Заявление о самостоятельном выполнении выпускной квалификационной работы 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы использования искусственного интеллекта 7
1.1 Понятие искусственного интеллекта и его роль в создании контента 7
1.2 Принципы работы ИИ при создании контента 9
1.3 Каналы распределения контента созданного с помощью искусственного интеллекта 16
1.3 Методы оценки качества контента, созданного искусственным интеллектом 17
1.4 Выведение факторов, влияющие на оценку ИИ контента и выведение гипотез 20
Глава 2 Формулировка гипотез и методология исследования 24
2.1 Уточнение гипотез с помощью зондирующего исследования 24
2.1 Описание опроса 32
2.2 Обработка и анализ данных 35
Глава 3 Результаты опроса и рекомендации 37
3.1 Выявление важности факторов при восприятии контента, созданного искусственным
интеллектом 37
3.2 Рекомендации 44
Заключение 46
Список используемых источников 48
Приложение 52
В современном мире активно развивается технологическая отрасль, связанная с искусственным интеллектом1, что приводит к радикальным изменениям в процессе создания и восприятия контента. Искусственный интеллект проникает во все сферы человеческой деятельности, начиная от промышленного производства и заканчивая сферой развлечений и информационными технологиями. Одним из наиболее актуальных и инновационных направлений является использование ИИ для создания контента. Эта область вызывает живой интерес не только у специалистов и разработчиков, но и у конечных пользователей.
Актуальность исследования заключается в растущем влиянии искусственного интеллекта (ИИ) на медиапространство и контент-индустрию. В последние годы ИИ начал активно использоваться для создания представления новостей, музыки, изобразительного искусства и даже литературных произведений, что ставит под вопрос традиционные подходы к восприятию и оценке контента аудиторией, а также необходимость человеческого присутствия в создании контента в цифровой среде, помимо создания запросов нейросетям. Несмотря на растущую популярность ИИ-контента, компании часто сталкиваются с трудностями в оценке его эффективности и адаптации под предпочтения аудитории. Недостаток эмпирических данных о том, какие аспекты ИИ-контента наиболее значимы для пользователей, приводит к снижению вовлеченности и удовлетворенности аудитории.
Зарубежные исследования подтверждают актуальность этой темы. Например, в статье в журнале "Frontiers in Psychology"1 обсуждается, как качество информации в социальных сетях влияет на намерения потребителей в контексте туризма, подчеркивая важность доверия и самосогласованности в восприятии ИИ-сгенерированного контента. Эти выводы могут быть расширены и на другие виды контента, созданного с помощью ИИ.
Российские исследователи также обращают внимание на изменения в восприятии контента, созданного искусственным интеллектом. В работах, посвященных анализу медиатекстов и роли ИИ в журналистике, подчеркивается необходимость изучения реакции аудитории на контент, сгенерированный искусственным интеллектом, и факторов, влияющих на эту реакцию. Это связано с тем, что ИИ может радикально изменить принципы производства и восприятия медиаконтента, что требует дальнейшего изучения и понимания.
Это исследование стремится достичь конкретную цель, а именно: выявить факторы, влияющие на оценку ИИ-контента потребителями. Кроме того, необходимостью является эмпирическая проверка выявленных факторов, влияющих на восприятие ИИ-контента потребителями. Это включает в себя проведение опросов и анкетирования для сбора данных о предпочтениях и восприятии пользователей. Эмпирическое исследование позволит не только теоретически обосновать влияние различных факторов на восприятие контента, но и предоставить доказательства их значимости. Предметом исследования является взаимодействие потребителей с контентом созданным искусственным интеллектом. Объектом же можно определить конкретные факторы восприятия такого контента, влияющие на отношение потребителей к нему.
Для достижения целей исследования восприятия ИИ контента потребителями: могут быть поставлены следующие задачи:
1. Разработка и применение анкет и опросников, направленных на выявление факторов, влияющих на оценку качества ИИ контента.
2. Использование методов машинного обучения для выявления скрытых закономерностей в восприятии ИИ-контента.
3. Изучение лучших практик и кейсов использования ИИ в создании контента, включая их разбор.
4. Формулирование руководств и рекомендаций для создателей контента, основанных на полученных результатах исследования.
Задачи нацелены на комплексный подход к изучению восприятия ИИ-контента, что позволит не только понять механизмы влияния ИИ на контент-индустрию, но и способствовать развитию эффективных стратегий взаимодействия с аудиторией в новых условиях.
В рамках данной работы будет использован комплексный подход, включающий теоретический анализ и практическое исследование. Первая глава посвящена теоретическим основам использования ИИ в создании контента и факторам, влияющим на восприятие потребителями контента в цифровой сфере. Вторая глава сконцентрирована на практическом применении инструментов ИИ и включает описание выборки, методов сбора данных, анализа восприятия контента и разработку рекомендаций. Будет проведено две волны исследований - зондирующий опрос и сбор количественных данных для улучшения гипотез и выхода на передний край проблемы.
Исследование основано на анализе современной литературы по теме искусственного интеллекта, а также статей, докладов и исследований, посвященных влиянию ИИ на сферу создания контента. Были использованы данные опросов потребителей, статистические данные, отчеты о результатах применения ИИ в индустрии контента, что позволило обеспечить обоснованность и актуальность выводов исследования.
Искусственный интеллект продолжает трансформировать многие сферы человеческой деятельности, и особенно процессы создания контента в цифровой среде. Исследование подтверждает, что ИИ способен генерировать содержимое, которое может конкурировать по качеству с контентом, созданным людьми, в определенных аспектах, таких как объем, скорость производства и инновационность.
Становится ясно, что для того чтобы ИИ мог эффективнее взаимодействовать с потребителями и быть воспринятым как ценный инструмент в создании контента, необходимо уделить значительное внимание улучшению его способностей к адаптации и персонализации. Это может включать разработку новых алгоритмов машинного обучения, которые могут более точно анализировать и предсказывать пользовательские предпочтения, а также создание более продвинутых моделей обработки естественного языка, способных генерировать текст, который не только информативен, но и эмоционально резонирует с аудиторией. Одним из аспектов может стать недостаточная схожесть его с человеческим, что вызывает недоверие и опасения.
Компаниям в сфере создания контента, использующим алгоритмы искусственного интеллекта, необходимо четко разграничивать выбор стратегии в зависимости от платформы на которою они планируют ее внедрять. Исследование показало, что пользователи Telegram больше всего ценят качество и достоверность получаемого контента, так как сами выбирают так называемые «каналы», предоставляющие им необходимый контент. Зачастую каналы несут информативный посыл, что поясняет необходимость авторитетности источника. Что же касается сервисов с потоковым вещанием, а именно YouTube, Instagram и Вконтакте, пользователи этих приложений в меньшей степени отдают предпочтение качеству, больше обращая внимание на степень персонализации. Контент созданный искуственным интеллектом воспринимается на основе 5 факторов: авторитетность источника, качество контента, степень персонализации, эмоциональный отклик и уникальность.
Данное исследование подчеркивает критическую роль социальных сетей как экосистем, в которых пользователи не только взаимодействуют с контентом, но и активно формируют его восприятие друг у друга. Это делает социальные сети идеальной платформой для тестирования и развития ИИ-технологий в создании контента. Поэтому рекомендовано компаниям и разработчикам ИИ уделять больше внимания исследованиям пользовательского опыта в этих средах, чтобы лучше понимать и прогнозировать изменения в потребительских предпочтениях и трендах. Принимая во внимание все вышеуказанные факторы и выводы, можно заключить, что будущее ИИ в создании контента зависит от его способности адаптироваться к меняющимся потребностям пользователей, что требует не только технологических инноваций, но и глубокого понимания человеческих эмоций и социокультурных контекстов.
1. Данишевская О. Г. Маркетинговые исследования в интернете: основные подходы и принципы проведения // Интернет Маркетинг. - 2009. - №4. - С. 240-252.
2. Докучалов А.В. Современные технологии продаж через поисковые системы // Интернет маркетинг. - 2021. - №2. - С. 70-86.
3. Домингос П. Верховный алгоритм: как машинное обучение изменит наш мир. - Москва: «МАНН, ИВАНОВ И ФЕРБЕР», 2016. - 336 с.
4. Как обучают искусственный интеллект // Медуза URL: https://meduza.io/cards/kak- obuchayut-iskusstvennyy-intellekt (дата обращения: 12.03.2024). (нейронка)
5. Между настоящим и будущим: как искусственный интеллект меняет SEO // SerpStat URL: https://serpstat.com/ru/blog/kak-iskusstvennij-intellekt-menyaet-seo/ (дата обращения: 10.06.2024).
6. Простыми словами про Machine Learning // Содействие занятости URL:
https://clck.ru/39nygY (дата обращения: 12.03.2024).
7. Раскрытие возможностей больших языковых моделей (LLM) // unite.ai URL:
https://www.unite.ai/ru/%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D 1%8C%D 1%88%D0%B8%D0%B5- %D 1%8F%D0%B7%D 1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D 1%8B%D0%B5- %D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8/ (дата обращения: 12.03.2024).
8. Синтетические данные: как компьютеры создают информацию для обучения
искусственного интеллекта // SecurityLab URL:
https://www.securitylab.ru/analytics/538803.php (дата обращения: 12.03.2024).
9. Смирнова М. В Контент-маркетинг — методика увеличения продаж в бизнесе профессиональных услуг // Интернет Маркетинг. - 2015. - №1. - С. 44-50.
10. Тимонина Е.Р. Особенности использования различный показателей частоты при планировании в онлайн и офлайн медиа // Интернет маркетинг. - 2020. - №3. - С. 226-232.
11. Тимонина Е.Р. Почему сейчас лучшее время для email маркетинга // Интернет маркетинг. - 2022. - №2. - С. 150-160.
12. Тюринг А. Вычислительные машины и разум. - Москва: Издательство АСТ, 2018. - 128 с.
13. Что важнее: количество публикаций контента или его качество // VC URL: https://vc.ru/marketing/141648-chto-vazhnee-kolichestvo-publikaciy-kontenta-ili-ego-kachestvo (дата обращения: 10.06.2024).
14. Что такое автокодировщик? Нейрословарь. Выпуск 21 // Kryptonite URL:
https://kryptonite.ru/articles/chto-takoe-avtokodirovshchik-neiroslova/ (дата обращения:
12.03.2024).
15. Что такое глубокое обучение? // AWS URL: https://aws.amazon.com/ru/what-is/deep-learning/ (дата обращения: 12.03.2024).
... всего 41 источник