Формы организации учебно-воспитательного процесса по ОБЖ со школьниками 8 класса (Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте, Алтайский государственный педагогический университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 40 учащихся 8-х классов.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы по проблеме организации учебно-воспитательного процесса в курсе основ безопасности жизнедеятельности 6
1.1. Понятие «учебно-воспитательный процесс» в научной литературе 6
1.2. Формы организации учебно-воспитательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности 10
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Методические материалы по разработке и апробации системы учебно-воспитательной работы в курсе основ безопасности жизнедеятельности 19
2.1. Разработка программы учебно-воспитательной работы для обучающихся 8-х классов по основам безопасности жизнедеятельности 19
2.2. Анализ результатов апробации разработанной системы учебно-воспитательной работы в курсе основ безопасности жизнедеятельности 25
Выводы по второй главе 34
Заключение 36
Список использованной литературы и источников 38
Приложения 42
Выборка: 40 учащихся 8-х классов.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы по проблеме организации учебно-воспитательного процесса в курсе основ безопасности жизнедеятельности 6
1.1. Понятие «учебно-воспитательный процесс» в научной литературе 6
1.2. Формы организации учебно-воспитательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности 10
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Методические материалы по разработке и апробации системы учебно-воспитательной работы в курсе основ безопасности жизнедеятельности 19
2.1. Разработка программы учебно-воспитательной работы для обучающихся 8-х классов по основам безопасности жизнедеятельности 19
2.2. Анализ результатов апробации разработанной системы учебно-воспитательной работы в курсе основ безопасности жизнедеятельности 25
Выводы по второй главе 34
Заключение 36
Список использованной литературы и источников 38
Приложения 42
Актуальность исследования. Согласно Федеральному государственному стандарту для общеобразовательных учреждений РФ организация воспитательной работы является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе [31]. Реализация требований ФГОС, основных образовательных программ общего образования и программ внеклассной работы по Основам безопасности жизнедеятельности (Далее – ОБЖ), обеспечит формирование культуры безопасности жизнедеятельности личности и усвоение азов обеспечения комплексной безопасности общества и государства. Учебно-воспитательный процесс по ОБЖ объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации.
ОБЖ – область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них. Для успешной реализации мер по сохранению жизни людей, по обеспечению личной и коллективной безопасности значительную роль, если не сказать – определяющую, играют уровень знаний каждого человека об опасностях окружающего мира и способах защиты от них, практические навыки защиты, а также сформированности культуры безопасного поведения. Возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, формирования культуры безопасного поведения и выработки привычек здорового образа жизни. В этой связи актуализируется проблема организации учебно-воспитательного процесса по ОБЖ, так как она позволяет расширить границы образовательной программы, учесть условия современных реалий, запросы и интересы учащихся.
Степень изученности. Сущность учебно-воспитательного процесса и ее педагогическое значение раскрыто в трудах В.Т. Кабуш, Э.А. Киреевой, В.Г. Крысько, Т.П. Лешкович и др. Цели и задачи учебно-воспитательной работы по основам безопасности жизнедеятельности определены Е.М. Кутищевой, В.И. Мешкаускас, М.С. Павловым и др. Направления и принципы учебно-воспитательной работы по ОБЖ охарактеризованы Е.К. Соколовой, И.А. Торопыгиным и др. Методы и формы учебно-воспитательной работы в курсе ОБЖ рекомендованы Д.Р. Мишустиным, С.А. Шакуровым и др.
Объект исследования – процесс организации учебно-воспитательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности.
Предмет исследования – педагогические условия организации учебно-воспитательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности.
Цель исследования – изучение методических аспектов организации учебно-воспитательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности.
Гипотеза исследования: организация учебно-воспитательного процесса по ОБЖ позволит активизировать познавательную активность, если:
- в ней будут учтены возрастные особенности обучающихся, их потребности и интересы;
- будут в учебно-воспитательном процессе использованы нетрадиционные формы и методы.
Для достижения поставленной цели были определены задачи:
1. Раскрыть теоретические основы изучения проблемы организации учебно-воспитательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности.
2. Описать формы учебно-воспитательного процесса в курсе основ безопасности жизнедеятельности.
3. Разработка учебно-воспитательной работы по основам безопасности жизнедеятельности и проверка ее эффективности.
Методы исследования: теоретические – анализ научной и методической литературы, методы анализа, аналогии и сравнения, обобщение; экспериментальные – анкетирование, количественный и качественный анализ анкетирования.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций прикладного характера по организации учебно-воспитательного процесса в курсе основ безопасности жизнедеятельности
Выборка: в исследовании приняли участие 40 учащихся 8-х классов: 20 учащихся 8-го класса составили экспериментальную группу, 20 учащихся 8-го класса «Б» составили контрольную группу.
Этапы исследования:
Первый этап организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни определения сформированности культуры безопасного поведения у учащихся 8-х классов. Осуществлялась обработка полученных данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги исследовательской работы, оформлялись результаты исследования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
ОБЖ – область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них. Для успешной реализации мер по сохранению жизни людей, по обеспечению личной и коллективной безопасности значительную роль, если не сказать – определяющую, играют уровень знаний каждого человека об опасностях окружающего мира и способах защиты от них, практические навыки защиты, а также сформированности культуры безопасного поведения. Возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, формирования культуры безопасного поведения и выработки привычек здорового образа жизни. В этой связи актуализируется проблема организации учебно-воспитательного процесса по ОБЖ, так как она позволяет расширить границы образовательной программы, учесть условия современных реалий, запросы и интересы учащихся.
Степень изученности. Сущность учебно-воспитательного процесса и ее педагогическое значение раскрыто в трудах В.Т. Кабуш, Э.А. Киреевой, В.Г. Крысько, Т.П. Лешкович и др. Цели и задачи учебно-воспитательной работы по основам безопасности жизнедеятельности определены Е.М. Кутищевой, В.И. Мешкаускас, М.С. Павловым и др. Направления и принципы учебно-воспитательной работы по ОБЖ охарактеризованы Е.К. Соколовой, И.А. Торопыгиным и др. Методы и формы учебно-воспитательной работы в курсе ОБЖ рекомендованы Д.Р. Мишустиным, С.А. Шакуровым и др.
Объект исследования – процесс организации учебно-воспитательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности.
Предмет исследования – педагогические условия организации учебно-воспитательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности.
Цель исследования – изучение методических аспектов организации учебно-воспитательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности.
Гипотеза исследования: организация учебно-воспитательного процесса по ОБЖ позволит активизировать познавательную активность, если:
- в ней будут учтены возрастные особенности обучающихся, их потребности и интересы;
- будут в учебно-воспитательном процессе использованы нетрадиционные формы и методы.
Для достижения поставленной цели были определены задачи:
1. Раскрыть теоретические основы изучения проблемы организации учебно-воспитательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности.
2. Описать формы учебно-воспитательного процесса в курсе основ безопасности жизнедеятельности.
3. Разработка учебно-воспитательной работы по основам безопасности жизнедеятельности и проверка ее эффективности.
Методы исследования: теоретические – анализ научной и методической литературы, методы анализа, аналогии и сравнения, обобщение; экспериментальные – анкетирование, количественный и качественный анализ анкетирования.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций прикладного характера по организации учебно-воспитательного процесса в курсе основ безопасности жизнедеятельности
Выборка: в исследовании приняли участие 40 учащихся 8-х классов: 20 учащихся 8-го класса составили экспериментальную группу, 20 учащихся 8-го класса «Б» составили контрольную группу.
Этапы исследования:
Первый этап организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни определения сформированности культуры безопасного поведения у учащихся 8-х классов. Осуществлялась обработка полученных данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги исследовательской работы, оформлялись результаты исследования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Потребность совершенствования школьного образования обусловливает интенсивное изучение познавательной активности школьников, поиск путей формирования интереса и потребности к безопасному поведению, к изучению основ безопасности жизнедеятельности. Одним из способов создания условий для активизации познавательной деятельности и формирования интереса к изучению основ безопасности жизнедеятельности является включение ученика в процесс учебно-воспитательной работы. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение учебно-воспитательной работы в деле обучения и воспитания обучающихся, каждому учителю известно, как много дает учебно-воспитательной работа, и какой огромный потенциал в ней заложен.
Учебно-воспитательная работа в школе – составная часть образовательного процесса школы, основной образовательной программы, призванная решать задачи учебной и внеучебной деятельности в комплексе, одна из форм организации деятельности обучающихся. Преемственность между урочной и внеурочной работой не только стимулирует деятельность обучающихся за счет повышения готовности участвовать в ней, но и объединяет мотивы учебно-воспитательной работы, дает возможность практически применять знания, умения и навыки. Результатом соблюдения преемственности является совершенствование и закрепление полученных на уроке знаний, умений и навыков.
Учебно-воспитательная работа учителя основ безопасности жизнедеятельности – это организация педагогом различных видов деятельности обучающихся, основанная на их личных интересах и потребностях, обеспечивающая необходимые условия для социализации личности во внеучебное время. Учебно-воспитательная работа рассматривается, как основанная на интересе и личностных потребностях, обучающихся часть воспитательного процесса, осуществляемая во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной программы и направленная на социализацию личности школьника. Учебно-воспитательная работа по ОБЖ призвана способствовать самосовершенствованию, формированию ЗОЖ, развитию физических, нравственных, интеллектуальных качеств.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано и проведено экспериментальное исследование. Анализ результатов констатирующего этапа опытной работы выявил проблемы в развитии познавательной деятельности у обучающихся 8-го класса применительно к изучению основ безопасности жизнедеятельности.
Результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента послужили основанием для разработки и проведения системы учебно-воспитательной работы по основам безопасности жизнедеятельности. В рамках реализации учебно-воспитательной работы с обучающимися экспериментального класса был реализован элективный курс «Первая помощь пострадавшим» проведены такие мероприятия, как маршрутная игра, социальный проект, викторина, акция, месячник по ОБЖ и т.д.
Результаты повторной диагностики свидетельствуют о повышении уровня качества обученности обучающихся экспериментального класса на 30%, о повышении уровня развития познавательной активности обучающихся экспериментального класса, повысился уровень познавательной деятельности. В контрольном классе качество обученности повысилось только на 5%, прослеживается повышение уровня развития познавательной активности и познавательной деятельности у 1 (5%) ученика.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Учебно-воспитательная работа в школе – составная часть образовательного процесса школы, основной образовательной программы, призванная решать задачи учебной и внеучебной деятельности в комплексе, одна из форм организации деятельности обучающихся. Преемственность между урочной и внеурочной работой не только стимулирует деятельность обучающихся за счет повышения готовности участвовать в ней, но и объединяет мотивы учебно-воспитательной работы, дает возможность практически применять знания, умения и навыки. Результатом соблюдения преемственности является совершенствование и закрепление полученных на уроке знаний, умений и навыков.
Учебно-воспитательная работа учителя основ безопасности жизнедеятельности – это организация педагогом различных видов деятельности обучающихся, основанная на их личных интересах и потребностях, обеспечивающая необходимые условия для социализации личности во внеучебное время. Учебно-воспитательная работа рассматривается, как основанная на интересе и личностных потребностях, обучающихся часть воспитательного процесса, осуществляемая во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной программы и направленная на социализацию личности школьника. Учебно-воспитательная работа по ОБЖ призвана способствовать самосовершенствованию, формированию ЗОЖ, развитию физических, нравственных, интеллектуальных качеств.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано и проведено экспериментальное исследование. Анализ результатов констатирующего этапа опытной работы выявил проблемы в развитии познавательной деятельности у обучающихся 8-го класса применительно к изучению основ безопасности жизнедеятельности.
Результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента послужили основанием для разработки и проведения системы учебно-воспитательной работы по основам безопасности жизнедеятельности. В рамках реализации учебно-воспитательной работы с обучающимися экспериментального класса был реализован элективный курс «Первая помощь пострадавшим» проведены такие мероприятия, как маршрутная игра, социальный проект, викторина, акция, месячник по ОБЖ и т.д.
Результаты повторной диагностики свидетельствуют о повышении уровня качества обученности обучающихся экспериментального класса на 30%, о повышении уровня развития познавательной активности обучающихся экспериментального класса, повысился уровень познавательной деятельности. В контрольном классе качество обученности повысилось только на 5%, прослеживается повышение уровня развития познавательной активности и познавательной деятельности у 1 (5%) ученика.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



