Введение 3
Глава 1. Теоретический обзор явления санкций 10
1. Санкции как альтернатива военным действиям 10
2. Определение термина «санкции» 13
3. Краткая классификация санкций и анализ антироссийских санкций по различным типам 16
3.1 Бойкот, эмбарго и финансовые санкции 16
3.2 Классификация санкций, предложенная Йоханом Галтунгом 17
4. Цель введения санкций 20
5. Краткий обзор исследований санкционной политики 22
Глава 2. Исследование изменений в торговых отношениях между Россией и Финляндией в условиях санкций 28
1. Анализ основных макроэкономических показателей России и Финляндии до и после введения антироссийских санкций 28
2. Анализ динамики товарооборота России и Финляндии в 2013-2018 годах 38
3. Изменения в товарной структуре экспорта и импорта между Россией и Финляндией 41
4. Анализ воздействия контрсанкций на торговые отношения между Россией и Финляндией 46
5. Выводы 54
Глава 3. Оценка эффективности воздействия санкционной политики через призму торговых отношений между Россией и Финляндией в 2013-2018 гг. 57
1. Проблема эффективности санкций 57
2. Критерии для оценки эффективности применения санкций 59
Заключение 65
Список литературы 70
На протяжении более чем двухсот лет, начиная с 1809 года, когда Финляндия вошла в состав Российской империи, Россию и Финляндию связывали прочные отношения активного сотрудничества. Во многом это сотрудничество обусловлено географической близостью: так, например, и сегодня мы можем наблюдать региональный характер взаимодействия между Финляндией и Россией, выражающийся в ориентации финских партнеров преимущественно на Северо-Западный Федеральный округ (Санкт-Петербург, Ленинградскую область, республику Карелия, республику Коми, Архангельскую, Вологодскую, Калининградскую, Мурманскую, Новгородскую и Псковские области, Ненецкий автономный округ). Кроме того, факт нахождения наших стран в составе одного государства дает нам право заметить, что основой для совместного сотрудничества между Россией и Финляндией можно назвать и сложившиеся исторические события (вспомним также, что еще в период СССР внешнеэкономические отношения с Финляндией имели особый приоритет по сравнению с внешней торговлей с другими странами Западной Европы , а в 1953-ом году Финляндия обеспечивала практически 50% западноевропейского экспорта в СССР ). К тому же, по словам министра внешней торговли и развития Финляндии Кая Мюккянена, в качестве предпосылки для развития долгосрочных отношений между Финляндией и Россией выступают и некоторые схожие культурные особенности, которые «сложно не перенять, проведя долгое время в составе одного государства» .
Таким образом, географические, исторические и культурные предпосылки создали благоприятную почву для сотрудничества между Россией и Финляндией, которые продолжили свое взаимодействие и в 21 веке. Сегодня Россия и Финляндия представляют друг для друга большой интерес и являются хорошими партнерами, ведущими динамичную торговлю, а также множество совместных проектов в сферах культуры, науки и образования, спорта, защиты окружающей среды и гуманитарного сотрудничества .Президент РФ Владимир Путин и президент Финляндии СаулиНиинистё регулярно обмениваются визитами, а в основных документах по внешнеэкономическому развитию России Финляндия систематически предстает одним из важнейших стратегических партнеров России на Севере Европы и в Европейском союзе. К примеру, в Внешнеэкономической стратегии России до 2020 года говорится о «добрососедском характере российско-финляндских отношений», который «будет содействовать дальнейшему развитию двухсторонних торгово-экономических связей, которые будут определяться сохранением мощной энергосоставляющей российского экспорта и ростом прямых капиталовложений финских компаний в российский лесной и энергетический комплексы, отрасли потребительского рынка». Примечательно, что и финская сторона не скрывает своей заинтересованности в росте взаимодействия с Россией: ввиду отсутствия отдельной внешнеэкономической стратегии Суоми (как известно, Финляндия как член Европейского Союза делегировала право составлять стратегию внешней экономической деятельности Европейской Комиссии), своеобразным примером этого могут служить слова финского министра внешней торговли и развития, выражающего надежду на рост темпа торговли между нашими странами и сетующего на политику импортозамещения, производимую Россией, и ослабление рубля. Другим примером может служить и тот факт, что по итогу 2016 и 2017 годов Россия была третьим по величине торговым партнером Финляндии (даже несмотря на наложенные ограничительные меры на торговые отношения России и Европы, см. ниже). В доказательство того, что и Россия, и Финляндия в плане экономики и торговли выражают взаимное желание о курсе на сближение, говорят и цифры: так, по данным РИА Новости, на 2018 год между РФ и Финляндией действовало около 90 межгосударственных и межправительственных документов, которые регулируют почти все сферы двустороннего взаимодействия.
Таким образом, и подготовленная почва, и желание обеих стран вести уверенную взаимовыгодную торговлю и взаимодействовать в других сферах деятельности не нуждается в дальнейшем объяснении.
Однако наши страны не существуют в вакууме и связаны множеством сложных отношений с мировым сообществом и другими государствами. Одним из важных инструментов этой сети отношений, не только накладывающим определенный отпечаток на характер взаимодействия между странами, но и, можно сказать, в некоторой мере диктующим «правила игры» и определяющим стратегию развития международных отношений для России и других стран мира являются санкции. В частности, в 2014 году Евросоюз установил санкции на торговые отношения России со странами Европы вследствие российской аннексии Крыма. Не будет преувеличением сказать, что данная ограничительная мера сильно изменила расстановку сил на мировом геополитическом пространстве.
Несмотря на то что главным инициатором санкций были США, их введение поддержал Евросоюз, а значит и все страны, которые в него входят. В этом ключе очень интересно положение Финляндии: с одной стороны, выше мы уже привели примеры, не позволяющие сомневаться в заинтересованности финнов в торговом партнерстве с Россией и увеличении объемов импорта и экспорта между странами; с другой стороны, Финляндия входит в состав Евросоюза и, соответственно, поддерживает введенные санкции. Интересны и слова председателя комиссии по вопросам внешней политики парламента Финляндии Матти Ванханена о том, что Финляндия «поддерживает общую европейскую политику и согласна с ней», но, тем не менее, «надеется, что в один день увидит окончание санкций». Так, Финляндия не только считает санкции неэффективными, но и терпит большие убытки в связи с их введением. К примеру, по данным МИД РФ, товарооборот между Россией и Финляндией за 11 месяцев 2018 года составил 13,5 млрд долларов, в то время как до введения санкций, в 2012 году, товарооборот за это же время составил 17 млрд долларов .По подсчетам исследовательского института финской экономики (ETLA) экспорт товарных групп, на которые распространяются российские контрсанкции сократился с 270 млн евро в 2011-2013 годах до 3 млн евро в 2015 году . Однако по заверению президента Финляндии Саули Ниинистё, Финляндия будет продолжать поддерживать санкции до тех пор, пока российская позиция по крымскому вопросу не изменится.
Таким образом, на мой взгляд, российско-финляндские торговые отношения являются наиболее нетривиальным примером, с помощью которого можно исследовать влияние такого политического и экономического инструмента, как санкции. Оставив за скобками разбор причины того, из-за чего эти санкции были наложены, в данной работе я хотел бы выяснить, как санкции повлияли на торговые отношения между Россией и Финляндией. Также, помимо постановки цели с экономической точки зрения, меня интересует и политический аспект применения санкций: можно ли назвать введенные санкции эффективными?
Итак, главная цель данного исследования – изучить, как изменились торговые отношения между Россией и Финляндией вследствие введения экономических санкций и контрсанкций. Дополнительная цель – выяснить, можно ли назвать введенные санкции эффективными.
Для достижения этих целей были поставлены следующие задачи:
• Дать определение термину «санкции», рассмотреть классификацию санкций (в том числе применительно к западным санкциям против России), а также цели и мотивы стороны, накладывающей санкции;
• Дать краткий обзор исследований в области изучения санкционной политики и определить место данного исследования в современной теории изучения санкций;
• Сравнить изменения основных макроэкономических показателей России и Финляндии до и после введения антироссийских санкций;
• Провести анализ динамики товарооборота между Россией и Финляндией в условиях действия санкций, анализ изменений в товарной структуре импорта и экспорта, а также анализ воздействия контрсанкций на торговые отношения между Россией и Финляндией;
• Определить критерии, показывающие эффективность применения санкций, и проанализировать антироссийские санкции с точки зрения их эффективности.
Так, объектом данного исследования являются торговые отношения России и Финляндии в условиях санкций 2013-2018 гг. (в данной работе было сознательно решено брать в качестве временного промежутка именно 2013-2018 гг., поскольку, хоть и массовое введение антироссийских санкций началось в 2014-ом году, первые западные санкции против России были применены именно в 2013-ом году, из-за чего 2013-ый год называется некоторыми исследователями годом начала санкционных войн ). Предметом исследования является влияние санкций на торговые отношения между Россией и Финляндией.
Актуальность данного исследования обуславливается тем, что нахождение под действием санкций представляет собой современные реалии жизни в России (более того, к сожалению, нет никакой возможности утверждать, что санкции могут быть отменены в ближайшее время, – скорее, наоборот, существует большая вероятность появления новых санкций ). Кроме того, исследование актуально еще и по той причине, что с 2013-2014-ых годов прошло некоторое время, которое дало необходимый материал для изучения. Так, данное исследование ввиду анализа обширного материала, а также вследствие актуальности его темы для политической и экономической жизни России могло бы быть полезно для прослеживания изменений в двусторонних торговых отношениях между Финляндией и Россией, а также для прогнозирования дальнейшего развития событий.
Исследование не претендует на уникальную новизну, поскольку все данные, проанализированные в работе, представлены в открытом доступе Росстат, Торговое представительство Российской Федерации в Финляндии, Statista, TradingEconomics, Tulli. Тем не менее, данная работа мыслится как попытка комплексно рассмотреть проблему действия санкций на достаточно нетривиальном примере, что может являться новым в некоторой мере подходом.
В ходе исследования были выполнены все поставленные задачи. Так, в первой части работы был представлен и проанализирован теоретический блок исследований в области санкций, который включал в себя обзор определений и классификаций санкций, а также изучение разноуровневых и разнонаправленных целей и мотивов стороны, накладывающей санкции. Кроме того, в рамках теоретического блока был предложен обзор классических и современных исследований в области санкционной политики.
Во второй части работы был проведен анализ конкретных изменений в российско-финляндских торговых отношениях, в рамках которого мы сравнили показатели основных макроэкономических показателях обеих сторон до и после введения антироссийских санкций, а также провели анализ динамики товарооборота между Россией и Финляндией, изменений в товарной структуре импорта и экспорта и влияния контрсанкций на торговые отношения между Россией и Финляндией в условиях действия санкций.
В третьей части работы были определены критерии, служащие показателями эффективности применения санкций, и была кратко проанализирована текущая результативность антироссийских санкций исходя из предложенных критериев.
Таким образом, с помощью данного исследования была сделана попытка осмыслить масштаб действия санкционных войн через призму торговых отношений между Россией и Финляндией. Подводя итоги, можно сказать, что в ходе работы мною были получены следующие выводы.
Во-первых, анализ изменений в торговых отношениях России и Финляндии показал, что за время действия санкций динамика товарооборота между нашими странами резко сократилась, товарная структура была перестроена и в первую очередь был стремительно сокращен объем импорта товаров из Финляндии в Россию, причем больше всего это отразилось на финском импорте молочных продуктов и сыров, причиной сокращения которого стало действие российских контрсанкций.
Во-вторых, как Россия, так и Финляндия в результате обмена санкциями и контрсанкциями потеряла большое количество денежных средств – стоит вспомнить как минимум о том, что товарооборот между Россией и Финляндией за 11 месяцев 2018-го года составил 13,5 млрд долларов, в то время как в 2012-ом году за этот же период времени он составлял 17 млрд долларов. Тем не менее, нельзя говорить о том, чтобы последствия санкционных войн были примерно одинаковыми для наших стран: так, одним из самых разрушительных последствий действия санкций для России оказалось охлаждение инвестиционного климата, из-за которого объем иностранных инвестиций в российский рынок упал практически на 70%. В то же время для финской стороны самым серьезным последствием, вероятно, послужила срочная необходимость «перестраивать» каналы импорта молочной продукции, что является последствием малоприятным, но не критическим. Таким образом, исследование показало, что результат санкций, введенных мировым сообществом, все-таки несравним по объему с результатом российских контрсанкций, на что, безусловно, влияет и количество акторов по разным сторонам конфликта.
В-третьих, применение скудных критериев оценки эффективности действия санкций относительно сложившейся ситуации показало, что на данный момент западные санкции, при условии их понимания как метода политического воздействия с помощью экономических мер, не являются эффективными. Тем не менее, ряд исследователей говорит о том, что для обнаружения политического эффекта от действия данных санкций должно пройти большее количество времени.
Так, проведенное исследование обнажает весьма непростую ситуацию не только на глобальной международной арене, но и в сравнительно меньшем масштабе – проблему взаимодействия стран-соседей с богатыми предпосылками для сотрудничества в условиях действия санкционных войн. При этом очень показательно, что в результате этих войн именно Финляндия, а не США, пострадала больше, из-за чего итог опроса, выяснившего, что большинство финнов поддерживает идею отмены антироссийских санкций, не кажется столь удивительным.
Несомненно, обмен санкциями и антисанкциями в данном случае невыгоден для обеих сторон, что вызывает закономерные вопросы о целесообразности ведения такой санкционной политики. Складывается впечатление тупиковости ситуации, действительно напоминающей осаду поселения (метафора С. Аллен ): с одной стороны выступает Евросоюз, который, очевидно занимая выжидательную позицию, рассчитывает на то, чтобы население России самостоятельно сменило действующее правительство, а с другой стороны – Россия, власти которой заняли бескомпромиссную позицию неготовности идти на уступки. В свете этого противостояния особенно печальным представляется тот факт, что страдают из-за него в первую очередь мирные люди (все население России – из-за роста цен и финские фермеры – из-за вынужденного поиска нового рынка). Кроме того, страдают и добрососедские отношения, которые, напротив, могли бы стать источником для начала новых переговоров по вопросу применения санкций. Так, торговые отношения между Россией и Финляндией в условиях действия санкций представляют собой яркий пример неоднозначности и многогранности действия санкционной политики.
1. Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств» // Собрание законодательства Российской Федерации. -2018. №24 -Ст.3394
2. Правительство Российской Федерации постановление от 7 августа 2014 г. N 778 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. -2014. №32 -Ст. 7598
3. Правительство Российской Федерации постановление от 14 июля 2012 г. N 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. -2012. №32 -Ст.4549
4. Указ Президента РФ от 30 июня 2017 г. N 293 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. -2017. №27 -Ст.4022
5. Указ Президента РФ от 16 июля 2018 г. N 420 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. -2018. №29 -Ст.4421
Статья из сборника тезисов/материалов конференции
6. Казарова Ю.С., Молокова Е.Л. анализ влияния продуктового эмбарго на российскую экономику / Казарова Ю.С., Молокова Е.Л. // Наука и бизнес: условия взаимодействия индустриального партнерства (27 апреля 2017 г., Нижний Тагил.) / Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург); ред. С.А. Упоров, Е.Н. Ялунина. -Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2017. – 424 с. – С.137-147.
Статья в журнале
7. Братерский М.В. Торгово-экономические санкции: эффективность, цена, проблемы использования / Братерский М.В. // Безопасность Евразии. -2009. №36. - С.335-347.
8. Греф Г.О. Россия – Финляндия: перспективы экономического сотрудничества / Греф Г.О. // Внешнеэкономические связи. – 2006. №1. - С.10-13.
9. Дробот Е.В. Влияние санкционных войн на развитие внешнеторговых отношений России и Финляндии / Дробот Е.В. //Российское предпринимательство. -2017, №5. – С.815-830
10. Енин М.А. О целенаправленных санкциях Совета Безопасности ООН / Енин М.А. // Научный журнал. -2016. №1. – С.48-49
11. Загашвили В. Западные санкции и российская экономика / Загашвили В. // Мировая экономика и международные отношения. -2015. № 11. C.67–77.
12. Клинова М.В., Сидрова Е.А. Экономические санкции и их влияние на хозяйственные связи России с Европейским союзом / Клинова М.В., Сидрова Е.А. // Вопросы экономики. -2014. №12. - С.67-79.
13. Кузнецов А.В. Результативность экономических «контрсанкций» России против ЕС / Кузнецов А.В. // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. - 2016. №9. – С.136-153
14. Липницкий Т.В. Продовольственная безопасность России: эмбарго – плюсы и минусы/ Липницкий Т.В. // АПК: Экономика, управление. 2015. № 7. С. 50–55.
15. Лякин А.Н., Рогов М.И. Санкции и контрсанкции: использование политических инструментов для реализации экономических целей / Лякин А.Н., Рогов М.И. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. -2017. №13. – С.1396-1414.
16. Нарышкин, А. А. Развитие внешнеэкономических связей между Россией и Финляндией в современных условиях / Нарышкин А.А. // Проблемы современной экономики. – 2012. № 41. – С. 335 - 338.
17. Нуреев Р. М., Бусыгин Е. Г. Экономические санкции запада и российские антисанкции: успех или провал? / Нуреев Р. М., Бусыгин Е. Г. // Journal of institutionalstudies. -2016. №4. – С.58–79.
18. Нуреев Р.М., Басыгин Е.Г. Экономические санкции: издержки и выгоды конфронтации/ Нуреев Р.М., Басыгин Е.Г. // TerraEconomicus. - 2017. №3. – С. 56 – 74.
19. Нуреев Р. М., Петраков П. К. Рядовой потребитель: бремя экономических санкций против России / Нуреев Р. М., Петраков П. К. // Journal of EconomicRegulation. – 2015. № 3. – C.40–60.
20. Ореховский П.А. Санкции и Контрсанкции: вид слева (о коллективных монографиях под ред. Р.М. Нуреева: 1) Экономические санкции против России: ожидания и реальность. М.: КНОРУС, 2017; 2) Экономические санкции против России и российские антисанкции: издержки и выгоды конфронтации. М.: КНОРУС, 2018) / Ореховский П.А. // TerraEconomicus. – 2018. №3. – С.150-161.
21. Семенова Н.Н., Сундикова И.В. Российское продовольственное эмбарго: кому хуже? / Семенова Н.Н., Сундикова И.В. // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2015. №40. -С.37-45.
22. Семин А.Н. Продовольственная безопасность России в условиях эмбарго / Семин А.Н. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2015. №5. - С.9-14.
23. Соловьев Э. Минские соглашения: проблемы имплементации / Соловьев Э. // Россия и новые государства Евразии. -2017. №4. -С.11-23.
24. Удальцова Н.Л., Тетерева К.А. Конкурентоспособность российской экономики / Удальцова Н.Л., Тетерева К.А. // Экономические науки. – 2017. №155. – С.17-24.
25. Усова Л.С. Крым и Севастополь: 2014 год – возвращение в Россию / Усова Л.С. // Проблемы национальной стратегии. -2014. №24. – С.155-170.
Статистический сборник
26. Международная стандартная торговая классификация / ООН, – Нью-Йорк, 2008. – 232 с.
27. Обзор Состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Финляндии в 2018 году / Торговое представительство Российской Федерации в Финляндии, - Хельсинки, 2019. – 325 с.
28. Россия в цифрах 2018: краткий статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики. Росстат, 2018. Ред. А.Суринов. -М., 2018. – 522 с.
29. Maa- jatoimialakatsaukset 2015 / Tulli, - Хельсинки, 2015. – 199 с.
Статья, размещенная в Интернет
30. Бурмистрова Н. Возможности и вызовы торгового сотрудничества России и Финляндии/ Н. Бурмистрова URL: https://tass.ru/ekonomika/4789037 (дата обращения 29.05.2019)
31. Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 года/ Министерство экономического развития Российской Федерации URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreigneconomicactivity/vec2020 (дата обращения 29.05.2019)
32. ЕС страдает из-за антироссийских санкций больше, чем РФ / Независимая Газета URL: http://www.ng.ru/economics/2017-09-14/1_7073_eu.html (дата обращения 29.05.2019)
33. Динамика внешней торговли/ Аналитический центр при Правительстве РФ URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/17665.pdf (дата обращения 29.05.2019)
34. Зеленский назвал условие возвращения Крыма в состав Украины / Ведомости URL: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2019/03/23/797210-zelenskii (дата обращения 29.05.2019)
35. Индекс глобальной конкурентоспособности (The GlobalCompetitivenessIndex) / Всемирный экономический форум URL: https://gtmarket.ru/ratings/global-competitiveness-index/info (дата обращения 29.05.2019)
36. Иностранные инвестиции в российский бизнес упали рекордно с 1990-х/ РБК URL: https://www.rbc.ru/economics/12/10/2018/5bc0a88e9a794756f91868da
37. Краткий обзор состояния и динамики внешней торговли/ Торговое представительство Российской Федерации в Финляндии URL: http://www.rusfintrade.ru/site/economy/foreigntradefin/ (дата обращения 29.05.2019)
38. Межгосударственные отношения России и Финляндии/ РИА Новости URL: https://ria.ru/20180716/1524545568.html (дата обращения 29.05.2019)
39. Моисеев. И., Ткачев И. Исследование РБК: крупнейшие налогоплательщики России / Моисеев. И., Ткачев И. URL: https://www.rbc.ru/economics/15/08/2017/597724fd9a794714c9ac187c
40. На этом рынке нас нет: иностранцы боятся вкладывать в Россию/ Газета.ruURL: https://www.gazeta.ru/business/2018/11/26/12072613.shtml (дата обращения 29.05.2019)
41. Площадь стран мира/ О странах URL: http://ostranah.ru/_lists/area.php (дата обращения 29.05.2019)
42. Президент Финляндии назвал условие снятия санкций против России/ РИА Новости URL: https://ria.ru/20190409/1552521033.html (дата обращения 29.05.2019)
43. Путин: ваши санкции бессмысленны/ EuronewsURL: https://ru.euronews.com/2018/08/22/putin-sanctions-senseless-counter-productive (дата обращения 29.05.2019)
44. Пять лет санкций против России. Главное/ РБК URL: https://www.rbc.ru/politics/04/12/2018/5bffb0f09a79470ff5378627 (дата обращения 29.05.2019)
45. Рейтинг доверия россиян Владимиру Путину обновил исторический минимум / Радио Свобода URL: https://www.svoboda.org/a/29962455.html (дата обращения 29.05.2019)
46. Российско-финляндские отношения/ Посольство Российской Федерации в Финляндии URL: https://helsinki.mid.ru/rossijsko-finlandskie-otnosenia (дата обращения 29.05.2019)
47. Российские экономисты сочли несущественным ущерб Запада от контрсанкций / РБК URL: https://www.rbc.ru/economics/08/09/2016/57d188979a794794f842fb41 (дата обращения 29.05.2019)
48. Россия выпала из списка 25 самых привлекательных для инвесторов стран/ РБК URL: https://www.rbc.ru/economics/02/06/2014/57041dc89a794761c0cea4d4 (дата обращения 29.05.2019)
49. Россия переживает кризис иностранных инвестиций/ Эксперт ONLINEURL: https://expert.ru/2018/11/15/oreshkin-ob-inostrannyih-investitsiyah/
50. Санкции/ Российский совет по международным делам URL: https://russiancouncil.ru/sanctions#usa (дата обращения 29.05.2019)
51. Социально-экономическое положение России – 2013/ Федеральная служба государственной статистики URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_01/IssWWW.exe/Stg/d01/2-2-5-1.htm (дата обращения 29.05.2019)
52. Товарооборот между Россией и Финляндией вырос на 20%/ Фонтанка URL: https://www.fontanka.ru/2019/02/12/041/ (дата обращения 29.05.2019)
53. Федеральная служба государственной статистики/ Росстат URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 29.05.2019)
54. Финляндия/ TheObservatoryofEconomiccomplexityURL: https://atlas.media.mit.edu/ru/profile/country/fin/#%D0%AD%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82 (датаобращения 29.05.2019)
55. Финляндия поддерживает санкции против России, но считает их неэффективными/ РИА Новости URL: https://ria.ru/20161123/1482024286.html (дата обращения 29.05.2019)
56. Финляндия больше всех в ЕС пострадала от противостояния с Россией/ РБК URL: https://www.rbc.ru/economics/14/08/2015/55cdf47d9a794724db75d028
57. Хлюстова Я. Бессмысленные и беспощадные / Хлюстова Я. URL: https://lenta.ru/articles/2014/08/17/sanctions/ (дата обращения 29.05.2019)
58. Хонг: введение санкций ударит по обеим сторонам/ Вести Экономика URL: https://www.vestifinance.ru/articles/40296 (дата обращения 29.05.2019)
59. Хронология событий санкций/ РИА Новости URL: https://ria.ru/20170901/1501426774.html?in=t (дата обращения 29.05.2019)
60. Countries in the world by population (2019)/ Worldometers URL: https://www.worldometers.info/world-population/population-by-country/(датаобращения 29.05.2019)
61. EU prepares new sanctions against Russia over Ukraine/ Euronews URL: https://www.euronews.com/2019/02/19/eu-prepares-new-sanctions-against-russia-over-ukraine(датаобращения 29.05.2019)
62. Hufbauer G., Schott J., Elliott K., Oegg B. Economic Sanctions: New Directions for the 21st Century/ Hufbauer G., Schott J., Elliott K., Oegg B. URL: https://piie.com/sites/default/files/publications/papers/hufbauer0708ppt.pdf
63. Jensen-Eriksen N. Finland – A Hole in the Cold War Embargo?/ Jensen-EriksenN. URL: http://www.helsinki.fi/iehc2006/papers3/Jensen.pdf (дата обращения 29.05.2019)
64. Leading import countries worldwide in 2017 (in billion U.S. dollars)/ Statista URL: https://www.statista.com/statistics/268184/leading-import-countries-worldwide/(датаобращения 29.05.2019)
65. Finland GDP Annual Growth Rate Trading Economics URL: https://tradingeconomics.com/finland/gdp-growth-annual(датаобращения 29.05.2019)
66. Finland GDP per capita/ Trading Economics URL: https://tradingeconomics.com/finland/gdp-per-capita(датаобращения 29.05.2019)
67. Finland Foreign Direct Investment/ Trading Economics URL: https://tradingeconomics.com/finland/foreign-direct-investment(датаобращения 29.05.2019)
68. Finland: Foreign Investment/ Santander | Trade Portal URL: https://en.portal.santandertrade.com/establish-overseas/finland/foreign-investment(датаобращения 29.05.2019)
69. MT-gallup: PuoletmaaseudullaasuvistaluopuisiVenäjä-pakotteista / MaasedunTulevaisuus URL: https://www.maaseuduntulevaisuus.fi/politiikka/artikkeli-1.421153 (датаобращения 29.05.2019)
70. RennackD. U.S. Sanctions on Russia: An Overview / RennackD. URL:https://fas.org/sgp/crs/row/IF10779.pdf (дата обращения 29.05.2019)
71. Russia GDP Annual Growth Rate/Trading Economics URL: https://tradingeconomics.com/russia/gdp-growth-annual(датаобращения 29.05.2019)
72. Russia GDP per capita/ Trading Economics URL: https://tradingeconomics.com/russia/gdp-per-capita(датаобращения 29.05.2019)
73. Sanctions on Russia: Effectiveness and Impacts / Europe Now URL: https://www.europenowjournal.org/2019/02/04/sanctions-on-russia-effectiveness-and-impacts/ (датаобращения 29.05.2019)
74. The 2016 A.T. Kearney Foreign Direct Investment Confidence Index/ ATKearney URL: https://www.atkearney.com/documents/10192/8064626/2016+A.T.+Kearney+Foreign+Direct+Investment+Confidence+Index%E2%80%93FDI+on+the+Rebound.pdf/e61ec054-3923-4f96-b46c-d4b4227e7606
75. Top 20 export countries worldwide in 2017 (in billion U.S. dollars)/ Statista URL: https://www.statista.com/statistics/264623/leading-export-countries-worldwide/(датаобращения 29.05.2019)
76. Tulli/ Финская таможня URL: https://tulli.fi/ru (дата обращения 29.05.2019)
77. ULJAS - Tavaroidenulkomaankauppatilastot / TulliURL: http://uljas.tulli.fi/uljas/ (дата обращения 29.05.2019)
78. UN. Security Council Resolution 687/ UNSCR URL: http://unscr.com/en/resolutions/687 (датаобращения 29.05.2019)
Иностранная монография 1го – 3-х авторов:
79. Han B. A Theory of Economic Sanctions/ Han B. – Seoul: Korea Institute for International Economic Policy, 2012. – 38p. (10)
80. Hufbauer G., Schott J., Elliott K. Economic sanctions reconsidered: history and current policy / Hufbauer G., Schott J., Elliott K. - Washington: Peterson Institute for International Economics, 1985. – 753p.
81. Hufbauer G., Schott J., Elliott K. Economic sanctions reconsidered: history and current policy / Hufbauer G., Schott J., Elliott K. - Washington: Peterson Institute for International Economics, 1990. – 934p.
82. Hufbauer G., Schott J., Elliott K., Oegg B. Economic Sanctions: New Directions for the 21st Century/ Hufbauer G., Schott J., Elliott K., Oegg B. -Washington: Peterson Institute for International Economics, 2009. – 248p.
83. Ollus S. Russia in the Finnish Economy / Ollus S. - Helsinki: Sitra Report, 2006. – 66. – 127p.
Статьявиностранномжурнале
84. Allen S. The Domestic Political Costs of Economic Sanctions / Allen S. // The Journal of Conflict Resolution. - 2008. №52. – P. 916-944
85. Barber, J. Economic Sanctions As a Policy Instrument / Barber J. // InternationalAffairs. – 1979.№55. – P.367-384
86. BirgittaB., Markku K. The Effect of Sanctions on Finnish Exports to Russia / B. Birgitta, Markku K. // ETLA Brief. - 2016. №45. – P.1-5
87. Caruso R. The Impact of International Economic Sanctions on TradeEmpirical Evidence Over the Period 1960-2000 / Caruso R. // RivistaInternazionale di ScienzeSociali. - 2005. №113. – P.41-66
88. Cooper D. Revisiting Economic Sanctions Reconsidered / Cooper D. // Journal of Peace Research. - 1998. №35. – P.497-509
89. Dashti-Gibson J., Davis, P., Radcliff, B. On the determinants of the success ofeconomic sanctions: An empirical analysis / Dashti-Gibson J., Davis, P., Radcliff, B. // American Journal of Political Science. -1997.№41. – P.608–618.
90. Davis L.,EngermanS.History lessons: sanctions-neither war nor peace / Davis L.,EngermanS. // The Journal of Economic Perspectives. - 2003. №17. – P.187-197
91. Galtung J.On the Effects of International Economic Sanctions: With Examples from the Case of Rhodesia / Galtung J. // World Politics. - 1967. №19. – P.378-416
92. Hart R. A. Democracy and the successful use of economic sanctions / Hart R. A. // PoliticalResearch Quarterly. - 2000. №53. – P.267–284.
93. Mangi L. Sanctions: An Instrument of US Foreign Policy / Mangi L. // Strategic Digest - 1998. №51. –P.29-35
94. Lektzian D., Souva M. An institutional theory of sanctions onset and success / Lektzian D., Souva M.// Journal of Conflict Resolution. - 2007. №51. – P.848–871.
95. Pape R. Why Economic Sanctions Do Not Work/ Pape R. // International Security. -1997. №22. – P.90-136
96. Pape R. Why Economic Sanctions Still Do Not Work/ Pape R. // International Security. -1998. №23. – P.66-77
97. Wallensteen P. Characteristics of economic sanctions / Wallensteen P. // Journal of Peace Research. -1968 №5. – P.248-267.
98. Whang T. Playing to the Home Crowd? Symbolic Use of Sanctions by the United States / Whang T. // International Studies Quarterly. -2011. №55. – P.787-801