Материальное положение молодежи в России и Китае
|
Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования материального положения молодежи 5
1.1. Материальное положение и его основные элементы: доходы и расходы 5
1.2. Молодежь как социальная группа и особенности ее материального положения 16
Глава 2. Анализ материального положения молодежи в России и Китае 27
2.1. Анализ материального положения молодежи в Китае 27
2.2. Анализ материального положения молодежи в России 41
2.3. Сравнительный анализ материального положения молодежи в России и Китае 56
Заключение 63
Список литературы 66
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования материального положения молодежи 5
1.1. Материальное положение и его основные элементы: доходы и расходы 5
1.2. Молодежь как социальная группа и особенности ее материального положения 16
Глава 2. Анализ материального положения молодежи в России и Китае 27
2.1. Анализ материального положения молодежи в Китае 27
2.2. Анализ материального положения молодежи в России 41
2.3. Сравнительный анализ материального положения молодежи в России и Китае 56
Заключение 63
Список литературы 66
Актуальность исследования материального положения молодежи в России и Китае определяются социологическими перспективами посредством проведения различий и сопоставления социально-экономических свойств жизни китайской и российской молодежи обнаружения тех общих качеств, которые позволяют увидеть единство молодежных сообществ двух стран. В рамках анализа динамики доходных и расходных элементов экономического благополучия молодежи России и Китая выявляется специфика национальных качеств, социальных компетенций, морально-нравственных ориентаций, строя национальной души, эмоционального спектра, настроения, привычек этнического потенциала молодых китайцев и россиян..
В то же время очевидно, что молодые люди Китая и России в ситуации, когда их социализация входит в фазу резкой интенсификации, испытывают схожие проблемы, особенно по части обеспечения материального положения. Во многом, это связано с тем, что в соответствующий молодежному возрасту периоде происходит ключевая трансформация в виде финальной социализации и включения индивида в большое общество. Это значимое преображение сопровождается освоением грандиозного объема компетенций, окончанием складывания существа личности и миро¬воззренческой концепции, осмыслением своего места и роли в жизни. В интеграции в социально-экономическую и культурную среду юноши или девушки имеет место своя специфика. Она проявляется в том, что в молодом сознании соседствует параллельные системы ценностей, которые внушают различные субъекты социализации ‒ родители, вузы, сверстники. Порой они дают диаметрально контрастные оценки феноменам социальной жизни. И это может значительно тормозить процесс социализации и взросления личности молодого человека. И в своей негативной результативности более эффективным, оказывается не то, что должно быть с точки зрения общечеловеческих императивов, но то, что на в данный момент переживается эмоционально острей, сильней, ярче.
Таким образом, актуальность исследования материального положения молодежи в России и Китае определяется широким кругом – социологических, социально-психологических, духовно-ценностных – проблем, которые насыщают изучение данного феномена неисчерпаемым и разносторонним потенциалом исследовательского поиска.
Степень разработанности темы исследования. Теме материального положения молодежи в России и Китае посвящено множество публикаций, рассматривающих данную проблематику в экономическом, социологическом, социально-психологическом аспекта. Среди авторов этих работ Н.А. Абрамова, А.В. Ломанов, И.В. Бицуева, Б.Б. Борисов, Н.Н. Вавилов, А.Б. Венгеров, И.И. Грузинов, Т.В. Дубровская, А.В. Калачинский, А.В. Колесниченко, О.С. Коновалова, В.Л. Ларин, Чж. Лумэн, В.С. Морозова, Цзы Чжао, Л.С. Переломов, Е.Н. Румянцев, М.А. Сущенко, Ю.В. Тавровский, Чжал Тяньтянь, Цзао Цао, Г.И Цвык, Чжуан Цзе, Лэжун Цзя, Синьминь Чжоу, Юйсяо Чэн, Юньсо Шень, Мен Юйфен и др.
Проблема исследования. Несмотря на изобилие теоретико-методологических и практических материалов по теме материального положения молодежи в России и Китае по отдельности имеются существенные пробелы в отношении сходств и различий экономического состояния молодых китайцев и россиян.
Цель работы заключается в описании и анализе материального положения молодежи в России и Китае. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
‒ описать феномен материального положения и состав его основных сторон в качестве доходов и расходов;
‒ рассмотреть молодежь как социальную группу и особенности ее материального положения;
‒ проанализировать материальное положение китайской молодежи;
‒ проанализировать материального положение российской молодежи;
- провести сравнительный анализ материального положения молодежи России и Китая.
Объектом исследования являются теоретические аспекты материального положения молодежи.
Предметом исследования выступают сходства и различия материального положения молодежи России и Китая на данном этапе.
Новизна работы состоит в практическом выявлении особенных сходств и различий материального положения молодежи России и Китая.
Эмпирическая база. В эмпирической основе исследования данные социологических исследований (2017-2022 гг.), данные ВЦИОМ, Росстата, Института социологии Китайской академии социальных наук, статистических ведомств, содержание самостоятельных исследований.
Теоретико-методологические основы. Для описания и анализа материального положения молодежи в России и Китае применялись следующие методы:
‒ теоретические методы, направленные на селекцию информации о материальном благополучии молодых жителей КНР и РФ, выявление основных характеристик материального благополучия молодых жителей КНР и РФ, влияющих на объект исследования. С этой целью использовались анализ и синтез, дедукция и индукция, систематизация, обобщение и классификация;
‒ эмпирические методы, заключающиеся в изучении и описании материального положения молодежи в России и Китае на текущем этапе. С применением эмпирических методов было проведено сопоставление материального положения молодежи России и Китая .
В то же время очевидно, что молодые люди Китая и России в ситуации, когда их социализация входит в фазу резкой интенсификации, испытывают схожие проблемы, особенно по части обеспечения материального положения. Во многом, это связано с тем, что в соответствующий молодежному возрасту периоде происходит ключевая трансформация в виде финальной социализации и включения индивида в большое общество. Это значимое преображение сопровождается освоением грандиозного объема компетенций, окончанием складывания существа личности и миро¬воззренческой концепции, осмыслением своего места и роли в жизни. В интеграции в социально-экономическую и культурную среду юноши или девушки имеет место своя специфика. Она проявляется в том, что в молодом сознании соседствует параллельные системы ценностей, которые внушают различные субъекты социализации ‒ родители, вузы, сверстники. Порой они дают диаметрально контрастные оценки феноменам социальной жизни. И это может значительно тормозить процесс социализации и взросления личности молодого человека. И в своей негативной результативности более эффективным, оказывается не то, что должно быть с точки зрения общечеловеческих императивов, но то, что на в данный момент переживается эмоционально острей, сильней, ярче.
Таким образом, актуальность исследования материального положения молодежи в России и Китае определяется широким кругом – социологических, социально-психологических, духовно-ценностных – проблем, которые насыщают изучение данного феномена неисчерпаемым и разносторонним потенциалом исследовательского поиска.
Степень разработанности темы исследования. Теме материального положения молодежи в России и Китае посвящено множество публикаций, рассматривающих данную проблематику в экономическом, социологическом, социально-психологическом аспекта. Среди авторов этих работ Н.А. Абрамова, А.В. Ломанов, И.В. Бицуева, Б.Б. Борисов, Н.Н. Вавилов, А.Б. Венгеров, И.И. Грузинов, Т.В. Дубровская, А.В. Калачинский, А.В. Колесниченко, О.С. Коновалова, В.Л. Ларин, Чж. Лумэн, В.С. Морозова, Цзы Чжао, Л.С. Переломов, Е.Н. Румянцев, М.А. Сущенко, Ю.В. Тавровский, Чжал Тяньтянь, Цзао Цао, Г.И Цвык, Чжуан Цзе, Лэжун Цзя, Синьминь Чжоу, Юйсяо Чэн, Юньсо Шень, Мен Юйфен и др.
Проблема исследования. Несмотря на изобилие теоретико-методологических и практических материалов по теме материального положения молодежи в России и Китае по отдельности имеются существенные пробелы в отношении сходств и различий экономического состояния молодых китайцев и россиян.
Цель работы заключается в описании и анализе материального положения молодежи в России и Китае. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
‒ описать феномен материального положения и состав его основных сторон в качестве доходов и расходов;
‒ рассмотреть молодежь как социальную группу и особенности ее материального положения;
‒ проанализировать материальное положение китайской молодежи;
‒ проанализировать материального положение российской молодежи;
- провести сравнительный анализ материального положения молодежи России и Китая.
Объектом исследования являются теоретические аспекты материального положения молодежи.
Предметом исследования выступают сходства и различия материального положения молодежи России и Китая на данном этапе.
Новизна работы состоит в практическом выявлении особенных сходств и различий материального положения молодежи России и Китая.
Эмпирическая база. В эмпирической основе исследования данные социологических исследований (2017-2022 гг.), данные ВЦИОМ, Росстата, Института социологии Китайской академии социальных наук, статистических ведомств, содержание самостоятельных исследований.
Теоретико-методологические основы. Для описания и анализа материального положения молодежи в России и Китае применялись следующие методы:
‒ теоретические методы, направленные на селекцию информации о материальном благополучии молодых жителей КНР и РФ, выявление основных характеристик материального благополучия молодых жителей КНР и РФ, влияющих на объект исследования. С этой целью использовались анализ и синтез, дедукция и индукция, систематизация, обобщение и классификация;
‒ эмпирические методы, заключающиеся в изучении и описании материального положения молодежи в России и Китае на текущем этапе. С применением эмпирических методов было проведено сопоставление материального положения молодежи России и Китая .
Экономическая деятельность общества включает неопределенное множество не подающихся рациональному регулированию факторов, свободно-рыночное взаимодействие не в состоянии изнутри своей стихийной системности добиться целесообразной дистрибуции совокупно производимых материальных и сервисных благ. Эту миссию берет на себя государство, которое в рамках демократически делегированной легитимности обладает полномочиями действовать в соответствии с высшими императивами, расходящимися с простой мотивацией извлечения экономической прибыли. Взаимодействие государства и экономики как систем, ценностно находящихся на противоположных полюсах, является выражением диалектики целого и части. Так, экономика, представляя конгломерат дифференцированных своей свободной, но частной мотивацией единичных индивидов, мотивирована идеалом свободы, которая составляет существо рыночного обмена. Напротив, государство, законодательно декларируя обеспечивающую социальную стабильность целостность своих граждан, мотивируется идеалом справедливости, императивно ледащего в основе распределения экономических благ.
Специфику молодежи как социальной группы определяет то, что в соответствующий молодежному возрасту период с 18 до 25 лет происходит ключевая трансформация в виде финальной социализации и включения индивида в большое общество. Это значимое преображение сопровождается освоением грандиозного объема знаний, окончанием складывания существа личности и мировоззренческой концепции, осмыслением своего места и роли в жизни. В интеграции в социально-культурную среду юноши и девушки имеет место своя специфика. Она проявляется в том, что в молодом сознании соседствует параллельные системы ценностей, которые внушают различные субъекты социализации - родители, школа, сверстники. Порой они дают диаметрально контрастные оценки феноменам социальной жизни. И это может значительно тормозить процесс социализации и взросления личности молодого человека. И в своей негативной результативности более эффективным, оказывается не то, что должно быть с точки зрения общечеловеческих императивов, но то, что на в данный момент переживается эмоционально острей, сильней, ярче. В целом, здесь срабатывает диалектика соотношения мировоззренческих установок поколения «детей» и поколения «отцов», когда первые отдают приоритет разовым всплескам аффективного переживания счастливых событий, а вторые уже больше ценят стабильность и регулярность.
Анализ материального положения молодежи в Китае показал, что создание и развитие социально-психологических установок молодежи КНР происходило в контексте бурного экономического роста, перехода к политике «Одна семья - один ребенок», диверсификации сферы образования, интенсивной маркетизации (внедрение рыночных принципов в систему народного хозяйства), урбанизации, индустриализации, транзита к цифровым технологиям, глобализации. Благодаря своей единственности как ребенка в семье, молодые китайцы оказались в тепличных обстоятельствах любвеобильности родителей, бабушек и дедушек и материальной благополучности. Благодаря экономическим реформам и политике открытости в сфере китайского образования, по сути, произошла еще одна «культурная революция», существенно поменявшая социальные ориентиры молодежи. Уровень образованности молодых китайцев напрямую определяет качество и количество их трудовой занятости. Средний годовой доход «молодых горожан второго поколения» и годовой доход «молодых сельчан второго поколения» почти равны и достигают 32427 юаней, тогда как годовой доход «контратакующих» достигает 19271 юаней, а годовой доход «стагнаторов» составляет около 7534 юаней. Как и во всем мире, для молодежи Китая самой животрепещущей проблемой является «квартирный вопрос». Состояние занятости и доходов, а также жилищные условия напрямую определяют семейное положение молодых китайцев. Рассмотренные выше факторы материального благополучия в виде наличия или отсутствия высшего образования, занятости или безработицы, высокооплачиваемой или низкооплачиваемой работы, наличия или отсутствия жилья, факт его собственности или арендования позволяют сделать вывод о базовом для социально-экономического расслоения молодежи значении проживании или в городе, или в деревне.
Материальное положение российской молодежи определяются радикальными изменениями, которые происходят в России с начала 1990-х г., когда в стране начался перевод народного хозяйства на рыночные рельсы. Сознание молодых россиян, родившихся в период с конца 1980-х по 2000-е гг., как и ментальность жителей всей страны, утратив идеологический патронаж переставшего существовать патерналистского государства, подверглось ценностной фрустрации. За годы маркетизации российской экономики произошло серьезное ухудшение ситуации в сфере молодежной занятости. Ввиду этого в последнее время был принят ряд программ федерального и регионального уровней по поддержания молодежной занятости. Для большинства (87%) представителей российского студенчества высшее образование является лучшей путевкой в большой социум. Доходы молодежи ниже медианного уровня по стране в 1,8 раза, достигнув в 2022 г. уровня в 223694 руб. для молодых горожан, и 16948 руб. для молодых сельчан. За 15 лет с 2007 по 2022 гг. В России в молодежном слое населения в схеме потребления случилось переключение с парадигмы консервативного расходования с профицитным персональным или семейным бюджетом и откладыванием средств на «черный день» на парадигму условно либерального потребления с дефицитным бюджетом в гипероптимистическом расчете, что «черный день» никогда не наступит.
В рамках анализа динамики доходных и расходных элементов экономического благополучия молодежи России и Китая выявилась общая для социально-экономических паттернов молодежи России и Китая контрастность восточного традиционализма по отношению к западной цивилизации.
Специфику молодежи как социальной группы определяет то, что в соответствующий молодежному возрасту период с 18 до 25 лет происходит ключевая трансформация в виде финальной социализации и включения индивида в большое общество. Это значимое преображение сопровождается освоением грандиозного объема знаний, окончанием складывания существа личности и мировоззренческой концепции, осмыслением своего места и роли в жизни. В интеграции в социально-культурную среду юноши и девушки имеет место своя специфика. Она проявляется в том, что в молодом сознании соседствует параллельные системы ценностей, которые внушают различные субъекты социализации - родители, школа, сверстники. Порой они дают диаметрально контрастные оценки феноменам социальной жизни. И это может значительно тормозить процесс социализации и взросления личности молодого человека. И в своей негативной результативности более эффективным, оказывается не то, что должно быть с точки зрения общечеловеческих императивов, но то, что на в данный момент переживается эмоционально острей, сильней, ярче. В целом, здесь срабатывает диалектика соотношения мировоззренческих установок поколения «детей» и поколения «отцов», когда первые отдают приоритет разовым всплескам аффективного переживания счастливых событий, а вторые уже больше ценят стабильность и регулярность.
Анализ материального положения молодежи в Китае показал, что создание и развитие социально-психологических установок молодежи КНР происходило в контексте бурного экономического роста, перехода к политике «Одна семья - один ребенок», диверсификации сферы образования, интенсивной маркетизации (внедрение рыночных принципов в систему народного хозяйства), урбанизации, индустриализации, транзита к цифровым технологиям, глобализации. Благодаря своей единственности как ребенка в семье, молодые китайцы оказались в тепличных обстоятельствах любвеобильности родителей, бабушек и дедушек и материальной благополучности. Благодаря экономическим реформам и политике открытости в сфере китайского образования, по сути, произошла еще одна «культурная революция», существенно поменявшая социальные ориентиры молодежи. Уровень образованности молодых китайцев напрямую определяет качество и количество их трудовой занятости. Средний годовой доход «молодых горожан второго поколения» и годовой доход «молодых сельчан второго поколения» почти равны и достигают 32427 юаней, тогда как годовой доход «контратакующих» достигает 19271 юаней, а годовой доход «стагнаторов» составляет около 7534 юаней. Как и во всем мире, для молодежи Китая самой животрепещущей проблемой является «квартирный вопрос». Состояние занятости и доходов, а также жилищные условия напрямую определяют семейное положение молодых китайцев. Рассмотренные выше факторы материального благополучия в виде наличия или отсутствия высшего образования, занятости или безработицы, высокооплачиваемой или низкооплачиваемой работы, наличия или отсутствия жилья, факт его собственности или арендования позволяют сделать вывод о базовом для социально-экономического расслоения молодежи значении проживании или в городе, или в деревне.
Материальное положение российской молодежи определяются радикальными изменениями, которые происходят в России с начала 1990-х г., когда в стране начался перевод народного хозяйства на рыночные рельсы. Сознание молодых россиян, родившихся в период с конца 1980-х по 2000-е гг., как и ментальность жителей всей страны, утратив идеологический патронаж переставшего существовать патерналистского государства, подверглось ценностной фрустрации. За годы маркетизации российской экономики произошло серьезное ухудшение ситуации в сфере молодежной занятости. Ввиду этого в последнее время был принят ряд программ федерального и регионального уровней по поддержания молодежной занятости. Для большинства (87%) представителей российского студенчества высшее образование является лучшей путевкой в большой социум. Доходы молодежи ниже медианного уровня по стране в 1,8 раза, достигнув в 2022 г. уровня в 223694 руб. для молодых горожан, и 16948 руб. для молодых сельчан. За 15 лет с 2007 по 2022 гг. В России в молодежном слое населения в схеме потребления случилось переключение с парадигмы консервативного расходования с профицитным персональным или семейным бюджетом и откладыванием средств на «черный день» на парадигму условно либерального потребления с дефицитным бюджетом в гипероптимистическом расчете, что «черный день» никогда не наступит.
В рамках анализа динамики доходных и расходных элементов экономического благополучия молодежи России и Китая выявилась общая для социально-экономических паттернов молодежи России и Китая контрастность восточного традиционализма по отношению к западной цивилизации.
Подобные работы
- Стратегии построения карьеры российской и китайской молодежью в условиях цифровизации общества: социологический анализ
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2021 - Проблема социальной мобильности в России и Китае
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Взаимодействие университетов и работодателей на молодежном рынке труда в России и Китае
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2021 - Сравнительный анализ системы образования в Китае и в России
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - ЦЕННОСТЬ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И СИАНЕ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Влияние изменения возрастной структуры населения на экономический рост: сравнительное исследование Китая и России
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2021 - Реализация ориентаций учащейся молодежи на гуманитарное образование в современных условиях
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2018 - Особенности технологий управления персоналом поколений Y-Z
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2023 - Развитие сотрудничества Китая и России в сфере высшего
образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019



