ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 6
1.1 Эмотивность как лингвистическая категория 6
1.2. Средства создания текстовой эмотивности 11
1.2.1 Лексические средства выражения эмотивности 12
1.2.2 Грамматические средства выражения эмотивности 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 24
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ЯЗЫКОВЫХ СПОСОБОВ ПЕРЕДАЧИ ЭМОЦИЙ В
РОМАНЕ Ч. ДИККЕНСА «БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ» 25
2.1 Лексические средства выражения эмотивности в романе 25
2.2 Синтаксические средства выражения эмотивности в романе 32
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 49
СПИСОК СЛОВАРЕЙ 50
В любом художественном произведении основным предметом изображения является персонаж, следовательно, исследование художественных текстов включает в себя и изучение речевой характеристики персонажей и способов передачи различных эмоций. Язык является непосредственным воплощением идеи автора, важным средством описания образов героев, выявлением основных черт характера персонажа, а также одним из внешних проявлений его внутреннего мира, детальным прослеживанием содержания его речи, интонации, использованием только ему присущим уникальным словам и идиоматическим выражениям.
Речевая характеристика персонажей непосредственно отражает личностные черты героев и фон образовательной эпохи. Чарльз Диккенс - выдающийся представитель британских писателей-реалистов, великих мастеров, формировавших характеры героев. Созданный им «мир Диккенса» уникален. Поэтому обращение к одному из самых известных произведений английской литературы второй половины девятнадцатого века - роману Чарльза Диккенса «Большие надежды» представляет большой интерес для исследования.
Уровень исследования данной проблемы в теоретическом и практическом планах обусловливает актуальность данной работы.
Цель - выявление и анализ языковых способов передачи эмоций в романе Ч. Диккенса «Большие надежды».
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задачи:
1. рассмотреть термин «эмотивность» в роли лингвистической категории, его функции, сущность;
2. исследовать средства создания текстовой эмотивности;
3. рассмотреть лингвистические и стилистические особенности романа;
4. проанализировать языковые способы выражения эмоций в романе.
В качестве объекта данного исследования выступает речевая характеристика персонажей романа Ч. Диккенса «Большие надежды».
Предметом изучения является выявление способов репрезентации эмоций персонажей романа.
В работе использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение отечественной и зарубежной литературы в области лингвистики и теории дискурса, систематизация, классификация, метод сплошной выборки, описательно-аналитический метод, метод дедукции.
Материалом исследования послужил текст романа Ч. Диккенса «Большие надежды» (Charles J. H. D. «Great Expectations»).
Структура работы определяется целями и задачами, поставленными в работе. Дипломная работа, общим объемом 50 страниц, состоит из введения, двух глав с выводами к каждой из них, заключения, списка источников и списка словарей.
Во Введении обосновывается выбор темы, её актуальность, выбирается методология исследования, определяются основные цели и задачи исследования.
Первая глава представляет собой раскрытие основной части, диссертационного исследования. Особое внимание в этой главе уделяется понятию «эмоция» и языковым способам ее выражения в художественной литературе. И содержание романа, и черты характера, и эмоциональные наклонности главных героев.
Вторая глава представляет собой практическую часть. Теория, изложенная в первой части, будет использована для анализа романа с точки зрения языковых средств выражения эмоций. В Заключении излагаются основные результаты и подводятся общие итоги исследования.
В художественном произведении главным предметом изображения является персонаж, следовательно, исследование художественных текстов включает в себя и изучение речевой характеристики персонажей и способов передачи различных эмоций. Язык является непосредственным воплощением идеи автора, важным средством описания образов героев, выявлением основных черт характера персонажа, а также одним из внешних проявлений его внутреннего мира, детальным прослеживанием содержания его речи, интонации, использованием только ему присущим уникальным словам и выражениям. В заключении нашего исследования мы делаем выводы о том, что эмоция - это сложный, многоуровневый феномен, который следует анализировать не только с точки зрения психологии, но и с точки зрения языка. На лингвистическом уровне эмоция понимается как эмотивность, которая является одной из категорий языка. Эмотивность определяется как неотъемлемое свойство эмоций, а выражение эмоций неотделимо от языка.
В работе мы исследовали лексические и грамматические средства выражения эмотивности. Среди лексических средств выражения эмотивности выделяют: эмоциональные слова, лексика эмоций, вульгарные выражения, междометия, паралингвистические способы, жаргонизмы. Грамматические формы делятся на морфологические и синтаксические.
Чарльз Диккенс выразил в своем романе «Большие надежды» самые разные эмоции через высказывания героев романа. Мы нашли 25 примеров лексических средств выражения эмотивности, среди которых наиболее часто встречались эмоциональные слова и лексика эмоций. Что касается грамматических средств выражения эмотивности, то мы просмотрели 30 примеров, и выявили, что самым используемым средством оказался параллелизм.
Таким образом, мы исследования выявили и проанализировали языковые способы передачи эмоций в романе Ч. Диккенса «Большие надежды». Цель исследования достигнута.