Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Книга-блог Евгения Гришковца: проблема жанра

Работа №144039

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы84
Год сдачи2024
Стоимость4710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПИСАТЕЛЬСКИЙ БЛОГ И КНИГА-БЛОГ ЕВГЕНИЯ
ГРИШКОВЦА 9
1.1. История блога 9
1.2. Проблема классификации 23
1.3. Книга-блог Евгения Гришковца 30
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ЖАНРА КНИГИ-БЛОГА ЕВГЕНИЯ ГРИШКОВЦА 36
2.1. Книга-блог — новый литературный жанр? 36
2.2. Книга-блог — современная летопись? 48
2.3. Книга-блог — это публицистика? 58
2.4 «Почти рукописная жизнь» — это книга-блог? 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73

Первые литературные дневники появились ещё в древности, например, «Размышления» Марка Аврелия (датируется II веком н. э.). Во вступительном очерке к его сочинению С. А. Котляревский писал следующее : «Мы имеем своеобразный дневник — не внешних событий, а мыслей и настроений, более важных в глазах автора, чем внешние события». Со временем менялась структура дневника, но не менялась его основная функция: он «остался разговором с самим собой, монологом, обращенным не к слушателю или читателю, а к себе, в расчете на чтение в будущем».
Дневник, как самостоятельный жанр, начал развиваться в эпоху Возрождения и Ренессанса, а пик его популярности приходится на XIX век, когда не только писатели, но даже грамотные крестьяне вели записи. В дальнейшем писатели начали использовать жанр дневника не только в жизни, но и в литературе: дневник как повествовательная форма (к примеру, «Дневник одной недели» А. Н. Радищева). Так, дневник из рукописной литературы начал переход в печатную, становясь полноправным участником литературного процесса.
В XXI веке с развитием Интернета писательский дневник «сменился» писательским блогом, где автор также описывает свои чувства, эмоции, события, которые происходят не только в его жизни, но и во всём мире. И современные авторы также используют блог-дневник в литературе: в результате возникает новый феномен — книга-блог.
В данной выпускной квалификационной работе рассматривается феномен книги-блога на примере творчества Евгения Гришковца.
Евгений Валерьевич Гришковец — писатель, драматург и театральный режиссер, киноактер и музыкант; обладатель премий «Золотая маска», «Серебряный слиток». В литературных кругах стал известен в 2004 году, когда выпустил роман «Рубашка», признанный дебютом года, в московском издательстве «Время». До романа автор писал пьесы, первая из которых — «Как я съел собаку» (1998). Помимо пьес Евгений пишет книги и записывает музыкальные альбомы (к 2012 году выпустил семь альбомов совместно с группой «Бигуди», а спустя 9 лет, в 2021, ещё один — «Человеку Человек»).
Одна из таких книг — «Год жжизни» написанная на основе Интернет- дневника Евгения Гришковца на сайте «LiveJournal» («Живой журнал»: с названием сайта связана удвоенная «ж» в заглавии) и открывающая серию книг «Жжизнь», которую мы обозначили как книга-блог. Статус этих книг вызывает споры среди исследователей. Так, К. В. Синегубова считает, что «Год жжизни» «остается промежуточным вариантом — блогом, перенесенным на бумагу», а М. П. Абашева характеризует книга-блог как художественное произведение: «Литературой блог Гришковца делает наличие авторского замысла, задающего тексту презумпцию целостности при объединении блогов в книгу».
Так как книга-блог объединяет в себе черты блога и литературы, то основной интерес для исследования представляют его жанровые особенности. Однако большая часть первой главы будет посвящена описанию послужившего основой блога, так как происхождение объекта нашего исследования определяет его как нечто новое. Несмотря на внешнее сходство с любым другим печатным изданием, книга-блог имеет отличительные черты, которые мы выделим. Важно отметить и то, что книга- блог появился только в начале XXI в., в связи с этим он недостаточно изучен.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что тема, выбранная для исследования, актуальна, потому как касается жанровых особенностей новейшего явления в литературе и блогосфере, которые требуют осмысления...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современном литературоведении влияние сети Интернет на литературу считается одним из наиболее значительных и обсуждаемых аспектов. Интернет существенно изменил способы публикации, распространения и восприятия литературных произведений, а также повлиял на формирование новых литературных жанров и направлений.
Именно такая новая литературная форма и стала объектом нашего исследования — книга-блог Евгения Гришковца. Прежде чем приступить к анализу проблемы жанра «книга-блог», мы изучили блоги, оказавшие влияние на его развитие. Так, в первой главе мы установили, что существуют различные подходы к пониманию и изучению блога. Большинство трудов исследователей посвящено рассмотрению жанрового обозначения блога, блог-литературы: её рассматривают как интернет-жанр, речевой жанр и жанр литературный. Кроме того, часто блог-литературу изучают в рамках нового явления в сети Интернет - сетературы. Другие подходы к определению блога связаны с рассмотрением его функций, структурных и тематических особенностей, специфики взаимодействия в нём автора и читателя.
На основании разных подходов предложили классификацию блогов, добавив уже выделенные другими исследователями критерии к собственным. Например, типология, связанная с тематикой (кулинарный, любительский, писательский и др.), с выбранной автором платформой (блог в сети «Вконтакте», на сайте «LiveJournal»), со спецификой контента (текстовый, смешанный или видеоблог).
В ходе исследования были выбраны пять книг-блогов Евгения Гришковца: «Год жжизни», «Продолжение жжизни», «151 эпизод жжизни», «От ЖЖизни к жизни», «Одновременно: жизнь». А «Почти рукописная жизнь» рассмотрели отдельно в последнем параграфе второй главы, обозначив отличия от книг-блогов: происхождение, язык и стиль, фикциональность. Тем не менее, все шесть книг можно воспринимать как единое цельное произведение (последовательное изложение событий около 7 лет жизни Евгения Гришковца), которое можно начинать читать с любой страницы, благодаря структуре — это также можно считать особенностью серии.
Во второй главе дипломной работы были проанализировали тексты Евгения Гришковца как представителя жанра «книга-блог». В результате были выделены особенности его стиля, тематики и подхода к созданию литературных произведений на стыке блоггинга и литературы: нарушения в синтаксисе, орфографии и пунктуации; использование лексики разного уровня; разнообразие в выборе темы для постов-главок и др.
Также мы определили различные подходы к интерпретации этой новой литературной формы и её места в современном литературном контексте: книга-блог либо считают промежуточным вариантом, либо художественным произведением, находя там авторский замысел, сюжет, фабулу.
Благодаря подробному исследованию основных точек зрения на жанр писательского блога, мы обозначили основные причины проблемы определения жанра «книга-блог»: наличие признаков различных и уже известных литературоведению жанров, их смешение и трансформация. Ещё одна причина неоднозначности идентификации жанра связана с тем, что книга-блог выходит за рамки традиционного литературного формата: книга имеет различные мультимедийные элементы (в данном случае фото, одна Евгений Гришковец думал о том, чтобы добавить видео/аудио), в тексте могут встречаться гиперссылки или указания имен сайтов. Также читатель получил возможность стать активным участником процесса создания произведения: некоторые комментарии стали темой постов-главок, включенных в содержание книг-блогов. Все перечисленные особенности позволили возникнуть уникальной литературной форме, совмещающей черты онлайн-дневника и художественной (в том числе документальной) прозы.
В ходе исследования мы определили, что в текстах книг -блогов есть признаки следующих жанров: дневник, летопись, мемуары, публицистические жанры. Основные из них — это хронологический порядок с указанием дат, а иногда и времени; описание личных переживаний; рассказ о событиях, касающихся жизни автора и важных для аудитории; интимный характер записей и др.
Таким образом, данные признаки соединились и трансформировались, обретя новую жанровую форму — книга-блог, возникшую в результате слияния онлайн-дневника и письменного текста.


1. Гришковец Е. В. Блог "Одновременно" / Е.В. Гришковец. — Текст : электронный // LiveJournal : [сайт]. — URL: https://ru- odnovremenno.livejournal.com/(дата обращения: 19.09.2023).
2. Гришковец Е. В. Блог "Одновременно" / Е.В. Гришковец. — Текст: электронный // Odnovremenno.com: [сайт]. — URL: https://odnovremenno.com/(дата обращения: 18.11.2023).
3. Гришковец Е. В. Год жжизни / Е. В. Гришковец. — М. : Астрель, 2008. — 318 c. — Текст: непосредственный.
4. Гришковец Е. В. Продолжение жжизни / Е.В. Гришковец. — М. : Астрель, 2009. — 317 c. — Текст: непосредственный.
5. Гришковец Е. В. 151 эпизод жжизни / Е.В. Гришковец. — М. : Махаон: Азбука-Аттикус, 2011. — 480 c. — Текст: непосредственный.
6. Гришковец Е. В. От жжизни к жизни / Е.В. Гришковец. — М. : Махаон: Азбука-Аттикус, 2012. — 432 c. — Текст: непосредственный.
7. Гришковец Е. В. Почти рукописная жизнь / Е. В. Гришковец. — М. : Махаон: Азбука-Аттикус, 2013. — 493 c. — Текст: непосредственный.
8. Гришковец Е. В. Одновременно: жизнь / Е.В. Гришковец. — М. : Эксмо, 2014. — 448 c. — Текст: непосредственный.
9. Книга «Год жжизни». Евгений Гришковец. — Текст : электронный // Otzovik: [сайт]. — URL: https://otzovik.com/review_2392088.html(дата обращения: 14.03.2024).
10. Повесть временных лет / подгот., пер. Д. С. Лихачева. — М. : Академия наук СССР, 1950. — 405 с. — Текст: непосредственный.
11. Абашева М. П. Блог-литература как феномен: опыты Евгения Гришковца / М. П. Абашева, Т. О. Максимова. — Текст : непосредственный // Вестник Пермского ун-та. — 2017. — т. 9, №. 4. — С. 103-111.
12. Агапова С. Г. Интернет-дискурс: основные жанры и особенности их исследования / С. Г. Агапова, А. В. Полоян. — Текст : непосредственный // Труды филол. фак-та ЮФУ. — 2016. — 20 (4). — С. 52¬58.
13. Андрианова Н. С. Жанры Интернет-коммуникации: о некоторых подходах / Н. С. Андрианова. — Текст : непосредственный // Вестник Днепропетровского ун-та. — 2008. — т. 16, вып. 14. — С. 14-21.
14. Антонец Е. В. О соотношении метода диктовки и собственноручного написания в работе римского писателя I в. до н. э. (на материале переписки Цицерона) / Е. В. Антонец. — Текст: непосредственный // Индоевропейское языкознание и классическая филология. — 2010. — № 14. — С. 63-71.
15. Бажалкина Н. С. Жанровые особенности интернет-блога в педагогическом дискурсе / Н. С. Бажалкина. — Текст : непосредственный // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Язык и литература. — 2016. — вып. 1. — С. 131-140...(105)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ