Подвижная игра как средство формирования у детей младшего школьного возраста коммуникативных умений в условиях центр социальной помощи семьи и детьмиЧереповецкий государственный университет
Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: центр социальной помощи семье и детям «Cкворушка» г. Вельска.
Выборка: 18 детей младшего школьного возраста (12 мальчиков и 6 девочек).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ 8
1.1 Понятие коммуникации и коммуникативных умений 8
1.2 Анализ существующих научных исследований по проблеме использования подвижной игры как средства формирования коммуникативных умений 14
1.3 Возрастные закономерности формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников 23
1.4 Анатомо-физиологические особенности младших школьников 28
1.5 Характеристика деятельности центров социальной помощи семье и детям 33
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 38
2.1 Задачи, методы и организация исследования 34
2.2 Организация исследования 44
2.3 Особенности формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста посредством подвижных игр в условиях центра социальной помощи семье и детям 45
2.4 Результаты собственных исследований и их обсуждение 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Человек, являясь социальным существом, с рождения испытывает постоянную потребность в общении. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Высокий уровень коммуникативности выступает важным фактором успешной адаптации человека в социальной среде [3, с. 25].
Важным периодом в процессе формирования личности человека является младший школьный возраст [8, с. 183]. В этом возрасте наиболее интенсивно развиваются различные способности ребенка, в том числе и коммуникативные, вырабатываются черты характера, что определяет необходимость и практическую значимость формирования коммуникативных умений в данном возрасте. Особую важность данная проблема приобретает для контингента детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, так как у детей, растущих без попечения родителей, наблюдаются значительные отклонения в поведении, нарушения социализации, выражающиеся в неспособности адаптироваться к незнакомой среде, новым обстоятельствам. Поведение детей отличается конфликтностью, агрессивностью, неумением строить взаимоотношения друг с другом [5, с. 4].
Эффективным средством в становлении системы коммуникативного взаимодействия, по нашему мнению, являются подвижные игры. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся объединяться в игровой коллектив, видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила [17, с. 8]. Однако анализ научной литературы показал, недостаточность информации научно-методического характера касающейся формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста попавших в трудную жизненную ситуацию средствами подвижных игр. Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время существует противоречие между объективной потребностью в формировании коммуникативных умений у младших школьников, попавших в трудную жизненную ситуацию средствами подвижных игр и отсутствием научно-обоснованных средств, для решения данной задачи. В связи с этим, можно сделать вывод об актуальности темы нашего исследования.
Объект исследования – процесс формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста, попавших в трудную жизненную ситуацию посредством подвижных игр.
Предмет исследования - подвижные игры, способствующие формированию коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Цель работы – способствовать формированию коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста, в условиях центра социальной помощи семье и детям.
Задачи исследования:
1) Изучить научно-методическую литературу.
2) Провести оценку коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста, попавших в трудную жизненную ситуацию.
3) Классифицировать подвижные игры и игровые задания, способствующие формированию коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста, попавших в трудную жизненную ситуацию и провести оценку их эффективности.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы; анализ документов, классификация, методы математической статистики.
Подвижные игры могут быть отличным средством формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста в условиях центра социальной помощи семьи и детьми. Эти игры могут создавать положительную атмосферу, обеспечивать взаимодействие и сотрудничество между детьми, а также помогать развивать навыки коммуникации и социальные навыки.
Ниже приведены некоторые примеры подвижных игр, которые можно использовать в данном контексте:
"Мы - команда": Разделите детей на несколько групп и дайте каждой группе задание выполнить определенную задачу, требующую сотрудничества и коммуникации, например, построить самую высокую башню из конструктора или создать сообщение, передавая его по кругу, используя только оральную коммуникацию. Это поможет развить навыки командной работы и взаимопонимания.
"Остров сокровищ": Разделите детей на пары или маленькие группы и дайте им карту сокровищ, которые они должны найти. Чтобы найти все сокровища, дети должны общаться, задавая друг другу вопросы и давая подсказки. Это разовьет навыки взаимодействия, общения и прослушивания.
"Транспортный хоровод": Поставьте детей в круг и дайте им различные роли транспортных средств (автомобиль, самолет, поезд и т. д.). Затем, с движениями рук и тела, дети должны передавать друг другу "пассажиров" или "грузы" от одного транспортного средства к другому. Эта игра развивает навыки наблюдения, коммуникации и кооперации.
"История в ряд": Поставьте детей в ряд и дайте каждому из них возможность добавить по одному предложению в развивающуюся историю. Каждый ребенок должен слушать предыдущее предложение и строить свое продолжение, создавая совместное повествование. Эта игра способствует развитию навыков слушания, а также способности выражать свои мысли и идеи.
Важно учитывать индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка, а также обеспечивать подходящую поддержку и руководство со стороны взрослого. Игры должны быть интересными, разнообразными и доступными для всех детей.
На основании изучения научно-методической литературы, учета возрастных особенностей детей, наличного уровня сформированности коммуникативных умений, особенностей поведения детей, разновозрастного контингента детей экспериментальной группы нами были подобраны подвижные игры, способствующие формированию коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста в условиях центра социальной помощи семье и детям. Нами, в определённой последовательности, применялись три группы подвижных игр: индивидуальные, парные и командные игры с элементами соревнования.
Предпочтение отдавалось сюжетным подвижным играм и играм с четко очерченными правилами.
После педагогического эксперимента, в результате проведения повторного контрольного тестирования в экспериментальной группе нами обнаружен ряд положительных статистически значимых изменений по сравнению с началом эксперимента.
Установлено увеличение количества баллов в тестах «Рукавички» (с 1,44±0,5 до 2,1±0,6; р ≤0,05); «Узор под диктовку» (с 1,33±0,5 до 1,77±0,7; р≤0,05); «Братья и сестры» (с 1,55±0,7 до 2±0,8; р≤0,05).
.
После эксперимента в экспериментальной группе отмечено более выраженное положительное перераспределение результатов тестирования относительно уровней успешности выполнения всех контрольных тестовых заданий.
Выявлены положительные изменения в результатах повторного анкетирования родителей и учителей школьников экспериментальной группы.
После педагогического эксперимента отмечен статистически значимый (р≤0,05) рост таких признаков коммуникативных умений как: потребность в общении (с 15,4±4,9 до 17,3±3,2); контактность (с 15,1±5 до 17,6±2,8); способность понимать другого человека (с 10,8±3,4 до 12,7±2,7); способность к сопереживанию (с 13,9±4,8 до 15,4±3,8), а также уровень коммуникации в целом (с 72,3±13 до 80,6±8,9).
В контрольной группе статистически значимых изменений по данным тестовым заданиям не установлено.
Положительная динамика показателей контрольного тестирования свидетельствует о повышении уровня развития коммуникативных умений у младших школьников экспериментальной группы и эффективности организованного нами педагогического эксперимента.
1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы / В.С. Агеев.: М., 1990. – 134с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 363 с.
3. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2004. - 264 с.
4. Баранов, А.Н. Введение в прикладную лингвистику / А.Н. Баранов. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007, 235с.
5. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психолога / М.И. Буянов. - М., 2017. – 41с.
6. Былеева Л. Подвижные игры / Л. Былеева, И. Коротков, П. Яковлев. - М.: ФиС, 2002. - 390 с.
7. Володин А.В. К определению предмета и понятий теории и методики спортивных игр: [Электронный ресурс] Зайцев В.П. Формирование культуры здоровья студентов // Технолог (журнал Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова). - 2006. - №8(47). - С. 22 - 27.
8. Вульфов Б.З. Социальная педагогика и процесс формирования личности // Теория и практика социальной работы. - Т.1. - М., 2014. - С. 173-189 с.
9. Гамезо М. В. Старший 24 и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. / М.В. Гамезо. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж НПО «МОДЭК», 1998. – 256 с.
10. Глухова М.Ф. Теория и методика общения / М.Ф. Глухова, Н.И. Никитина. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 240 с.
11. Головина Л.Л. Медико-биологические аспекты физического воспитания ослабленных детей школьного возраста / Л.Л. Головина. - М., 2004. - 93с.
12. Дохоян, А.М. Необходимость формирования коммуникативной культуры студентов / А.М. Дохоян // Педагогическая наука и образование. - 2010. - № 10. - С. 93 - 95.
13. Дячук О.С. Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников / О.С. Дячук // Педагогическая наука и образование. - 2011. - № 9. - С. 83 - 86.
14. Епифанов В.А. Лечебная физкультура и спортивная медицина / В.А. Епифанов, Медицина, 2004, 414с.
15. Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности / Л.В. Епишина // Начальная школа. -2007. - № 11. - С. 12-17.
16. Ермакова О. П. К построению типологии коммуникативных неудач (на материале естественного русского диалога) [Текст] / О. П. Ермакова, Е. А. Земская // Русский язык в его функционировании: Коммуникативно-прагматический аспект. - М., 1993. - С. 30-63.
17. Жданова Л.У. Роль игровой деятельности младших школьников в формировании коммуникативных умений / Л.У. Жданова, Л.Р. Кульгарина // Science Time, № 5 (17) / 2015, С. 8 – 11
18. Железняк Ю.Д. Спортивные игры, учебник / Ю.Д. Железняк. - М.: Академия, 2002, 345с.
19. Железняк Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] : Учеб. пособие / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Академия, 2007, 431с.
20. Жуков М.Н. Подвижные игры. Учебник для студентов пед. вузов / М.Н. Жуков. – М.: ИЦ Академия, 2000. – 160с.
21. Иванов А.П. Медицина и здоровье / А.П. Иванов, Триада.2006, 98с.
22. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: учебник для институтов и факультетов физической культуры. 2-е изд., испр. и доп./ Е.П. Ильин. - Спб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000, 368с.
23. Комлев Н.Г. Слово в речи. Денотативные аспекты [Текст] / Н.Г. Комлев. - М. : Едиториал УРСС, 2003.
24. Леонтьев А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. - М: «Просвещение», 2005 – 345с.
25. Леонтьев А.А. Психология коллективной деятельности в учении / А.А. Леонтьев // Начальная школа. - 2002. №11. - С. 3 - 6.
26. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка / М.И. Лисина. - Москва-Воронеж, 2004 – 321с.
27. Ловцова Н.И. Журнал исследований социальной политики / Н.И. Ловцова. - СПб., 2007. – 2 - 7с.
28. Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // Начальная школа. - 2008. № 7. - С. 9.
29. Максимова А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх / А.А. Максимова // Начальная школа. - 2010. №8. - С. 13 - 16.
30. Маньковская Е.Н. Социализация младшего школьника в социально-культурной деятельности образовательного учреждения. Автореф. на соиск. уч. степени. канд. пед. наук по специальности 13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности, Москва, 2006, 21с.
31. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. - М.: ТЦ Сфера, 2001. -480 с.
32. Огнева Т.Д. Сборник по МУ «Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних г. Сыктывкара» / Т.Д. Огнева, Сыктывкар. 2001. – 21с.
33. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Я. Олифриенко. -М.: Академия, 2002. -256 с.
34. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло / О.С. Осипова // Социологические исследования №8. М., 1998. – 11 – 14с.
35. Проняева С. В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. Автореф. дисс. на соиск уч. степ. канд. пед. наук по специальности - 13.00.07 - теория и методика дошкольного образования, 1999, Екатеринбург, 21с.
36. Проценко В.Н. Неврология и нейроортопедия / В.Н. Проценко, Запорожье: -2000. -160с.
37. Садовская Ю.В. Коммуникативные помехи в детской речи / Ю.В. Садовская // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета, 2010, № 1 (9), С. 14 – 16.
38. Сазонов Ю. А. Гаврошей все больше... / Ю.А. Сазонов // Парламентская газета. М., 2002. - 12 - 16 с.
39. Самохвалова А.Г. Рефлексивные трудности ребенка в коммуникативной деятельности / А.Г. Самохвалова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика, 2012, том 18, № 1-1. С. 23 – 27.
40. Сапин М. Р. Анатомия и физиология человека: с возрастными особенностями детского организма: учебное пособие для средних педагогических учебных заведений / М. Р. Сапин, В. И. Сивоглазов. - М.: Академия, 2002. - 448 c.
41. Сапогова Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект пресс, 2001. – 460с.
42. Серов И. Под крылом Феникса / И. Серов // Местная газета, №29 (80), Вологда., 2010. – 1 – 7с.
43. Сихимбаева С. М. Формирование коммуникативной компетентности младших школьников / С. М. Сихимбаева, Ж. У. Асылбаева, Р. Т. Мейрбекова, М. Р. Мурзабекова // Международный журнал экспериментального образования, 2014, № 3-2, С. 8 – 10.
44. Солодков А.С. Физиология человека / А.С. Солодков. -М: Олимпия-пресс,2005, -С. 527
45. Степаненкова Э.Я. Подвижные игры как следствие гармоничного развития дошкольников. / Э.Я. Степаненкова // Дошкольное воспитание. – 1995.– № 12. – с.23–25.
46. Страковская Л.В. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей / Страковская В.Л. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 185с.
47. Тоцкая Е.Н. Направленное воздействие подвижных игр на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук по специальности 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры, Волгоград, 2011, 23с.
48. Филиппова С.О. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений/ под ред. С.О.Филипповой. – СПб. – 2005. – 416 с.
49. Хрипкова А. Г. Возрастная физиология / А. Г. Хрипкова. - Минск: Академическая книга, 2007. - 287 с.
50. Шарков, Ф.И. Основы теории коммуникации / Ф.И. Шарков. - М.: Перспектива, 2002.
51. Эльконин Д.Б. Особенности психического развития детей 6 - 7-летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. В. Венгера. М., 1988, 434с.
Электронные ресурсы
52. http://lenina46.nnov.ru -
53. http://parusn.narod.ru
54. http://www.centervera.ru