Система защиты данных авиапредприятия на основе биометрической идентификации по Face ID (Московский Государственный Технический Университет Гражданской Авиации)
Список сокращений 3
Введение 4
1.Анализ безопасности информации на авиапредприятии и постановка задачи исследования 7
1.1 Анализ сетевой структуры авиапредприятия 7
1.2 Определение актуальных угроз на основе методологии оценивания рисков 11
1.3 Анализ руководящих документов Российской Федерации в области биометрической идентификации 27
1.4 Постановка задачи исследования 36
2.Разработка подсистемы безопасности авиапредприятия с использованием технологии биометрической идентификации 41
2.1 Анализ решений в области обеспечения информационной безопасности с применением биометрической идентификации 41
2.2 Анализ выбора нейронной сети для задач аутентификации 49
2.3 Моделирование алгоритма подсистемы аутентификации 52
2.4 Выбор методов анализа иерархий средств защиты для системы аутентификации авиапредприятия 56
3. Экономическое обоснование 74
3.1 Расчет производственных затрат 74
3.2 Эксплуатационные расходы 78
3.3 Оценка экономической эффективности 80
Заключение 89
Список литературы 92
Актуальность выбранной темы работы обусловлена тем, что одно из важнейших направлений деятельности аэропортов, а именно гражданской авиации, представляет собой применение новейших технологий, методов, а также материалов в данной сфере.
В настоящее время развитие гражданской авиации осуществляется посредством применения новейших достижений науки и техники. Система развития аэропортов нацелена на разработку инструментов для последующего развития, в частности на: снижение издержек, увеличение уровня дохода совместно с повышением качества сервиса при обслуживании пассажиров, повышение качества работы с грузами, а также укрепление связей с другими авиакомпаниями.
Динамичность жизни современных пользователей услуг авиаперевозчиков диктует необходимость максимально оперативного прохождения всех этапов проверок и регистраций. К сожалению, практический опыт показывает, что весьма проблематично рассчитать хронометраж пребывания потенциальных пассажиров на территории аэропорта. А ведь именно данный аспект позволяет обеспечить комфортное времяпровождение пассажира, избавить каждого пользователя услугами аэропорта от стрессовых ситуаций.
Для решения вышеперечисленных проблем необходимо применение инновационных технологий, и последних разработок, в частности технологии распознавания лиц и сбора биометрических данных. Данные технологии позволили бы существенно упростить прохождение всех этапов проверок и регистраций для пассажиров. А также сделать подход к решению данной проблемы более персонализированным.
В современном мире безопасность стала одним из наиболее важных аспектов в различных сферах деятельности, включая авиацию. Авиапредприятия, ответственные за обеспечение безопасности пассажиров и персонала, сталкиваются с постоянной необходимостью совершенствования систем защиты. Вместе с тем, с развитием технологий распознавания лиц, такие системы стали более доступными и эффективными.
В рамках данной дипломной работы рассматривается разработка и реализация системы защиты авиапредприятия на основе технологии распознавания лиц, известной как face ID. Данная технология позволяет идентифицировать лицо пользователя и использовать его в качестве ключа доступа к различным системам и устройствам.
Итак, далее будет представлено описание разрабатываемой системы защиты авиапредприятия на основе face ID, а также описание процесса разработки и результатов оценки ее эффективности.
Принимая в расчет актуальность, рационально сформулировать целевые установки.
Объектом исследования является система авиационной безопасности.
Предмет – подсистема безопасности авиапредприятия на основе биометрической идентификации.
Цель данной работы состоит в проведении комплексного теоретико-прикладного исследования возможности внедрения подсистемы безопасности авиапредприятия на основе биометрической идентификации.
Для достижения указанной цели необходимо выполнить такие задачи:
Провести анализ сетевой структуры авиапредприятия;
Построить модель угроз авиапредприятия;
Исследовать руководящие документы Российской Федерации в области биометрической идентификации;
Описать постановку задачи исследования;
Провести анализ решений в области обеспечения информационной безопасности с применением биометрической идентификации;
Проанализировать выбор нейронной сети для задач аутентификации;
Смоделировать алгоритм подсистемы аутентификации;
Провести выбор методом анализа иерархий средств защиты для системы аутентификации авиапредприятия;
Провести расчет производственных затрат;
Рассчитать эксплуатационные расходы;
Дать оценку экономической эффективности предложенных мероприятий.
Целью данного исследования является создание эффективной системы защиты, способной обеспечить высокий уровень безопасности авиапредприятия и предотвращать несанкционированный доступ к важным объектам и информации. При этом, основными задачами являются анализ существующих технологий распознавания лиц, разработка и реализация системы на основе face ID, а также оценка ее эффективности и возможных проблем при внедрении.
Для достижения поставленных целей будут использованы методы анализа литературы, моделирования и программирования. Предполагается, что результаты данного исследования будут полезными для авиапредприятий, стремящихся усилить свою систему безопасности и применить передовые технологии в этой области.
В ходе выполнения дипломной работы была разработана и реализована подсистема безопасности авиапредприятия на основе биометрической идентификации по face ID. Эта подсистема представляет собой современное решение, способное обеспечить высокий уровень безопасности и удобство для сотрудников и пассажиров.
Основной целью разработки данной системы было улучшение процесса идентификации персонала и пассажиров на авиапредприятии, а также повышение общей безопасности предприятия. С использованием новейших технологий распознавания лиц, таких как face ID, система позволяет быстро и точно идентифицировать людей, исключая возможность несанкционированного доступа или подмены личности.
В результате проведенных исследований и разработки, подсистема безопасности на основе биометрической идентификации по face ID демонстрирует высокую точность и надежность в процессе распознавания лиц, а также эффективность в повышении безопасности и ускорении процессов на предприятии.
Однако, необходимо отметить, что подсистема безопасности не является единственным средством обеспечения безопасности на авиапредприятии. Она является важной частью комплексного подхода к безопасности, который включает в себя также физическую безопасность, системы видеонаблюдения, контроль доступа и множество других мер безопасности.
В будущем, рекомендуется дальнейшее совершенствование подсистемы безопасности на основе биометрической идентификации по face ID путем улучшения алгоритмов распознавания, расширения функциональности и интеграции с другими системами безопасности. Также рекомендуется проведение дополнительных исследований и тестирований для оценки эффективности системы в различных условиях и ситуациях.
В целом, подсистема безопасности на основе биометрической идентификации по face ID представляет собой важный шаг в обеспечении безопасности на авиапредприятии. Ее внедрение и использование может значительно улучшить безопасность персонала и пассажиров, а также оптимизировать процессы на предприятии.
Кроме того, важно отметить перспективы развития нейросетей в контексте подсистемы безопасности на основе биометрической идентификации по face ID. Нейросети, как часть искусственного интеллекта, имеют огромный потенциал для улучшения и оптимизации процессов идентификации лиц.
В будущем, можно ожидать развитие более сложных и точных алгоритмов распознавания лиц на основе нейросетей. Это может привести к еще более высокому уровню точности и надежности идентификации, а также к расширению функциональности системы. Например, нейросети могут быть обучены распознавать не только лица, но и эмоции, возраст и другие характеристики, что позволит создать более гибкую и интеллектуальную систему безопасности.
Кроме того, с развитием технологий и вычислительных мощностей, можно ожидать улучшения скорости распознавания и обработки данных. Это позволит еще больше ускорить процессы идентификации и сделать их более эффективными.
Нейросети также могут быть интегрированы с другими системами безопасности, такими как системы видеонаблюдения или контроля доступа, что создаст более комплексный и совершенный подход к обеспечению безопасности на авиапредприятии.
Таким образом, перспективы развития нейросетей в контексте подсистемы безопасности на основе биометрической идентификации по face ID являются очень обнадеживающими. Они могут привести к созданию еще более эффективных и интеллектуальных систем безопасности, которые будут способствовать повышению безопасности и удобства для персонала и пассажиров авиапредприятия.
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года: (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации) // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
2. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ
3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019, с изм. от 18.03.2023) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)
4. Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации».
6. Приказ Минтранса России от 31.07.2009 № 128 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2009 № 14645).
7. Приказ Минтранса России от 26.09.2012 № 362 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Порядок осуществления радиосвязи в воздушном пространстве Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.04.2013 № 28047).
8. Приказ Минтранса России от 22.04.2002 № 50 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.05.2002 № 3417).
9. Приказ Минтранса России от 18.06.2003 № 147 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.09.2003 № 5104).
10. Приказ Минтранса России от 17.04.2003 № 118 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.04.2003 № 4441).
11. Приказ Минтранса России от 27.03.2003 № 29 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования по авиационной безопасности к эксплуатантам авиации общего назначения» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.04.2003 № 4456).
12. Приказ Минтранса России от 16.05.2003 № 132 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.06.2003 № 4653).
13. Приказ Минтранса России от 02.10.2017 № 399 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.12.2017 № 49247).
14. Приказ Минтранса России от 12.09.2008 № 147 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.11.2008 № 12701).
15. Приказ Минтранса России от 10.02.2014 № 32 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования, предъявляемые к оформлению и форме свидетельств авиационного персонала гражданской авиации» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.02.2014 N 31362).
16. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.1995 № 747 «Об упорядочении использования авиации общего назначения».
17. Указ Президента Российской Федерации от 11.06.2016 № 285 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам развития авиации общего назначения и навигационно-информационных технологий на основе глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС» (вместе с «Положением о Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам развития авиации общего назначения и навигационно-информационных технологий на основе глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС»).
Учебники, монографии, диссертации, статьи
18. Аммятов И.Р., Айзатуллова А.Ш. Обеспечение информационной безопасности на транспорте // Символ науки. 2022. №9-2. С. 17-19
19. Баженов С. В., Дивольд В. Е., Морозов А. А., Попов Д. В., Сафронов Д. М., Серов А. В. Создание Концепции национальной Системы биометрической идентификации личности // Труды Академии управления МВД России. 2020. №2 (54). С. 40-52
20. Баталов А.А. Правовое регулирование вопросов обеспечения безопасности полетов в рамках Европейского Союза // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2022. №1. С. 80-92
21. Благинин А.А., Синельников С.Н., Трофименко С.В. На страже профессионального здоровья вопросы безопасности полетов в подготовке авиационного врача // ВВО. 2022. №1 (34). С. 96-99
22. Бойко Н.С., Лошаков А.В. Прогнозирование показателей безопасности полётов с учётом внедрения управленческого решения на основе регрессионных моделей // Вестник УлГТУ. 2022. №2 (98). С. 74-76
23. Гузий А.Г., Ширяев Д.А. Логико-вероятностное моделирование опасных ситуаций при расследовании авиационных событий // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2022. №3. С. 1-14
24. Долганова О.И., Чистякова Д.А. Варианты использования Единой биометрической системы как инструмента доступа к цифровому профилю гражданина // Государственное управление. Электронный вестник. 2022. №93. С. 134-149
25. Долгов Д.В. Терроризм как угроза авиационной безопасности: сравнительно-правовой анализ опыта европейских государств и Российской Федерации // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2022. №2. С. 148-154
26. Духновский Д.А., Смагин А.А., Шкурин М.В. К вопросу увеличения дальности полёта электрифицированных магистральных летательных аппаратов // Наукоемкие технологии в космических исследованиях Земли. 2021. №4. С. 4-11
27. Егошин С.Ф., Клочков В.В. Интегрированная авиационная система обеспечения общественной безопасности // Вестник ВИ МВД России. 2021. №2. С. 46-56
28. Зайкова С.Н. Концепция развития российского законодательства в области обеспечения авиационной безопасности // Вопросы безопасности. 2022. №3. С. 105-118
29. Зайкова С.Н. Субъекты публичного управления в области обеспечения авиационной безопасности // Вестник ВГУ. Серия: Право. 2022. №3 (50). С. 176-189
30. Зибарев Е.В., Бухтияров И.В., Кравченко О.К., Астанин П.А. Разработка новой концепции оценки напряженности труда пилотов гражданской авиации // Анализ риска здоровью. 2022. №2. С. 73-87
31. Золотых В.И. Оценка состояния безопасности полетов в авиационном формировании // Военная мысль. 2022. №2. С. 59-66
32. Имашева Г.М., Никитина М.Е. Адекватный уровень мобилизационной готовности службы авиационной безопасности // Наука, техника и образование. 2022. №4 (87). С. 1-6
33. Касымкулова Д.С. Особенности биометрической идентификации личности в информационной системе // The Scientific Heritage. 2021. №65-1. С. 22-24
34. Касымкулова Д.С. Особенности биометрической идентификации личности в информационной системе // The Scientific Heritage. 2021. №65-1. С. 139-143
35. Кротова Е.Л., Андреев Р.А., Андреева П.А. Big Data в авиационной отрасли: варианты применения // МНИЖ. 2021. №5-1 (107). С. 6-9
36. Кузьминых Е.С., Маслова М.А. Анализ и сравнение биометрических способов идентификации личности человека // Научный результат. Информационные технологии. 2021. №4. С. 13-19
37. Кулик А.А., Большаков А.А. Методологические подходы к разработке интеллектуальной авиационной системы управления безопасностью полетов // Вестник АГТУ. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. 2021. №3. С. 41-48
38. Кутейников Д. Л., Ижаев О. А., Алексеевич Л. В., Зенин С. С. Неприкосновенность частной жизни в условиях использования систем искусственного интеллекта для удаленной биометрической идентификации личности // Lex Russica. 2022. №2 (183). С. 121-131
39. Леонтович О.А. Языковая безопасность и безопасность языка в медиаурбанистическом дискурсе: взаимопроникновение понятий // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. №1. С. 137-149
40. Малянова К.П. Использование биометрических технологий в криминалистике // ЮП. 2022. №3 (102). С. 77-80
41. Марихин С.В., Вавулина Ю.В. Некоторые теоретические вопросы профессиональной подготовки специалистов-профайлеров службы авиационной безопасности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №10-2. С. 95-98
42. Мешанков Д.В. Анализ проблем обеспечения безопасности полетов и оценки убытков в результате авиационных происшествий в военной и гражданской авиации России // Вестник Академии знаний. 2021. №3 (44). С. 161-167
43. Мешанков Д.В., Тихонов А.И. Внедрение информационной системы обеспечения комплексной безопасности аэропортов в условиях чрезвычайных ситуаций // ЕГИ. 2021. №4 (36). С. 15-22
44. Мешанков Д.В., Тихонов А.И. Внедрение новой информационной системы обеспечения безопасности полетов // Московский экономический журнал. 2021. №10. С. 429-441
45. Мешанков Д.В., Тихонов А.И. Создание современной системы обеспечения безопасности полетов на воздушном транспорте // Московский экономический журнал. 2022. №1. С. 801-811
46. Минникес И.В., Эситашвили М.Д. Правовое регулирование авиационного бизнеса в россии: поиск баланса между обеспечением транспортной безопасности и эффективностью авиаперевозок // Пролог: журнал о праве. 2021. №1 (29). С. 43-53
47. Молотков М.Б., Маричева К.Д. Роль пресс-служб управлений на транспорте мвд россии в формировании общественного мнения по отдельным проблемам авиационной безопасности // Вестник экономической безопасности. 2022. №3. С. 163-168
48. Мусин С.М., Лаврентьев О.Ю. Сравнительная оценка рисков технологий досмотра авиагруза вне аэропорта и в аэропорту в рамках обеспечения требований по авиационной безопасности // The Scientific Heritage. 2021. №59-1. С. 29-34
49. Ноговицына В.А. Особенности применения биометрических идентификаторов в работе аэропортовых предприятий // Инновационная наука. 2021. №4. С. 115-118
50. Резник Т.М. Инженерно-психологическая разработка метода исследования психофизиологических качеств оператора рентгено-телевизионной установки аэропорта // Universum: психология и образование. 2023. №3 (105). С. 12-15
51. Сайфутдинов Р. А., Белогрудова Д. Ю. Метод прогнозирования авиационных происшествий в системе менеджмента безопасности авиационной деятельности // Вестник УлГТУ. 2021. №1 (93). С. 49-54
52. Сарычев А.В., Архипцев И.Н., Караулова Е.А. К вопросу о совершенствовании деятельности службы авиационной безопасности в России // Legal Concept. 2021. №4. С. 174-183
53. Хамидуллина Е. А., Зверева Т. А., Ашарапова Д. О. Безопасность гражданских авиационных перевозок в цифрах и диаграммах // XXI век. Техносферная безопасность. 2022. №3 (27). С. 275-288
54. Ховавко С.М. Теоретико-правовые и организационные основы технического отождествления личности на основе биометрической идентификации в оперативно-розыскной деятельности // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2022. №2 (34). С. 151-155
55. Частикова В.А., Титова А.А., Войлова Д.О. Аналитический обзор методов идентификации личности на основе биометрических характеристик // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. 2022. №1 (296). С. 92-112
56. Южаков В.А. Безопасность полетов: видение ИКАО и компетентностный подход высшего образования // Инновационное развитие профессионального образования. 2021. №4 (32). С. 90-100
57. Ячменёв Е.С., Петров А.Е., Попов Ю.Л. Методы борьбы с терроризмом на воздушном транспорте // Столыпинский вестник. 2022. №4. С. 2453-2465
Интернет-ресурсы
58. 2021: The Year of Security Culture - a call for global efforts [Электронный документ] // Режим доступа - URL: https://www.icao.int/Security/Security-Culture/Articles/ICAO%20ASF.pdf
59. The evolution of airport security and the threats that drive it [Электронный документ] // Режим доступа - URL: https://www.securitymagazine.com/articles/98346-the-evolution-of-airport-security-and-the-threats-that-drive-it
60. Top tips on embedding a strong and effective security culture in aviation [Электронный документ] // Режим доступа - URL: https://www.icao.int/Security/Security-Culture/Articles/Article%20by%20David%20Sterland%20Chief%20ISD%20SEC.pdf