Введение
Глава 1. Теоретические основы местного самоуправления
1.1. Обзор теоретической базы местного самоуправления и основных подходов к их реализации
1.2. Характеристика теорий субсидиарности и децентрализации на примере государств современной Европы
Глава 2. Система местного самоуправления в Украине в 1990-2014 годы
2.1. Характеристика местного самоуправления в Украине в период президентства Л.М. Кравчука и Л.Д. Кучмы
2.2. Характеристика местного самоуправления в Украине в период президентства В.А. Ющенко и В.Ф. Януковича
Глава 3. Анализ содержания реформы местного самоуправления в Украине 2014 года и предпосылок к её проведению
3.1. Обзор предпосылок к проведению реформы местного самоуправления в Украине в 2014 году
3.2. Анализ содержания реформы местного самоуправления в Украине в 2014 году и хода её проведения
3.3. Обзор отдельных примеров функционирования объединённых территориальных громад
Заключение
Список использованных источников и литературы
Общая демократизация политических институтов стояла на повестке дня в ряде постсоветских государств ещё с момента обретения ими независимости. Децентрализация власти является одним из её проявлений. Наделение органов местного самоуправления большими полномочиями и собственными подотчетными им финансовыми средствами помогает не только улучшить положение дел на местах, но и в целом стабилизирует ситуацию в стране, ведь этот фактор помогает снизить уровень центробежных настроений и усложнить работу сепаратистов, что является особо важным для Украины после кризиса 2014 года.
На фоне желания Украины продолжать своё движение в сторону интеграции в Европейское сообщество демократизация (и децентрализация власти как одно из её проявлений) очень для неё важны. Исполнение Минских соглашений (особенно в части проведения реформы местного самоуправления на территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей) всё так же является одной из важнейших задач Украины, которая хочет не только прекратить боевые действия на своей территории, но и нормализовать свои отношения с Европейским союзом, который вот уже много лет пристально наблюдает за ситуацией в этом регионе. Европе требуются реальные доказательства того, что Украина стремится исполнять взятые на себя обязательства. Реформа местной власти необходима и самой Украине. С ней тесно связаны реформы в сфере бюджетной и налоговой политики, что также может способствовать снижению уровня коррупции в стране и прозрачности финансовых операций, связанных с финансированием местных процессов, ведь так население будет прямо видеть, на что идут их налоговые отчисления.
Именно по этой причине сегодня реформирование органов местного самоуправления в Украине приобретает особую актуальность, в том числе и для научных исследований.
Интерес представляют ход реформы, её инициаторы, процесс формирования нормативно-правовой базы, а также причины, по которым она признается наиболее успешной из всех реформ Украины после Революции достоинства.
Объектом данного исследования являются органы местного самоуправления в странах Европы.
Предметом данного исследования являются особенности реформы местного самоуправления в Украине 2014 года, ход её проведения и факторы её успеха.
Цель работы – определение текущего положения дел в области местного самоуправления в Украине после принятия первых шагов по имплементации положений соответствующей реформы и перспектив их развития.
Задачи данной работы:
• определить теоретические основы местного самоуправления, рассмотреть конкретные примеры функционирования органов местного самоуправления в странах Европы;
• определить суть теории субсидиарности и установить, насколько применим этот опыт к Украинским реалиям;
• охарактеризовать реформы местной власти в Украине с момента провозглашения её независимости в 1991 году до 2014 года и установить их эффективность;
• оценить готовность административно-территориальных единиц к проведению данной реформы и определить предпосылки к её проведению;
• проанализировать ход проведения данной реформы и определить основные факторы её успеха.
В данной работе использовались следующие научные методы:
• метод сравнительного анализа. Так как необходимость проведения рассматриваемой реформы проявилась не в 2014 году, а много раньше, автором были рассмотрены те попытки реформирования местного самоуправления, которые уже проводились в Украине в период президентства Л.М. Кравчука, Л.Д. Кучмы, В.А. Ющенко и В.Ф. Януковича, а также выявлены принципиальные отличия реформы П.А. Порошенко и его администрации;
• ивент-анализ. Реформа местного самоуправления в Украине была рассмотрена автором по следующим параметрам: субъект-инициатор (кто инициировал проведение данной реформы), акция (какие конкретные шаги предпринимаются для принятия и реализации данной реформы), субъект-мишень (на какие именно единицы местного самоуправления была направлена эта реформа в первую очередь), дата (временные рамки) и географическая локация;
• анализ документов. Для того, чтобы иметь возможность оперировать конкретными данными, автором был проведен анализ Конституции Украины, Европейской хартии местного самоуправления, а также текста различных нормативно-правовых актов Украины, затрагивающих тему местного самоуправления в стране.
Источниковую базу составили следующие группы документов:
1. Международные договоры, хартии и другие акты, затрагивающие тему местного самоуправления (например, Европейская хартия местного самоуправления и Международный пакт о гражданских и политических правах);
2. На национальном уровне представлялись полезными такие законодательные акты, как, например, Закон Украины от 21 мая 1997 года № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине» и Закон Украины от 05 февраля 2015 года № 157-VIII «О добровольном объединении территориальных громад»;
3. Важность для исследования представляют и те программные документы, которые определили основные векторы политики Украины в сфере местного самоуправления, а именно Стратегия устойчивого развития «Украина—2020» и Концепция реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти на Украине.
Для формирования комплексного взгляда на данную реформу, автором были рассмотрены труды российских, украинских и ряда зарубежных авторов.
Структура работы выглядит следующим образом:
Первая глава представляет собой анализ теоретических основ местного самоуправления, в частности теории децентрализации, субсидиарности, сверхдецентрализации, а также приводится характеристика унитарных государств с сильными муниципалитетами. Кроме того, в ней рассматриваются примеры правовой базы организации их работы в отдельных странах Европы.
Во второй главе представлена характеристика опыта, полученного в ходе предшествующих попыток реформировать систему местного самоуправления, которые проводились в Украине до 2014 года, так как каждая из них старалась по-своему отвечать тем проблемам, которые существовали в Украине в определенное время.
Третья глава посвящена непосредственно реформе 2014 года, предпосылкам к её проведению, инициаторам и ходу самой реформы, а также основным факторам её успеха.
Подводя итог, можно сказать, что в данной работе были достигнуты поставленные цели и решены задачи. В ходе анализа прошлых попыток провести схожую реформу, автором были выявлены как общая неготовность политической элиты Украины проводить глубокую реформу в сфере местного самоуправления в срок до 2014 года, так и соответствующая нехватка их финансирования, приведшие к тому, что реформы эти если и внедрялись, то оставались, в большинстве своём, малоэффективными. Отсутствие средств, единой концепции проведения реформы, серьёзный экономический и политический кризис, а также отсутствие политической воли действовавшей администрации препятствовали успешному проведению столь серьёзной реформы. Они, однако, смогли заложить ту основу, на которой в дальнейшем была основана реформа 2014 года.
Необходимость проведения реформы, тем не менее, оставалась очевидна, как по ряду внутренних причин (закрывалось рекордное количество школ, существовали серьезные проблемы в сфере здравоохранения, дороги местного значения нуждались в ремонте, выделение средств на который зачастую занимало очень много времени в виду сложности процедуры, характер распределения субвенций между отдельными территориями был скорее лоббистским, чем четко систематизированным), так и внешних, как, например, определённые обязательства Украины перед Европейским сообществом в преддверии подписания Соглашения об ассоциации с Европейским союзом.
Сама же реформа представляется одним из самых важных политических проектов, которые были претворены в жизнь в Украине после политических событий 2013-2014 годов. В виду сложившейся внутриполитической ситуации (в частности, утраты фактического контроля над тремя регионами – ДНР, ЛНР и Автономной Республики Крым) именно в 2014 году вопрос важности проведения глубокой реформы территориальных общин стал поворотным для Украины, закрывать на него глаза больше не представлялось возможным. Кроме того, учитывая тот факт, что ряд Западных институтов взял на себя часть ответственности (в том числе финансовой) по планированию и реализации данной реформы, можно говорить о важности стабилизации ситуации в Украине, которой могла способствовать децентрализация власти внутри страны, на фоне ухудшения международной политической ситуации.
На данный момент можно говорить о том, что реформа близится к своему успешному завершению. Этому в своё время способствовало множество факторов:
• осознание политической элитой Украины важности серьёзной переработки нормативно-правовой базы местного самоуправления;
• популярность реформы среди разных слоёв населения в силу того, что локальные изменения, которые она повлекла за собой, являются преимущественно положительными – ремонтируются школы и детские сады, местные дороги, устанавливаются детские площадки. Население той или иной объединённой громады видит, на что конкретно идут их налоги, что повышает их доверие к местным органам власти;
• готовность различных регионов Украины подстраиваться под новые реалии;
• существенная финансовая и теоретическая помощь со стороны Запада.
Кроме того, автор выявил ряд проблем, которые тормозят реформу в настоящее время, а также могут сделать это в долгосрочной перспективе:
• недостаточная квалификация представителей местных органов власти, что приводит к тому, что громады не всегда используют все 100% тех возможностей, что открываются перед ними после объединения;
• отсутствие должного внимания (а соответственно и контроля) к местным выборам, что может привести к потенциальным злоупотреблениям на местах;
• продолжающиеся боевые действия в отдельных регионах;
• отсутствие, на данный момент, должного контроля за деятельностью органов местного самоуправления в виду того, что пока что не был введен институт префектов;
• до настоящего момента все реформы проводились в рамках действующей Конституции, хотя многие политики и теоретики убеждены в необходимости внести в неё соответствующие правки и дополнения;
• частая смена «правил игры», то есть внесение изменений в те или иные законы, потенциально может привести к росту недоверия простого населения к решениям центральной и местной власти;
• отдельные местные администрации могут сами противиться проведению реформы, не желая терять рычаги контроля над местными советами, которые после объединения становятся финансово независимыми от воли чиновников районного и областного уровня.
Говоря о тех изменениях, которым подверглось местное самоуправление в Украине, хочется отметить готовность страны исполнять отдельные положения своих международных договоров, которые касаются данного вопроса и стараться найти выход из тех проблем, которые формировались десятилетиями. От успеха данной реформы во многом зависит дальнейшее позиционирование Украины на мировой арене, ведь словесная приверженность демократизации может смениться реальными шагами на пути к ней. Кроме того, перенимая опыт своих европейских коллег, Украина еще раз подчеркивает своё стремление к интеграции в европейское сообщество.
Такая реформа является беспрецедентной для Украины. Впервые в её современной истории предпринимается реальная попытка насытить бюджет муниципалитетов, что само по себе способствует совершенно иному позиционированию органов местного самоуправления, а также усилению эффективности управления на местном уровне.
Время покажет, является ли эта реформа отражением реального запроса политической элиты Украины и её населения на изменения или очередным проявлением трансформации феномена олигархии, так свойственного данному государству.
1. Выступление Порошенко на форуме по децентрализации в Виннице / YouTube. 05 апреля 2018 г. URL: https://www.youtube.com/watch?time_continue=487&v=lWCFjeJEwLo&feature=emb_logo (дата обращения 20.05.2020);
2. ГеопорталАдмiнiстративно-територiального устрою Украïни / URL:https://atu.gki.com.ua/ua/karta#map=6//50.00067775723633//29.992675781250004&&layer=8906587201596708-1,100//7376316114267884-1,100 (дата обращения 27.04.2020);
3. Децентрализация в Украине: достижения, надежды и опасения / Украинский независимый центр политических исследований. URL: https://www.international-alert.org/sites/default/files/Ukraine_Decentralisation_RU_2017.pdf (дата обращения 17.05.2020);
4. Динамика внешнего государственного долга Украины по данным от Министерства Финансов Украины. / URL: https://index.minfin.com.ua/finance/debtgov/foreign/(Дата обращения 15. 04. 2020);
5. Договор, учреждающий Европейское Сообщество (Рим, 25 марта 1957 г.) (консолидированный текст с учетом Ниццcких изменений) (с изменениями от 16 апреля 2003 г.). / URL: https://eulaw.edu.ru/dogovor-ob-uchrezhdenii-evropejskogo-soobshhestva-v-redaktsii-nitstskogo-dogovora/ (дата обращения 28.03.2020);
6. Европейская хартия местного самоуправления ETS N 122 (Страсбург, 15 октября 1985 г.). / Гарант плюс. URL: http://base.garant.ru/2540485/5ac206a89ea76855804609cd950fcaf7/ (дата обращения 22.03.2020);
7. Закон Верховной Рады Украины № 452/97-ВР от 15 июля 1997 г. «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» / URL: http://consultant.parus.ua/?doc=0050W502B6 (дата обращения 20.04.2020);
8. Закон Украинской ССР № 533-XII от 07 декабря 1990 г. «О местных Советах народных депутатов Украинской ССР и местном самоуправлении» / ВідомостіВерховноїРады УССР – 1991. № 2;
9. Закон Украины № №280/97-ВР от 21 мая 1997 г. «О местном самоуправлении в Украине» / IАС Консультант. URL: http://consultant.parus.ua/?doc=004JSFFFFA (дата обращения 17.05.2020);
10. Закон Украïни№ 2113-XII вiд 14 лютого 1992 р. «Про внесеннязмін і доповнень до Конституції (Основного Закону) України» / ВідомостіВерховної Ради України – 1992. № 20;
11. Закон Украïни№ 2234-XII вiд 26 березня 1992 р. «Про місцеві Радинароднихдепутатів та місцеве і регіональнесамоврядування» / ВідомостіВерховної Ради України – 1992. № 28;
12. Закон УкраÏни №1508-VII вiд 17 червня 2014 р. «Про співробітництвотериторіальних громад» / ВідомостіВерховної Ради (ВВР) – 2014;
13. Закон УкраÏни №1543-XII от 12 вересня 1991 року «Про правонаступництвоУкраїни» / ВідомостіВерховної Рады Украïни. – 1991. №46;
14. Закон УкраÏни №157-VIII вiд 5 лютого 2015 р. «Про добровільнеоб’єднаннятериторіальних громад» / ВідомостіВерховної Ради (ВВР) – 2015;
15. Заявления для прессы и ответы на вопросы журналистов по итогам встречи с Президентом Швейцарии, действующим председателем ОБСЕ ДидьеБуркхальтером. / URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/20973 (дата обращения 16.04.2020);
16. Карта объединения территориальных громад / Децентралiзацiя даєможливостi. URL: https://decentralization.gov.ua/map (дата обращения 19.05.2020);
17. Комплекс мер по выполнению Минских оглашений от 12 февраля 2015 г. / URL: http://kremlin.ru/supplement/4804#_ftn1 (дата обращения 19.05.2020);
18. Конституция Королевства Швеция от 27 февраля 1974 г. / URL: https://worldconstitutions.ru/?p=161 (дата обращения 28.03.2020);
19. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (в ред. от 30.12.2014 г.) / Гарант плюс. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/10103000/paragraph/25045:1 (дата обращения 20.03.2020);
20. Конституция Украины от 28 июня 1996 г. / Ведомости Верховной Рады Украины – 1996. № 30;
21. Конституция Федеративной Республики Германия от 25.05.1949 г. / URL: https://www.gesetze-im-internet.de/englisch_gg/englisch_gg.html#p0111 (дата обращения 28.03.2020);
22. Конституция Швейцарской Конфедерации от 10.04.1999 г. / URL: https://worldconstitutions.ru/?p=135 (дата обращения 28.03.2020);
23. Матрицярезультатіввпровадженнядецентралізації в Україні // Рада донорів/ Міністерстворегіональногорозвитку, будівництва та житлово-комунальногогосподарстваУкраїни. / URL: https://donors.decentralization.gov.ua/uploads/admin/donors_senate/file_uk/files/58eb8e2c6783ec045d924a23/CRF_for_reporting_Minregion_ukr.pdf (дата обращения 18.05.2020);
24. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. / URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml (дата обращения 20.03.2020);
25. Моніторингсоціально-економічногорозвиткурегіонів за 2018 р. / URL: https://www.minregion.gov.ua/wp-content/uploads/2019/05/Reytingova-otsinka-za-2018-rik-prezentatsiyni-materiali.pdf (дата обращения 20.05.2020);
26. Монiторингпроцесудецентралiзацiï влади та реформування мiсцевогосамоврядування станом на 10 грудня 2019 р. // Нацiональний проект Децентралiзацiя – 2019. / URL: https://decentralization.gov.ua/uploads/library/file/506/10.12.2019.pdf (дата обращения 19.05.2020);
27. Об'єднанігромади: дані по районах / Децентралiзацiя даєможливостi. URL: https://decentralization.gov.ua/gromada (дата обращения 19.05.2020);
28. Парада суверенитетов в Украине не будет, - Порошенко / YouTube. 05 апреля 2018 г. URL: https://www.youtube.com/watch?v=cfiI9Di-mtU&feature=emb_logo (дата обращения 20.05.2020);
29. Петро Порошенко. Запись в Twitter. 9 сентября 2015 г. / URL: https://twitter.com/poroshenko/status/641576024317251584?ref_src=twsrc%5Etfw%7Ctwcamp%5Etweetembed%7Ctwterm%5E641576024317251584&ref_url=https%3A%2F%2Fwww.dsnews.ua%2Fpolitics%2Fporoshenko-dopustil-peresmotr-izmeneniy-v-konstitutsii-v-09092015145000 (дата обращения 20.05.2020);
30. Постанова Верховноï Ради Украïньскоï РСР «Про проголошеннянезалежностіУкраїни» № 1427-XII от24 серпня 1991 р. / ВідомостіВерховної Ради України (ВВР). – 1991. № 38;
31. Постанова КабінетуМіністрів № 1001 вiд 21 липня 2006 р. «Про затвердженняДержавноїстратегіїрегіональногорозвитку на період до 2015 року» / URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1001-2006-%D0%BF#Text (дата обращения 25.05.2020);
32. Проект Закону про внесеннязмін до КонституціїУкраїни (щодоповноваженьорганівдержавноївлади та місцевогосамоврядування) № 4178а від 26 июня 2014 р. / URL: http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_2?pf3516=4178%D0%B0&skl=8 (дата обращения 17.05.2020);
33. Протокол о результатах консультаций Трехсторонней контактной группы от 5 сентября 2014 г. / ОБСЕ. – 2014. URL: https://www.osce.org/ru/home/123258?download=true (дата обращения 22.04.2020);
34. Результатипершогоетапудецентралізації в Україні 2014-2018 роки / URL: https://decentralization.gov.ua/about (дата обращения 17.05.2020);
35. РозпорядженняКабiнету міністрівУкраïни№ 333-р від 1 квітня 2014 р. «Про схваленняКонцепціїреформуваннямісцевогосамоврядування та територіальноїорганізаціївлади в Україні» / ОфіційнийвісникУкраїни – 2014;
36. Союзная Конституция Швейцарской Конфедерации от 18 апреля 1999 г. / URL: http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions/constit/swiss/swiss--r.htm (дата обращения 22.05.2020);
37. Стратегiя сталогорозвитку «УкраÏна – 2020» вiд 12 сiчня 2015 р. / URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/5/2015 (дата обращения 17.05.2020);
38. Указ Президента Российской Федерации № 147 от 17.03.2014 г. «О признании Республики Крым» / Гарант плюс. URL: http://base.garant.ru/70613384/ (дата обращения 20.03.2020);
39. Указ Президента Украïни № 706/2005 вiд 26 квiтня 2005 р. «Про Національну раду з питань державного управління та місцевогосамоврядування» / URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/706/2005 (дата обращения 25.05.2020);
40. Указ Президiï Верховноï Ради Украïни№ 1468-XII от 30 серпня 1991 р. «Про заборонудіяльностіКомпартіїУкраїни» / ВідомостіВерховної Ради України – 1991. № 44;
41. Украïна – 2020. Стратегiя розвитку / URL: https://web.archive.org/web/20150629172011/http://reforms.in.ua/Content/download/Strategy2020updUA.pdf (дата обращения 20.03.2020);
42. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. №40. URL: http://www.szrf.ru/szrf/docslist.phtml?md=1&nb=100&year=&issid=1002003040000 (дата обращения 20.03.2020);
43. Экономическая основа местного самоуправления / Карелия официальная. Официальный интернет портал Республики Карелия. URL: http://old.gov.karelia.ru/Karelia/1399/24.html (дата обращения 21.03.2020);
44. Constitution of the Italian Republic / Senatodella Repubblica – 1947. URL: http://www.senato.it/documenti/repository/istituzione/costituzione_inglese.pdf (дата обращения: 20.03.2020);
45. European commission for democracy through law (Venice commission) opinion on the draft law amending the constitution of Ukraine submitted by the President of Ukraine on 2 July 2014. Strasbourg, 27 October 2014 / Council of Europe. – URL: https://www.venice.coe.int/webforms/documents/?pdf=CDL-AD(2014)037-e (датаобращения 17.05.2020);
46. Grondwetvoor het Koninkrijk der Nederlanden – 2018. / URL: https://www.denederlandsegrondwet.nl/9353000/1/j4nvih7l3kb91rw_j9vvkl1oucfq6v2/vkwrfdbpvatz/f=/web_119406_grondwet_koninkrijk_nl.pdf (датаобращения: 20.03.2020);
47. Leo XIII. Rerum Novarum. Encyclicals – 1891. / URL: http://www.vatican.va/content/leo-xiii/en/encyclicals/documents/hf_l-xiii_enc_15051891_rerum-novarum.html (датаобращения 28.03.2020);
48. Local Government in Sweden – organization, activities and finance / Regerinskansliet. Ministry of Finance of Sweden. URL: https://www.vannas.se/default.aspx?di=2056 (датаобращения 28.03.2020);
49. Opinion on “whether the decision taken by the Supreme Council of the Autonomous Republic of Crimea in Ukraine to organise a referendum on becoming a constituent territory of the Russian Federation or restoring Crimea’s 1992 Constitution is compatible with constitutional principles” adopted by the Venice Commission at its 98th Plenary Session. Venice, 21-22 March 2014 / URL: https://www.venice.coe.int/webforms/documents/?pdf=CDL-AD(2014)002-e (дата обращения 18.04.2020);
50. Opinion on the Draft law amending the Constitution of Ukraine, submitted by the President of Ukraine on 2 July 2014, endorsed by the Venice Commission at its Plenary Session. Rome, 10-11 October 2014 / URL: https://www.venice.coe.int/webforms/documents/?pdf=CDL-AD(2014)037-e (датаобращения 18.04.2020);
51. Pius XI. Quadragesimo Anno. Vatican, 15 May 1931. / URL: http://www.vatican.va/content/pius-xi/en/encyclicals/documents/hf_p-xi_enc_19310515_quadragesimo-anno.html (датаобращения 28.03.2020);
52. Ukraine - Local Empowerment, Accountability and Development Programme / URL:https://donors.decentralization.gov.ua/en/project/u-lead (датаобращения 16.04.2020).
Литература:
1. «Яблоневая агломерация» четырех ОТГ Буковины - среди самых успешных проектов года // Укринформ – 10 декабря 2019 г. URL: https://www.ukrinform.ru/rubric-regions/2835148-ablonevaa-aglomeracia-cetyreh-otg-bukoviny-sredi-samyh-uspesnyh-proektov-goda.html (дата обращения 20.05.2020);
2. Азизова, А. И. Основные модели местного самоуправления / А.И. Азизова // Актуальные проблемы права: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/352/15471/ (дата обращения: 27.03.2020);
3. В Донецкой области не решаются многие проблемы из-за противоречивых и абсурдных действий правительства - бывший заместитель губернатора Донетчины Виктор Андрусив // ВЧАСНО. Iнформацiйне агентство – 07 февраля 2016 г. URL: https://vchasnoua.com/interview/33467-v-donetskoj-oblasti-ne-reshayutsya-mnogie-problemy-iz-za-protivorechivykh-i-absurdnykh-dejstvij-pravitel-stva-byvshij-zamestitel-gubernatora-donetchiny-viktor-andrusiv (дата обращения 20.05.2020);
4. В изменениях в Конституцию нет никакого «особого статуса» для Донбасса – Гройсман // Укринформ – 30 августа 2015 г. URL: https://www.ukrinform.ru/rubric-other_news/1878733-v_izmeneniyah_v_konstitutsiyu_net_nikakogo_osobogo_statusa_dlya_donbassa___groysman_1779773.html (дата обращения 19.05.2020);
5. Василий Ильницкий. Сельские рады vsгосадминистрации // День – 31 августа 2016 г. URL: https://day.kyiv.ua/uk/article/podrobyci/cilski-radyvs-derzhadministraciyi (дата обращения 20.05.2020);
6. Верховный Совет Крыма принял постановление о независимости автономии // РИА Новости – 17 марта 2014 г. URL: https://ria.ru/world/20140317/999811829.html (дата обращения 19.03.2020);
7. Взрыв у Верховной Рады: инфографика // Корреспондент.net – 03 сентября 2015 г. URL: https://korrespondent.net/ukraine/3558656-vzryv-u-verkhovnoi-rady-ynfohrafyka (дата обращения 20.05.2020);
8. Выборы в Краматорске и Славянске: как и почему на Донбассе выиграл "Оппоблок" // BBCУкраïна – 26 октября 2015 г. URL: https://www.bbc.com/ukrainian/ukraine_in_russian/2015/10/151026_ru_s_donbas_election (дата обращения 20.05.2020);
9. Геннадий Зубко, вице-премьер-министр Украины: Украинцев от выезда за границу удержат более высокие зарплаты и новое качество инфраструктуры для жизни // Укринформ – 26 декабря 2017 г. URL: https://www.ukrinform.ru/rubric-society/2370499-gennadij-zubko-vicepremerministr-ukrainy.html (дата обращения 19.05.2020);
10. Глава МИД ДНР: проект "Новороссия" закрыт на время - мы не имеем права навязывать Харькову, Запорожью, Одессе свое мнение // Правда.ру – 18 мая 2015 г. URL: https://www.pravda.ru/news/world/1260399-donbass/ (дата обращения 17.04.2020);
11. Гомцян, С. В. Динамика развития принципа субсидиарности в Европейском союзе / С.В. Гомцян // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2007. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-razvitiya-printsipa-subsidiarnosti-v-evropeyskom-soyuze (дата обращения: 28.03.2020);
12. Горбатюк, Е.С. Основные теории местного самоуправления: аналитический обзор / Е.С. Горбатюк // Вестник СПбГУ. Серия 6. Политология. Международные отношения. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-teorii-mestnogo-samoupravleniya-analiticheskiy-obzor (дата обращения: 20.03.2020);
13. Грецкий, И.В. Конституционная реформа в Украине / И.В. Грецкий // Современная Европа. – 2012. № 4. – С. 44-57;
14. Гущин, А.В., Левченков, А.С., Косован, Е.А. / Украина в 1992 – 2016 гг. / А.В. Гущин, А.С. Левченко, Е.А. Косован // Труды Института постсоветских и межрегиональных исследований. Выпуск 1: Украинистика / под ред. Е.И.Пивовара [и др.]. – М.: РГГУ, 2018. – 220 с.;
15. Донецкая и Луганская республики объединились в "Новороссию" // РБК – 24 мая 2014 г. URL: https://www.rbc.ru/politics/24/05/2014/57041d539a794761c0cea19c (дата обращения 15.04.2020);
16. Жбанков, В.А. Субсидиарность как свойство правовой системы / В.А. Жбанков // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2015. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subsidiarnost-kak-svoystvo-pravovoy-sistemy (дата обращения: 28.03.2020);
17. Иванов, И. Украинский кризис через призму международных отношений // И.С. Иванов – М.: НП РСМД, 2015. – 208 с.;
18. Интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова телеканалу «Блумберг» // Сайт Министерства Иностранных дел РФ – 14 мая 2014. URL: https://www.mid.ru/web/guest/maps/ua/-/asset_publisher/ktn0ZLTvbbS3/content/id/60498 (дата обращения 15.04.2020);
19. Либоракина, М.И. Зарубежный опыт организации местного самоуправления / М.И. Либоракина // Полития. 2003. №4;
20. МВФ и Украина: история займов и отношений // BBCNewsУкраïна – 21 мая 2019 г. URL: https://www.bbc.com/ukrainian/features-russian-48348016 (дата обращения 18.04.2020);
21. Мiльбрадт, Г. Децентралізація – найуспішніша з українських реформ / Г. Мiльбрадт // Служба Віце-прем'єр-міністраУкраїни – 01 лютого 2018 р. URL: https://www.kmu.gov.ua/news/decentralizaciya-najuspishnisha-z-ukrayinskih-reform-specposlannik-uryadu-nimechchini-georg-milbradt (дата обращения 19.04.2020);
22. Парламент Крыма принял решение о вхождении автономии в состав России // РИА новости – 06 марта 2014 г. URL: https://ria.ru/world/20140306/998422576.html (дата обращения 19.03.2020);
23. Побережний, Г. Децентралiзацiя як засiб вiд сепаратизму / Г. Побережний // Критика. 2006. URL: https://krytyka.com/ua/articles/detsentralizatsiya-yak-zasib-vid-separatyzmu (дата обращения 18.04.2020);
24. Приймачук: При Януковиче всем "смотрящих" ставили. Люди Саши-стоматолога на всех госпредприятиях сидели // Гордон – 12 апреля 2018 г. URL: https://gordonua.com/news/politics/priymachuk-pri-yanukoviche-vsem-smotryashchih-stavili-lyudi-sashi-stomatologa-na-vseh-gospredpriyatiyah-sideli-241186.html(дата обращения 25.05.2020);
25. Реформа административно-территориального устройства Украины: что предлагает Кучма // Корреспондент.net – 26 сентября 2003 г. URL: https://korrespondent.net/ukraine/politics/79815-reforma-administrativno-territorialnogo-ustrojstva-ukrainy-chto-predlagaet-kuchma (дата обращения 15.03.2020);
26. Реформа не для Европы, а для украинцев // Крымские известия – 29 августа 2012 г. URL: http://politika-crimea.ru/k/536-konstantinov-vladimir-andreevich-dose/36122-reforma-ne-dlya-evropy-a-dlya-ukraintsev (дата обращения 17.05.2020);
27. Розробка курсу на змiцнення мiсцевогосамоврядування в Украïнi (ПУЛЬС) // Децентралiзацiя даєможливості. URL: https://donors.decentralization.gov.ua/project/pulse (дата обращения 18.04.2020);
28. Сильные громады создаются там, где живут активные люди – представители ОТГ Донетчины // ВЧАСНО. Iнформацiйне агентство – 10 января 2018 г. URL: https://vchasnoua.com/special/democracy/actual/54648-silnye-gromady-sozdayutsya-tam-gde-zhivut-aktivnye-lyudi-predstaviteli-otg-donetchiny (дата обращения 20.05.2020);
29. Старосты в объединённых общинах // URL: https://decentralization.gov.ua/starosta (дата обращения 17.05.2020);
30. Старт програми DOBRE: на розвитоктериторіальних громад буде надано 50 млн дол США, — Геннадій Зубко // Децентралiзацiя даєможливості – 25 октября 2016 г. URL: https://decentralization.gov.ua/news/3561?page=5 (дата обращения 18.04.2020);
31. Тихонов предложил превратить Украину в федерацию // Украïнькiновини – 30 апреля 2010 г. URL: https://ukranews.com/news/38513-tykhonov-predlozhyl-prevratyt-ukraynu-v-federacyyu (дата обращения 25.05.2020);
32. Украинские националисты испугались российской палатки // Lenta.ru – 20 ноября 2006 г. URL: https://lenta.ru/news/2006/11/20/tent/ (дата обращения 25.05.2020);
33. Умланд, А. Четыре геополитических измерения децентрализации Украины: как украинская реформа местного самоуправления повлияет на развитие постсоветских стран / А. Умланд // Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры – Русское издание. – 2012;
34. УспіхиНедобоївської ОТГ, Чернівецька область, ICTV // YouTube. 14 сентября 2017 г. URL: https://www.youtube.com/watch?time_continue=104&v=aSeX4mfabWk&feature=emb_logo (дата обращения 20.05.2020);
35. Филимонова, Е.Л., Коваленко, Д. Гиперинфляция в Украине в начале девяностых / Е.Л. Филимонова, Д. Коваленко // Вісник ПДАБА. – 2011. №6-7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/giperinflyatsiya-v-ukraine-v-nachale-devyanostyh (дата обращения: 30.05.2020);
36. Aristotle. The Politics and the Constitution of Athens // URL: https://oll.libertyfund.org/titles/aristotle-constitution-of-athens (дата обращения 28.03.2020);
37. How European Ukraine is being sewn of amalgamated hromadas // Decentralization – 5 December 2017. URL: decentralization.gov.ua/en/news/7747 (дата обращения 17.05.2020);
38. Kremlin Aggression in Ukraine: Seeking Restitution for Private Property // YouTube. 20 марта 2018 г. URL: https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=NAUItIBXhcM&feature=emb_logo (дата обращения 16.04.2020);
39. Myshlovska, O. Democratising Ukraine by Promoting Decentralization? A Study of Swiss-Ukraine Cooperation // International Development Policy Working Papers – 4 May 2015. URL: https://journals.openedition.org/poldev/2010 (дата обращения 18.04.2020);
40. Seminar Proceedings. Supporting Decentralisation in Ukraine: Enhancing Public Investment across Levels of Government // OECD Regional Development Policy Division. OECD Eurasia Competitiveness Programme. - 2017. – 27 p.