Разработка гастрономического маршрута (Российский Государственный Университет Туризма и Сервиса)
|
Работа сделана на примере Мурманской области.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы гастрономического туризма 6
1.1. Общая характеристика гастрономического туризма 6
1.2. Современное состояние гастрономического туризма в мире и России 10
Глава 2. Анализ гастрономического туризма в Мурманской области 16
2.1. Краткая характеристика Мурманской области 16
2.2. Гастрономические ресурсы в Мурманской области 25
2.3. Анализ существующего предложения в рамках гастрономического туризма по Мурманской области 32
Глава 3. Разработка гастрономического маршрута на примере Мурманской области 36
3.1. Этапы разработки гастрономического маршрута по Мурманской области 37
3.2. Программа обслуживания туристов по гастрономическому маршруту Мурманской области 50
3.3. Расчет стоимости программы обслуживания туристов по гастрономическому маршруту по Мурманской области 56
3.4. Рекомендации по продвижению программы обслуживания туристов по гастрономическому маршруту по Мурманской области 64
Заключение 69
Список литературы и источников 72
Приложения 78
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы гастрономического туризма 6
1.1. Общая характеристика гастрономического туризма 6
1.2. Современное состояние гастрономического туризма в мире и России 10
Глава 2. Анализ гастрономического туризма в Мурманской области 16
2.1. Краткая характеристика Мурманской области 16
2.2. Гастрономические ресурсы в Мурманской области 25
2.3. Анализ существующего предложения в рамках гастрономического туризма по Мурманской области 32
Глава 3. Разработка гастрономического маршрута на примере Мурманской области 36
3.1. Этапы разработки гастрономического маршрута по Мурманской области 37
3.2. Программа обслуживания туристов по гастрономическому маршруту Мурманской области 50
3.3. Расчет стоимости программы обслуживания туристов по гастрономическому маршруту по Мурманской области 56
3.4. Рекомендации по продвижению программы обслуживания туристов по гастрономическому маршруту по Мурманской области 64
Заключение 69
Список литературы и источников 72
Приложения 78
Культурное наследие и самовыражение народа всегда вызывает большой интерес. Одним из сильнейших побудителей развития новых видов туризма является любознательность туриста, выраженная в желании увидеть и изучить разные уголки мира, национальную кухню, культуру, обычаи и традиции проживающих там народов. Туризм является лучшим способом для знакомства с культурой других народов.
Всё более популярным становится гастрономический туризм. Не так давно эксперты признали, что гастрономический туризм стал отдельным, самостоятельным видом путешествия. Явление, называемое «гастрономическим туризмом», своими корнями уходит в далекое прошлое.
Примером тому может служить тот факт, что много веков тому назад, купцы совершали путешествия с целью приобретения различных лакомств, специй, вин и различных напитков. Сегодня мировая торговля дала возможность разрешить этот вопрос: в любом супермаркете мы можем найти продукты с любого континента планеты. Но, тем не менее, большое количество путешественников отправляются в путешествие с целью знакомства с национальной кухней на ее территории, дегустации уникальных рецептов, вина или других напитков.
Гастрономический туризм дает возможность преподнести туристам все богатство народных традиций. Знакомясь с местной кухней, туристы знакомятся с укладами материальной культуры народа, элементами его фольклора и традиционных способов производства продуктов питания.
Однако гастрономический туризм не замыкается только на национальной кухне. В любой стране можно встретить престижные рестораны, которые представляют кухни других стран мира. Немало важным фактом является возможность вовлечения туристов в сам процесс кулинарии: своеобразные курсы местной национальной кухни, мастер-классы с участием лучших поваров.
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что гастрономический туризм в Мурманской области является одним из перспективных направлений в области туризма, находящихся на стадии становления. Перспективу развития данного вида туризма предполагает наличие инфраструктуры, туристских ресурсов и культурно-исторического потенциала области.
В России, в том числе и в Мурманской области, гастрономический туризм пока только начал зарождаться, и таких туров в чистом виде мало: элементы гастрономических туров включают в основные экскурсионные программы. Знакомство с кухней происходит во время посещения ресторанов национальных кухонь, где в строгом порядке соблюдаются обычаи и традиции приготовления, употребления и сервировка стола; а также посещение винодельческих заводов, пивоварен с последующей дегустацией продукции,
Объект исследования – Мурманская область.
Предмет исследования – туристские ресурсы Мурманской области.
Цель выпускной квалификационной работы – разработать гастрономический маршрут по Мурманской области.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Рассмотреть теоретические основы гастрономического туризма.
2. Дать краткую характеристику Мурманской области.
3. Проанализировать существующее предложение в рамках гастрономического туризма по Мурманской области.
4. Рассмотреть этапы разработки гастрономического маршрута по Мурманской области.
5. Составить программу обслуживания туристов по гастрономическому маршруту Мурманской области и рассчитать ее стоимость.
6. Подготовить рекомендации по продвижению разработанных гастрономического маршрута и программы обслуживания туристов.
Теоретической базой проектирования данного дипломного проекта являются работы отечественных авторов: Л. А. Попова, А. В. Романюка, И. П. Кульгачева, А.С. Кускова, О. В. Остроумова, Е. Л. Писаревского, В. Г. Гуляева, А. В. Курнявкин, О. В. Леушина и др.
Степень научной разработанности темы гастрономического туризма крайне низкая, т.к. специализированная литература по туризму данного направления деятельности российскими авторами почти не создаётся.
В процессе подготовки выпускной квалификационной работы использовались следующие методы исследования: комплексный подход, включающий анализ литературных источников, позволивший изучить методические материалы, законодательно-нормативную базу по теме исследования; описание, статистический и логический анализ, обобщение.
Практическая значимость работы: на основе ресурсов Мурманской области разработан новый гастрономический маршрут «Вкус Арктики», ориентированный как на российских, так и на иностранных туристов.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список литературы и источников, приложения.
Всё более популярным становится гастрономический туризм. Не так давно эксперты признали, что гастрономический туризм стал отдельным, самостоятельным видом путешествия. Явление, называемое «гастрономическим туризмом», своими корнями уходит в далекое прошлое.
Примером тому может служить тот факт, что много веков тому назад, купцы совершали путешествия с целью приобретения различных лакомств, специй, вин и различных напитков. Сегодня мировая торговля дала возможность разрешить этот вопрос: в любом супермаркете мы можем найти продукты с любого континента планеты. Но, тем не менее, большое количество путешественников отправляются в путешествие с целью знакомства с национальной кухней на ее территории, дегустации уникальных рецептов, вина или других напитков.
Гастрономический туризм дает возможность преподнести туристам все богатство народных традиций. Знакомясь с местной кухней, туристы знакомятся с укладами материальной культуры народа, элементами его фольклора и традиционных способов производства продуктов питания.
Однако гастрономический туризм не замыкается только на национальной кухне. В любой стране можно встретить престижные рестораны, которые представляют кухни других стран мира. Немало важным фактом является возможность вовлечения туристов в сам процесс кулинарии: своеобразные курсы местной национальной кухни, мастер-классы с участием лучших поваров.
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что гастрономический туризм в Мурманской области является одним из перспективных направлений в области туризма, находящихся на стадии становления. Перспективу развития данного вида туризма предполагает наличие инфраструктуры, туристских ресурсов и культурно-исторического потенциала области.
В России, в том числе и в Мурманской области, гастрономический туризм пока только начал зарождаться, и таких туров в чистом виде мало: элементы гастрономических туров включают в основные экскурсионные программы. Знакомство с кухней происходит во время посещения ресторанов национальных кухонь, где в строгом порядке соблюдаются обычаи и традиции приготовления, употребления и сервировка стола; а также посещение винодельческих заводов, пивоварен с последующей дегустацией продукции,
Объект исследования – Мурманская область.
Предмет исследования – туристские ресурсы Мурманской области.
Цель выпускной квалификационной работы – разработать гастрономический маршрут по Мурманской области.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Рассмотреть теоретические основы гастрономического туризма.
2. Дать краткую характеристику Мурманской области.
3. Проанализировать существующее предложение в рамках гастрономического туризма по Мурманской области.
4. Рассмотреть этапы разработки гастрономического маршрута по Мурманской области.
5. Составить программу обслуживания туристов по гастрономическому маршруту Мурманской области и рассчитать ее стоимость.
6. Подготовить рекомендации по продвижению разработанных гастрономического маршрута и программы обслуживания туристов.
Теоретической базой проектирования данного дипломного проекта являются работы отечественных авторов: Л. А. Попова, А. В. Романюка, И. П. Кульгачева, А.С. Кускова, О. В. Остроумова, Е. Л. Писаревского, В. Г. Гуляева, А. В. Курнявкин, О. В. Леушина и др.
Степень научной разработанности темы гастрономического туризма крайне низкая, т.к. специализированная литература по туризму данного направления деятельности российскими авторами почти не создаётся.
В процессе подготовки выпускной квалификационной работы использовались следующие методы исследования: комплексный подход, включающий анализ литературных источников, позволивший изучить методические материалы, законодательно-нормативную базу по теме исследования; описание, статистический и логический анализ, обобщение.
Практическая значимость работы: на основе ресурсов Мурманской области разработан новый гастрономический маршрут «Вкус Арктики», ориентированный как на российских, так и на иностранных туристов.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список литературы и источников, приложения.
В процессе подготовки выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
• рассмотрены теоретические основы гастрономического туризма;
• дана краткая характеристика Мурманской области;
• проанализировано существующее предложение в рамках гастрономического туризма по Мурманской области;
• рассмотрены этапы разработки гастрономического маршрута по Мурманской области;
• составлена программа обслуживания туристов по гастрономическому маршруту Мурманской области и рассчитана ее стоимость;
• подготовлены рекомендации по продвижению разработанных гастрономического маршрута и программы обслуживания туристов.
На основании проделанной работы сформулированы выводы:
1. Гастрономический туризм в Мурманской области является одним из перспективных направлений в области туризма, находящихся на стадии становления. На сегодняшний день элементы гастрономических туров включают в основные экскурсионные программы. Однако перспективу развития данного вида туризма предполагает наличие инфраструктуры, туристских ресурсов и культурно-исторического потенциала области.
2. Районы путешествия гастрономического тура «Вкус Арктики» обладают природными и историко-культурными туристскими ресурсами, и социально-экономическими объектами, распределение которых позволило составить маршрут, способствующий наиболее полному раскрытию культуры, традиций и кухонь местных блюд.
3. На туристском рынке не представлен ассортимент гастрономических туров по Мурманской области. Гастрономическая составляющая включена в этнографические, событийные и экскурсионные туры, представленные достаточно однообразно. В предложении фирм практически отсутствуют гастрономические туры для иностранных туристов, что подтверждает недальновидность туристских фирм, так как гастрономические туры являются основным предложением для любой туристской территории, имеющей туристские ресурсы – в виде уникальной кухни Заполярья.
4. Оценка района путешествия гастрономического тура выявила, что путешествовать по данному району можно как круглый год, так и в сезон, что сделает тур даже более привлекательным, исходя из погодных условий региона. По продолжительности составленная программа рассчитана на 5 дней / 4 ночи, а протяженность туристского маршрута составляет 300 км.
На основании выводов сформулированы рекомендации:
1. Гастрономический туризм является одним из перспективных для развития в Мурманской области, поэтому областному комитету по туризму рекомендуется повышать туристский имидж области, используя для этого различные методы продвижения кухни региона, имеющихся природно-рекреационных ресурсов, социально-экономических, чтобы обеспечить устойчивое развитие направления гастрономического туризма.
2. Рестораторам, осуществляющим деятельность по реализации услуг питания, рекомендуем и дальше сохранять ведущие позиции Мурманской области в рейтингах развития гастрономического туризма по России, в том числе в рамках федерального проекта «Гастрономическая карта России».
3. Существующим на рынке Мурманской области турфирмам рекомендуем разработать и внедрить в продажу гастрономические туры в чистом виде, с учетом того, что, чаще всего это туры в формате VIP и премиум, так как на данный момент существующие туры, представленные достаточно однообразно.
4. Следует отметить, что кулинарный или гастрономический туризм является одним из наиболее интересных и познавательных видов туризма, который является важным средством углубления интеграционных процессов между странами мира. Основное значение в его развитии имеет подготовка высококвалифицированных кадров, способных в условиях рынка придать новый импульс развитию этой динамичной отрасли для создания наиболее оптимальных структур управления кулинарным туризмом, созданию правовой и нормативной базы, более эффективному использованию образовательного и научного потенциала отрасли.
• рассмотрены теоретические основы гастрономического туризма;
• дана краткая характеристика Мурманской области;
• проанализировано существующее предложение в рамках гастрономического туризма по Мурманской области;
• рассмотрены этапы разработки гастрономического маршрута по Мурманской области;
• составлена программа обслуживания туристов по гастрономическому маршруту Мурманской области и рассчитана ее стоимость;
• подготовлены рекомендации по продвижению разработанных гастрономического маршрута и программы обслуживания туристов.
На основании проделанной работы сформулированы выводы:
1. Гастрономический туризм в Мурманской области является одним из перспективных направлений в области туризма, находящихся на стадии становления. На сегодняшний день элементы гастрономических туров включают в основные экскурсионные программы. Однако перспективу развития данного вида туризма предполагает наличие инфраструктуры, туристских ресурсов и культурно-исторического потенциала области.
2. Районы путешествия гастрономического тура «Вкус Арктики» обладают природными и историко-культурными туристскими ресурсами, и социально-экономическими объектами, распределение которых позволило составить маршрут, способствующий наиболее полному раскрытию культуры, традиций и кухонь местных блюд.
3. На туристском рынке не представлен ассортимент гастрономических туров по Мурманской области. Гастрономическая составляющая включена в этнографические, событийные и экскурсионные туры, представленные достаточно однообразно. В предложении фирм практически отсутствуют гастрономические туры для иностранных туристов, что подтверждает недальновидность туристских фирм, так как гастрономические туры являются основным предложением для любой туристской территории, имеющей туристские ресурсы – в виде уникальной кухни Заполярья.
4. Оценка района путешествия гастрономического тура выявила, что путешествовать по данному району можно как круглый год, так и в сезон, что сделает тур даже более привлекательным, исходя из погодных условий региона. По продолжительности составленная программа рассчитана на 5 дней / 4 ночи, а протяженность туристского маршрута составляет 300 км.
На основании выводов сформулированы рекомендации:
1. Гастрономический туризм является одним из перспективных для развития в Мурманской области, поэтому областному комитету по туризму рекомендуется повышать туристский имидж области, используя для этого различные методы продвижения кухни региона, имеющихся природно-рекреационных ресурсов, социально-экономических, чтобы обеспечить устойчивое развитие направления гастрономического туризма.
2. Рестораторам, осуществляющим деятельность по реализации услуг питания, рекомендуем и дальше сохранять ведущие позиции Мурманской области в рейтингах развития гастрономического туризма по России, в том числе в рамках федерального проекта «Гастрономическая карта России».
3. Существующим на рынке Мурманской области турфирмам рекомендуем разработать и внедрить в продажу гастрономические туры в чистом виде, с учетом того, что, чаще всего это туры в формате VIP и премиум, так как на данный момент существующие туры, представленные достаточно однообразно.
4. Следует отметить, что кулинарный или гастрономический туризм является одним из наиболее интересных и познавательных видов туризма, который является важным средством углубления интеграционных процессов между странами мира. Основное значение в его развитии имеет подготовка высококвалифицированных кадров, способных в условиях рынка придать новый импульс развитию этой динамичной отрасли для создания наиболее оптимальных структур управления кулинарным туризмом, созданию правовой и нормативной базы, более эффективному использованию образовательного и научного потенциала отрасли.



