Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ЮНОШЕЙ С РАЗНЫМ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ

Работа №14403

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы93стр.
Год сдачи2017
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
781
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ коммуникативной толерантности
юношей с разным социометрическим статусом 8
1.1. Понятие коммуникативная толерантность в психологии 8
1.2. Уровни коммуникативной толерантности в юношеском
возрасте 13
1.3. Социометрический статус юношей 26
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование коммуникативной
толерантности юношей с разным социометрическим статусом 38
2.1. Организация и методы исследования 38
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 41
2.3. Рекомендации для психолога и учителей по повышению уровня
коммуникативной толерантности юношей 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
Список использованных источников 66
Приложения 73

Коммуникативная толерантность - это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. Термин введен в психологию
Бойко В. В. [12, с. 26]
Коммуникативная толерантность очень важная и очень информативная черта человека. Это собирательное понятие, поскольку в нем отражаются факторы его жизни и воспитания, опыт общения, культура, жизненные ценности, нужды, увлечения, характер, нрав, привычки, особенности мышления и, конечно, эмоциональный стереотип действий.
Актуальность данного исследования остро стоит в современном обществе. Коммуникативная толерантность, является очень важным принципом коммуникации в разных сферах человеческого взаимодействия, она является возможностью для того что бы достигнуть взаимопонимания и установить связи между индивидами, учитывая их социальные, психологические и другие особенности. Недостаток толерантности ведет к разногласиям различного уровня - от бытовых до междунациональных. Это приводит к враждебности, разногласиям в обществе; способствует возникновению нетерпимости к различным социальным событиям и группам. Поэтому толерантность рассматривается как одна из значимых ценностей нынешнего общества, а ее формирование признается первостепенной задачей на государственном уровне. Поэтому, формирование коммуникативной толерантности должно быть одним из приоритетных направлений воспитательной работы в школе. Развитие коммуникативной толерантности населения Российской Федерации имеет особенное значение в связи с увеличением количества конфликтных столкновений в области рабочих, семейных, личных отношений. В нашей стране этот вопрос является актуальным исходя из разнородности населения, а также из-за многонациональности. Согласно статье 12 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные учреждения обязаны содействовать развитию взаимопонимания и сотрудничества между людьми независимо от их этнической культуры, национальной и социальной принадлежности, что означает образование межличностных взаимоотношений в системе образования, построенных на понимание и уважении. Трудность современной системы образования в России, с точки зрения Т.Т. Щелиной, является отсутствие навыков общения и гуманистических установок у школьников во взаимодействии с окружающими [70, с. 24].
В соответствии позиции Г.С. Кожухарь,
коммуникативная толерантность - «это стремление личности достичь взаимного понимания и сотрудничества» [25, с. 13]. Т.Е. Виноградова определяет данное понятие как «основное качество личности, проявляющееся в способности спокойно принимать других людей, такими, какие они есть» [17. с. 44]. З.А. Агеева дает свое определение, «коммуникативная толерантность - степень принятия человеком различий между собой и другой личностью» [4, с. 23].
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам сделать вывод о том, что коммуникативной толерантностью является устойчивая черта личности индивида, характеризующаяся переносимостью приемлемых или неприемлемых, по его мнению, особенностей, принципов, поведения и взглядов партнера по взаимодействию.
В повседневном общении проявляются различные виды проявления коммуникативной толерантности: некоторые люди эффективно
взаимодействуют с окружающими его людьми, другие же хорошо скрывают неприязнь к личности партнера, третьи стараются не обращать внимание на неприемлемые для него качества собеседника, избегая конфликтов. У каждого индивида, осознанно или неосознанно, проявляется реакция на качества партнера по общению, чем более ярко проявляются отрицательные переживания человека по поводу индивидуальности другого, тем меньше у него развита толерантность, тем сложнее ему сдержать недовольство партнером по общению. Человеку с низким уровнем толерантности сложно взаимодействовать с окружающими, вследствие чего ему сложнее социализироваться в современном обществе.
Особенно необходимо обратить внимание на уровень развития коммуникативной толерантности в юношеском возрасте, ведь именно в этот период происходит становление идентичности и сознания, а также формирование и развитие коммуникативных навыков формирующейся личности. Активное включение во взрослую жизнь, значимое общение со сверстниками определяет направление развития юноши, которое будет зависеть от того, как он относиться к себе и окружающим его людям. Именно в данном возрасте одной из приоритетных задач является формирование социальной толерантности и способности к эмпатии.
Проблема исследования: какова коммуникативная толерантность юношей с разным социометрическим статусом?
Целью нашего исследования является - выявить коммуникативную толерантность юношей с разным социометрическим статусом.
Объектом нашего исследования является коммуникативная толерантность юношей.
Предметом исследования является коммуникативная толерантность юношей с разным социометрическим статусом.
Гипотеза: юноши с разным социометрическим статусом отличаются уровнем коммуникативной толерантности, а именно: высокостатусным юношам присущ высокий уровень коммуникативной толерантности; а низкостатусным юношам - низкий уровень коммуникативной толерантности.
Задачами исследования являются:
1. Изучить разработанность проблемы исследования в психологической литературе.
2. Определить социометрический статус юношей.
3. Исследовать коммуникативную толерантность юношей.
4. Определить коммуникативную толерантность юношей с разным социометрическим статусом.
5. Изучить степень связи между показателями коммуникативной толерантности и социометрическим статусом юношей.
6. Разработать рекомендации психологу и учителям по повышению уровня коммуникативной толерантности юношей.

При написании работы использовались следующие методы работы:
- Организационные (сравнительный метод);
- Эмпирические (психодиагностические методы);
- Обработка данных (количественный и качественный анализ);
- Интерпретационные (структурный метод);
- Методы математической статистики.
Для проведения эмпирического исследования в нашей работе мы использовали такие методики:
- Социометрия (Дж. Морено);
- Диагностика коммуникативной толерантности (В.В. Бойко);
Практическая значимость данной исследовательской работы состоит в том, что данные полученные в результате эмпирического исследования могут быть использованы в работе школьного психолога. Разработанные рекомендации могут быть использованы учителями в организации учебного и воспитательного процесса, организации досуговой и внеурочной деятельности.
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 2 г. Строитель» В исследовании приняло участие 103 учащихся 10-11 классов.
Апробация работы. Результаты и разработанные рекомендации диссертационного исследования рекомендованы к использованию в работе школьного психолога и учителей МБОУ «СОШ № 2 г. Строитель».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Коммуникативная толерантность, является важнейшим принципом коммуникации в различных сферах человеческого взаимодействия, она представляет собой возможность для достижения взаимопонимания и установления связи между индивидами, учитывая их социальные, психологические и другие особенности. Анализ психолого-педагогической литературы по данной теме показал, что существует множество исследований на данную тему. Результаты многочисленных исследований отечественных и зарубежных ученых, толерантность является главным условием эффективного взаимодействия между людьми. Толерантность в общении способствует познанию позиции другого, стабилизирует сам процесс коммуникации. Это ведет к современному пониманию коммуникативной толерантности как социально- и личностно-значимой ценности. Формирование коммуникативной толерантности как личностного качества является предметом изучения исследователей, педагогов-практиков, широких кругов общественности, что обусловлено ростом социальных ожиданий по отношению к образовательным учреждениям. Особенно актуальной на сегодняшний день представляется проблема толерантной коммуникации в молодежной среде. Системой общественных наук и масштабными исследованиями, проводимыми в рамках специальной Федеральной целевой программы «Развитие установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе» выявлены наиболее актуальные аспекты исследований и практики формирования толерантности, в том числе коммуникативной толерантности у старших школьников. Толерантность, проявляющуюся индивидом в процессе общения с окружающими людьми, исследователи называют коммуникативной толерантностью.
проведено диагностическое обследование учащихся с помощью выбранных методик, проведен сравнительный анализ полученных данных и разработаны рекомендации для психолога и учителей по повышению уровня социометрического статуса юношей.
В ходе исследования нами были обнаружены статистические различия
на предельно низком уровне значимости (уровне статистической тенденции
р<0,1), что не позволило нам подтвердить выдвинутую гипотезу о том, что юноши с разным социометрическим статусом отличаются уровнем коммуникативной толерантности, а именно: высокостатусным юношам присущ высокий уровень коммуникативной толерантности; низкостатусным юношам - низкий уровень коммуникативной толерантности.
Это говорит о том, что данный результат требует дополнительного исследования и статистической обработки данных с подключением большей по объему выборки и большей однородности (например, только 10 или 11 классы), дополнения в исследование таких показателей как эмпатия, социальный интеллект, особенности межличностных отношений и др.
Практические результаты проведенного исследования переданы для дальнейшей работы школьному психологу. Разработанные материалы позволяют оптимизировать процесс развития толерантного взаимодействия юношей, и были рекомендованы учителям для использования в учебном и воспитательном процессе, организации досуговой и внеурочной деятельности.
Таким образом, мы полагаем, что поставленная цель исследования достигнута, задачи исследования выполнены.



1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Кодексы и законы РФ. - Режим доступа: http ://www. zakonrf. info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/
2. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001-2005 г.г.) // Официальные документы в образовании. 2001. - № 30. - с 66-90
3. Абдуллина, М.А. Формирование культуры общения у старшеклассников в образовательном процессе : автореферат дис. . канд. пед. наук / Башкирский гос. пед. университет Уфа. 2001. - 17с.
4. Агеева, З. А. Коммуникативная толерантность как элемент коммуникативной компетентности личности // Вестник Ивановского университета. - 2012. - №1. - С. 49-53
5. Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Издательство МГУ, 1984. - 104 с.
6. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы
общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. - 416с.
7. Асмолов, А.Г. Формирование установок толерантного сознания: что могут СМИ? // Век толерантности: научно-публицистический журнал № 5 М.:МГУ, 2003.-c.4- II
8. Асмолов, А.Г. О смыслах понятия «толерантность»/ А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова // Век толерантности. Научно-публицистический вестник. М.: МГУ, 2001. С. 8-18.
9. Байбаков, A.M. Воспитание толерантности у старшего подростка в условиях взаимодействия малых групп: дис. .канд. пед. наук / Волгоградский пед. университет. Волгоград, 2003. - 149с.
10. Бахарева, Н.К. Субъективное благополучие как системообразующий фактор толерантности: автореферет дис.: канд. психол.
наук / Дальневосточный институт психологии. Хабаровск, 2004. - 22с.
11. Белинская, Е.П. Система ценностей личности в перспективе толерантности // Век толерантности : научно-публицистический вестник, М.:
МГУ, 2003 № 5. -с.61-72
12. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других/ В.В. Бойко.- М.: «Филин», 1996. 472 с.
13. Бойко, В.В., Ковалев, А.Б., Панферов, В.Г. Социально-психологический климат коллектива и личности. М., 1983. - 207с.
14. Бобинова, С.В. Приемы воспитания толерантности [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://image.websib.ru/05/text _article.htm?475
15. Валитова, P.P. Толерантность: порок или добродетель // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1996. - № 1. - с 33
16. Валитова, P.P. Толерантность как этическая проблема: Дис. канд. филос. наук,- М. 1997
17. Виноградова, Е.Г. Субъектные предпосылки толерантности личности: Дис. канд. психол. наук. - Сочи, 2002. - 118 с.
18. Гадицких, Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: Учебно-метод. пособие.- М: Академический проект, 2014.-240с.
19. Галанов, В.П. Педагогика толерантности. // Высшее образование в России № 5 2015 - с.41
20. Гершунский, Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования. // Педагогика, 2002 № 7 с. 382
21. Гришук, В.М. Формирование коммуникативной толерантности у студентов гуманитарных специальностей в вузе: Дис. канд. пед. наук: - Киров, 2015. - 228 с.
22. Емельянов, Ю.Н. Теория формирования и практики совершенствования коммуникативной компетентности / дис. докт. псих.
наук.,- JI., 1990. 403 с.
23. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы/ Е.П. Ильин. - СПб.:
Издательство «Питер», 2000.-512 с.
24. Клепикова, Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. М: Академический проект. 2015. - 192с.
25. Кожухарь, Г.С. Проблема толерантности в межличностном общении / Г.С. Кожухарь // Вопросы психологии.-2006.- №2.- С.3-12
26. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.-244с.
27. Комогоров, П.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведения: дис. .канд. пед. наук / Курган. 2000.- 191с.
28. Кон, И.С., Гусейнов, А.А. Словарь по этике. М.: Политиздат. 1967. - 383 с.
29. Коряпина, Ю.В. К вопросу о когнитивном компоненте коммуникативной толерантности // Знание. Понимание. Умение. - 2016. -
№2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/k- voprosu-o-kognitivnom-komponente-kommunikativnoy-tolerantnosti
30. Кочергина, Е.Ю. Современные дискуссии по проблеме толерантности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений: Сб. науч.-метод. ст. / Е.Ю. Кочергина. - М.: МПСИ, 2003. - 368 с.
31. Крутлова, Н.В. Толерантность: генезис и типология: Дис. канд. филос. наук,-СПб.1998
32. Кругова, И.В. Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как к социально-значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам: дис. .канд. пед. наук / Волгоградский гос. пед. универститет. -Волгоград. 2002.-231с.
33. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 464 с.
34. Лекторский, В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме //
Вопросы философии. № 11.1997.- с.46-54
35. Луковицкая, Б.В. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности: дис. .канд. психол. наук / СПб гос. университет, 1998. 172с.
36. Люгова, С.И. Толерантность идеология открытого общества // Век толерантности: научно-публицистический вестник № 5. М.: МГУ, 2003. - с.90-94
37. Морено, Д.Л. Социометрия. М., 1958
38. Мудрик, A.B. Социальная педагогика: учебник / под ред. Сластенина В.А. -4-е изд. доп. М.: Издательский центр «Академия», 2003. -
200с.
39. Недорезова, Н.В. Толерантность в межличностном общении старшеклассников: дис. на соиск. ученой степ. канд. псих. наук / Недорезова Наталья Владимировна. - М., 2005. - 189 с.
40. Палин, В.В. Толерантность: культурная норма и политическая необходимость: дис. .докт. филос. наук, Ростов н/Д, 2000 - 375с.
41. Петренко, В.В. Коммуникативная толерантность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.energy-of-emotions.ru
42. Петровская, Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. - М., 2005. - 168 с.
43. Плешакова, Д.Р. Коммуникативная толерантность как один из аспектов коммуникативной компетентности личности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.energy-of-emotions.ru
44. Пономарева, В.К. Что такое толерантность? [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-26866/.
45. Рачицкая, Н.В. Коммуникативная толерантность как элемент коммуникативной компетентности/ Н.В. Рачицкая // Современная психология: Материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). - Пермь: Меркурий, 2014. - С. 55-56.
46. Родионова, Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников: Учебное пособие по спецкурсу. Л.: ЛГПУ им. А.И. Герцена. 1989. - 83 с.
47. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников: учебно-методическое пособие Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2003. — 192с.
48. Рожков, М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Изд-во:ВЛАДОС- ПРЕСС, 2014. -384с.
49. Ромек, В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПБ.: Речь, 2002.- 172 с.
50. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Главный редактор В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия. 1993. - 608 с.
51. Русакова, С.В. Формирование коммуникативной толерантности у учащихся общеобразовательной школы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:www.energy-of-emotions.ru
52. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в
психологии. СПб: ООО «Речь». 2001. - 350с.
53. Скрябина, О.Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников: дис. канд. пед. наук / Костромской гос. университет. Кострома. 2000. - 199с.
54. Солдатова, Т.У. Психодиагностика толерантности личности. - М.: Смысл, - 2008. - 172с
55. Степанов, П.В. Педагогические условия формирования толерантности у школьников-подростков: Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. пед. наук/ П.В. Степанов. - М.: 2002. - 178с.
56. Степанов, П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика / Под ред. Л.И. Новиковой. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 84с.
57. Степанов, П.В. Как воспитать толерантность. // Народное образование № 9, 2001.-с. 91 -97
58. Столяренко, A.M. Психология и педагогика : учеб. пособие для
вузов. М.: ЮНИТИ - ДАНА. 2001. - 423с.
59. Таюрская, Т.С. Формирование толерантного поведения подростков: автореферат дис. . канд. пед. наук . Якутск, 2002. - 158с.
60. Творогова, Н.Д. Общение: диагностика и управление. М.: Смысл,
2002. - 246с.
61. Толстикова, С.Н. Развитие коммуникативной толерантности у будущих социальных педагогов системы образования: дис. .канд. психол. наук / Калужский гос. пед. университет. Калуга. 2002. - 176с.
62. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сборник научно-методических статей. М.: Издат-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. - 368с.
63. Усова, Е.Б. Возрастная психология: учебно-методический комплекс / Авт.-сост. Е.Б. Усова. - 2-е изд., испр. - Минск: Изд-во МИУ, 2009. - 56 с.
64. Ургачева, Т.Г. Проблемы формирования толерантности у студентов вузов в условиях полиэтнического общества / Т.Г. Ургачева // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. - 2015. - Вып. 3. - С. 114-117.
65. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губский и др. М.: Инфра-М, 2003. 576 с.
66. Фопель, К.В. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения / пер. с нем. М.: Генезис, 2003. - 336с.
67. Хабермас, Р. Теория коммуникативного действия. М: 1994. -
556с.
68. Чанышева, Г.В. О коммуникативной компетентности // Высшее образование в России. -№>2. 2005. - 358с.
69. Чекмарёва, Т. Н. Толерантность - поиск мира и согласия в межличностном взаимодействии: практикум / Т. Н. Чекмарёва, С. А.
Фёдорова. - Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2011. - 183с.
70. Шамсутдинова, Е.Ю. Толерантность как коммуникативная категория ( лингвистический и лингводидактический аспект): дис. на соиск. ученой степ.канд. фил. наук /Шамсутдинова Екатерина Юрьевна.- М., 2006.-261 с.
71. Шкурагова, И.П. Когнитивная сложность как основа толерантного мышления. //. Век толерантности: научно-публицистический
журнал № 5 М. МГУ. 2003,-с.44-52.
72. Щелина, Т.Т. О духовном измерении педагогики // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 151-154.
73. Яцевич, Л.П. Формирование коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы [Текст] : автореф. дис. на соиск. ученой степ.канд. пед. наук / Яцевич Любовь Павловна.- Чита, 2015.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ