ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ЕГО РАЗВИТИЕ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКЕ 8
1.1. История развития ответственности как этической категории 8
1.2. Развитие экологического течения в этике XX века 15
1.3. Спорные моменты в отказе от антропоцентризма 20
1.4. Экологическая ответственность в этике Ганса Йонаса 23
Глава 2. ПРИНЦИП УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И КОРПОРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА 28
2.1. Концепция устойчивого развития в формировании ответственных отношений в бизнесе 28
2.2. Коллективная ответственность: спорные моменты 34
2.3. Корпоративная социальная ответственность как фактор устойчивого развития 39
Глава 3. КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ 44
3.1. Оценка уровня экологической ответственности предприятия 44
3.2. Экологический менеджмент как путь к ответственному ведению бизнеса 48
3.3. Анализ социальной отчетности ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
Список используемой литературы 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
В начале XXвека мир стоял на пороге громких технических открытий, роста науки и бурного промышленного прогресса. Сейчас же, перешагнув порог XXIстолетия, человечество оказалось заложником собственного развития. Под угрозу встал не только вопрос о комфортном проживании нашего вида на планете, но и вопрос о его выживании вообще, поскольку вызванные человеком нарушения экологического баланса ведут уже к бесповоротным изменениям в природе. Это несомненно негативно сказывается на общем физическом и психологическом здоровье населения, а также пагубно влияет на наш генотип, провоцируя катастрофичные последствия в будущем. Актуальные проблемы экологии и риски возникновения более серьезных катастроф – прямая угроза существованию нашей цивилизации. Развитие науки и техники в прошлом столетии не только приблизили технологические возможности человечества к глобальным процессам, происходящим на планете, но и сделали ноосферу главной особенностью развития планеты Земля, поскольку человек стал одним из важных участников экологических отношений. Отсюда вытекает одна из важнейших проблем экологической этики – проблема ответственности. Мы живем в эпоху активно развивающегося бизнеса, в эпоху, когда крупные корпорации являются участниками корпоративных социальных отношений. Такие фирмы обладают огромной финансово-ресурсной базой и включают в себя множество взаимосвязанных систем. От уровня ответственности подобных предприятий зависит не только ущерб, наносимый природе, но и общее социальное благополучие человечества, а от крупных предпринимателей сейчас ждут далеко не заоблачных прибылей и безудержного роста. Социальная ответственность компании и ее обеспокоенность благополучием человечества – одни из важнейших факторов, формирующих положительную репутацию бизнеса в наше время. Последние двадцать лет ведется активное изучение проблем корпоративной социальной и экологической ответственности, разрабатываются новые модели управления предприятием, основанные на ответственных началах. Социальная и экологическая отчетность играет все большую роль при заключении крупных сделок.
На Западе корпоративная социальная ответственность, экологический менеджмент и концепция устойчивого, развития имеют довольно обширные теоретические исследования, а также активно используются и развиваются. В отечественной литературе эта область знаний является плохо исследованной, а проблема ухода от ответственности и не поднимается вовсе. В контексте не изученности проблемы, данная тема представляет для меня особый интерес.
Актуальность выбранной работы заключается в том, что изучение экологической ответственности и ухода от нее может стать не только ключом к устойчивому развитию общества и решению современных проблем экологии, но и шагом к новому сознанию, построенном на ответственном, более нравственном поведении. Целью данной работы является изучение генезиса понятия ответственности, а также его развития в экологической этике, рассмотрение понятия корпоративной социальной ответственности в контексте устойчивого развития и главных инструментов ответственного ведения бизнеса для возможности практической оценки экологической ответственности предприятия на основе его отчетности.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- Изучить развитие понятия ответственности как этической категории
- На основании изученного материала выделить термин ухода от ответственности
- Рассмотреть основные тенденции экологической этики в XX веке
- Выделить основные противоречия реализации ответственности в антропоцентрической и биоцентрической этике
- Рассмотреть развитие понятия ответственность в экологической этике Г.Йонаса
- Изучив принцип устойчивого развития, рассмотреть его влияние на корпоративную ответственность
- Выделить основные спорные моменты в коллективной и индивидуальной ответственности
- Дать оценку экологическому менеджменту как одному из важнейших инструментов по устойчивому развитию
- Изучить основные методики оценки социальной и экологической ответственности предприятия
- Исходя из рассмотренных методик провести анализ социальной отчетности компании ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»
- На конкретном примере рассмотреть предприятие, в котором не развита политика устойчивого развития, выделив при этом основные проблемы
- Проследить основные тенденции развития отечественного бизнеса
Объект исследования: моральные отношения человека и природы.
Предмет исследования: механизмы регуляции ответственных отношений между человеком и природой (механизмы формирования экологического сознания, инструменты регулирования ответственности в бизнесе).
В первой главе «Развитие понятий ответственности и экологической этики» была изучена история становления категории ответственности в классической этике, а также основные тенденции для ее дальнейшего изучения. Для этого была исследованы труды Сократа, Платона, Аристотеля, Вебера, Канта, Милля, Бентама, Сартра, Йонаса, Парсонса и других. В этой главе было выделено общее понимание ответственности, а также обозначен термин ухода от ответственности. Исследуя этику экологической ответственности, был сделан вывод о том, что основной проблемой в данном контексте, является проблема морального сознания, построенного на принципах ответственности и разумного природопользования.
Во второй главе «Принцип устойчивого развития и корпоративная ответственность бизнеса» были рассмотрены основные тенденции устойчивого развития человечества в XXвеке и развитие корпоративной социальной ответственности. Глава посвящена истории становления понятий и рассмотрению главных спорных моментов в их реализации, а также главных механизмов и стратегий по управлению предприятием на ответственных началах. В ходе работы была выделена их структура, главные задачи и направления, а также использовалась литература Йонаса, Хесле, Панова, Апеля и прочих. Был сделан вывод о том, что и коллективная и индивидуальная ответственность, имеют ряд своих противоречий в применении их на практике.
В третьей главе «Корпоративная социальная отчетность» был рассмотрен главный инструмент управления социально и экологически ответственной компанией – экологический менеджмент. В данной главе была доказана его эффективность в плане ресурсопользования и стремления к стратегии устойчивого развития. Были рассмотрены главные критерии, стандарты и отчеты, по которым может производиться оценка социальной ответственности компании. Но основании изученных данных был проведен анализ социального отчета компании ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», который показал высокий уровень как социальной, так и экологической ответственности корпорации. Это доказывает эффективное внедрение, применение системы экологического менеджмента и следование концепции устойчивого развития. Социальный отчет компании произвел положительное впечатление и дал исчерпывающее представление о том, что ОАО «ММК» является примером социально-ответственного предприятия, в интересы которого входит не только экологически-чистая деятельность, но и благополучие общества. Был проведен анализ предприятия, не имеющего четко выраженной политики ответственности, со всеми вытекающими фактами. В заключение к главе было сделано несколько выводов о том, что корпоративная социальная отчетность является отличительной особенностью крупных корпораций, нормирующей деятельность фирмы в рамках ответственности и общего блага. Для развивающихся компаний открытый мониторинг данных и политика экологической ответственности может стать преимуществом при заключении важных сделок и при общении с заинтересованными сторонами.
Работа состоит из трех глав, десяти параграфов, введения, заключения, списка литературы и одного приложения.
В мире активно развивающихся технологий и расширяющегося бизнеса очень важным моментом остается ответственность компаний за свои действия. Экологические требования и законодательства не могут целиком решить эту проблему. Уход от ответственности в экологической этике – это симптом антропоцентрического сознания, создающего пустое пространство безответственности внутри системы отношения "человек-природа".
На основании проделанной работы, было изучено понятие ответственности и сделан вывод о том, что человеку для того, чтобы быть нравственным, необходимо следовать принципу ответственности по отношению к природе. Так же на основе изученного материала был выделен термин ухода от ответственности, приравненный к безответственному поведению, либо отсутствию ответственности как таковой. На основании классической этики и экологической этики Ганса Йонаса была отмечена необходимость развития ответственности в современном обществе, на основании актуальных проблем и тенденций. Исследовав этику ответственности XX века, были выделены положительные тенденции в развитии предприятий, основанных на принципах устойчивого развития и социальной ответственности.
Рассматривая принципы устойчивого развития, была дана трактовка понятия сознания как сложной, взаимосвязанной системы. В ходе изучения данной темы, важным моментом для рассмотрения была проблема морального сознания. Были сделаны выводы о том, что моральное сознание человека является определяющим фактором его чувства ответственности, а антропоцентризм, укоренившийся в менталитете человечества на нравственном уровне не может стать базисом для решения экологических проблем. Стоит отметить, что рассмотрение ответственности в контексте компании, позволило выделить ряд спорных моментов в коллективной ответственности, а также возможность от ее ухода на индивидуальном уровне.
Исходя из проделанной работы во второй главе, можно сказать, что принцип устойчивого развития – совокупность качественных изменений, состоящая из экологических, социальных, финансовых и институциональных изменений, направленных на укрепление человеческого потенциала, а также его прогрессивного роста. Устойчивое развитие, а также корпоративная социальная ответственность – одни из важнейших инструментов в решении актуальных экологических проблем.
Особое внимание в заключительной главе было уделено исследованию молодого, но интенсивно развивающегося направления – экологического менеджмента. В ходе работы была рассмотрена история появления данного развивающегося знания, выделены его формы, цели и задачи. На основе международной сертификации выделены основные критерии, по которым может происходить оценка уровня социальной ответственности предприятия и его соответствия международному стандарту ISO 14001. Было выделено, что активное внедрение и развитие принципов ответственного ведения в бизнесе является тенденцией Запада. В отечественной литературе на данный момент нет четкого мнения по поводу экологического менеджмента, а социальная ответственность бизнеса только начинает набирать популярность у предпринимателей. Так были рассмотрены некоторые примеры бизнеса, ведущего ответственную стратегию развития, прослежена динамика их позитивного развития в отношении с экологией, заинтересованными сторонами, государством и обществом. Так же, на основании информации из СМИ, был приведен пример предприятия, не имеющего четкой структуры экологического менеджмента. На основании отсутствия социальной отчетности и стратегии экологического развития был сделан вывод о том, что отсутствие экологической ответственности и экологического сознания позволяют предпринимателям пользоваться неточностями в законодательстве, либо просто откупаться штрафами. Это приводит не только к состоянию безответственности, но и к природным кризисам. Также были предложено, что государство, общество и крупный бизнес должны способствовать развитию этики ответственного ведения бизнеса в современном предпринимательстве.
Для анализа социального отчета выбрана корпорация ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат». Проводя исследование отчета, были рассмотрены экологические показатели предприятия, его социальная и экологическая политика. Ввиду открытости предприятия, четко прописанной экологической политики и внедренной системе экологического менеджмента компания ОАО «ММК» не только является примером бизнеса, основанного на принципе устойчивого развития, но и примером коллектива, в котором практически невозможен уход от ответственности. Можно сделать вывод, что компания развивается на основании личного интереса к общественному благу и мнению стейкхолдеров. Важно выделить, что с экономической стороны предприятие так же является успешным. Это показывает возможность ведения сбалансированной политики устойчивого развития и социальной ответственности с учетом экономических интересов компании.
Подводя итог, можно сказать, что этика ответственности, построенная на экологическом сознании, ведет не только к более нравственным отношениям человека и природы, но и к позитивному развитию всего человечества. Состояние, при котором индивид не является участником ответственных отношений с природой – уход от ответственности. Уход от ответственности – это одна из важнейших проблем экологической этики, а рассмотренные в данной работе механизмы и принципы – одни из важнейших инструментов для решения экологических проблем. Тема, рассмотренная в работе, является актуальной не только для применения на практике, но и для теоретического исследования, ввиду своей малоизученности.
1. Апель К. -О. Трансформация философии. М.: «Логос», 2001, С. 240.
2. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск: Лит., 1998. С. 1392.
3. Артемов, В. М. Свобода и нравственность // В. М. Артемов. «Реабилитация», М., 2007. С. 224.
4. Благов. Ю. Е. Стратегический менеджмент // Вестник Санкт-Петербургского Государственного Университета. Сер. менеджмент. 2011. №1. С. 5.
5. Бурк Л., Логздон Дж.М. Как окупается корпоративная социальная ответственность // Российский журнал менеджмента. 2010. №4. С. 57-59.
6. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М., 1991. С. 270.
7. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М., МПСИ. 1999. С. 320.
8. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов на Дону. 1996. С. 470.
9. Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. М., Айрис-Пресс, 2004. С. 480.
10. Кант И. Лекции по этике // Кант И., Перевод с немецкого – М.: Республика, 2000. С. 431.
11. Кушлин В.И. Основные принципы и условия осуществления экологического менеджмента в современной России // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. – М.: ВИНИТИ, 1999. №4 С. 186.
12. Ленк Х. Ответственность в технике, за технику с помощью техники // Философия техники в ФРГ. М.: Прогресс, 1989. С. 392.
13. Норт К. Основы экологического менеджмента. М., Планета, 1994. С. 220.
14. Нэш Р. Права природы: История экологической этики. Киев: Киевский эколого-культурный центр, 2001. - С. 166.
15. Панов В.И., Лидская Э.В. Концепция устойчивого развития: экологическое мышление, сознание, ответственность // Вестник МГТУ им. М.А.Шолохова. Социально-экологические технологии. №1, Т.1.2012. С 41.
16. Платон. Собрание сочинений в четырёх томах. «Мысль», Москва 1994 г., Т. 1,C. 632.
17. Попович Н.Д. Социально-философская критика нон-антропоцентризма // Перспективы науки и образования, №1(7), 2014. С.17.
18. Сартр Жан-Поль. Экзистенциализм – это гуманизм. Сумерки богов М., 1989. С. 398.
19. Столовый Д.Э. Проблемы производственного экологического мониторинга бурения поисково-разведочных скважин Российского сектора Каспийского моря // «Новейшие технологии освоения месторождений углеводородного сырья и обеспечение безопасности экосистем Каспийского шельфа»: материалы III научно-практической конференции, 7 сентября 2012 года / Астраханский Государственный Технический университет. Астрахань: Изд-во АГТУ, 2012. 208 с. ISBN 978-5-89154-469-7. С. 171-174.
20. Хащенко Н.Н. Типология актуального экологического сознания личности // 4-я Российская конференция по экологической психологии: Материалы конференции // Под общ. Ред. В.И.Панова, А.В.Иващенко. М., 2006. С. 43-54.
21. Хесле В. Философия и экология. М., Наука, 1993. С. 208.
22. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 836.
23. Социальный отчет ОАО «ММК» (электронный ресурс): http://www.mmk.ru/upload/medialibrary/8fb/MMK%202014%20nfo.pdf [дата обращения: 03.05.2016]
24. Газета «Слава Севастополя» (электронный ресурс): http://slavasev.ru/2015.4.2/view/45836_po-rezultatam-prokurorskoy-proverki-dva-sevastopolskih-predpriyatiya-zagryaznyayuschie.html [дата обращения: 03.05.2016]
25. Carroll A. B. The Pyramid of Corporate Social Responsibility: Toward the Moral Management of Organizational Stakeholders // Business Horizons. 1991. Vol. 34. N 4. P. 48.
26. M.FriedmanThe social responsibility of business is to increase its profits. NewYorkTimes 32(13): 122–126.