Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАБОТЫ АКВАРЕЛЬЮ НАД ПЕЙЗАЖЕМ У УЧАЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ

Работа №14401

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

изобразительное искусство

Объем работы66
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
957
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Особенности передачи воздушной перспективы в акварельном пейзаже на занятиях пленэром с учащимися детской художественной школы 6
1.1. Использование живописных средств передачи воздушной перспективы в акварельном пейзаже на занятиях пленером с учащимися детской художественной школы 6
1.2. Передача воздушной перспективы как одна из основ выразительности в пейзаже 11
Глава П. Методические особенности передачи воздушной перспективы в акварельном пейзаже 16
2.1. Анализ педагогического опыта формирования представлений у
детей, обучающихся в детской художественной школе, о средствах передачи воздушной перспективы в пейзаже 16
2.2. Методические аспекты формирования у учащихся детской художественной школы представлений о живописных средствах передачи воздушной перспективы в изображении пейзажа 21
Глава III. Процесс работы над творческой частью выпускной квалификационной работы 35
3.1. Обоснование выбора темы творческой работы 35
3.2. Поэтапная работа над живописными листами серии «Изменчивость природы» 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 53


Особое значение в изображении пейзажа играет воздушная перспектива. Каждый человек многократно наблюдал один и тот же пейзаж в разных состояниях. Его облик меняется от времени суток, погоды, времени года. Одни и те же природные объекты под воздействием различных факторов приобретают совершенно разные цветовые оттенки, изменяются их пластические характеристики.
В школах искусств на занятиях рисунком и живописью педагоги большое внимание уделяют обучению детей способам передачи воздушной перспективы в изображении. Однако детские работы редко передают все особенности изображаемых предметов. В основном используется одна из наиболее важных закономерностей - теплохолодность. Теплохолодность позволяет передать широкий спектр эмоциональных переживаний. Однако такие средства, как светотень, цветовой рефлекс, контраст по теплохолодности, хотя и используются в живописи, но, чаще всего, не осознаются детьми как средства передачи объектов в живописи. Именно поэтому в методике преподавания живописи в детской художественной школе возникает определенное противоречие: в истории живописи накоплен богатейший опыт передачи воздушной перспективы в изображении, однако этот опыт не в полной мере используется в системе обучения детей. Причина заключается в том, что методические аспекты обучения детей средствам передачи воздушной перспективы в живописном изображении недостаточно разработаны.
Проблема исследования- каковы методические особенности освоения средств передачи воздушной перспективы в живописи пейзажа учащимися в детской художественной школе?
Цель исследования - разработать систему освоения средств передачи воздушной перспективы в живописи акварельного пейзажа на занятиях пленэром в детской художественной школе.
Предмет исследования - методические особенности освоения закономерностей живописной передачи воздушной перспективы в акварельном пейзаже на занятиях пленэром в детской художественной школе.
Гипотеза исследования. Освоение детьми средств передачи воздушной перспективы в пейзажной живописи на занятиях пленэром в детской художественной школе будет происходить более эффективно, если:
1) будут выявлены наиболее значимые средства передачи воздушной перспективы в живописи пейзажа;
2) профессиональные живописные средства передачи воздушной перспективы в пейзаже будут адаптированы до уровня восприятия детьми подросткового возраста;
3) будут выявлены методические особенности и последовательность освоения живописных средств передачи воздушной перспективы в пейзаже.
Задачи исследования.
1. Выявить живописные средства передачи воздушной перспективы в пейзаже.
2. Выяснить какие из живописных средств передачи воздушной перспективы могут быть освоены детьми в процессе работы на пленэре в детской художественной школе.
3. Определить последовательность освоения детьми живописных средств передачи воздушной перспективы в пейзаже на занятиях пленэром в детской художественной школе.
4. Разработать методические аспекты освоения детьми живописных средств передачи воздушной перспективы в пейзаже на занятиях пленэром в детской художественной школе.
Методология исследования: научные труды по искусствоведению, научные исследования в области педагогики и психологии, методические исследования и пособия художников - педагогов.
Методы исследования:
- теоретический анализ искусствоведческой, методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- педагогическое наблюдение;
- изучение результатов художественной деятельности учащихся;
- анализ полученных результатов.
- проведение констатирующего и формирующего экспериментов.
Теоретическая значимость заключается в выявлении и описании живописных средств передачи воздушной перспективы в картине, а также определении возможности дифференцированного их освоения подростками, обучающимися в детской художественной школе на пленэрных занятиях живописью пейзажа.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные материалы и наглядные пособия могут быть использованы в практической деятельности педагогов школ искусств и художественных школ на пленэрных занятиях для освоения детьми живописных средств передачи воздушной перспективы в этюдах. Кроме того, в работе описаны некоторые, наиболее значимые методы обучения живописи, адаптированные для возраста учащихся художественных школ. Эти материалы могут быть включены в программы по живописи на пленэре. Полагаем, что в дальнейшем можно разработать учебно-методическое пособие для учащихся школ искусств и художественных школ, опираясь на накопленный педагогический опыт и государственные программы по изобразительному искусству.
Экспериментальная база исследования: МБОУ ДОД «Детская художественная школа города Белгорода». Экспериментальная работа проводилась в двух группах 2 класса данной школы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Выявить живописные средства передачи воздушной перспективы в пейзаже.
2. Выяснить какие из живописных средств передачи воздушной перспективы могут быть освоены детьми в процессе работы на пленэре в детской художественной школе.
3. Определить последовательность освоения детьми живописных средств передачи воздушной перспективы в пейзаже на занятиях пленэром в детской художественной школе.
4. Разработать методические аспекты освоения детьми живописных средств передачи воздушной перспективы в пейзаже на занятиях пленэром в детской художественной школе.
В первой главе была решена первая задача нашего исследования. Был дан анализ опыта художников и педагогов, в работах которых четко прослеживаются и наиболее полно освещены те или иные средства передачи воздушной перспективы в пейзаже. Соблюдение хронологической последовательности в изложении позволяет нам проследить очередность открытия и разработки средств передачи воздушной перспективы. Во второй главе данные художественные средства были выявлены и описаны.
В первом параграфе второй главы мы произвели краткий анализ состояния обучения детей пленэрной живописи на сегодняшний день и установили последовательность возможного освоения ими художественных средств передачи воздушной перспективы. Тем самым была решена третья задача нашего исследования. Во втором параграфе этой главы нами был описан формирующий эксперимент и приведены наиболее эффективные методы обучения детей акварельной живописи в рамках занятия пленэром.
В начале исследовательской работы мы предположили, что освоение детьми средств передачи воздушной перспективы в пейзажной живописи на занятиях пленэром в детской художественной школе будет проходить наиболее эффективно, если:
1) будут выявлены наиболее значимые средства передачи воздушной перспективы в живописи пейзажа;
2) профессиональные живописные средства передачи воздушной перспективы в пейзаже будут адаптированы до уровня восприятия детьми подросткового возраста;
3) будут выявлены методические особенности и последовательность освоения живописных средств передачи воздушной перспективы в пейзаже.
Полагаем, что построенная нами гипотеза была полностью доказана в данном исследовании. Выявление художественных средств передачи воздушной перспективы в живописном пейзаже и их четкое описание позволяют полно и развернуто проиллюстрировать процесс использования этих средств на практике, что и было нами продемонстрировано во время пленэрных занятий в собственных работах и работах художников-мастеров. В своих этюдах мы стремились показать конкретное живописное средство передачи воздушной перспективы, которое изучалось детьми на данный момент. Эти этюды представлены в первой главе третьего параграфа.
Построение последовательности в освоении живописных средств передачи воздушной перспективы и их дифференциация позволила адаптировать профессиональный художественный материал до уровня восприятия подростков, которые обучаются в детской художественной школе. Помимо насыщения занятий содержательным материалом, необходимо его структурировать и сделать понятным для детей. Огромное значение в освоении средств передачи воздушной перспективы имеют методы обучения и организация общения между преподавателем и учащимися. Именно поэтому мы обратили внимание на описание наиболее значимых методов, которые применяли в ходе проведения учебных занятий.
Таким образом, гипотеза исследовательской работы была доказана, цель достигнута, а задачи решены. В целом, проведенное исследование позволило разработать методику преподавания определенной темы в детской художественной школе, а так же повлияла на способность самого преподавателя использовать живописные средства передачи воздушной перспективы в собственных творческих работах, что отражено в третьей главе выпускной квалификационной работы в параграфах 3.1 и 3.2. В данных разделах описан процесс создания творческих композиций «Изменчивость природы».



1. Алексеев С.С. О колорите. М.: Изобразительное искусство, 1974. - 172 с.
2. Александрова М.А. Планирование воспитательного процесса. Современные подходы и технологии / М.А. Александрова, Е.И. Баранова, Е.В. Володина. - М.: Издательство «Педагогический поиск», 2011. - 208с.
3. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 559 с.
4. Бадян В.Е. Основы композиции: Учебное пособие для вузов. - М.: Трикста, 2011. - 175 с.
5. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. - М., 2009. - 312 с.
6. Бенуа А. Истрия русской живописи в 19 веке - М.: Республика, 1995. - 432 с.
7. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа : учеб.пособие для студентов вузов. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 301 с.
8. Визер В. Живописная грамота. Основы пейзажа. - СПб.: Питер, 2006. - 192 с.
9. Виноградова А.А., Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1980. - 144 с.
10. Волков Н.Н. Композиция в живописи. - М.: Издательство В. Шевчук, 2014. - 368 с.
11. Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.: Издательство В. Шевчук, 2014. - 360 с.
12. Выгодский Л.С., Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997 - 96 с.
13. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Азбука-Аттикус, Азбука, 2016. - 448 с.
14. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. - М.: Учебная литература, 1998. - 208 с.: ил.
15. Даниэль С.М. Искусство видеть. О творческих способностях восприятия. - Л.: Искусство, Ленинградское отд., 1990. - 223 с.
16. Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи. - М.: Искусство, 1986. - 147 с.
17. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство - М.: Высшая школа, 2000. - 407 с.
18. Иттен И. Искусство цвета. - М.: Изд-во Д. Аронов, 2001. - 96 с.
19. Кеннет К. Пейзаж в искусстве. - СПб.: Азбука-классика, 2004. - 304 с.
20. Киплик Д.И. Техника живописи - М.: Сварог и К., 1998. - 504 с.
21. Крымов Н.П. Художник педагог. Статьи. Воспоминания - М.: Изобразительное искусство, 1989. - 224 с.
22. Кузин В.С. Психология живописи. - М.: ОНИКС, 2005. - 303 с.
23. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания. - Учебное пособие для уч-ся пед. уч-щ - М.: Просвещение, 1984. - 115 с.
24. Ли Н.Г.Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. - М.: Эксмо, 2007. - 64 с.
25. Логвиненко А.Д. Зрительное восприятие пространства. - М.: Моск. ун-та, 1981. - 224 с.
26. Макарова М.Н. Перспектива. Учебник для студентов специальности изобразительное искусство - М.: Академический проект, 2009. - 477 с.
27. Маслов Н.Я. Пленэр: Практика по изобразительному искусству. Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1984. - 112 с.
28. Миннарт М. Свет и цвет в природе. - М., 1959. - 179 с.
29. Неменский Б.М., Изобразительное искусство и художественный труд. - М.: Просвещение, 2010. - 141 с.
30. Польникова А.П. «Контрастная» постановка задач в системе
занятий учащихся художественных школ живописью и рисунком / Стариченко Д.Е., Польникова А.П. // Кардовские чтения. Искусство - душа народа: материалы I и II Международных научно-методический конференций. - Владимир: Транзит-ИКС, 2015. - 160 с.
31. Поплавный А.Н. Движение и ритм в композиции картины. - М.: Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, 2007. - 80 с.
32. Ревякин П.П. Техника акварельной живописи. Учебное пособие для вузов. - М.: Архитектура-С, 2015. - 248 с.
33. Раушенбах Б.В. Пространственное построение в живописи.-М.: Наука,1980. - 288с.
34. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: Агар, 2007. - 251 с.
35. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX - начала ХХ в. - М.: Искусство, 1993. - 254 с.
36. Сокольникова Н.М. Основы живописи - Обнинск, издательство «Титул», 1996. - 234 с.
37. Стариченко Д.Е. Формирование живописного видения у студента на начальном периоде обучения. Живопись натюрморта - Белгород: Политерра, 2011. - 76 с.
38. Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж XVIII-начала XIX века. - М.: Искусство, 1953. - 178с.
39. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. - 520 с.
40. Хусаинов Е.С. Формирование умений передачи характера освещения в живописи портрета у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов - М.: РГБ, 2003. - 193 с.
41. Чиварди Д. Рисование. Полное руководство. - М.: МИиФ, 2016. -448 с.
42. Шабанов Н.К., Шабанова О.П. Художественно-педагогический словарь. - М.: Академический проект, 2005. - 480 с.
43. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе - М.: Просвещение, 1977. - 187 с.
44. Юон К.Ф. Об искусстве. - М.: Искусство, 1959. - 315 с.
45. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. - М.: Искусство, 1964. - 87 с.
46. Яшухин А.П. Живопись. - М.: Просвещение, 1985. - 286 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ