КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ЮНОШЕЙ С РАЗНЫМ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ коммуникативной толерантности
юношей с разным социометрическим статусом 8
1.1. Понятие коммуникативная толерантность в психологии 8
1.2. Уровни коммуникативной толерантности в юношеском
возрасте 13
1.3. Социометрический статус юношей 26
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование коммуникативной
толерантности юношей с разным социометрическим статусом 38
2.1. Организация и методы исследования 38
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 41
2.3. Рекомендации для психолога и учителей по повышению уровня
коммуникативной толерантности юношей 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
Список использованных источников 66
Приложения 73
ГЛАВА 1. Теоретический анализ коммуникативной толерантности
юношей с разным социометрическим статусом 8
1.1. Понятие коммуникативная толерантность в психологии 8
1.2. Уровни коммуникативной толерантности в юношеском
возрасте 13
1.3. Социометрический статус юношей 26
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование коммуникативной
толерантности юношей с разным социометрическим статусом 38
2.1. Организация и методы исследования 38
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 41
2.3. Рекомендации для психолога и учителей по повышению уровня
коммуникативной толерантности юношей 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
Список использованных источников 66
Приложения 73
Коммуникативная толерантность - это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. Термин введен в психологию
Бойко В. В. [12, с. 26]
Коммуникативная толерантность очень важная и очень информативная черта человека. Это собирательное понятие, поскольку в нем отражаются факторы его жизни и воспитания, опыт общения, культура, жизненные ценности, нужды, увлечения, характер, нрав, привычки, особенности мышления и, конечно, эмоциональный стереотип действий.
Актуальность данного исследования остро стоит в современном обществе. Коммуникативная толерантность, является очень важным принципом коммуникации в разных сферах человеческого взаимодействия, она является возможностью для того что бы достигнуть взаимопонимания и установить связи между индивидами, учитывая их социальные, психологические и другие особенности. Недостаток толерантности ведет к разногласиям различного уровня - от бытовых до междунациональных. Это приводит к враждебности, разногласиям в обществе; способствует возникновению нетерпимости к различным социальным событиям и группам. Поэтому толерантность рассматривается как одна из значимых ценностей нынешнего общества, а ее формирование признается первостепенной задачей на государственном уровне. Поэтому, формирование коммуникативной толерантности должно быть одним из приоритетных направлений воспитательной работы в школе. Развитие коммуникативной толерантности населения Российской Федерации имеет особенное значение в связи с увеличением количества конфликтных столкновений в области рабочих, семейных, личных отношений. В нашей стране этот вопрос является актуальным исходя из разнородности населения, а также из-за многонациональности. Согласно статье 12 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные учреждения обязаны содействовать развитию взаимопонимания и сотрудничества между людьми независимо от их этнической культуры, национальной и социальной принадлежности, что означает образование межличностных взаимоотношений в системе образования, построенных на понимание и уважении. Трудность современной системы образования в России, с точки зрения Т.Т. Щелиной, является отсутствие навыков общения и гуманистических установок у школьников во взаимодействии с окружающими [70, с. 24].
В соответствии позиции Г.С. Кожухарь,
коммуникативная толерантность - «это стремление личности достичь взаимного понимания и сотрудничества» [25, с. 13]. Т.Е. Виноградова определяет данное понятие как «основное качество личности, проявляющееся в способности спокойно принимать других людей, такими, какие они есть» [17. с. 44]. З.А. Агеева дает свое определение, «коммуникативная толерантность - степень принятия человеком различий между собой и другой личностью» [4, с. 23].
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам сделать вывод о том, что коммуникативной толерантностью является устойчивая черта личности индивида, характеризующаяся переносимостью приемлемых или неприемлемых, по его мнению, особенностей, принципов, поведения и взглядов партнера по взаимодействию.
В повседневном общении проявляются различные виды проявления коммуникативной толерантности: некоторые люди эффективно
взаимодействуют с окружающими его людьми, другие же хорошо скрывают неприязнь к личности партнера, третьи стараются не обращать внимание на неприемлемые для него качества собеседника, избегая конфликтов. У каждого индивида, осознанно или неосознанно, проявляется реакция на качества партнера по общению, чем более ярко проявляются отрицательные переживания человека по поводу индивидуальности другого, тем меньше у него развита толерантность, тем сложнее ему сдержать недовольство партнером по общению. Человеку с низким уровнем толерантности сложно взаимодействовать с окружающими, вследствие чего ему сложнее социализироваться в современном обществе.
Особенно необходимо обратить внимание на уровень развития коммуникативной толерантности в юношеском возрасте, ведь именно в этот период происходит становление идентичности и сознания, а также формирование и развитие коммуникативных навыков формирующейся личности. Активное включение во взрослую жизнь, значимое общение со сверстниками определяет направление развития юноши, которое будет зависеть от того, как он относиться к себе и окружающим его людям. Именно в данном возрасте одной из приоритетных задач является формирование социальной толерантности и способности к эмпатии.
Проблема исследования: какова коммуникативная толерантность юношей с разным социометрическим статусом?
Целью нашего исследования является - выявить коммуникативную толерантность юношей с разным социометрическим статусом.
Объектом нашего исследования является коммуникативная толерантность юношей.
Предметом исследования является коммуникативная толерантность юношей с разным социометрическим статусом.
Гипотеза: юноши с разным социометрическим статусом отличаются уровнем коммуникативной толерантности, а именно: высокостатусным юношам присущ высокий уровень коммуникативной толерантности; а низкостатусным юношам - низкий уровень коммуникативной толерантности.
Задачами исследования являются:
1. Изучить разработанность проблемы исследования в психологической литературе.
2. Определить социометрический статус юношей.
3. Исследовать коммуникативную толерантность юношей.
4. Определить коммуникативную толерантность юношей с разным социометрическим статусом.
5. Изучить степень связи между показателями коммуникативной толерантности и социометрическим статусом юношей.
6. Разработать рекомендации психологу и учителям по повышению уровня коммуникативной толерантности юношей.
При написании работы использовались следующие методы работы:
- Организационные (сравнительный метод);
- Эмпирические (психодиагностические методы);
- Обработка данных (количественный и качественный анализ);
- Интерпретационные (структурный метод);
- Методы математической статистики.
Для проведения эмпирического исследования в нашей работе мы использовали такие методики:
- Социометрия (Дж. Морено);
- Диагностика коммуникативной толерантности (В.В. Бойко);
Практическая значимость данной исследовательской работы состоит в том, что данные полученные в результате эмпирического исследования могут быть использованы в работе школьного психолога. Разработанные рекомендации могут быть использованы учителями в организации учебного и воспитательного процесса, организации досуговой и внеурочной деятельности.
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 2 г. Строитель» В исследовании приняло участие 103 учащихся 10-11 классов.
Апробация работы. Результаты и разработанные рекомендации диссертационного исследования рекомендованы к использованию в работе школьного психолога и учителей МБОУ «СОШ № 2 г. Строитель».
Бойко В. В. [12, с. 26]
Коммуникативная толерантность очень важная и очень информативная черта человека. Это собирательное понятие, поскольку в нем отражаются факторы его жизни и воспитания, опыт общения, культура, жизненные ценности, нужды, увлечения, характер, нрав, привычки, особенности мышления и, конечно, эмоциональный стереотип действий.
Актуальность данного исследования остро стоит в современном обществе. Коммуникативная толерантность, является очень важным принципом коммуникации в разных сферах человеческого взаимодействия, она является возможностью для того что бы достигнуть взаимопонимания и установить связи между индивидами, учитывая их социальные, психологические и другие особенности. Недостаток толерантности ведет к разногласиям различного уровня - от бытовых до междунациональных. Это приводит к враждебности, разногласиям в обществе; способствует возникновению нетерпимости к различным социальным событиям и группам. Поэтому толерантность рассматривается как одна из значимых ценностей нынешнего общества, а ее формирование признается первостепенной задачей на государственном уровне. Поэтому, формирование коммуникативной толерантности должно быть одним из приоритетных направлений воспитательной работы в школе. Развитие коммуникативной толерантности населения Российской Федерации имеет особенное значение в связи с увеличением количества конфликтных столкновений в области рабочих, семейных, личных отношений. В нашей стране этот вопрос является актуальным исходя из разнородности населения, а также из-за многонациональности. Согласно статье 12 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные учреждения обязаны содействовать развитию взаимопонимания и сотрудничества между людьми независимо от их этнической культуры, национальной и социальной принадлежности, что означает образование межличностных взаимоотношений в системе образования, построенных на понимание и уважении. Трудность современной системы образования в России, с точки зрения Т.Т. Щелиной, является отсутствие навыков общения и гуманистических установок у школьников во взаимодействии с окружающими [70, с. 24].
В соответствии позиции Г.С. Кожухарь,
коммуникативная толерантность - «это стремление личности достичь взаимного понимания и сотрудничества» [25, с. 13]. Т.Е. Виноградова определяет данное понятие как «основное качество личности, проявляющееся в способности спокойно принимать других людей, такими, какие они есть» [17. с. 44]. З.А. Агеева дает свое определение, «коммуникативная толерантность - степень принятия человеком различий между собой и другой личностью» [4, с. 23].
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам сделать вывод о том, что коммуникативной толерантностью является устойчивая черта личности индивида, характеризующаяся переносимостью приемлемых или неприемлемых, по его мнению, особенностей, принципов, поведения и взглядов партнера по взаимодействию.
В повседневном общении проявляются различные виды проявления коммуникативной толерантности: некоторые люди эффективно
взаимодействуют с окружающими его людьми, другие же хорошо скрывают неприязнь к личности партнера, третьи стараются не обращать внимание на неприемлемые для него качества собеседника, избегая конфликтов. У каждого индивида, осознанно или неосознанно, проявляется реакция на качества партнера по общению, чем более ярко проявляются отрицательные переживания человека по поводу индивидуальности другого, тем меньше у него развита толерантность, тем сложнее ему сдержать недовольство партнером по общению. Человеку с низким уровнем толерантности сложно взаимодействовать с окружающими, вследствие чего ему сложнее социализироваться в современном обществе.
Особенно необходимо обратить внимание на уровень развития коммуникативной толерантности в юношеском возрасте, ведь именно в этот период происходит становление идентичности и сознания, а также формирование и развитие коммуникативных навыков формирующейся личности. Активное включение во взрослую жизнь, значимое общение со сверстниками определяет направление развития юноши, которое будет зависеть от того, как он относиться к себе и окружающим его людям. Именно в данном возрасте одной из приоритетных задач является формирование социальной толерантности и способности к эмпатии.
Проблема исследования: какова коммуникативная толерантность юношей с разным социометрическим статусом?
Целью нашего исследования является - выявить коммуникативную толерантность юношей с разным социометрическим статусом.
Объектом нашего исследования является коммуникативная толерантность юношей.
Предметом исследования является коммуникативная толерантность юношей с разным социометрическим статусом.
Гипотеза: юноши с разным социометрическим статусом отличаются уровнем коммуникативной толерантности, а именно: высокостатусным юношам присущ высокий уровень коммуникативной толерантности; а низкостатусным юношам - низкий уровень коммуникативной толерантности.
Задачами исследования являются:
1. Изучить разработанность проблемы исследования в психологической литературе.
2. Определить социометрический статус юношей.
3. Исследовать коммуникативную толерантность юношей.
4. Определить коммуникативную толерантность юношей с разным социометрическим статусом.
5. Изучить степень связи между показателями коммуникативной толерантности и социометрическим статусом юношей.
6. Разработать рекомендации психологу и учителям по повышению уровня коммуникативной толерантности юношей.
При написании работы использовались следующие методы работы:
- Организационные (сравнительный метод);
- Эмпирические (психодиагностические методы);
- Обработка данных (количественный и качественный анализ);
- Интерпретационные (структурный метод);
- Методы математической статистики.
Для проведения эмпирического исследования в нашей работе мы использовали такие методики:
- Социометрия (Дж. Морено);
- Диагностика коммуникативной толерантности (В.В. Бойко);
Практическая значимость данной исследовательской работы состоит в том, что данные полученные в результате эмпирического исследования могут быть использованы в работе школьного психолога. Разработанные рекомендации могут быть использованы учителями в организации учебного и воспитательного процесса, организации досуговой и внеурочной деятельности.
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 2 г. Строитель» В исследовании приняло участие 103 учащихся 10-11 классов.
Апробация работы. Результаты и разработанные рекомендации диссертационного исследования рекомендованы к использованию в работе школьного психолога и учителей МБОУ «СОШ № 2 г. Строитель».
Коммуникативная толерантность, является важнейшим принципом коммуникации в различных сферах человеческого взаимодействия, она представляет собой возможность для достижения взаимопонимания и установления связи между индивидами, учитывая их социальные, психологические и другие особенности. Анализ психолого-педагогической литературы по данной теме показал, что существует множество исследований на данную тему. Результаты многочисленных исследований отечественных и зарубежных ученых, толерантность является главным условием эффективного взаимодействия между людьми. Толерантность в общении способствует познанию позиции другого, стабилизирует сам процесс коммуникации. Это ведет к современному пониманию коммуникативной толерантности как социально- и личностно-значимой ценности. Формирование коммуникативной толерантности как личностного качества является предметом изучения исследователей, педагогов-практиков, широких кругов общественности, что обусловлено ростом социальных ожиданий по отношению к образовательным учреждениям. Особенно актуальной на сегодняшний день представляется проблема толерантной коммуникации в молодежной среде. Системой общественных наук и масштабными исследованиями, проводимыми в рамках специальной Федеральной целевой программы «Развитие установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе» выявлены наиболее актуальные аспекты исследований и практики формирования толерантности, в том числе коммуникативной толерантности у старших школьников. Толерантность, проявляющуюся индивидом в процессе общения с окружающими людьми, исследователи называют коммуникативной толерантностью.
проведено диагностическое обследование учащихся с помощью выбранных методик, проведен сравнительный анализ полученных данных и разработаны рекомендации для психолога и учителей по повышению уровня социометрического статуса юношей.
В ходе исследования нами были обнаружены статистические различия
на предельно низком уровне значимости (уровне статистической тенденции
р<0,1), что не позволило нам подтвердить выдвинутую гипотезу о том, что юноши с разным социометрическим статусом отличаются уровнем коммуникативной толерантности, а именно: высокостатусным юношам присущ высокий уровень коммуникативной толерантности; низкостатусным юношам - низкий уровень коммуникативной толерантности.
Это говорит о том, что данный результат требует дополнительного исследования и статистической обработки данных с подключением большей по объему выборки и большей однородности (например, только 10 или 11 классы), дополнения в исследование таких показателей как эмпатия, социальный интеллект, особенности межличностных отношений и др.
Практические результаты проведенного исследования переданы для дальнейшей работы школьному психологу. Разработанные материалы позволяют оптимизировать процесс развития толерантного взаимодействия юношей, и были рекомендованы учителям для использования в учебном и воспитательном процессе, организации досуговой и внеурочной деятельности.
Таким образом, мы полагаем, что поставленная цель исследования достигнута, задачи исследования выполнены.
проведено диагностическое обследование учащихся с помощью выбранных методик, проведен сравнительный анализ полученных данных и разработаны рекомендации для психолога и учителей по повышению уровня социометрического статуса юношей.
В ходе исследования нами были обнаружены статистические различия
на предельно низком уровне значимости (уровне статистической тенденции
р<0,1), что не позволило нам подтвердить выдвинутую гипотезу о том, что юноши с разным социометрическим статусом отличаются уровнем коммуникативной толерантности, а именно: высокостатусным юношам присущ высокий уровень коммуникативной толерантности; низкостатусным юношам - низкий уровень коммуникативной толерантности.
Это говорит о том, что данный результат требует дополнительного исследования и статистической обработки данных с подключением большей по объему выборки и большей однородности (например, только 10 или 11 классы), дополнения в исследование таких показателей как эмпатия, социальный интеллект, особенности межличностных отношений и др.
Практические результаты проведенного исследования переданы для дальнейшей работы школьному психологу. Разработанные материалы позволяют оптимизировать процесс развития толерантного взаимодействия юношей, и были рекомендованы учителям для использования в учебном и воспитательном процессе, организации досуговой и внеурочной деятельности.
Таким образом, мы полагаем, что поставленная цель исследования достигнута, задачи исследования выполнены.
Подобные работы
- КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ЮНОШЕЙ С РАЗНЫМ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017



