ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ, ФИНАНСИРОВАНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 ПОНЯТИЕ, СОСТАВ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.2 ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ И СОДЕРЖАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23
2 АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОБЩЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 32
2.1 СПЕЦИФИКА ФИНАНСИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. АНАЛИЗ ДАННЫХ О РАСХОДАХ В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 32
2.2 ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ. АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ РАСХОДОВ НА РЕАЛИЗАЦИЮ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗРЕЗЕ 57
2.3 НЕОБХОДИМОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 109
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 112
Актуальность темы исследования. Любое государство является важнейшим общественным институтом, регулирующим все сферы жизни своих граждан. Данное регулирование в первую очередь направлено на удовлетворение общественных потребностей и создание благоприятных условий для организации условий жизнедеятельности.
Российская Федерация как социальное государство осознает свои обязанности и стремится к созданию механизмов, необходимых для обеспечения общественного запроса. В частности, ключевой составляющей реализации подобных механизмов является обеспечение их финансирования.
Для обеспечения функционирования системы государственных финансов используются различные механизмы организации этих самых государственных финансов. Ключевой составляющей государственных финансов является государственный бюджет, который является главным централизованным фондом государства. С помощью него государство распределяет финансовые ресурсы, формирует доходы и определяет направления расходования средств. Помимо государственного бюджета в систему государственных финансов входят также бюджеты внебюджетных фондов и местные бюджеты [47].
Национальные проекты, которыми мы привыкли видеть их сегодня, были созданы в 2018 году и начались с подписания Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», который устанавливал перечень целей и задач, которых необходимо достигнуть Правительству Российской Федерации до 2024 года [15].
Несмотря на это, попытки решения государственных задач с применением механизмов проектного управления и проектного финансирования применялись и ранее.
В текущих условиях и вызовах, перед которыми стоит Российская Федерация сегодня, государству необходим усовершенствованный инструментарий организации проектного финансирования, мониторинга исполнения расходов на национальные проекты, реализации государственных проектов совместно с бизнесом и ускоренного обмена информацией между всеми участниками проектного финансирования. При этом, необходимо соблюдение интересов всех участников реализации национальных проектов, а также прозрачность и наличие качественной методологической основы для реализации государственной политики.
Данная работа призвана описать общие подходы к проектному управлению и проектному финансированию в Российской Федерации, систематизировать подходы к реализации национальных проектов, а также проанализировать финансовые аспекты реализации национальных проектов в России, выявить закономерности, сформировать и охарактеризовать направления развития финансовой составляющей национальных проектов.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью совершенствования проектного управления и проектного финансирования в Российской Федерации, выявления проблемных точек и формирования конструктивных и эффективных механизмов в реализации финансовой составляющей и мониторинге исполнения национальных проектов.
Цель исследования заключается в рассмотрении финансирования национальных проектов Российской Федерации.
Поставленная цель в выпускной квалификационной работы потребовала решения следующих теоретических и практических задач исследования:
– рассмотреть теоретическую основу исследования финансовой составляющей национальных проектов на основе комплексного изучения проектного финансирования путем рассмотрения его понятийного аппарата, принципов и существующего инструментария;
– проанализировать финансовые показатели национальных проектов, рассмотрев данные о плановых и фактических расходах в рамках национальных проектов за 2019-2024 годы;
– выделить проблемы в проектном финансировании в рамках определения перспективных направлений совершенствования в современных экономических условиях.
Объектом исследования выступают финансовые аспекты реализации национальных проектов в Российской Федерации как составная часть проектного финансирования в федеральных органах исполнительной власти.
Предметом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие в ходе реализации проектного финансирования в федеральных органах исполнительной власти.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников
Во введении раскрывается актуальность исследуемой темы, определяются цель, задачи, объект и предмет диссертационного исследования. В Первой главе «Общие подходы к формированию, финансированию и реализации национальных проектов в Российской Федерации». Во второй главе научного исследования «Аналитическое обобщение финансовых показателей национальных проектов в Российской Федерации». В заключении сформулированы основные выводы, которые были получены в результате проведенного исследования.
Рассматривая и анализируя проектное финансирование в федеральных и региональных органах исполнительной власти и, в частности, финансовую составляющую реализации национальных проектов, необходимо также уделять особое внимание проектному управлению в целом.
Само по себе проектное управление является для России достаточно новым инструментом организации деятельности государства, однако за непродолжительный период своего внедрения в деятельность органов власти оно уже показало свою эффективность. Стоит отметить, что действия Правительства Российской Федерации по переходу к программно-целевому методу бюджетного планирования позволило сформировать прочный фундамент для внедрения в деятельность органов власти проектного управления и проектного финансирования.
Рассматривая проектное управление в органах власти и его специфику, было выявлено, что необходимо четко разделять два основных отличающихся друг от друга вида деятельности: проектную и процессную, имеющие свои особенности и характеристики. При этом, необходимо понимать, что в реализации национальных проектов и государственных программ также есть проектная и процессная составляющие. Проектная работа направлена на получение конкретного нового и уникального результата, имеет временные и ресурсные ограничения, приводит к качественному изменению процессов и прорыву в достижении значений результатов процессов. В то время как процессная часть направлена на поддержание регулярных мероприятий, является непрерывной и постоянно возобновляемой, реализуется в соответствии с устоявшимися регламентами и процедурами.
Понимание отличий процессов от проектов является важной составляющей для формирования грамотного подхода к реализации государством национальных проектов и государственных программ. Специалисты органов власти, занимающихся проектным управлением, должны иметь соответствующие компетенции.
Говоря о финансировании проектной деятельности, необходимо отметить, что все национальные проекты и государственные программы имеют свои источники финансирования, закрепленные действующим законодательством, паспортами национальных проектов и государственных программ. Выделяются такие источники финансирования, как:
– федеральный бюджет, в том числе межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации (субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации);
– бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации;
– консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, в том числе межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации;
– внебюджетные источники, в том числе средства госкорпораций, госкомпаний, иных юридических лиц.
Сегодня проектное управление является не только российским, но и мировым трендом в организации деятельности государственных институтов, а проектное финансирование в организации управления государственными финансами. Данные инструменты уже показали свою эффективность в ряде зарубежных стран, таких как Германия, Великобритания, Франция, Индия, Малайзия, Сингапур и многие другие.
Необходимо понимать, что проектное управление и проектное финансирование в нашей стране далеки от идеала, хоть и в данных направлениях наблюдаются существенный прогресс за последние несколько лет. Проектное финансирование в таком виде, в котором мы видим его сейчас, началось с утверждения в 2018 году национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации до 2024 года, а соответственно и национальных проектов по основным направлениям развития российского государства.
Новые подходы в управлении государственными программами, введенные в 2021 году, позволили существенно трансформировать сам инструмент государственных программ, осуществить пересмотр подходов к их разработке и реализации, а также сделать их более информативными, структурированными, доступными и понятными для общественности, бизнеса, экспертного сообщества и органов власти.
1. Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_145985/ (дата обращения: 18.01.2024).
2. Федеральный закон от 5 декабря 2022 г. N 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_433298/ (дата обращения: 18.01.2024).
3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». – URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15232 (дата обращения: 19.01.2024).
4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». – URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15233 (дата обращения: 19.01.2021).
5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения». – URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15234 (дата обращения: 19.01.2024).
6. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». – URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15236 (дата обращения: 19.01.2024).
7. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». – URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15237 (дата обращения: 19.01.2024).
8. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». – URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15239 (дата обращения: 19.01.2024).
9. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 602 «Об обеспечении межнационального согласия». – URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15240 (дата обращения: 19.01.2024).
10. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса». – URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15242 (дата обращения: 19.01.2024).
11. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации». – URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15253 (дата обращения: 19.01.2024).
12. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации». – URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15256 (дата обращения: 19.01.2024).
13. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 «О мерах по реализации демографической политики в Российской Федерации». – URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15257 (дата обращения: 19.01.2024).
14. Указ Президента Российской Федерации от 30 июня 2016 г. N 306 «О Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200363/ (дата обращения: 19.01.2024).
15. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 20.01.2024).
16. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210/ (дата обращения: 20.05.2023).
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. N 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_206009/ (дата обращения: 21.05.2023).
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. N 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_284837/ (дата обращения: 21.05.2023).
19. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_310151/ (дата обращения: 21.05.2023).
20. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2019 г. N 1030 «Об утверждении Правил принятия решений о внесении изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета в части бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение реализации национальных проектов (программ) и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_331307/ (дата обращения: 21.05.2023).
21. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2020 г. N 718 «Об особенностях реализации федеральной адресной инвестиционной программы в 2020 году и о внесении изменений в Правила формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы». – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73959608/ (дата обращения: 21.05.2023).
22. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. N 2101-р «Об утверждении Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года». – URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71975292/ (дата обращения: 21.05.2023).
23. Приказ Минфина России от 31 августа 2018 г. N 186н «О Требованиях к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308988/ (дата обращения: 21.05.2023).
24. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года от 14 мая 2015 г. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_141585/ (дата обращения: 21.05.2023).
25. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 5 июня 2013 г. N 304 «О Совете по внедрению проектного управления в федеральных органах исполнительной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162120/ (дата обращения: 21.05.2023).
26. Распоряжение Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 апреля 2014 г. N 26Р-АУ «Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162120/ (дата обращения: 21.05.2023).
27. Паспорт национального проекта (программы) «Международная кооперация и экспорт» (утв. протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. N 16). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319212/ (дата обращения: 23.05.2023).
28. Паспорт национального проекта (программы) «Производительность труда и поддержка занятости» (утв. протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. N 16). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319210/ (дата обращения: 23.05.2023).
29. Паспорт национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (утв. протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. N 16). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319305/ (дата обращения: 23.05.2023).
30. Паспорт национального проекта «Демография» (утв. протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. N 16). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_317388/ (дата обращения: 23.05.2023).
31. Паспорт национального проекта «Жилье и городская среда» (утв. протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. N 16). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319211/ (дата обращения: 23.05.2023).
32. Паспорт национального проекта «Здравоохранение» (утв. протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. N 16). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319209/ (дата обращения: 23.05.2023).
33. Паспорт национального проекта «Культура» (утв. протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. N 16). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319207/ (дата обращения: 23.05.2023).
34. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» (утв. протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. N 16). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319208/ (дата обращения: 23.05.2023).
35. Паспорт национального проекта «Наука» (утв. протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. N 16). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319304/ (дата обращения: 23.05.2023).
36. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. N 16). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/ (дата обращения: 23.05.2023).
37. Паспорт национального проекта «Экология» (утв. протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. N 16). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_316096/ (дата обращения: 23.05.2023).
38. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. N 16). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319432/ (дата обращения: 23.05.2023).
39. Паспорт комплексной программы «Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации на период до 2024 года» (утв. протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2020 г. N 15).
40. Паспорт национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» (утв. Ростуризмом). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_400657/ (дата обращения: 23.05.2023).
41. Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам Петербургского международного экономического форума 18-20.06.2015 от 14 июля 2015 г. N Пр-1366. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/50024 (дата обращения: 23.05.2023).
42. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 29 июня 2010 г. «О бюджетной политике в 2011 – 2013 годах». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_88162/ (дата обращения: 23.05.2023).
43. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 29 июня 2011 г. «О бюджетной политике в 2012 – 2014 годах». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_115713/ (дата обращения: 23.05.2023).
44. Бюджетное послание Президента Российской Федерации В.В. Путина от 28 июня 2012 г. «О бюджетной политике в 2013-2015 годах». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131836/ (дата обращения: 23.05.2023).
45. Гегедюш Н.С. Проектное управление в органах власти: учебник и практикум для вузов / Н С. Гегедюш [и др.]; ответственный редактор Н.С. Гегедюш. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 186 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-12623-5.
46. Временный порядок инициирования и реализации федеральных проектов, не входящих в состав национальных проектов, и ведомственных проектов (Письмо Аппарата Правительства Российской Федерации № П6-3084 от 19.01.2022). – URL: https://pm.center/bazaznaniy/document/vremennyy-poryadok-initsiirovaniya-i-realizatsii-federalnykh-proektov-ne-vkhodyashchikh-v-sostav-nats/ (дата обращения: 23.05.2023).
47. Исакова Н.Ю. Финансы и финансовая система государства : учебное посо‑ бие / Н.Ю. Исакова, Ю.А. Долгих, А.Г. Лачихина ; под общ. ред. канд. экон. наук, доц. Н.Ю. Исаковой ; Мин-во науки и высше‑ го образования РФ. — 2-е изд., перераб. и доп.— Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. — 124 с. ISBN 978-5-7996-2779-9
48. Харченко К.В. Проектное управление в государственных и муниципальных органах и учреждениях: учебное пособие: [16+] / К.В. Харченко; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. – Москва: Дело, 2018. – 167 с. – ISBN 978-5-7749-1318-3.
49. Чазова И.Ю. Основы проектного управления в государственном и муниципальном секторе. Учебное пособие. Ижевск: изд-во ИЭиУ ФГБОУ ВО «УдГУ», 2019. – 75 с.
50. Бобров Д.А. Практика применения проектного финансирования в реализации национальных проектов Российской Федерации // Baikal Research Journal. – 2020. Т. 11. – N 2.
51. Васильев А.И., Прокофьев С.Е. Организация проектного управления в органах государственной власти // Управленческие науки. – 2016. – N 4. – C. 44-52.
52. Gouvernement.fr. – URL: https://www.gouvernement.fr (дата обращения 03.06.2023).
53. Government United Kingdom. – URL: https://www.gov.uk (дата обращения 03.06.2023).
54. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. – URL: https://ac.gov.ru (дата обращения 30.05.2023).
55. Государственное информационное агентство ТАСС. – URL: https://tass.ru (дата обращения 30.05.2023).
56. Гуменюк Д.В. Участники и виды проектного финансирования // Юридическая наука. – 2020. – N 2. – С. 22-25.
57. Зеленцова С.Ю., Фищук Е.Н. Практический опыт и перспективы реализации проектной деятельности в исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации // Регион: системы, экономика, управление. – 2019. – N 2 (45). – С. 134-141.
58. Криворучко С.В., Лопатин В.А. Инструменты внебюджетного финансирования национальных проектов // Экономика. Налоги. Право. – 2020. – С. 50-58.
59. Кулагина Н.А., Михеенко О.В., Азаренко Н.Ю. Особенности внедрения проектного управления в деятельность органов государственной власти в регионах Российской Федерации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2019. – N 4. – С. 68-72.
60. Лапина М.А., Гуринович А.Г., Лапин А.В. Концептуальные и финансово-правовые аспекты публичного управления национальными проектами // Право и политика. – 2020. – N 9. – С. 206-221.
61. Мохнаткина Л.Б. Бюджетно-финансовые инструменты повышения эффективности управления общественными финансами в субъекте Российской Федерации // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2020. Т. 9. – N 3 (32). – С. 265-268.
62. Самков К.Н. Финансирование реализации национальных и региональных проектов: проблемы и направления устойчивого развития // Финансы: теория и практика. – 2021. Т. 25. – N 4. – С. 24-36.
63. Информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг». – URL: https://rbc.ru (дата обращения 30.01.2024).
64. Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России). – URL: https://minfin.gov.ru (дата обращения 30.01.2024).
65. Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России). – URL: https://www.economy.gov.ru (дата обращения 30.01.2024).
66. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). – URL: https://www.hse.ru (дата обращения 30.01.2024).
67. Официальный сайт справочной правовой системы РФ «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 21.01.2024).
68. Правительство Российской Федерации. – URL: http://government.ru (дата обращения 30.01.2024).
69. Рейтинговое агентство «Эксперт РА». – URL: http://www.raexpert.ru (дата обращения 26.01.2024).
70. Росбизнесконсалтинг (РБК). – URL: https://www.rbc.ru (дата обращения 30.01.2024).