Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Материальное положение молодежи в России и Китае

Работа №144001

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы71
Год сдачи2023
Стоимость4965 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
40
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования материального положения молодежи 5
1.1. Материальное положение и его основные элементы: доходы и расходы 5
1.2. Молодежь как социальная группа и особенности ее материального положения 16
Глава 2. Анализ материального положения молодежи в России и Китае 27
2.1. Анализ материального положения молодежи в Китае 27
2.2. Анализ материального положения молодежи в России 41
2.3. Сравнительный анализ материального положения молодежи в России и Китае 56
Заключение 63
Список литературы 66


Актуальность исследования материального положения молодежи в России и Китае определяются социологическими перспективами посредством проведения различий и сопоставления социально-экономических свойств жизни китайской и российской молодежи обнаружения тех общих качеств, которые позволяют увидеть единство молодежных сообществ двух стран. В рамках анализа динамики доходных и расходных элементов экономического благополучия молодежи России и Китая выявляется специфика национальных качеств, социальных компетенций, морально-нравственных ориентаций, строя национальной души, эмоционального спектра, настроения, привычек этнического потенциала молодых китайцев и россиян..
В то же время очевидно, что молодые люди Китая и России в ситуации, когда их социализация входит в фазу резкой интенсификации, испытывают схожие проблемы, особенно по части обеспечения материального положения. Во многом, это связано с тем, что в соответствующий молодежному возрасту периоде происходит ключевая трансформация в виде финальной социализации и включения индивида в большое общество. Это значимое преображение сопровождается освоением грандиозного объема компетенций, окончанием складывания существа личности и миро¬воззренческой концепции, осмыслением своего места и роли в жизни. В интеграции в социально-экономическую и культурную среду юноши или девушки имеет место своя специфика. Она проявляется в том, что в молодом сознании соседствует параллельные системы ценностей, которые внушают различные субъекты социализации ‒ родители, вузы, сверстники. Порой они дают диаметрально контрастные оценки феноменам социальной жизни. И это может значительно тормозить процесс социализации и взросления личности молодого человека. И в своей негативной результативности более эффективным, оказывается не то, что должно быть с точки зрения общечеловеческих императивов, но то, что на в данный момент переживается эмоционально острей, сильней, ярче.
Таким образом, актуальность исследования материального положения молодежи в России и Китае определяется широким кругом – социологических, социально-психологических, духовно-ценностных – проблем, которые насыщают изучение данного феномена неисчерпаемым и разносторонним потенциалом исследовательского поиска.
Степень разработанности темы исследования. Теме материального положения молодежи в России и Китае посвящено множество публикаций, рассматривающих данную проблематику в экономическом, социологическом, социально-психологическом аспекта. Среди авторов этих работ Н.А. Абрамова, А.В. Ломанов, И.В. Бицуева, Б.Б. Борисов, Н.Н. Вавилов, А.Б. Венгеров, И.И. Грузинов, Т.В. Дубровская, А.В. Калачинский, А.В. Колесниченко, О.С. Коновалова, В.Л. Ларин, Чж. Лумэн, В.С. Морозова, Цзы Чжао, Л.С. Переломов, Е.Н. Румянцев, М.А. Сущенко, Ю.В. Тавровский, Чжал Тяньтянь, Цзао Цао, Г.И Цвык, Чжуан Цзе, Лэжун Цзя, Синьминь Чжоу, Юйсяо Чэн, Юньсо Шень, Мен Юйфен и др.
Проблема исследования. Несмотря на изобилие теоретико-методологических и практических материалов по теме материального положения молодежи в России и Китае по отдельности имеются существенные пробелы в отношении сходств и различий экономического состояния молодых китайцев и россиян.
Цель работы заключается в описании и анализе материального положения молодежи в России и Китае. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
‒ описать феномен материального положения и состав его основных сторон в качестве доходов и расходов;
‒ рассмотреть молодежь как социальную группу и особенности ее материального положения;
‒ проанализировать материальное положение китайской молодежи;
‒ проанализировать материального положение российской молодежи;
- провести сравнительный анализ материального положения молодежи России и Китая.
Объектом исследования являются теоретические аспекты материального положения молодежи.
Предметом исследования выступают сходства и различия материального положения молодежи России и Китая на данном этапе.
Новизна работы состоит в практическом выявлении особенных сходств и различий материального положения молодежи России и Китая.
Эмпирическая база. В эмпирической основе исследования данные социологических исследований (2017-2022 гг.), данные ВЦИОМ, Росстата, Института социологии Китайской академии социальных наук, статистических ведомств, содержание самостоятельных исследований.
Теоретико-методологические основы. Для описания и анализа материального положения молодежи в России и Китае применялись следующие методы:
‒ теоретические методы, направленные на селекцию информации о материальном благополучии молодых жителей КНР и РФ, выявление основных характеристик материального благополучия молодых жителей КНР и РФ, влияющих на объект исследования. С этой целью использовались анализ и синтез, дедукция и индукция, систематизация, обобщение и классификация;
‒ эмпирические методы, заключающиеся в изучении и описании материального положения молодежи в России и Китае на текущем этапе. С применением эмпирических методов было проведено сопоставление материального положения молодежи России и Китая .


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Экономическая деятельность общества включает неопределенное множество не подающихся рациональному регулированию факторов, свободно-рыночное взаимодействие не в состоянии изнутри своей стихийной системности добиться целесообразной дистрибуции совокупно производимых материальных и сервисных благ. Эту миссию берет на себя государство, которое в рамках демократически делегированной легитимности обладает полномочиями действовать в соответствии с высшими императивами, расходящимися с простой мотивацией извлечения экономической прибыли. Взаимодействие государства и экономики как систем, ценностно находящихся на противоположных полюсах, является выражением диалектики целого и части. Так, экономика, представляя конгломерат дифференцированных своей свободной, но частной мотивацией единичных индивидов, мотивирована идеалом свободы, которая составляет существо рыночного обмена. Напротив, государство, законодательно декларируя обеспечивающую социальную стабильность целостность своих граждан, мотивируется идеалом справедливости, императивно ледащего в основе распределения экономических благ.
Специфику молодежи как социальной группы определяет то, что в соответствующий молодежному возрасту период с 18 до 25 лет происходит ключевая трансформация в виде финальной социализации и включения индивида в большое общество. Это значимое преображение сопровождается освоением грандиозного объема знаний, окончанием складывания существа личности и мировоззренческой концепции, осмыслением своего места и роли в жизни. В интеграции в социально-культурную среду юноши и девушки имеет место своя специфика. Она проявляется в том, что в молодом сознании соседствует параллельные системы ценностей, которые внушают различные субъекты социализации - родители, школа, сверстники. Порой они дают диаметрально контрастные оценки феноменам социальной жизни. И это может значительно тормозить процесс социализации и взросления личности молодого человека. И в своей негативной результативности более эффективным, оказывается не то, что должно быть с точки зрения общечеловеческих императивов, но то, что на в данный момент переживается эмоционально острей, сильней, ярче. В целом, здесь срабатывает диалектика соотношения мировоззренческих установок поколения «детей» и поколения «отцов», когда первые отдают приоритет разовым всплескам аффективного переживания счастливых событий, а вторые уже больше ценят стабильность и регулярность.
Анализ материального положения молодежи в Китае показал, что создание и развитие социально-психологических установок молодежи КНР происходило в контексте бурного экономического роста, перехода к политике «Одна семья - один ребенок», диверсификации сферы образования, интенсивной маркетизации (внедрение рыночных принципов в систему народного хозяйства), урбанизации, индустриализации, транзита к цифровым технологиям, глобализации. Благодаря своей единственности как ребенка в семье, молодые китайцы оказались в тепличных обстоятельствах любвеобильности родителей, бабушек и дедушек и материальной благополучности. Благодаря экономическим реформам и политике открытости в сфере китайского образования, по сути, произошла еще одна «культурная революция», существенно поменявшая социальные ориентиры молодежи. Уровень образованности молодых китайцев напрямую определяет качество и количество их трудовой занятости. Средний годовой доход «молодых горожан второго поколения» и годовой доход «молодых сельчан второго поколения» почти равны и достигают 32427 юаней, тогда как годовой доход «контратакующих» достигает 19271 юаней, а годовой доход «стагнаторов» составляет около 7534 юаней. Как и во всем мире, для молодежи Китая самой животрепещущей проблемой является «квартирный вопрос». Состояние занятости и доходов, а также жилищные условия напрямую определяют семейное положение молодых китайцев. Рассмотренные выше факторы материального благополучия в виде наличия или отсутствия высшего образования, занятости или безработицы, высокооплачиваемой или низкооплачиваемой работы, наличия или отсутствия жилья, факт его собственности или арендования позволяют сделать вывод о базовом для социально-экономического расслоения молодежи значении проживании или в городе, или в деревне.
Материальное положение российской молодежи определяются радикальными изменениями, которые происходят в России с начала 1990-х г., когда в стране начался перевод народного хозяйства на рыночные рельсы. Сознание молодых россиян, родившихся в период с конца 1980-х по 2000-е гг., как и ментальность жителей всей страны, утратив идеологический патронаж переставшего существовать патерналистского государства, подверглось ценностной фрустрации. За годы маркетизации российской экономики произошло серьезное ухудшение ситуации в сфере молодежной занятости. Ввиду этого в последнее время был принят ряд программ федерального и регионального уровней по поддержания молодежной занятости. Для большинства (87%) представителей российского студенчества высшее образование является лучшей путевкой в большой социум. Доходы молодежи ниже медианного уровня по стране в 1,8 раза, достигнув в 2022 г. уровня в 223694 руб. для молодых горожан, и 16948 руб. для молодых сельчан. За 15 лет с 2007 по 2022 гг. В России в молодежном слое населения в схеме потребления случилось переключение с парадигмы консервативного расходования с профицитным персональным или семейным бюджетом и откладыванием средств на «черный день» на парадигму условно либерального потребления с дефицитным бюджетом в гипероптимистическом расчете, что «черный день» никогда не наступит.
В рамках анализа динамики доходных и расходных элементов экономического благополучия молодежи России и Китая выявилась общая для социально-экономических паттернов молодежи России и Китая контрастность восточного традиционализма по отношению к западной цивилизации.



1. Алексеенок А.А., Дорохова Ю.В., Хамидуллин Р.Ф. Социологический анализ социального неравенства бедного и остального населения в регионе на основе материально-имущественного критерия. / А.А.Алексеенок, Ю.В. Дорохова, Р.Ф. Хамидуллин. // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2021. № 1. С. 49-62.
2. Аникина Е.А. Экономическая теория: учебник. / Е.А. Аникина, Л.И. Гавриленко. - Томск: Томский политехнический университет, 2014 . - 413 с.
3. Балина Т.А., Балина А.А., Гасумова С.Е., Попкова Т.Д. Особенности социальных проблем молодежи России, Великобритании и Китая. // Вестник Удмуртского университета. Серия «Биология. Науки о Земле», 2020, №2. С. 131-138.
4. Башаева С.Г., Белоногова Л.Н., Нагаткина Е.С. Россия и Китай: молодежь, культура, образование. // Власть. 2014. №11. С. 67-81.
5. Бохан А.Е. Особенности социализации современной молодежи в российском обществе // Вестник евразийской науки. 2012. №2 (11). С. 77-89.
6. Бродель Ф. Грамматика цивилизаций. / Пер с. фр. – М.: Весь мир, 2008. – 545 с.
7. Васькин В.Ф., Рыбикова А.А. Уровень доходов и структура расходов, как факторы материального положения населения Брянской области. / В.Ф. Васькин, А.А. Рыбикова. // Никоновские чтения. 2019. №24. С. 73-75.
8. Гениберг Т.В. Тенденции изменения доходов, расходов и сбережений населения Российской Федерации в 2022 г. / Т.В. Гениберг. // ВЭПС. 2022. №4. С. 29-34.
9. Грасс Т.П., Петрищев В.И., Филоненко Е.В., Лебедева Н.А. Сравнительная характеристика процесса экономической социализации у школьников (на материале России, Германии и Китая). // Сибирский педагогический журнал. 2019. №3. С. 83-89.
10. Драчук Н.А. Особенности социального самочувствия молодежи крупного города. / Н.А. Драчук. // Экономика и общества. 2018. № 1. С. 21-29.
11. Зубова Л.Г. Неравенство и бедность в России: динамика, причины, необходимость преодоления. / Л.Г. Зубова. // Народонаселение. 2017. №3 (77). С. 104-115.
12. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодежь на рынке труда: транзитивные процессы в условиях постсоветской трансформации // Социально-гуманитарные знания. 2012. №3. С. 10-27.
13. Иконникова С.Н., Лисовский В.Т. Социология молодежи. ‒ Л.: Знание, 1985. ‒ 383 с.
14. Каримова Л.Ф., Сеидов Ш.Г., Байбулатова А.К. Потребительское поведение малообеспеченной молодежи в современном российском обществе. / Л.Ф. Каримова, Ш.Г. Сеидов, А.К. Байбулатова. // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2022. №2 (62). С. 52-64.
15. Касабуцкая М.С., Ковтун Е.А., Петров А.В., Савин С.Д. Восприятие коррупции в сознании молодежи России и Китая. // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana), 2018, №2 (47). С. 16-26.
16. Кон И.С. Молодежь // Философский энциклопедический словарь / ред. кол.: С.С. Северинцев и др. ‒ 2-е изд. ‒ М.: Наука, 1989. - 274 с.
17. Малышев А.А. Эволюция практики удаленной работы в России и за рубежом. / А.А. Малышева. // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий, 2018, № 3. С. 33-40
18. Махова А.В., Авакьян О.А. Анализ доходов и расходов населения России за 2015-2016 гг. // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2018, № 4. С. 131-137.
19. Молодежь в России. 2022. Статистический сборник. / Росстат. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2010. - 171 с.
20. Молодежь и современность / Под ред. В.Т. Лисовского и В.А. Ядова. М.: Наука, 1978. - 211 с.
21. Панарин А.С. Православная цивилизация. / Сост. В.Н. Расторгуев. - М.: Институт русской цивилизации, 2014. - 1248 с.
22. Пидяшова О.П., Кравченко Т.Е., Терещенко Т.А. Статистический анализ структуры расходов населения // Вестник Академии знаний, 2019, №3 (32). С. 21-28.
23. Поляков В.В., Санникова И.А., Полякова Н.В. Особенности и проблемы сбережений как формы финансового поведения домохозяйств России и Китая. // Известия БГУ. 2015. №5. С. 121-128.
24. Романец И.В. Об особенностях молодежной занятости. / И.В. Романец. // Вестник ВолГУ, 2005, № 9. С. 122-127
25. Савенкова А. С. Трудовые ориентации современной молодежи Китая // Социодинамика. 2020. №4. С. 64-68.
26. Савенкова А.С. Представления рынке труда молодежи России, Китая и Германии: сопоставительный анализ. // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2021. №3. С. 251-257.
27. Садкова Д.А. Социальное самочувствие молодежи: адаптация к общественным трансформациям // Проблемы развития территории, 2014, №6 (74). С. 214-218.
28. Сергеев Р.В. Молодежь и студенчество как социальные группы и объект социологического анализа. / Р.В. Сергеев. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. №1. С. 75-91.
29. Сидоров В.А. Экономическая теория: учебник для вузов. / В.А. Сидоров. ‒ Майкоп: ООО «ЭлИТ», 2014. - 378 с.
30. Сидорова Н.П. Материальное положение и социальные характеристики молодежи региона: социологический анализ. / Н.П. Сидорова. // Власть и управление на Востоке России. 2010. №3. С. 1-7
31. Султанов Г.С. Особенности государственной молодежной политики занятости. / Г.С. Султанов. // Вопросы структуризации экономики, 2012, № 3. С. 242-243.
32. Чепурина Э.А. Представления о государстве студентов России и Китая. // Русская политология. 2020. №1 (14). С. 78-92.
33. Экономика: учебник для студентов неэкономических профилизаций. / Под ред. Г.И. Журухина, Т.К. Рутскаускас. - Екатеринбург: РГППУ, 2007. - 327 с.
34. Экономическая теория: учебное пособие для высшего профессионального образования./ Под ред. В.В. Смирнова. ‒ Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет ‒ УНПК», 2013. ‒ 266 с.
Электронные источники
35. Антонов И. В Китае подсчитали, сколько получает и как много работает молодежь. 25.12.2021 [Электронный ресурс]. // Парламентская газета. Интернет-сайт. URL: https://www.pnp.ru/in-world/v-kitae-podschitali-skolko-poluchaet-i-kak-mnogo-rabotaet-molodyozh.html (дата обращения: 07.04.2023).
36. Давыдова М. Сельская молодежь в мегаполисах Китая: планомерная политика или безвыходное положение. // TheEconomist на русском. URL: https://ekd.me/2018/06/ selskaya-molodezh-v-megapolisax-kitaya-planomernaya-politika-ili-bezvyxodnoe-polozhenie/ (дата обращения: 07.04.2023).
37. Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств [Электронный ресурс]. // Росстат, 2000–2020. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140096812812 (Датаобращения 20.06.2016).
38. Институт социологии Китайской академии социальных наук. (中国社会科学院社会学研究所1053室) // URL: http://css.cssn.cn/css_sy/ztlxwm/ (дата обращения: 07.04.2023)
39. Максимова С.Г., Жанбосинова А.С. Молодежные обмены как отражение интеграции стран ‒ участниц Шанхайской организации сотрудничества [Электронный ресурс]. // Society and Security Insights, 2018, №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezhnye-obmeny-kak-otrazhenie-integratsii-stran-uchastnits-shanhayskoy-organizatsii-sotrudnichestva (Дата обращения: 07.04.2023).
40. Меры содействия трудоустройству китайских студентов (中国大学生就业现状分析及对) [Электронный ресурс]. // Docin.com.. URL: http://www.docin. com/p-485865713.html (дата обращения: 07.04.2023).
41. Население Китая, численность, безработица, гендерный состав. 22.08. 2022. [Электронный ресурс]. / BDEX. Интернет-портал. URL: https://bdex.ru/naselenie/china/ (дата обращения: 07.04.2023).
42. Причины невозможности трудоустройства студентов в Китае с точки зрения экономики труда (从劳动经济学角度分析我国大学生就业 困难的原因) [Электронный ресурс]. // Docin.com.. URL: http://www.docin.com/p-1008046224.html (дата обращения: 07.04.2023).
43. Проблемы занятости современных студентов с точки зрения экономики труда (劳动经济学角度解析当代大学生就业问题) [Электронный ресурс]. // Baidu.com. URL: https://wenku.baidu.com/view/dc8cb16110a6f524ccbf85e5? ivk_sa=1023194j (дата обращения: 07.04.2023).
44. Сергеев М. Две трети молодежи считают устройство жизни в России несправедливым. 25.08.2022. // Независимая газета. Интернет - сайт. URL: https://www.ng.ru/economics/2022-08-25/1_8523_life.html (дата обращения: 07.04.2023)
45. Социально-экономическое положение России. Ежемесячное издание. // Росстат, 2018–2022 [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/
connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140086922125
(Дата обращения 07.04.2023).
46. Социально-экономическое положение России. Январь – июнь 2022 года [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/osn-06-2022.pdf (Дата обращения: 07.04.2023).
47. Статистический бюллетень Росстата к Всемирному дню туризма – 2022. [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/ storage/mediabank/turism_ 2022.pdf (Дата обращения: 07.04.2023)
48. Чжэнчи Чж. Особенности формирования занятости молодежи в России и Китае [Электронный ресурс]. // Экономика труда. 2020. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-zanyatosti-molodezhi-v-rossii-i-kitae (дата обращения: 07.04.2023).
49. Чжэнчи Чж. Экономико-правовой механизм регулирования занятости молодежи на макроуровне [Электронный ресурс]. // Экономика труда. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomiko-pravovoy-mehanizm-regulirovaniya-zanyatosti-molodezhi-na-makrourovne (дата обращения: 07.04.2023).
50. Li Chunling. Children of the reform and opening-up: China’s new generation and new era of development [Электронный ресурс]. // The Journal of Chinese Sociology. 2022. Vol. 7. URL: https://journalofchinesesociology. springeropen. com/articles/10.1186/s40711-020-00130-x (дата обращения: 07.04.2023).
51. The gap between China’s rural and urban youth is closing. Jan 21st 2021 [Электронный ресурс]. // The Economist. 2023. № 1. URL:https://www.economist.com/special-report/2021/01/21/the-gap-between-chinas-rural-and-urban-youth-is-closing (дата обращения: 07.04.2023).
52. Chinese films & dramas popular thanks to ensemble narratives. 23.02.2023. // TheGlobalTimes. - Режим доступа: https://www.globaltimes.cn/page/ 202302/1286144.shtml (Дата обращения: 25.02.2023).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ