Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДЯДЯ САЙЛАС Ш. ЛЕ ФАНЮ И ТРАДИЦИИ ГОТИЧЕСКОГО РОМАНА

Работа №143912

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы50
Год сдачи2017
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Готический роман: история и жанровые особенности 6
1.1 Становление готического романа в XVIII-XIX вв. 6
1.2 Развитие готического романа в Викторианскую эпоху 12
1.2 Классификация готического романа 15
1.3 Жанровые характеристики готического романа 17
1.4 Джозеф Шеридан ле Фаню. Биография и творчество 23
Глава 2. Анализ романа Дж.Ш. Ле Фаню «Дядя Сайлас» 27
2.1 Сюжет и персонажи романа 27
2.2 Замок и его хозяин 32
2.3 Хронотоп в романе 37
2.4 Художественные приемы нагнетания страха 39
2.5 Традиционное в романе и авторские нововведения 44
Заключение 47
Список использованной литературы


Творчество ирландского прозаика второй половины XIX века Джозефа Шеридана Ле Фаню (Joseph Sheridan Le Fanu, 1814—1873) можно определить как «соединительное звено» между традиционной готической прозой и современным детективным романом. Литературное наследие Дж.Ш. Ле Фанюочень разнообразно как по жанру, так и по эстетике: от поэтического сборника «Записки Перселла» (The Purcell Papers, 1838-1840) и статей в журнале Dublin University Magazine до исторических романов «Петух и якорь» (The Cock and Anchor, 1845), «Хроника ордена золотых братьев» (Chronicles of Golden Friars, 1871) и сенсационных романов с элементами «готической» поэтики «Дядя Сайлас» (Uncle Silas, 1864) и «Дом у церковной ограды» (The House by the Churchyard, 1863).
Тем не менее Дж.Ш. Ле Фаню известен лишь узкому кругу специалистов, занимающихся изучением готического и сенсационного романа.
Всплеск интереса к творчеству Дж.Ш. Ле Фаню на Западе во второй половине XX века отчасти объясняется возросшим вниманием к национальной ирландской литературе. Такие авторы, как М. Колберт (Colbert М. Sheridan Le Farm. Ph.D. Thesis, National Universty of Ireland, 1946)и Л. Кули (Cooley L.P. Joseph Sheridan Le Fanu: The Struggle of an Irish Imagination. Ph.D. Thesis, New York University, 1969)рассматривают некоторые произведения Дж.Ш. Ле Фаню в контексте англо-ирландских взаимоотношений. В этом писателе видели продолжателя традиций готического романа Анны Радклифф (A. Radcliffe, 1764-1823) и Чарльза Мэтьюрина (Ch. Maturin, 1780-1824).Например, в диссертации Х.А. Бэссина «Трансформация готического: развитие британского готического романа, 1764-1887» (Bassin H.A. The Gothic Transformation: Developments in the British Gothic Romance, 1764-1887. Ph.D. Thesis,Indiana University, 1974) наряду с произведениями А. Радклифф и М. Льюиса (M.G. Lewis, 1775—1818) рассматривается роман Дж.Ш. Ле Фаню «Дядя Сайлас» как модификация готического романа в социально-бытовой роман.
Монография Ивана Мелады «Шеридан Ле Фаню» (Melada I. Sheridan Le Fanu. - Boston: Twayne Publishers, 1987) анализирует тематику произведений писателя. В ней автор классифицирует романы Ле Фаню на исторические романы, романы ужаса и романы «напряженного ожидания».
Были изданы две биографии писателя–авторства Нэльсона Брауна (Browne N. Sheridan Le Fanu. - L.:Arthur Baker, 1951) и У.МакКормака (McCormack W.J. Sheridan Le Fanu and Victorian Ireland. - Oxford: Clarendon Press, 1980).
Среди русскоязычных источников стоит выделить монографию А.И. Хотинской (Хотинская А.И. Сенсационный роман - популярный жанр литературы в Великобритании 1860-х гг. - М.: Ленанд, 2017), которая рассматривает романы «Дом у церковной ограды» и «Дядя Сайлас» в контексте английского сенсационного романа.
Таким образом, мы видим, что на данный момент не существует монографии, непосредственно посвященной изучению готической традиции в творчестве Дж.Ш. Ле Фаню. Это определяет актуальность данной работы.
Объект исследования – традиции готического романа и творчество Дж.Ш. Ле Фаню.
Предмет исследования – роман Дж.Ш. Ле Фаню «Дядя Сайлас».
Цель данной работы – осветить жанровые и художественные особенности готического романа, унаследованные романом Дж.Ш. Ле Фаню, а также авторские нововведения, отличающие роман от его ранних предшественников.
Задачи работы:
– привести обзор процесса становления готического романа;
– выделить ключевые художественные особенности готического романа, приводимые исследователями;
– проанализировать роман «Дядя Сайлас» (сюжет, пространственно-временную организацию, художественные приемы), выделяя черты, типичные для произведений ранней готики;
– выделить ключевые отличия романа от традиционного готического жанра.
При работе над переводом художественного произведения необходимо понимать культурный контекст, в котором оно возникает, а также литературные традиции, которые оно наследует. С этой точки зрения практическая ценность данной работы состоит в возможности ее применения для ознакомления с художественными особенностями традиционного готического романа, с историческим и культурным контекстом поздней готической литературы, а также для развития навыков анализа литературного произведения.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав и заключения, а также библиографического списка.
Во введении обозначены объект и предмет исследования, цель и задачи работы, ее актуальность и новизна.
В первой главе «Готический роман: история и жанровые особенности» подробно рассматриваются формирование и история жанра готического романа, направления работ исследователей данного явления, классификация романов готической школы, а также их жанровые и художественные особенности.
Вторая глава «Анализ романа Дж.Ш. Ле Фаню “Дядя Сайлас”» посвящена анализу сюжетна, временно-пространственной организации, художественных средств, используемых в романе, с точки зрения традиции готического романа. Выделены черты, унаследованные от ранней готической литературы, а также авторские нововведения.
Заключение содержит выводы о проделанной работе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Хотя многие исследователи недооценивают художественную ценность готического романа, относя его к массовой и коммерческой литературе, нельзя отрицать, что он представляет собой весьма интересное явление, пренебрегать изучением которого нельзя. Популярность готического романа пережила несколько расцветов, и, как любое популярное явление, он служил отражением своей эпохи: ее настроений, устремлений, мировоззрения. Кроме того, готический жанр тесно переплетался с другими литературными жанрами: готический роман XVIII века имеет много общего с сентиментальным романом, в то же время предвосхищая эпоху романтизма, готика викторианской эпохи близка к реализму, а в некоторых случаях имеет черты психологизма.
В данной работе мы проследили историю становления готического романа с середины XVIII до конца XIX века, хотя на этом его жизнь не закончилась. Элементы готики продолжают появляться и в современной литературе, кинематографе, театре, оставаясь актуальными и популярными и по сей день. Черты готического романа можно проследить и в произведениях классиков, как зарубежной, так и русской литературы. Перефразируя Джона Донна, “no writer is an island”, следовательно, для лучшего понимания «классиков» нам необходимо как можно лучше понимать исторический и культурный контекст, в котором они жили и творили.
Сформулировав основные особенности сюжета и художественные приемы традиционного готического романа, мы проанализировали роман Дж.Ш. Ле Фаню «Дядя Сайлас», сделав акцент на том, как автор продолжает готическую традицию, наследуя Анне Радклиф и Чарльзу Мэтьюрину. Из основных черт, которые сближают Ле Фаню с этими ключевыми фигурами готической литературы, можно выделить выбор главных героев (юная девушка-сирота и преследующий ее злодей), мотивы заточения, завещания, семейной тайны, нераскрытого преступления, неискупленного греха; огромное количество деталей, создающих атмосферу ужаса (кладбища, склепы, буря, ночь и т.д.), мастерски используемые приемы нагнетания тревоги (тьма, тишина, шаги, шорохи, видения и т.д.). Временно-пространственная организация также роднит роман «Дядя Сайлас» с готическими произведениями: действие происходит на некотором ограниченном пространстве(в замке), при этом пространство все время сжимается; прошлое неразрывно связано с настоящим. Кроме того, мы отметили несколько авторских нововведений, в частности, его ироничное отношение к суевериям и необычный план повествования.
В заключение хочется отметить, что творческое наследие Дж.Ш. Ле Фаню и, в частности, роман «Дядя Сайлас», можно полноправно считать зеркалом викторианской эпохи, отражающим ее характер, одновременно и рациональный, и мистический. Сам Ле Фаню говорил своему издателю, Джорджу Бентлей, что он боролся за «равновесие между естественным и сверхъествественным в своих произведениях, за объяснение сверхъествественных явлений на основании естественных теорий...», что писал о «...людях, которым предоставлен выбор в том, какое решение им нравится принимать...».



1. Le Fanu J. Uncle Silas. - L.: Richard Bentley, 1865. - P. 398.
2. Radcliffe A. The Mysteries of Udolpho, a romance, interspersed with some pieces of poetry, vols. 1-4. – London: printed for G.G. and J. Robonson, Paternoster-Row, 1799.
3. Maturin Ch. Rob. Melmoth the Wanderer, a tale, by the author of Bertram etc., vols. 1-4. – Edinburgh, Constable; London, Hurst and Robinson, 1820.

Литература о готическом романе
4. Напцок, Б.Р. Английский «готический» роман: к вопросу об истории и поэтике жанра / Б.Р. Напцок // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение - 2008. - № 10.
5. Хэйнинг, П. Комната с призраком: английская демоническая повесть. Из истории готического романа [Электронный ресурс]. – URL: http://booksonline.com.ua/view.php?book =105729
6. Warton, T. Observations on the Faerie Queene of Spenser, London: printed for R. and J. Dodsley; and J.Fletcher, Oxford, 1754.
7. Walpole, H. The Castle of Otranto/Preface. [Электронный ресурс] / Г. Уолпол // URL: https://en.wikisource.org/wiki/The_Castle_of_Otranto/Preface
8. Фейг-младший, К.У., Джоши, С.Т. Г.Ф. Лавкрафт: Жизнь и творчество. – Лавкрафт Г.Ф. Лампа Ал-Хазреда. - М., 1993.
9. Пушкина, А.А. Готический роман и зарождение неоготического направления в культуре // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2015. №2.
10. Лавкрафт Г. Сверхъестественный ужас в литературе [Электронный ресурс]. - URL:
11. http://lib.ru/INOFANT/LAWKRAFT/sverhestestvennyj_uzhas_v_literature.txt
12. Poe, E. A. Tales of the Grotesque and Arabesque / Preface [Электронный ресурс]. – URL: https://en.wikisource.org/wiki/Tales_of_the_Grotesque_and_Arabesque
13. Varma D.P.The Gothic Flame, L., 1976, ch. Quest of the Numinous. – P. 205.
14. Burke E. A Philosophical Enquiry into the Origin of Our Ideas of the Sublime and Beautiful. – [Электронный ресурс]. – URL:http://www.bartleby.com/24/2/
15. Джеймс М. Р. Из предисловия к сборнику «Призраки и чудеса: Избранные рассказы ужасов. От Даниеля Дефо до Элджернона Блэквуда» // Клуб привидений: Рассказы. – СПб.: Азбука-классика, 2007.
16. Соловьева Н.А. У истоков английского романтизма. – М., 1988. 

17. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Худож. лит., 1975.
18. Ладыгин М.Б. Английский готический роман и проблемы предромантизма. – М., 1978.
19. Вацуро В.Э. Готический роман в России. Тайны Удольфо. – [Электронный ресурс]. – URL: http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/vacuro-goticheskij-roman/tajny-udolfo.htm


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ