чувств и уважения друг к другу, организованность в решении семейно - бытовых вопросов. Супруги, имеющие развитую рефлексивность будут отличаться более высокими показателями положительного социально-психологического климата семьи, стремиться открыто выражать свои чувства, действия и проявлять более высокий уровень заботы друг о друге, в отличие от супругов с неразвитой рефлексивностью.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, но требует дополнительного изучения с привлечением таких показателей как эмпатия, особенности семейной коммуникации, согласованности/несогласованности семейных ролей, специфики возраста и профессии и, количества детей и интервала рождения между ними и т.д.
По результатам работы были сформулированы рекомендации и программа тренинга по стабилизации социально-психологического климата семьи.
1. Абульханова, К.А. Сознание как жизненная способность
личности [Текст] / К.А. Абульханова// Психологический журнал, 2009. -
№1.- С. 32-43.
2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст]/ Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 158 с.
3. Андреева, Г. М. Психология социального познания [Текст] / Г. М. Андреева. - М.: 2007. - 587с.
4. Андреева, Г.М. Межличностное восприятие в группе [Текст] / под ред. А.И. Донцова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 343 с.
5. Буева, Л. П. Психология переживания [Текст] / Л. П. Буева. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 1058 с.
6. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций [Текст]. Собр. соч.: в 6 т. / Л.С. Выготский.-М.: Педагогика, 1983. Т. 3. - 675 с.
7. Выгрина, Я.А. Ролевое поведение [Текст] / Я.А. Выгрина.- М.: Мысль, 2001. Т. 2. С. 5-210.
8. Дейкман, А. М., Семейная идентичность [Текст] /под ред. Н.У. Аккерман -М.: Мир, 2007. - 345 с.
9. Джеймс, У. Психология [Текст] / под ред. Л.А. Петровской. М.: Педагогика, 2016. - 666 с.
10. Дубровина, И. В. Практическая психология образования [Текст] / И. В. Дубровина. - М. : ТЦ «Сфера», 2000. - 528 с.
11. Дубровина, И. В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / И. В. Дубровина. - М. : «Академия», 1995. - 170 с.
12. Дунихина, Н.В. Феноменология рефлексии и направления ее изучения в современной зарубежной психологии [Текст] / В.Ю. Дударева,
И.Н. Семенов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - М., 2008. Т. 5, №1. С. 101-120.
13. Знаков, В.В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема [Текст] / В.В. Знаков. // Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 1. С. 18-28.
14. Иванченко, Г.В. Забота о себе: история и современность [Текст] / Г.В. Иванченко.- М.: Смысл, 2009. - 345 с.
15. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования [Текст] / О.А. Карабанова.- М.: ИП РАН, 2004. - 874 с.
16. Карпов, А.В. Психология рефлексивных процессов [Текст] / В.В. Пономарева - М.; Ярославль: ДИА-пресс, 2000. - 112 с.
17. Карпов, А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики [Текст] / А.В. Карпов. // Психологический журнал. - М., 2003. Т. 24, №5. С. 45-57.
18. Коган, Л.Н. Методология психологического климата [Текст]/ Л.Н. Коган. - М.: Республика, 2014. - 401 с.
19. Кузьмин, Е.С. Психология семьи [Текст] / Е.С. Кузьмин.- М.: Мысль, 2006. С. 115-117
20. Кулюткин, Ю.Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий [Текст] / Ю.Н. Кулюткин под ред. О.К.Тихомирова. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1979. С. 22-28.
21. Куртышева, М. А. Как сохранить психологическое здоровье детей [Текст]/ М. А Куртышева. - СПб. : Питер, 2005. - 252 с.
22. Ладенко, И.С. Феномен рефлексивного стиля мышления и генетическая логика [Текст] / И.С.Ладенко, - Новосибирск, 1995. С. 8-25.
23. Леонтьев, Д.А. Взгляд на себя со стороны как предпосылка системной рефлексии [Текст] / А.Ж. Салихова -М.; Ростов-на-Дону: Кредо,
2007. Т. 2.- С. 237-238.
24. Леонтьев, Д.А. Восхождение к экзистенциальному миропониманию [Текст] / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2007. С. 3-12.
25. Леонтьев, Д.А. Дискурс свободы и ответственности [Текст] / Д.А. Леонтьев. - М., 2006. № 5. С. 95-113.
26. Леонтьев, Д.А. Очерк психологии личности [Текст]/ Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1993. 557 с.
27. Леонтьев, Д.А. Психология смысла [Текст]/ Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999. - 475 с.
28. Леонтьев, Д.А. Разработка методики дифференциальной диагностики рефлексивности [Текст]/ Д.А. Леонтьев. Е.М. Лаптева, Е.Н. Осин, А.Ж. Салихова , под ред. В.Е. Лепского. -М.: Когито-Центр, 2009. С. 145-150.
29. Леонтьев, Д.А. Рефлексия как предпосылка
самодетерминации [Текст] / Д.А. Леонтьев. отв. ред. А.Л.Журавлев и др.- М.: ИП РАН, 2009. - С. 40-49.
30. Лепский, В.Е. Рефлексия в работах Г.П.Щедровицкого и В.А.Лефевра [Текст]/ В.Е. Лепский. -М.: Когито-центр, 2009. - С. 27-38.
31. Лефевр, В. Рефлексия [Текст]/В. Лефевр.- М.: Когито-центр, 2003.- 68 с.
32. Локк, Дж. Опыт о человеческом разумении [Текст] /Д. Локк. Сочинения: в 3 т. М.: Мысль, 1985. Т. 1. С. 77-582.
33. Лэнгле, А.. Экзистенциально-аналитическая теория личности [Текст]/ А. Лэнгле - М.: Генезис, 2005. - 456 с.
34. Лэнгле, А. Значение самопознания в экзистенциальном анализе и логотерапии: сравнение подходов [Текст]/ А. Лэнгле. - М., 2002. №4. С. 150¬168.
35. Мамардашвили, М.К. Лекции о рефлексии [Текст]/ М.К. Мамардашвили. - М.: Ad Marginem, 2000. - 34 с.
36. Мириманова, М.С., Рефлексия как механизм развития самоорганизующихся систем [Текст] / М.С. Мириманова, А.В. Вощинин- Спб., Развитие личности. 2001. № 1. С. 49-65.
37. Обозов, Н.Н. Психология конфликта [Текст]/Н.Н. Обозов. -М.: Наука и Жизнь, 2016. -32с.
38. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования [Текст]/Р.В. Овчарова - М.: «Академия», 2003. - 448 с.
39. Парыгин, Б. Д. Психология общения и межличностных отношений [Текст]/Б.Д. Парыгин, О. А. Добрынина. -М.: «МИР», 2012. - 528 с.
40. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды [Текст]/Ж. Пиаже. -М.: Просвещение, 1969. - 877 с.
41. Полежаева, Е.А. Место самомониторинга в структуре личностных характеристик [Текст]/ дис. канд. психол. наук./Е.А. Полежаева. -М., 2009. - 343 с.
42. Полежаева, Е.А. Шкала самомониторинга и ее применение в отечественных исследованиях [Текст] / Е.А. Полежаева. - М.: Психология, 2006. №1. С. 3-32.
43. Россохин, А.В. Рефлексия и внутренний диалог в измененных состояниях сознания[Текст]/А.В. Россохин. -М.: Когито-центр, 2010.-400 с.
44. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир [Текст]/ С.Л. Рубинштейн. -М.: Наука, 1997.-741с.
45. Рудаков, А.Л. Саногенная рефлексия как фактор стрессоустойчивости личности [Текст]/ А.Л. Рудаков. М., 2009.
46. Сартр, Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии [Текст]/Ж.П. Сартр. - М.: Республика, 2000. - 552 с.
47. Семенов, И.Н. Взаимодействие отечественной и зарубежной психологии рефлексии: история и современность [Текст]/ И.Н. Семенов -М.,
2008. Т. 5, -С. 64-76.
48. Слободчиков, В.И., Основы психологической антропологии. Психология человека [Текст]/ В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. -М.: Школа- Пресс, 1995.-678 с.
49. Сорокин, Д.И. Социально-психологический климат [Текст]/Д.И. Сорокин. -М.: Мышь. 2001. -554 с.
50. Степанов, С.Ю., Психология рефлексии: проблемы и исследования [Текст] / С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов. -М., 1985. -С. 31-40.
51. Тейяр, де Шарден П. Феномен человека [Текст]/ П Тейяр. -М.: Наука, 1987. -С. 4-14.
52. Титкова, М.С. Рефлексивная активность в структуре адаптационного потенциала личности [Текст]/ М.С. Титкова -СПб., 2017. - 539 с.
53. Тихомиров, О.К., Психология мышления [Текст]/О.К.
Тихомиров, К.К. Платонов, А. К. Уледов. -М.: Академик, 2002.-557с.
54. Филатов, В.П. «Рефлексия» [Текст] /В.П. Филатов под ред. Мещеряков Б.Г., Степанов С.Ю., Бажанов В.А. -М. 2006. Т. 7, - С. 170-175.
55. Фихте, И.Г. Основа общего наукоучения [Текст]/ И.Г. Фихте - СПб.: Мифрил, 1993.- 890 с.
56. Франкл, В. Человек в поисках смысла [Текст]/ В. Франкл. - М.: Прогресс, 1990. - 456 с.
57. Хоментаускас, Г. Семья глазами ребенка [Текст]/Г. Хоментаускас - М.: Рипол Класик, 2003. - 224 с.
58. Черников, А. В. Развитие личности [Текст]/ А.В. Черников. - Омск: Изд-во Ом. гос. пед ун-та, 2015. - 190 с.
59. Шаров, А.С. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия [Текст]/ А.С. Шаров В.В. Косолапов -Омск: Изд-во Ом. гос. пед ун-та, 2000. - 500 с.
60. Шепель, В. М. Онтология психологического климата: природа, функции и механизмы [Текст]/ В.М. Шепель под ред. В.Е. Лепского. - М.: Когито-центр, 2009. - С. 112-132.
61. Щедровицкий, Г.П. Избранные труды [Текст]/Г.П. Щедровицкий -М.: Школа Психологии, 2015. - С. 230-301.
62. Щербань, А.Н. Мышление. Понимание. Рефлексия [Текст]/ А.Н. Щербань -М.: Наследие ММК, 2005.- 343 с.
63. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи [Текст]/ Э.Г. Эйдемиллер -М.: Наследие ММК, 2015.- 111 с.