Объект исследования - КГБУЗ «Бикинская ЦРБ» (Хабаровский край, г. Бикин).
Проведен анализ данных за 2018-2020 годы.
ВВЕДЕНИЕ……………5
1 Теоретические основы организации учета и контроля в бюджетных организациях....8
1.1 Понятие, виды и сущность бюджетных учреждений...8
1.2 Нормативно-правовое регулирование учета и контроля в бюджетных организациях........17
1.3 Порядок организации учета и контроля в бюджетных учреждениях...20
2 Организация учета в КГБУЗ «Бикинская ЦРБ»................... 26
2.1 Технико-экономическая характеристика КГБУЗ «Бикинская ЦРБ»...26
2.2 Описание учетной политки и порядок проведения операцийна счетах бюджетного учета в КГБУЗ «Бикинская ЦРБ»...30
2.3 Порядок организации учета в Бикинская ЦРБ................................. 44
3 Осуществление контроля за ведением бюджетного учета и анализ деятельности КГБУЗ «Бикинская ЦРБ»...50
3.1 Проведение контроля учета операций по бюджетному учету в КГБУЗ «Бикинская ЦРБ».....50
3.2 Экономический анализ деятельности КГБУЗ «Бикинская ЦРБ».. 64
3.3 Рзработка мероприятий, направленных на совершенствование бюджетного учета, контроля и улучшение показателей деятельности.........81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...93
Развитие экономико-социальной сферы народного хозяйства в Российской Федерации характеризуется значительным возрастанием роли бюджетных учреждений результат деятельности которых характеризует полезность проделанной ими работы и представляет собой процесс предоставления важных социально-культурных услуг широким слоям населения.
За последнее десятилетие условия хозяйствования бюджетных учреждений претерпели существенные изменения. Система бухгалтерского учета, которая утверждена законодательством Российской Федерации, не всегда успевает за развитием экономической ситуации, что является причиной возникновения большого числа ошибок в бухгалтерском учете при отражении не только таких не характерных для бюджетных организации операции, как предпринимательская деятельность, получение внереализационных доходов, но и таких, как учет основных средств, материальных запасов, расчетов с дебиторами и кредиторами, исполнение сметы доходов и расходов.
Достоверное и рациональное ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивает информацией внутренних и внешних пользователей об исполнении государственного задания, а также рациональности и эффективности использования бюджетных средств Российской Федерации.
Бухгалтерский учет в бюджетных организациях является основным видом учёта. Он охватывает всю деятельность учреждения, связанную с движением имущества и обязательств организации.
Правильно поставленный бухгалтерский учет в бюджетной организации позволяет не только выявить скрытые резервы, способствующие наиболее эффективному использованию, обнаруживать нарушение режима экономии плановой и финансово-бюджетной дисциплины, но и предупреждать и вовремя устранять возможные потери и необоснованные затраты.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что бухгалтерский учет и финансы в бюджетных учреждениях имеет целый ряд особенностей, которые обусловлены законодательством Российской Федерации о бюджетных учреждениях и правилах ведения бухгалтерского учета в данных организациях. Так же, наряду с некоммерческой деятельностью, бюджетные учреждения занимаются предпринимательской деятельностью, что отражается в специфике ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в выявлении особенностей организации учета и контроля в бюджетных учреждениях, а также разработке направлений по их совершенствованию на примере конкретной бюджетной организации.
Для достижения заданной цели нам необходимо решить следующий ряд задач:
– изучить понятие, сущность и виды бюджетных учреждений;
– ознакомиться с нормативно-правовым регулированием учета и контроля бюджетных учреждений;
– описать теоретические основы порядка организации учета и контроля в бюджетных учреждениях;
– дать технико-экономическую характеристику конкретного бюджетного учреждения;
– описать порядок организации учета и контроля объекта исследования выпускной квалификационной работы, а также изучить его учетную политику;
– ознакомиться с методикой проведения проверок и анализа бюджетных учреждениях;
– провести проверку и анализ конкретного бюджетного учреждения;
– разработать мероприятия, направленные на совершенствование бюджетного учета, контроля и улучшения показателей деятельности
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является бухгалтерский учет и контроль в бюджетных учреждениях.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является бухгалтерский учет и контроль в Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Бикинская центральная районная больница» министерства здравоохранения Хабаровского края.
Хронологический период исследования составляет 2018 – 2020 годы.
Теоретико–методологической основой и эмпирической базой выпускной квалификационной работы послужили труды отечественных авторов, касающиеся бухгалтерского учета в бюджетных организациях, а так же их анализ и проверка. Основными методами написания выпускной квалификационной работы стали исследование, анализ, описание, изучение монографических публикаций и статей, классификация, обобщение.
В процессе исследования в выпускной квалификационной работе были так же использованы первичные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетность бюджетного учреждения, учетная политика организации, положение об отделе бухгалтерского учета, устав и иные локальные нормативно-правовые акты – КГБУЗ «Бикинская ЦРБ».
В результате исследования был разработан комплекс мероприятий по совершенствованию учета, анализа и проверки бухгалтерского учета в бюджетной организации КГБУЗ «Бикинская ЦРБ». Результаты исследования предложены для внедрения в практическую деятельность объекта исследования.
Бюджетные учреждения занимают важное место в системе некоммерческих организаций.
Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Учет активов и обязательств в бюджетных организациях имеет следующий ряд специфических особенностей, обусловленные нормативно-правовой базой регулирования бухгалтерского бюджетного учета и контроля:
– организация учета в разрезе статей бюджетной классификации;
– контроль исполнения сметы расходов;
– выделение в учете кассовых и фактических расходов;
– отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы.
Изучение организации учета в бюджетном учреждении мы рассматривали на примере КГБУЗ «Бикинская ЦРБ».
Бухгалтерский учет в КГБУЗ «Бикинская ЦРБ» ведется согласно приказу Минфин России от 16.12.2010 г. № 174 н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» зарегистрированного в Минюсте России 02.02.2011 № 19669 и представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств учреждений.
Проверка финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации нередко является объектом внутренних и внешних контрольных мероприятий. Нами были изучены методики проведения проверки в бюджетных учреждениях следующих авторов: Г. Я. Остаевым и Н. И. Даниленко. Методики иных авторов были очень схожи с вышеперечисленными авторами, либо дублировали их.
Проверка бюджетного учета и отчетности КГБУЗ «Бикинская ЦРБ» за 2020 год была проведена в следующий ряд этапов:
1) проверка устранений и недостатков и нарушений, выявленных ревизиями и проверками за предшествующий период;
2) проверка наличия утвержденных смет и лимитов бюджетных обязательств;
3) оценка эффективности системы внутреннего контроля;
4) проверка операций по учету имущества и обязательств учреждения;
5) проверка бухгалтерской отчетности.
На основании проведенной нами проверки бюджетного учета и отчетности КГБУЗ «Бикинская ЦРБ» можно сделать выводы о его достоверности. Основные замечания и нарушения, выявленные при проверке, касались порядка оформления первичных документов. В ходе проверки данные замечания все были устранены.
Повышение эффективности и результативнос¬ти государственного управления является одной из главных целей административной и бюджет-ной реформ, реализуемых в настоящее время в Российской Федерации.
Целью анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения является обеспечение эффективного функционирования изучаемого объекта.
В настоящее время наблюдается ограничен¬ное количество существующих методик анализа деятельности бюджетного учреждения. Нами были изучены методики анализа финансово-хозяйственной деятельности следующих авторов: Л. Я. Гервица, А. В. Тараскиной и Д. А. Панкова.
Основное внимание в изученных методиках, как правило, уделено анализу фактических и кассовых расходов; исполнения бюджетной сметы; расчетов с дебиторами и кредиторами; оплаты труда; использования материальных ресурсов, основных средств.
На основании изученных методик экономического анализа деятельности бюджетного учреждения, нами был проведен анализ деятельности КГБУЗ «Бикинская ЦРБ» и сделаны следующие основные выводы:
– в 2020 году наблюдается снижение численности персонала на 106 человек;
– нагрузка на работников КГБУЗ «Бикинская ЦРБ» по оказанию медицинских и иных аналогичных услуг имеет отрицательную динамику увеличения;
– средняя заработная плата увеличилась на 7 282 руб.;
– в течение исследуемого периода наблюдается положительная динамика улучшения финансового результата и использования имеющихся ресурсов учреждения.
Одним их важных условий достижения качественного бухгалтерского учета в КГБУЗ «Бикинская ЦРБ» и улучшения внутреннего финансового контроля является не только правильная его организация, но и дальнейшее постоянное совершенствование с учетом всех изменений и нововведений, происходящих в бухгалтерском бюджетном учете.
При описании действующей системы бухгалтерского бюджетного учета и проведенной проверки нами были выявлены следующие недостатки:
– допускаются ошибки в оформлении первичных документов;
– допускаются нарушение сроков предоставления первичной учетной документации в бухгалтерию учреждения;
– многообразие и большой объем данных первичного учета, различные условия их получения и регистрации, многочисленность возникновения исходной первичной информации, значительная сложность процесса заполнения их носителей создают определенные трудности по проведению учетных операций.
В целях исключения ошибок и нарушений норм законодательства Российской Федерации в части ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в КГБУЗ «Бикинская ЦРБ» мы предложили усилить финансовый контроль, разработали положение о внутреннем финансовом контроле бухгалтерского учета и отчетности и программу внутренней проверки учреждения.
Для устранения ошибок в оформлении первичных документов и нарушений сроков предоставления первичной учетной документации нами было предложено и разработано:
1) откорректирован действующий график документооборота путем внесения в него сроков обработки первичных документов отделом бухгалтерского учета и отчетности;
2) разработано Положение о выдаче в подотчет денежных средств, составления и представления отчетов подотчетными лицами и утверждена форма заявления о выдаче денежных средств под отчет;
3) переход с программы 1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8.2 на 1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8.3.
Внедрение нового программного продукта «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8.3» позволит не только повысить качество ведения бухгалтерского учета, снизить его трудоемкость, но и способствует достижению более высоких результатов внутреннего финансового контроля и анализа эффективности деятельности учреждения за счет возможности формирования новых аналитических отчетов.
Для проведения более качественного и целостного анализа финансово-хозяйственной деятельности КГБУЗ «Бикинская ЦРБ», на основании изученных методик, нами была разработана методика комплексного анализа бюджетного учреждения.
Одной из важных задач КГБУЗ «Бикинская ЦРБ» является улучшение качества и увеличение объемов в оказание консультативно – диагностической и лечебной помощи населению.
Повышение качества оказываемых социально значимой услуги населению Бикинского района Хабаровского края можно достичь за счет повышений эффективности и более полного использования внутрихозяйственных резервов.
Для этого в КГБУЗ «Бикинская ЦРБ» необходимо рациональнее использовать основные средства, удельный вес которых превышает 50% стоимости имущества учреждения, за счет:
– ввода в действие новых более современных основных средств;
– улучшения использования действующих основных средств;
– внедрение новых информационных технологий за счет установки информационных киосков со специальным программным обеспечением.
Информационный киоск сделает посещение КГБУЗ «Бикинская ЦРБ» более приятным, а также позволит разгрузить регистратуру и уменьшить объем ненужного документооборота. Так же информационный киоск можно рассматривать как доходное вложение, приносящее прибыль, за счет размещения рекламной информации партнеров учреждения.
1 Гражданский кодекс Российской Федерации : ФЗ от 30.11.1994 г. № 52-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5143/
2 Бюджетный кодекс Российской Федерации: ФЗ от 31.07.1993 г. № 145-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/
3 О бухгалтерском учете : федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/
4 Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» : приказ Минфина России от 31.12.2016 г. № 256н. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216121/
5 Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» : приказ Минфина России от 31.12.2016 г. № 257н. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71489050/
6 Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда» : приказ Минфина России от 31.12.2016 г. № 258н. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216359/
7 Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Обесценение активов» :приказ Минфина России от 31.12.2016 г. № 259н. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216120/
8 Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» : приказ Минфина России от 31.12.2016 г. № 260н. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216118/
9 Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Отчет о движении денежных средств» : приказ Минфина России от 30.12.2017 г. № 278н. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_294182/
10 Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки: приказ Минфина России от 30.12.2017 г. № 274н. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_298347/
11 Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «События после отчетной даты»: приказ Минфина России от 30.12.2017 г. № 275н. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_298372/
12 Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы»: приказ Минфина России от 27.02.2018 г. № 32н. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_298348/
13 Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений: приказом Минфина России от 01.12.2010 г. № 157н. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107750/5dee28ded98033e175c89e684118b9e34d6086b0/
14 Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений: приказ Минфина России от 01.12.2010 г. № 157н. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107750/5dee28ded98033e175c89e684118b9e34d6086b0/
15 План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений: приказ Минфина России от 16.12.2010 г. № 174н. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108766/
16 Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений: приказ Минфина России от 16.12.2010 г. № 174н. URL:
17 Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению: приказ Минфина России от 30.03.2015 г. № 52н. URL: https://base.garant.ru/70951956/
18 Методические указания по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями: приказ Минфина России от 30.03.2015 г. № 52н. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_177766/
19 О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (автономные учреждения применяют если получают субсидию на капитальные вложения) : ФЗ от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: ФЗ от 18.11.2011 г. №223-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/
20 ОК 013-2014 (СНС 2008). Общероссийский классификатор основных фондов: приказ Росстандарта от 12.12.2014 г. № 2018-ст). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_184368/
21 Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений: приказ Минфина России от 25.03.2011 г. № 33н. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112540/
22 Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению : приказ Минфина России от 30.03.2015 г. № 52н. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_177766/
23 О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества: постановление Правительства РФ от 26.07.2010 г. № 538. Алборов Р.А., Концевая С.М. Экспресс-аудит достоверности данных бухгалтерского учета // Финансовый менеджмент. 2018. № 4. С. 136–143.
24 Бизина А. С. Бюджетный учет и отчетность. М. : Вузовский учебник, Инфра-М, 2017. - 288 c.
25 Бикинская центральная районная больница: [сайт]. URL: https://crb-bikin.medkhv.ru/ (дата обращения 05.05.2019)
26 Бычков И. И. Виды отчетности бюджетных учреждений ]. URL: https://www.intercomp-cbu.ru/priemnaya-ekspertov/articles/vidy-otchetnosti-byudzhetnykh-uchrezhdeniy/ (дата обращения 05.05.2019)
27 Булыга Р.П. Становление и развитие стратегического аудита // Аудитор. 2018. № 4. С. 10–17.
28 Бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений. URL: https://www.egrul.ru/buh_otch_info_7.html (дата обращения 05.05.2019)
29 Вавилов А. А. Сравнительная характеристика казенного, бюджетного и автономного учреждений. URL: https://refdb.ru/look/2380964.html (дата обращения 23.05.2019)
30 Велижанская С. С. Финансы в бюджетных организациях: основы и примеры расчетов. URL: https://www.cfin.ru/management/finance/capital/government-financed.shtml (дата обращения 23.05.2019)
31 Гервиц Л. Я. Финансовое планирование и основы анализа хозяйственной деятельности бюджетных учреждений. М. : Статистика, 2013. 152 с.
32 Даниленко Н. Н. Методика проведения внешнего аудита бюджетного учреждения. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-provedeniya-vneshnego-audita-byudzhetnogo-uchrezhdeniya (дата обращения: 03.05.2019)
33 Золотун Е. П. Методологические основы анализа фианснвого состояния бюджетного учреждения . URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovy-analiza-finansovogo-sostoyaniya-byudzhetnogo-uchrezhdeniya (дата обращения: 03.05.2019)
34 Красноперова О. А. Бюджетный учет. М. : ГроссМедиа, РОСБУХ, 2017. - 296 c.
35 Министерство здравоохранения хабаровского края [сайт]. URL: https://zdrav.khv.gov.ru/node/605 (дата обращения: 03.05.2019)
36 Новинский Д.Ю. Налоговый учет для бухгалтера. URL: http://www.delo-press.ru/articles.php?n=8167(дата обращения 23.05.2019)
37 Налогообложение учреждений. URL: https://www.budgetnik.ru/art/102896-nalogooblojenie-uchrejdeniy (дата обращения 23.05.2019)
38 Обзор (перечень) нормативно-правовых актов (инструкций) регулирующих применение бюджетной классификации, ведение учета, формирование отчетности сектора государственного управления согласно нормам Российского законодательства. URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=21560
39 Орешкина С. А. Внутренний контроль в бюджетном учреждении // Молодой ученый. 2016. №6. С. 524-527. URL: https://moluch.ru/archive/110/26869/ (дата обращения: 05.05.2019)
40 Основные особенности государственных (муниципальных) казенных учреждений. URL: http://www.delo-press.ru/articles.php?n=8167 (дата обращения 23.05.2019)
41 Особенности ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. URL: http://buhonline24.ru/otraslevoj-uchet/buhgalterskij-uchet-v-bjudzhetnyh-uchrezhdenijah.html (дата обращения: 05.05.2019) Остаев Г.Я., Концевой Г.Р. Особенности сбора аудиторских доказательств // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2018. № 15. С. 36–42.
42 Остаев Г. Я. Некоторые аспекты аудита в бюджетных учреждениях. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-audita-v-byudzhetnyh-uchrezhdeniyah (дата обращения: 03.05.2019)
43 Панков Д. А. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций. М. : Дело, 2016. 409 с.
44 Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ. URL: https://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_buhgalterskogo_ ucheta/sistema_normativnogo _regulirovaniya_buhgalterskogo_ucheta_v_rf/ (дата обращения: 03.05.2019)
45 Сергеева Ю.А. Организация бухгалтерского учета и анализ деятельности бюджетных учреждений // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 1.
46 Тараскина А. В. Развитие методики анализа деятельности бюджетных учреждений как инструмент повышения эффективности управления государственными финансами. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-metodiki-analiza-deyatelnosti-byudzhetnyh-uchrezhdeniy-kak-instrument-povysheniya-effektivnosti-upravleniya (дата обращения: 03.05.2019)
47 Трибушняя О. Н. Система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации // Молодой ученый. 2018. №17. С. 343-346. URL: https://moluch.ru/archive/76/12979/ (дата обращения: 03.05.2019)
48 Фирстова С.Ю. Бухгалтерский учет в медицине. URL: https://www.e-reading.club/bookreader.php/130729/Firstova_-_Buhgalterskiii_uchet_v_medicine.html (дата обращения: 03.05.2019)
49 Шеремет А.Д. Некоторые проблемы развития аудита в России // Аудит. 2014. № 9. С. 24–27.