Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Стоматологическое здоровье молодых людей, обучающихся в средних и высших учебных заведениях

Работа №143917

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

медицина

Объем работы88
Год сдачи2018
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Обзор литературы
Глава 2. Материалы и методы
Глава 3. Результаты собственных исследований
Заключение
Список литературы
Приложение...


Актуальность темы исследования
Всё чаще в специализированной медицинской литературе, как российской, так и зарубежной, встречается термин «стоматологическое здоровье». Многие авторы пытались корректно сформулировать определение данного термина, однако до сих пор в научных изданиях и статьях нет его общепринятой трактовки. Стоматологическое здоровье является одним из главных показателей общего здоровья человека и его качества жизни, так как представляет собой совокупность эстетических, клинических, морфологических и функциональных критериев зубочелюстной системы
(«Медико-социальное содержание стоматологического здоровья и его место в системе общественного здравоохранения» Свистунова Е. Г., Проценко А. С., Абишев Р. Э., 2013). Всемирная Организация Здравоохранения представила Глобальные цели до 2020 г. (Заявление FDI — ВООЗ — IADR, 2003; WHOGlobalOralHealthProgramme — Continuousimprovementoforalhealthinthe 21stcentury), которые должны выполняться всеми странами мира, быть направленными на уменьшение числа лиц с заболеваниями челюстно-лицевой области, и уменьшение роли этих заболеваний в общем статусе человека.
Актуальность темы данной работы заключается в том, что в связи с изменениями в социальной и экономической сфере России наблюдается массовое изменение образа жизни в негативную сторону и ухудшение состояния здоровья, которые наиболее ярко проявляются среди молодёжи, а именно, подростков («Медико-социальные основы формирования стоматологического здоровья молодёжи» Каплан З. М., 2007). Отмечено, что наиболее распространенными являются заболевания полости рта, вследствие чего, стоматологическая помощь является одной из самых важных отраслей, обеспечивающей медицинское обслуживание населения.
Статья 19 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» гласит, что «Каждый гражданин России имеет право на регулярное получение достоверной своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние». Ведущим способом охраны здоровья граждан, указанным в Федеральном Законе № 323 (статья 2),является приоритет профилактических мер.
В ходе формирования Концепции «Организации системы профилактики основных стоматологических заболеваний населения России» (Кулаков А.А., Шестаков В.Т., Колесник А.Г. и др., 2006) было показано, что стоматологические заболевания, их осложнения и ряд патологий зубочелюстной системы являются одними из причин:
- снижения личностной и социально-психологической самооценки;
- ограничения социального общения и выбора профессии;
- вынужденного ухода из профессиональной деятельности;
- снижения творческой активности.
Наиболее важно учитывать эти моменты у молодых людей, получающих профессиональное образование, которые расцениваются как основной национальный резерв. В последнее время количество молодых людей, обучающихся в учреждениях высшего и среднего образования, имеет тенденцию к увеличению. Причем, процесс обучения так же оказывает значительное влияние на образ жизни молодых людей, что не может не отразиться на состоянии их полости рта. Данные основных показателей эпидемиологической ситуации среди молодежи свидетельствует о высоком уровне распространенности и интенсивности основных стоматологических заболеваний (кариеса зубов и патологии пародонта). В Северо-Западном регионе и, в частности, Санкт-Петербурге, распространенность кариеса составляет 90-95%. Распространенность заболеваний тканей пародонта, преимущественно воспалительного характера, стремится к 100%.
Улучшение состояния стоматологического здоровья невозможно без медицинского просвещения, обучения и выработки навыков и манипуляций, связанных с личной гигиеной полости рта. Это еще раз подчеркивает важность внедрения программ обучения гигиене полости рта, специально ориентированных на определенный контингент молодежи.
Цель исследования:
Дать сравнительную характеристику стоматологического здоровья и уровня гигиенических знаний у лиц, обучающихся в высших и средне специальных учебных заведениях Санкт-Петербурга, с дальнейшей разработкой для них профилактических мер.
Для реализации цели выпускной квалификационной работы были поставлены следующие задачи:
1)Оценка стоматологического статуса молодых людей.
2)Определение уровня гигиенических знаний и навыков студентов Вузов и учащихся ССУЗов.
3)Провести сравнительную характеристику здоровья полости рта и медицинской грамотности двух групп обучающейся молодежи.
4)Разработать программы профилактического ухода за полостью рта для студентов ВУЗов и учащихся ССУЗов с учетом выявленных особенностей стоматологического статуса и уровня медицинской осведомленности молодежи .
Научная новизна
- При сравнении двух групп молодых людей, получающих профессиональное образование в учебных заведениях Санкт-Петербурга, было установлено, что высокий уровень распространенности стоматологических заболеваний и низкий уровень медицинской грамотности молодежи свидетельствуют о недостаточности используемых в настоящее время мер профилактики стоматологических заболеваний. Менее благоприятная ситуация наблюдалась в отношении стоматологического здоровья учащихся ССУЗов по сравнению со студентами высших учебных заведений. Обоснована необходимость внедрения комплексов профилактических мероприятий, разработанных для студентов ВУЗов и учащихся ССУЗов с учетом выявленных особенностей стоматологического статуса и уровня медицинской осведомленности молодежи с целью улучшения стоматологического здоровья.
Практическая значимость работы
На основе результатов анализа стоматологического здоровья, уровня гигиенических знаний и медицинской активности молодых людей разработаны программы профилактического ухода за полостью рта для двух групп молодежи – студентов ВУзов и учащихся колледжей. Использование предложенных рекомендаций возможно при проведении лечебно-профилактической работы в различных учебных заведениях города Санкт-Петербурга.
Результаты исследования о распространенности стоматологических заболеваний и уровне гигиенической грамотности подростков, а так же комплекс мер профилактики, направленных на сохранение и улучшение здоровья полости рта у подростков, обучающихся в ССУЗах были доложены 21 декабря 2017 г. на круглом столе с директорами ССУЗов, учащиеся которых получают медицинскую помощь в СПб ГБУЗ Городская поликлиника №76, получили положительную оценку и вызвали заинтересованность представителей учебных заведений.
Апробация предложенных комплексов профилактических мер по укреплению стоматологического здоровья и пропаганде здорового образа жизни для студентов высших учебных заведений была проведена 27 апреля 2018 года в рамках акции, подготовленной совместно с Городским Центром Медицинской Профилактики, и заслужила благодарность (см приложение № 1).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


У лиц молодого возраста отмечается очень высокая распространенность и интенсивность основных стоматологических заболеваний – кариеса (распространенность – 91%, интенсивность – 6,55 зуба) и воспалительных заболеваний пародонта (распространенность – 79,6%) независимо от места обучения, однако, более высокие значения получены во2-й группе обследуемых ( у учащихся колледжей).
Нуждаемость в санации полости рта определена в 48% в 1 группе обследуемых и 72% во 2 группе. С достоверной разницей число нуждающихся в санации полости рта учащихся ССУзов выше, чем у учащихся ВУЗов.
При обследовании выявлены местные факторы в полости рта, способствующие развитию кариеса и воспалительных заболеваний пародонта: зубные отложения (у 79,6%), аномалии положения зубов (у 82%).
Результаты анализа уровня гигиены показали, что в целом удовлетворительный уровень гигиены отмечен менее, чем у половины опрошенных и составил 42,6% от общего количества обследуемых, причем в большинство обследованных, имеющих удовлетворительный уровень гигиены (62%) относятся к первой группе. Во второй группе преобладает плохой уровень гигиены полости рта, который был установлен у 37% учеников средне специальных учреждений. В общей массе плохого уровня гигиены данный результат составил 65%. Таким образом, оценка уровня гигиены позволяет говорить о превалировании неудовлетворительной гигиены полости рта у учащихся ССУЗов, однако, состояние гигиены полости рта у студентов ВУЗов также является недостаточным.
Наиболее низкие показатели интенсивности кариеса зубов отмечены при хорошем уровне гигиены полости рта, наиболее высокие – при неудовлетворительном уровне гигиены полости рта.
При низком уровне гигиены полости рта значительно чаще выявляются признаки поражения тканей пародонта.
В ходе исследования была выявлена связь ухудшения состояния стоматологического статуса у молодых лиц в зависимости от образа жизни, наличия вредных привычек, общих соматических заболеваний.
Анализ факторов, способствующих высокому уровню распространенности стоматологических заболеваний у студенческий молодежи, показал, что одним наиболее значимыми являются вредные привычки: курение. Также большую роль в ухудшении стоматологического здоровья молодежи играет нерегулярное неполноценное питание (фаст-фуд, сладкие газнапитки), которое характерно значительной доли учащейся молодежи
Результаты анализа факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья зубов студентов, указали на низкую медицинскую грамотность студентов.
Уровень медицинской грамотности достоверно выше по результатам анкетирования у студентов ВУЗов по сравнению с учениками колледжей, как и в целом уровень культуры здоровья по другим показателям в анкете.
Уровень материальной обеспеченности и роли рекламы средств гигиены полости рта мало влияет на стоматологическое здоровье молодежи, т.к. полностью информированы о правилах гигиены полости рта и выполняют их всего 3% всех обследованных.
С целью профилактики стоматологических заболеваний необходимо повысить гигиенические знания и навыки по их реализации как у учащихся ССУЗов, так и студентов ВУЗов. Большое значение при составлении практических рекомендаций имеет не только стоматологическое здоровье и уровень гигиены, а также уровень медицинской грамотности пациента и готовность воспринимать информацию. Чем выше уровень интелектуальных нагрузок у людей (студентов ВУЗов), тем более информативно нагруженные рекомендации врача-стоматолога. Пациенты 1 группы чаще задавали встречные вопросы, интересовались выбором средств и предметов гигиены полости рта, были более мотивированы с точки зрения сохранения здоровья полости рта. Со студентами ССУЗов разговор о гигиене полости рта должен быть построен иным способом, более доступным и простым языком должна доводиться до сведения учащихся ССУЗов необходимость совершения гигиенических процедур.



1. Федотова Наталья Николаевна Образ жизни и формирование стоматологического здоровья студентов из различных регионов мира/Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. - М: 2012.
2. Саидюсупова И.С. Медико-социальная оценка состояния здоровья студентов медицинского вуза и пути совершенствования организации медицинской помощи: автореф. дис. . канд. мед. наук. – М., 2008. – 22 с.
3. Зелинский М.В., Киселев С.Н. К вопросу о состоянии стоматологического здоровья и путях оптимизации стоматологической помощи студентам средне-специальных и высших учебных заведений железнодорожного транспорта // Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России. – 2014. – № 1 (14). – С. 3.
4. Александрова В.Б.Оценка стоматологического здоровья студентов // Электронный научно-образо- вательный вестник «Здоровье и образование в XXi веке». – 2014. – Т. 16, № 10. – С. 18-19.
5. Анцупова О.А., Гончарова И.С., Гончарова Е.М. и др. Стоматологический статус студентов высших и учащихся средних учебных заведений города Смолен- ска // Вестник Смоленской государственной медицин- ской академии. – 2012. – № 2. – С. 51-53.
6. Бабанов С.А.Распространенность табакокурения среди городского населения Самары и факторы, ее определяющие // Тер. Архив. – 2008. – № 1. – С. 69-73.
7. Боровский Е.В.Как улучшить стоматологическое здоровье россиян?// Стоматолог. – 2006. – № 12. –С. 5-10.
8. Бука Э.К., Мягков Е.В., Светличная Г.Н. К решению медико- социальной программы здоровья студентов в техническом вузе Сибири // Образ жизни и здоровье студентов: материалы 1-й Всерос. науч. конф. – М., 1995. – С. 41-42.
9. Александрова.Б. Оценка стоматологического здоровья студентов Российский университет дружбы народов Кафедра общественного здоровья и гигиены, Москва
10. Состояние полости рта, качества жизни и отношения лиц молодого возраста к посещению стоматолога [Текст]/ Р.М.Дюмеев, Е.В.Ивлева, С.В.Давыдова, Ю.Ю.Емашева.
11. Актуальные вопросы стоматологии: материалы всерос. науч.- практ.конф. – Уфа: Сибмедиздат, 2009. – С.298-300.
12. Методологические основы изучения качества жизни, связанного со здоровьем населения [Текст]/ В.З.Кучеренко// Главный врач, 2004, №12. – С.31-37.
13. Мергембаева Х.С.,Дуйсекеев А.Д, Раманкулова Л.С. КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова
Медико-социальные аспектысовершенстования стоматологической помощи студенческой молодежи
14. Копытов А.А., Брагина М.И Распространенность и интенсивность кариеса зубов у студентов ВУЗов г.Тюмени, приехавших на учебу из разных климатических зон
15.ХудяковаЛ. И.Влияение нарушеняя стоматологического здоровья на качество жизни студентовГБОУ ВПО Челябинская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития России
16.МасумоваВ.В., БулкинаН.В., СавинаЕ.А., ГлыбочкоА.П., Саратовский научно-медицинский журнал, 2009, том 5, №1, с. 90-92.
17.ОправинА. С., ОводоваГ. Ф., КузьминаЛ. Н., МитричеваГ. Ф., БазерашвилиВ. В., Пономарева Н. Н.Состояние полости ртастудентов Северного Государственного университета © 2008 г.
18.Сапаева Н.Г.Организационные особенности санацииполости ртастудентов-первокурсников КАЗНМУ Модуль «Терапевтическая стоматология» КазНМУ им.С.Д. Асфендиярова
19. ДюмеевР.М., ИвлеваЕ.В., ДавыдоваС.В., ЕмашеваЮ.Ю.// Актуальные
вопросы стоматологии: материалы всерос. науч.- практ.конф. – Уфа:
Сибмедиздат, 2009. – С.298-300.;
20.КучеренкоВ.З.// Главный врач, 2004, №12. – С.31-37.
21.Борисенко А.В. Секреты лечения кариеса и реставрации зубов / БорисенкоА.В.. – М.: Книга Плюс, 2005. – 528 с.; Данилевский Н.Ф.
22.ДанилевскийН.Ф., СидельниковаЛ.Ф., Ткаченко А.Г. //Современная стоматология. – 2003. – № 3. – С. 14-16.].Распространенность основных стоматологических заболеваний и состояние гигиены полости рта у на- селения различных регионов Украины (по обращаемости) /
23.Волкова О.С.Изучение клинической характеристики структуры кариозных поражений и ее зависимости от состояние гигиены полости рта у студентов стоматологического ХНМУ Хариковский национальный медицинский университет (г.Харьков).
24.Зубарева А.В.,Куратова И.А. Распространенность и структура зубочелюстных аномалий у студентов города Уфы // Саратовский научно-медицинский журнал.2011. Т. 7, № 1 (приложение). С. 291-292.
25.Артеменков А.А.Оценка стоматологического здоровьястудентов и его связь скачеством жизни обучающихся ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповец, Россия
26. Чижов Ю. В., Бакшеева С. Л., Корякина О. С., Казанцева Т. В. УДК: 616.31(571. 512)Сравнительная характеристика некоторых параметровстоматологического здоровья студентов институтастоматологии КРАСГМУ по даннымпрофилактического осмотра.
27. ЗелинскийМ.В., Киселев С.Н.,Ганус А.Н. Стоматологическое здоровье и стоматологическая активностьстудентов учебных заведений железнодорожного транспорта
28.Рошковского В.М. (2009), Кицул И.С. (2004), Полякова В.М. (2007) «Стоматологическое здоровье студентов и основные направления его улучшения»в исследованиях.
29.МасумоваВ.В., БулкинаН.В., СавинаЕ.А., ГлыбочкоА.П., Саратовский научно-медицинский журнал, 2009, том 5, №1, с. 90-92.
30. Зелинский М.В., Киселев С.Н.,ГанусА.Н.Стоматологическое здоровье и стоматологическая активность студентов учебных заведений железнодорожного транспорта.
32. Сапаева Н.Г Оргнизационные особенности санации полости рта студентов-первокурсников КАЗНМУМодуль «Терапевтическая стоматология» КазНМУ им.С.Д. Асфендиярова
33.КичаД.И.Профилактика заболеваний пародонта у студентов РУДН из Юго-Восточной Азии.Кафедра общественного здоровья, здравоохранения и гигиены Медицинский факультет.
34.ДауроваФ.Ю., Цакоева А.А. Кафедра терапевтической стоматологии Медицинский факультет Российский университет дружбы народов.
35.Круглякова И.П.Медико-социальные аспекты сто- матологической заболеваемости студенческой молодежи города Челябинска // Проблемы управления здравоохранением. – 2008. – № 5 (42). – С. 73-77.
36. Лисняк, М.А., Горбач Н.А. Образование и здоровье: концепция оптимизации охраны здоровья преподавате- лей вуза // В мире научных открытий. – 2011. – № 2. – С. 71-78.].
37. Коростылева Е.А. Медико-социальные аспекты совершенствования амбулаторной стоматологической помощи студенческой молодежи: автореф. дисс. канд. мед. наук. – Челябинск, 2009. – 23 с.
38.Бабанов С.А.Распространенность табакокуре- ния среди городского населения Самары и факторы, ее определяющие // Тер. Архив. – 2008. – № 1. – С. 69-73.
39.Орехова Л.Ю., Кудрявцева Т.В., Чеминава Н.Р. и др. Проблемы стоматологического здоровья у лиц молодого возраста // Пародонтология. – 2014. – Т. 19,№ 2. – С. 3-5.
40.Поливаная Е.А., Юшманова Т.Н., Драчев С.Н. и др. Уровень знаний в вопросах профилактики стома- тологических заболеваний и здорового образа жизни среди студентов в зависимости от специфики образо- вания // Экология человека. – 2008. – № 4. – С. 42-45.
41.Проценко А.С. Состояние стоматологического здоровья студенческой молодежи Москвы и пути его улучшения: автореф. дисс. канд. мед. наук. – М., 2010. – 22 с.
42.Саидюсупова И.С. Медико-социальная оценка состояния здоровья студентов медицинского вуза и пути совершенствования организации медицинской помощи: автореф. дис. . канд. мед. наук. – М., 2008. – 22 с.
43.Сабгайда Т.П., Сергиевская А.Л., Кабано- ва А.В., и др. Возрастные и социальные особенности отношения населения к профилактике стоматологиче- ских заболеваний // Здравоохранение Российской Федерации. – 2011. – № 2. – С. 24-27.
44.Вагнер В.Д., Нимаев Б.Ц., Ахметов Е.А. Пути совершенствования стоматологической службы // Стома- тология для всех. – 2006. – № 2. – С. 4-5.
45.Морозов В.И.Отношение населения к оказа- нию качественных стоматологических услуг в сара- товском регионе // Саратовский научно-медицинский журнал. – 2012. – Т. 8, № 3. – С. 820-824.
46.Проценко А.С. Состояние стоматологического здоровья студенческой молодежи Москвы и пути его улучшения: автореф. дисс. канд. мед. наук. – М., 2010. – 22 с.
47.Бука Э.К., Мягков Е.В., Светличная Г.Н. К решению медико- социальной программы здоровья студен- тов в техническом вузе Сибири // Образ жизни и здоро- вье студентов: материалы 1-й Всерос. науч. конф. – М., 1995. – С. 41-42.
48.Казарина Л.H., Вдовина Л.B., Пурсанова А.Е. и др. Оценка стоматологического статуса у студен- тов 2-го и 3-го курсов стоматологического факультета Нижегородской Государственной медицинской акаде- мии // Стоматология детского возраста и профилактика. – 2012. – Т. 11, № 2. – С. 54-57.
49.Ширшова, Н.Е. Профилактика заболеваний пародонта у студенческой молодежи: методич. рекомендации / под ред. В.Р. Тесленко. – Челябинск, 2007. – 35 с.
50.Камаев И.А., Васильева О.Л. Динамика заболеваемости и особенности медицинского обслуживания студентов // Здравоохранение РФ. – 2002. – № 1. – С. 26-29
51. Дорохина А.И. Социально-гигиеническое исследование стоматологического статуса населения ме- гаполиса (на примере Москвы): автореф. дисс. . канд. мед. наук. – М., 2008. – 24 с.
52.Анцупова О.А., Гончарова И.С., Гончарова Е.М. и др. Стоматологический статус студентов высших и учащихся средних учебных заведений города Смолен- ска // Вестник Смоленской государственной медицин- ской академии. – 2012. – № 2. – С. 51-53.
52) Дудрова Е.В. Проблемы здоровья современной студенческой молодежи и нерешенные вопросы организации лечебно-профилактической помощи // Саратовский научно-медицинский журнал. – 2009. – Т. 5, № 4. – С. 526-530.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ