Введение 3
Глава 1. Место культуры в системе мирохозяйственных связей и внешнеэкономической деятельности
России 6
1.1 Экономика культуры: концепции и теоретические подходы 6
1.2 «Мягкая сила» как ключевой элемент внешнеэкономической деятельности России 10
Глава 2. Современные особенности развития внешнеэкономических связей индустрии культуры
России 14
2.1 Адаптация Российской Федерации к условиям санкционного давления 14
2.2 Роль и значение культуры в условиях санкций 22
Глава 3. Русский балет в системе международных экономических отношений 29
3.1 «Мягкая сила» русского балета 29
3.2 Коммерческий потенциал русского классического балета за рубежом 39
3.3 Русский балет как уникальный экспортный продукт и инструмент внешнеполитического
влияния 46
Заключение 50
Список использованной литературы 52
В условиях современных геополитических вызовов, таких как санкционное давление и международная изоляция, особую актуальность приобретает изучение экспортного потенциала и «мягкой силы» России. Русский классический балет, являясь одним из наиболее узнаваемых символов страны, представляет собой уникальный культурный феномен с богатой историей и мировым признанием.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью комплексного анализа роли русского классического балета в современных реалиях. Санкции и геополитическая напряженность оказывают существенное влияние на культурный обмен и международное сотрудничество, ставя перед Россией задачу поиска новых инструментов для укрепления своего имиджа и позиций на мировой арене. В связи с этим возникает вопрос: является ли русский классический балет в современное время уникальным экспортным продуктом, способным приносить экономическую выгоду, или же он остается исключительно инструментом «мягкой силы», направленным на формирование позитивного восприятия России за рубежом.
Для написания данной выпускной квалификационной работы были использованы публикации сотрудников и аспирантов Санкт-Петербургского государственного университета, что позволило углубить и расширить исследование по теме. Кроме того, огромный вклад в работу внесло присутствие автора на одноименном форуме, где был проведен обмен мнениями, обсуждение темы и получение дополнительной информации от коллег и экспертов. Такая коллаборация и общение специалистов позволили обогатить контекст и выводы работы. Также были использованы публикации аналитических исследовательских центров, российская, зарубежная монографическая литература, экономические издания и журналы периодической печати, в качестве нормативно-правовой базы исследования использовались законодательные акты.
Цель выпускной квалификационной работы — выявить роль и экономический потенциал русского балета в системе международных экономических отношений, в том числе в контексте современной внешнеэкономической деятельности России в условиях санкционного давления.
Задачами для достижения данной цели являются:
1. Систематизировать основные концепции и теоретические подходы к экономике культуры;
2. Обосновать роль «мягкой силы» как ключевого элемента внешнеэкономической деятельности России;
3. Определить особенности адаптации Российской Федерации к условиям санкционного давления в сфере культуры;
4. Раскрыть значение культуры как инструмента противодействия санкциям и минимизации их негативных последствий;
5. Выявить основные составляющие «мягкой силы» русского балета;
6. Оценить коммерческий потенциал русского классического балета на международном рынке;
7. Аргументировать позицию о том, является ли русский балет уникальным «экспортным продуктом» или инструментом «мягкой силы» России.
Объект исследования: система международных экономических отношений в сфере культуры, в частности, внешнеэкономическая деятельность России в условиях санкционного давления.
Предмет исследования: роль и экономический потенциал русского балета как инструмента «мягкой силы» и уникального экспортного продукта в системе международных экономических отношений.
Выпускная квалификационная работа посвящена исследованию роли и экономического потенциала русского балета в системе международных экономических отношений и внешнеэкономической деятельности России в условиях санкционного давления. Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главе рассматривается место культуры в системе мирохозяйственных связей и внешнеэкономической деятельности России. Особое внимание уделяется теоретическим основам экономики культуры и концепции «мягкой силы» как ключевого элемента внешнеэкономической стратегии России в условиях санкций.
...
Эволюция политики сдерживания продемонстрировала изменения от военной стратегии к применению либерального подхода давления, через использование санкций. Санкции, введенные в отношении страны, имеют разрушительное влияние на ее экономику, политику и общество, создавая напряжение и способствуя разделению.
Тем не менее, культурные связи остаются устойчивыми, часто становясь последними, что поддается давлению. Именно через культурный обмен и восстановление доверия, страны могут начать процесс взаимного понимания и сотрудничества, способствуя постепенному разрешению конфликтов и восстановлению отношений. Разрушение может быть временным, но культурное наследие и общие исторические связи могут быть ключом к восстановлению и укреплению международного сотрудничества.
В современном мире, концепция «мягкой силы» становится все более значимой для государств, стремящихся к укреплению своей международной позиции и влияния. Для России, которая в настоящее время сталкивается с вызовами «жесткой» дипломатии и санкционного давления, использование «мягкой силы» является стратегически важным элементом создания баланса и укрепления своего имиджа на мировой арене. Несмотря на то, что «жесткая сила» все еще играет существенную роль в международных отношениях, переход к более гибким и дипломатическим методам обеспечения национальных интересов является необходимым для предотвращения возможных негативных последствий.
Судьба русских театров за рубежом тесно связана с геополитическими процессами. В условиях политической напряженности культура становится инструментом как противостояния, так и сближения. Балет, благодаря своей универсальности и эстетической привлекательности, сохраняет потенциал «мягкой силы» и инструмента культурной дипломатии. Русский балет давно занимает ведущее место среди символов русской культуры и искусства. Его слава и узнаваемость достигли мирового уровня, благодаря выдающимся танцовщикам, хореографам и театрам. Школа русского балета, сформировавшаяся под влиянием выдающихся фигур, таких как Агриппина Ваганова, Федор Лопухов, Сергей Дягилев и т.д., стала основой для развития этого жанра и его признания во всем мире.
Русский балет всегда являлся важным элементом «мягкой силы» Российской Федерации, представляющим собой не только искусство, но и средство культурного воздействия на международной арене. Театральные постановки балета становятся площадкой для дипломатических мероприятий, где участвуют различные страны и представители искусства, способствуя укреплению культурного взаимодействия. Стереотипы и предрассудки, иногда сопровождающие дипломатические отношения, могут быть преодолены благодаря проникновению русского балета в сердца зрителей по всему миру. Балет также является экономически значимой сферой деятельности, способной генерировать доходы т. к. несмотря на некоторые проявления дискриминации в отношении российской культуры на мировой арене, русский балет остается стабильным и востребованным. Он успешно проникает в новые культурные сферы и страны, такие как Китай, где пользуется огромной популярностью и восхищением.
В современном мире русский балет обладает колоссальным экспортным потенциалом и является важнейшей частью мягкой силы России. Хотя с экономической точки зрения балет не приносит значительного дохода, он преподносит уникальную возможность создавать новые связи, укреплять культурное наследие и менять мир через культурный диалог и взаимопонимание.
На сегодняшний день мы можем лишь наблюдать, как русский балет становится новым мостиком возможностей для России, отображая великолепие русской культуры на мировой арене и способствуя развитию культурных отношений между нациями. Однако, важно понимать, что у каждого явления нет однозначного решения и не следует недооценивать его влияние и значимость в построении международных связей и культурного обмена.
1. Алпатов Г.Е / Современная экономическая политика России : [учебник] / Г. Е. Алпатов, А. Г. Алтунян, В. В. Иванов, А. Н. Лякин. - М. 2011. — 349 с.
2. Альберт Евгеньевич Галичанин // Бизнес-форум «Экспортный потенциал и «мягкая сила» России в сфере культуры на примере русского классического балета»; СПбГУ, 2024
3. Анастасия Владимировна Нуйкина // Бизнес-форум «Экспортный потенциал и «мягкая сила» России в сфере культуры на примере русского классического балета»; СПбГУ, 2024
4. Ариели Д. Поведенческая экономика. Почему люди ведут себя иррационально и как заработать на этом. Москва, Манн, Иванов и Фербер, 2013. 296 с.
5. Ариели Д. Предсказуемая иррациональность. Москва, Манн, Иванов и Фербер, 2010. 336 с.
6. Багрова А. Ледовое побоище: сборы российского кино в зарубежном прокате // Бюллетень кинопрокатчика. 2019. № 152. C. 6 - 16.
7. Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 30 ноября 2022 года URL: https://mid.ru/pt/foreign_policy/news/1841096/?lang=ru
8. Выступление и ответы на вопросы Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова на «правительственном часе» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Москва, 26 января 2022 года
9. Выступление С.В. Лаврова на «правительственном часе https://www.mid.ru/ru/ press_service/video/view/1795942/?lang=ru
10. Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции с Министром иностранных дел Королевства Бахрейн Х.Аль Халифой, Москва, 20 ноября 2019 года URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1476393/
11. Гайдукова В. А., С.В. Осипов. Формирование компонентов «мягкой силы» на примере русского балета // Политическая система России и этатизм современного общества. III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием (с элементами научной школы для молодежи): сборник научных трудов. Ульяновск: Ульяновский государственный технический университет, 2018 . С. 263 - 278. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_36292161_84269997.pdf
12. Гершберг А. Л., «Пятый муниципальный форум Брикс+» 10.11.2023
13. Дай Сяофэн Взаимодействие России и Китая в индустрии культуры: экономические аспекты: дис. ... аспирант кафедры мировой экономики: 5.2.5. - СПб., 2022. — 337 с.
14. Дипломатическая служба и Практика 2024 URL: https://mid.ru/upload/medialibrary/7f4/ fa52i6b0xn7gvqoy7y8kfxddf1gbmb0e/%D0%94%D0%A1%D0%9F%202024-1.pdf
15. Доклад Министерства иностранных дел Российской Федерации «О нарушениях прав российских граждан и соотечественников в зарубежных странах» Москва 2024 г.
... всего 85 источников