Введение…………………………………………………………………3
Глава I. Теоретическое изучение проблемы компьютерной зависимости в психолого-педагогической литературе
1.1 Понятие компьютерной зависимости в психолого-педагогической литературе……………………………………………………7
1.2 Факторы и причины появление компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста……..…………………………………….17
1.3 Проблема формирования познавательных интересов детей младшего школьного возраста…………….……………………………..24
1.4 Научно-практические подходы к диагностике и коррекции компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста…………………..31
Глава Ⅱ. Эмпирическое исследование компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста
2.1 Организация и методы исследования…………………………43
2.2 Диагностика уровня компьютерной зависимости и уровня познавательных интересов младших школьников ……………………45
2.3 Реализация коррекционной программы, направленная на снижение уровня компьютерной зависимости младших школьников……..……………51
2.4 Результаты апробации программы по коррекции компьютерной зависимости учеников младшего школьного возраста ……………………54
Практические рекомендации по профилактике компьютерной зависимости…………………………………………………………61
Заключение………………………………………………………….62
Список использованных источников……………………………….
Приложения………………………………………………………….....
Актуальность выбранной темы объясняется тем что, исследование проблем компьютерной зависимости приобретает особую значимость в бурном развитие компьютерных технологий. Невозможно себе представить человека, в том числе и ребенка, без компьютера. Пользование компьютером позволяет сегодняшнему ребенку пользоваться бескрайним информационным полем, расширять свой круг общения, оперативно реагировать на изменяющиеся условия, даёт возможность пользования дополнительными образовательными ресурсами и т.д. Однако, вместе с позитивным влиянием, пользование компьютером имеет и огромное негативное влияние для детей.
К сожалению, вышеописанное подтверждает опрос, проведённый Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). По итогам этого опроса выяснилось, что главной угрозой для российской молодежи признаны видеоигры. "Зависимость от компьютерных игр" и "негативное влияние Интернета" - на первом месте в числе этих самых угроз.
Компьютер стал неотъемлемой частью жизни современного человека, но часто он слишком сильно поглощает и даже разрушает неокрепшую психику и в целом здоровье ребенка; речь идет о компьютерной зависимости. Термин «компьютерная зависимость» появился еще в 1990 году, но острота этой проблемы не теряет своей злободневности ,а, наоборот, только увеличивается [1].
Компьютерная зависимость - пристрастие к занятиям, связанное с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Компьютерная зависимость наиболее часта в детском и школьном возрасте, особенно у мальчиков [2].
В силу своих возрастных особенностей, дети наиболее подвержены воздействию компьютерной зависимости. Причинами ее появления у ребенка являются как внутренние психологические факторы, так и внешние, окружающие.
Любую проблему гораздо легче решать на начальном этапе ее проявления, поэтому важную роль имеет диагностика уровня компьютерной зависимости у детей. Причем диагностика должна быть с использованием различных форм и
методов (индивидуальная и групповая; с помощью тестов, опросов, наблюдений и т.д.).
Объект исследования: компьютерная зависимость школьников младшего школьного возраста.
Предмет исследования: влияние компьютерной зависимости на развитие познавательных интересов у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: компьютерная зависимость влияет на уровень познавательных интересов детей младшего школьного возраста.
Предполагается, что реализация специально разработанной коррекционной программы позволит:
- снизить уровень компьютерной зависимости;
- повысить уровень познавательных интересов детей младшего школьного возраста
Цель работы: исследование влияния компьютерной зависимости на развитие познавательных интересов у детей младшего школьного возраста и разработка и апробирование коррекционной программы по снижению уровня компьютерной зависимости.
Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме
«компьютерная зависимость», ее причины, сущность;
- обработать оптимальные средства диагностики компьютерной зависимости у младших школьников;
- разработать и апробировать программу по коррекции зависимости от компьютера;
- провести эмпирическое исследование влияния компьютерной зависимости на познавательные интересы детей младшего школьного возраста;
- обработать и проанализировать результаты и оформить их в соответствии с требованиями;
- разработать практические рекомендации по профилактике компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, обобщения, тестирования, сравнение.
2. Эмпирические методы: тест С.А.Кулакова (выявление у детей наличия компьютерной/Интернет зависимости), опросник для младших школьников на определение популярного вида деятельности.
Методы исследования: теоретические: анализ, сравнение, обобщение, классификация; эмпирические: наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный.
Теоретическая значимость исследования заключается в актуализации и систематизации материала по проблеме влияние компьютерной зависимости на развитие познавательных интересов у детей младшего школьного возраста. В работе раскрыто понятие компьютерной зависимости, изучены факторы и причины появления компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста, а также представлен перечень диагностических методик для выявления компьютерной зависимости у детей.
База исследования: исследование проводилось на базе центра дополнительного образования, дети 4-ых классов в количестве 40 человек.
Этапы исследования:
1 этап - изучение теоретических аспектов проблемы интернет-зависимого поведения младших школьников в психолого-педагогической литературе, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования.
2 этап - проведение диагностики интернет-зависимого поведения и познавательных интересов младших школьников, анализ полученных результатов исследования, разработка коррекционной программы интернет-зависимости у детей младшего школьного возраста.
3 этап - анализ и подведение итогов работы, формулирование выводов, оформление работы.
Практическая значимость состоит в обрабатывании диагностического инструментария и коррекционной программы для исследования интернет-зависимости у детей младшего школьного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, практических рекомендаций, списка использованных источников и приложений.
Целью работы являлось изучение проблемы компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста и разработка программы коррекционных мероприятий по сдерживанию развития компьютерной зависимости за счет правильно организованной деятельности для повышения уровня познавательных интересов.
Для достижения поставленной цели нами были решены следующие задачи:
1. Проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования и сделан вывод о том, что существует большая значимость коррекции компьютерной зависимости у детей, и особенно у младших школьников. Компьютерная зависимость понимается как пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящие к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Были выявлены социально-психологические аспекты возникновения, формирования и развития компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста. Были определены факторы, предрасполагающие к компьютерной зависимости: неправильное воспитание в семье, участие в играх родителей, знакомых, сверстников, нерациональное использование свободного времени и т.д.
Выбраны оптимальные средства диагностики компьютерной зависимости у младших школьников: опросы, анкетирования, тестирования. В качестве основной методики можно использовать методику Интернет-зависимость С.А. Кулакова. По результатам диагностики было выявлено: около шестидесяти процентов от всех тех школьников, которые проходят обучение в младших классах, имеют зависимость от использования компьютера. Ещё у сорока процентов из всех тех школьников, которые были задействованы в нашем экспериментальном исследовании, продемонстрировали отсутствие у них зависимости от работы с компьютером.
2. Разработана программа по коррекции зависимости от компьютера младших школьников. Целью программы является обеспечение того ценностного отношения, которое демонстрируется школьниками, находящимися в младшем возрасте, к той действительности, что вокруг них имеется. Разработанная коррекционная программа предполагала осуществление одновременного взаимодействия с педагогами, с родителями, а также с самими детьми.
3. Проанализированы результаты эффективности разработанной коррекционной программы. В результате проведения эмпирического эксперимента было выявлено, что с помощью организации воспитательных мероприятий по коррекции компьютерной зависимости у учащихся начальных классов происходил спад зависимости от компьютерных игр и повышение познавательных интересов.
Таким образом, цель работы достигнута, все задачи выполнены.
1. Краснова С.В. «Как справиться с компьютерной зависимостью» - Москва : Эксмо, 2008. - 223 с
2. Волкова Е.Н., Гришина А.В. Оценка распространенности игровой компьютерной зависимости у младших подростков – Режим доступа: https://cyberpsy.ru/articles/igrovaya-kompyuternaya-zavisimost-mladshih-podrostkov/
3. Трафимчик, Ж.И. Зависимость от компьютерных игр: причины формирования, особенности и последствия влияния на личность/Ж.И. Трафимчик//2010. -№ 2. -С. 42-45.
4. Статья «Современное детство в руках цифровой эпохи. Теория, исследование в Арктическом регионе, пути профилактики. Взгляд педиатра» написана Е. А. Горелик и С. И. Малявской.
5. Бережнова, Д. Б. Влияние виртуальной среды на агрессивное поведение школьников [Электронный ресурс] / Д. Б. Бережнова, А. А. Москаленко // Теоретические и практические аспекты социальной педагогики и психологии девиантного поведения : сб. науч. тр. - Кубанский гос. ун-т. - Краснодар, 2017. - С. 11-14. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30084259
6. Каминская, В. Г. Виртуальная зависимость в молодежной среде: девиация или патология современности? / / В. Г. Каминская // Образование и общество. - 2014. - №. 6. - С. 55-58.
7. Лекция Ефремевой « Зависимость -способ уйти от ситуации, связанной с неблагоприятным будущим.» - 2023г. – Режим доступа: https://vk.com/wall-202136025_955?ysclid=lx2551efm9188312226
8. «Психология одаренности: от теории к практике» Под редакцией Д.В.Ушакова 1999 г.
9. Максс, В. А. Компьютерная зависимость у школьников / В. А. Максс // Молодой ученый. - 2014. - № 7. - С. 272-274.
10. Балаян, С. Е. Профилактика интернет-зависимости школьников [Электронный ресурс] / С. Е. Балаян, Р. С. Зарипова // Диалог культур в педагогическом и психологическом континууме : сб. науч. тр. - Тюмень, 2018. - С. 13-16. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=36279608
11. Выготский,Л.С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - Москва :Эксмо, 2015. - 1136 с.
12. Божович, Л. И. Психологические особенности развития личности подростка / Л. И. Божович. - Москва : Знание, 2009. - 124 с.
13. Антропова, К. А. Проблема компьютерной зависимости школьников / К. А. Антропова, А. А. Колесникова // Педагогика: наука и образование. - 2014. - С. 10-14.
14. Особенности компьютерной игровой зависимости среди подростков Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату: Коптелова, Н. И. Особенности компьютерной игровой зависимости среди подростков / Н. И. Коптелова, М. В. Данилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 547-549.
15. Котляров, А. В. Другие наркотики или HomoAddictus: Человек зависимый / А. В. Котляров. - Москва : Психотерапия, 2016. - 84 с.
16. Юрьева Л. Н., Больбот Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография.— Днепропетровск: Пороги, 2006.-196 с.
17. Войскунский, А. Е. Феномен зависимости от Интернета / под ред. А. Е. Войскунского. - Москва : Проспект, 2015. - 226 с.
18. Развитие компьютерных технологий: положительные и отрицательные стороны на примере жизни человека Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату: Ибатуллин, А. Р. Развитие компьютерных технологий: положительные и отрицательные стороны на примере жизни человека / А. Р. Ибатуллин, Т. Г. Меликова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 28 (370). — С. 141-143.
19. Маслова, Ю. В. Позитивные и негативные аспекты использования компьютерных технологий у детей и подростков / Ю. В. Маслова. — Текст: электронный//cyberleninka: [сайт].— URL:
https://cyberpsy.ru/articles/aspekty-ispolzovaniya-kompyuternyh-tekhnologij-detej-podrostkov/?ysclid=lx268dlpe9475524494
20. Эльконин Д. Б. «Детская психология». — М., 1960.
21. Научная статья Е.В. Васильевой «Компьютерная зависимость как социально-педагогическая проблема» - 2011 г.
22. Научная статья Л.М. Гавриловича «Цифровизация общества, ее последствия и контроль над населением» - 2017 г.
23. Научная статься М.И. Александровой «Воспитание в эпоху цифровизации» - 2014 г.
24. Научная статья И.В. Лысак « Компьютерная и Интернет-зависимость: эволюция подходов к исследованию проблемы» - 2017г.
25. Соболев Н.А., Игумнов С.А. Зависимость от компьютерных игр у подростков, проблемы диагностики и коморбидности // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2021. Том 21. №2. С. 105–112.
26. Смокова, Е. Ю. Влияние развития информационных технологий на социально-психологическое развитие личности / Е. Ю. Смокова, С. Б. Богуш // Территория науки. - 2017. - №1. - С. 79-84.
27. Цой, Н. А. Социальные факторы феномена интернет-зависимости
:автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 / Цой Надежда Алексеевна. - Владивосток, 2011. - 30 с.
28. Лоскутова, В. А. Интернет-зависимость - патология ХХІ века? / В. А. Лоскутова // Вопросы ментальной медицины и экологии. - 2017. - № 1. - С. 11-13.
29. Научная статься Ю.В. Батеновой «Особенности развития мышления дошкольника в условиях игровой компьютерной деятельности» - 2011 г.
30. Научная статься Н.И. Бочаровой и А.Г. Гринблат «Социально-педагогические факторы риска формирования компьютерной зависимости детей дошкольного возраста» - 2021 г.
31. Серебреникова, Ю. В. Влияние компьютерных игр на агрессивность у школьников 14-15 лет / Ю. В. Серебреникова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер. Педагогика, психология. - 2014. - №1 (16). - С. 192-196.
32. Ениколопов, С. Н. Агрессия и Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / С. Н. Ениколопов. - Москва : Акрополь, 2015. - 391 с.
33. Солдатова, Г. В. Пойманные одной сетью. Социально- психологическое исследование представлений детей и взрослых об Интернете / Г. В. Солдатова. - Москва : ФРИ, 2012. - 320 с.
34. Ефимова, М. В. Психологические аспекты формирования компьютерной зависимости / М. В. Ефимова // Молодой ученый. - 2015. - № 7 (87). - С. 678-680.
35. Профессиональное образование : Словарь : Ключевые понятия, актуал. лексика / С. М. Вишнякова; М-во общ. и проф. образования РФ. Упр. сред. проф. образования, Науч.-метод. центр сред. проф. образования. - Москва : Новь, 1999. - 535, [2] с.; 22 см.; ISBN 5-89714-013-8
36. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 2016. – 204 с.
37. Хомерики, Н. С. Индивидуально-психологические особенности школьников с интернет-зависимым поведением : автореф. дис. канд.
псих.наук : 19.00.04 / Хомерики Нина Сергеевна. - Санкт-Петербург, 2013. - 29 с.
38. Ильин В.С. Формирование личности школьника: целостный процесс. М.: Педагогика, 1984. 144 с.
39. Зубкова Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов: автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 1993. 21 с.
40. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб., Питер, 2001. – с. 178- 184.
41. Красновский, Э.А. Показатели в образовании // Стандарты и мониторинг в образовании, 2002. – №5. – С. 53-57
42. Научная статья Е.А. Меньшиковой «Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса» - 2008 г.
43. Якимова М.С. Развитие познавательного интереса у младших
школьников во внеурочной деятельности // Историческая и социальнообразовательная мысль. 2014, № 4. С. 122-124.
44. Коменский, А. Я. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / под ред. проф. А. Красновского. – М.: Учпедгиз. – с. 11.
45. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 1972. – с. 16-27.
46. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 2016. – 204 с.
47. Можар, Е.Н. Учебно-познавательная активность школьников как воспитание учащейся и студенческой молодёжи (К 85-летию со дня рождения): материалы респ. науч. практ. конф. (Гомель, 23- 24 июня 2005г). В 2 ч. Ч.I / Редкол.: Ф.В.Кадол, В.П.Горленко и др.; Министерство обр. РБ, ГГУ им. Ф.Скарины. - Гомель: ГГУ им. Ф.Скарины, 2005. - с. 91-115.
48. Хилько, О. В. Практический подход к профилактике компьютерной зависимости у школьников [Электронный ресурс] / О. В. Хилько // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т.13. - С. 56-60. - Режим доступа: http://ekoncept.ru/2015/95257.htm.
49. Научная статья Н.А. Степановой «Проблема зависимого поведения и его профилактики в отечественной психологической науке» - 2017 г.
50. Научная статься С.И. Ворошилина «Аддиктивное рисковое поведение как проявление снижения инстинкта самосохранения» - 2010 г.
51. Статья на тему: «Особое значение дошкольного периода детства для мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни и формирования способности к обновлению компетенций и самореализации»
Луконина М.В - 2014 .г
52. Войскунский, А. Е. Феномен зависимости от Интернета / под ред. А. Е. Войскунского. - Москва : Проспект, 2015. - 226 с.
53. Научная статься А.З. Алиевой и С.Р. Аслановой «Вред и польза взаимодействия детей с компьютером» - 2022 г.