Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формы организации учебно-воспитательного процесса по ОБЖ со школьниками 8 класса (Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте, Алтайский государственный педагогический университет)

Работа №143922

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы48
Год сдачи2024
Стоимость750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 40 учащихся 8-х классов.
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы по проблеме организации учебно-воспитательного процесса в курсе основ безопасности жизнедеятельности 6
1.1. Понятие «учебно-воспитательный процесс» в научной литературе 6
1.2. Формы организации учебно-воспитательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности 10
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Методические материалы по разработке и апробации системы учебно-воспитательной работы в курсе основ безопасности жизнедеятельности 19
2.1. Разработка программы учебно-воспитательной работы для обучающихся 8-х классов по основам безопасности жизнедеятельности 19
2.2. Анализ результатов апробации разработанной системы учебно-воспитательной работы в курсе основ безопасности жизнедеятельности 25
Выводы по второй главе 34
Заключение 36
Список использованной литературы и источников 38
Приложения 42

Актуальность исследования. Согласно Федеральному государственному стандарту для общеобразовательных учреждений РФ организация воспитательной работы является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе [31]. Реализация требований ФГОС, основных образовательных программ общего образования и программ внеклассной работы по Основам безопасности жизнедеятельности (Далее – ОБЖ), обеспечит формирование культуры безопасности жизнедеятельности личности и усвоение азов обеспечения комплексной безопасности общества и государства. Учебно-воспитательный процесс по ОБЖ объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации.
ОБЖ – область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них. Для успешной реализации мер по сохранению жизни людей, по обеспечению личной и коллективной безопасности значительную роль, если не сказать – определяющую, играют уровень знаний каждого человека об опасностях окружающего мира и способах защиты от них, практические навыки защиты, а также сформированности культуры безопасного поведения. Возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, формирования культуры безопасного поведения и выработки привычек здорового образа жизни. В этой связи актуализируется проблема организации учебно-воспитательного процесса по ОБЖ, так как она позволяет расширить границы образовательной программы, учесть условия современных реалий, запросы и интересы учащихся.
Степень изученности. Сущность учебно-воспитательного процесса и ее педагогическое значение раскрыто в трудах В.Т. Кабуш, Э.А. Киреевой, В.Г. Крысько, Т.П. Лешкович и др. Цели и задачи учебно-воспитательной работы по основам безопасности жизнедеятельности определены Е.М. Кутищевой, В.И. Мешкаускас, М.С. Павловым и др. Направления и принципы учебно-воспитательной работы по ОБЖ охарактеризованы Е.К. Соколовой, И.А. Торопыгиным и др. Методы и формы учебно-воспитательной работы в курсе ОБЖ рекомендованы Д.Р. Мишустиным, С.А. Шакуровым и др.
Объект исследования – процесс организации учебно-воспитательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности.
Предмет исследования – педагогические условия организации учебно-воспитательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности.
Цель исследования – изучение методических аспектов организации учебно-воспитательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности.
Гипотеза исследования: организация учебно-воспитательного процесса по ОБЖ позволит активизировать познавательную активность, если:
- в ней будут учтены возрастные особенности обучающихся, их потребности и интересы;
- будут в учебно-воспитательном процессе использованы нетрадиционные формы и методы.
Для достижения поставленной цели были определены задачи:
1. Раскрыть теоретические основы изучения проблемы организации учебно-воспитательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности.
2. Описать формы учебно-воспитательного процесса в курсе основ безопасности жизнедеятельности.
3. Разработка учебно-воспитательной работы по основам безопасности жизнедеятельности и проверка ее эффективности.
Методы исследования: теоретические – анализ научной и методической литературы, методы анализа, аналогии и сравнения, обобщение; экспериментальные – анкетирование, количественный и качественный анализ анкетирования.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций прикладного характера по организации учебно-воспитательного процесса в курсе основ безопасности жизнедеятельности
Выборка: в исследовании приняли участие 40 учащихся 8-х классов: 20 учащихся 8-го класса составили экспериментальную группу, 20 учащихся 8-го класса «Б» составили контрольную группу.
Этапы исследования:
Первый этап организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни определения сформированности культуры безопасного поведения у учащихся 8-х классов. Осуществлялась обработка полученных данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги исследовательской работы, оформлялись результаты исследования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Потребность совершенствования школьного образования обусловливает интенсивное изучение познавательной активности школьников, поиск путей формирования интереса и потребности к безопасному поведению, к изучению основ безопасности жизнедеятельности. Одним из способов создания условий для активизации познавательной деятельности и формирования интереса к изучению основ безопасности жизнедеятельности является включение ученика в процесс учебно-воспитательной работы. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение учебно-воспитательной работы в деле обучения и воспитания обучающихся, каждому учителю известно, как много дает учебно-воспитательной работа, и какой огромный потенциал в ней заложен.
Учебно-воспитательная работа в школе – составная часть образовательного процесса школы, основной образовательной программы, призванная решать задачи учебной и внеучебной деятельности в комплексе, одна из форм организации деятельности обучающихся. Преемственность между урочной и внеурочной работой не только стимулирует деятельность обучающихся за счет повышения готовности участвовать в ней, но и объединяет мотивы учебно-воспитательной работы, дает возможность практически применять знания, умения и навыки. Результатом соблюдения преемственности является совершенствование и закрепление полученных на уроке знаний, умений и навыков.
Учебно-воспитательная работа учителя основ безопасности жизнедеятельности – это организация педагогом различных видов деятельности обучающихся, основанная на их личных интересах и потребностях, обеспечивающая необходимые условия для социализации личности во внеучебное время. Учебно-воспитательная работа рассматривается, как основанная на интересе и личностных потребностях, обучающихся часть воспитательного процесса, осуществляемая во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной программы и направленная на социализацию личности школьника. Учебно-воспитательная работа по ОБЖ призвана способствовать самосовершенствованию, формированию ЗОЖ, развитию физических, нравственных, интеллектуальных качеств.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано и проведено экспериментальное исследование. Анализ результатов констатирующего этапа опытной работы выявил проблемы в развитии познавательной деятельности у обучающихся 8-го класса применительно к изучению основ безопасности жизнедеятельности.
Результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента послужили основанием для разработки и проведения системы учебно-воспитательной работы по основам безопасности жизнедеятельности. В рамках реализации учебно-воспитательной работы с обучающимися экспериментального класса был реализован элективный курс «Первая помощь пострадавшим» проведены такие мероприятия, как маршрутная игра, социальный проект, викторина, акция, месячник по ОБЖ и т.д.
Результаты повторной диагностики свидетельствуют о повышении уровня качества обученности обучающихся экспериментального класса на 30%, о повышении уровня развития познавательной активности обучающихся экспериментального класса, повысился уровень познавательной деятельности. В контрольном классе качество обученности повысилось только на 5%, прослеживается повышение уровня развития познавательной активности и познавательной деятельности у 1 (5%) ученика.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ // СПС «Консультант плюс». [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 11.03.2024 г.).
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // СПС «Консультант плюс». [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 11.03.2024 г.).
3. Абаскалова, Н. П. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе [Текст] / Н. П. Абаскалова, Л. А. Акимова, С. В. Петров. – Новосибирск : АРТА, 2011. – 302 с.
4. Гафнер, В. В. Культура безопасности: аналитический обзор диссертационных исследований (педагогические науки, 2002–2012 гг.) [Текст] / В. В. Гафнер. – Екатеринбург, 2013. – 200 с.
5. Гафнер, В. В. Методические аспекты организации воспитательной работы в курсе ОБЖ [Текст] / В. В. Гафнер // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2022. – № 7. – С. 28-33.
6. Иовенко, И. В. Теория и практика формирования культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях у учащихся общеобразовательной школы [Текст] / И. В. Иовенко. – Москва : Наука, 2003. – 33 с.
7. Кабуш, В. Т. Гуманизация воспитательного процесса в современной школе : пособие для педагогов учреждений общ. сред, образования [Текст] / В. Т. Кабуш, А. В. Трацевская. – Нижний Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2018. – 184 с.
8. Казин, Э. М. Роль предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в формировании безопасного и здорового образа жизни школьников [Текст] / Э. М. Казин, Н. П. Абаскалова // Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: настоящее и будущее. – Казань, 2014. – С. 205–211.
9. Каратаева, Н. Г. Аспекты поискового подхода при решении нестандартных задач в условиях внеклассной работы [Текст] / Н. Г. Каратаева // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2009. – №12. – С. 58-67.
10. Киреева, Э. А. Психология и педагогика (для бакалавров) [Текст] / Э. А. Киреева. – Москва : КноРус, 2012. – 496 c.
11. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – Москва : Академия, 2011. – 569 с.
12. Колдаев, В. Д. Методологические аспекты организации внеклассной работы по курсу ОБЖ [Текст] / В. Д. Колдаев // Психологическая наука и образование / Московский городской психолого-педагогический университет. – 2013. – № 4. – С. 15-22.
13. Коваленко, К. В. Совершенствование внеклассной работы по безопасности жизнедеятельности с обучающимися средней общеобразовательной школы [Текст] / К. В. Коноваленко // Глобальные вызовы развития естественных, технических и гуманитарных наук: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 15 февраля 2022г. – Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. – С. 134-137.
14. Косоротов, М. Т. Принципы и цели внеклассной работы по ОБЖ [Текст] / М. Т. Косоротов // Воспитание школьников. – 2019. – №3. – С. 75-77.
15. Князева, О. Л. Особенности поисковой деятельности школьников при решении наглядно-действенных задач [Текст] / О. Л. Князева // Вопросы психологии. – 2017. – №5. – С. 86–93.
16. Крысько, В. Г. Психология и педагогика : учебник [Текст] / В. Г. Крысько. – Москва : Юрайт, 2013. – 471 с.
17. Куликовская, И. Э. Внеклассная работа по основам безопасности жизнедеятельности [Текст] / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – Москва : АСТ, 2020. – 80 с.
18. Кутищева, Е. М. Организация внеклассной работы по курсу ОБЖ [Текст] / Е. М. Кутищева // Молодой ученый. – № 4. – 2021. – С. 113-117.
19. Лешкович, Т. П. Гражданско-патриотическое воспитание в курсе ОБЖ [Текст] / Т. П. Лешкович // Воспитание школьников. – 2021. – №2. – С. 57-58.
20. Мелозинов, Е. А. Опыт работы по организации внеклассной работы в курсе ОБЖ / Е. А. Мелозинов // Воспитание школьников. – 2022. – №3. – С. 41-42.
21. Мешкаускас, В. И. Формы и методы внеклассной работы в курсе ОБЖ [Текст] / В. И. Мешкаускас // Воспитание школьников. – 2017. – №1. – С. 46-48.
22. Мишустин, Д. Р. Формы и методы внеклассной работы по основам безопасности жизнедеятельности [Текст] / Д. Р. Мишустин // Воспитание школьников. – 2022. – №2. – С. 76-79.
23. Огоновская, И. Ю. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет: основные направления, формы и средства реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Текст] / И. Ю. Огоновская. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021. – 156 с.
24. Павлов, М. С. Направления и принципы внеклассной работы по ОБЖ [Текст] / М. С. Павлов // Воспитание школьников. – 2023. – №4. – С. 62-65.
25. Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы : Поурочные разработки [Текст] / Российская академия наук, Российская академия образования, под ред. А. Т. Смирнова. – Москва : Просвещение, 2008. – 272 с.
26. Соколова, Е. К. Направления внеклассной работы по ОБЖ [Текст] / Е. К. Соколова // Технологии гражданской безопасности. – 2021. – Т. 5. – № 4. – С. 31–33.
27. Соломатина, Ю. Т. Практические аспекты организации внеклассной работы по основам безопасности жизнедеятельности [Текст] / Ю. Т. Соломатина // Альма-Матер. – 2020. – №2. – С. 112-115.
28. Торопыгин, И. А. Методика организации внеклассной работы по ОБЖ [Текст] / И. Т. Торопыгин. – М.: Дрофа, 2016. – 93 с.
29. Шакуров, С. А. Воспитать здорового гражданина современного общества / С. А. Шакуров // Педагогика. – 2021. – №7. – С. 29-32.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) [Текст]. – Москва : Просвещение, 2022. – 50 с.
31. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) [Текст]. – Москва : Просвещение, 2022. – 56 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ