Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ ПЯТИКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СФОРМИРОВАННОСТИ НОВООБРАЗОВАНИЙ ПСИХИКИ

Работа №14391

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы106
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1152
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы особенностей адаптации к школе пятиклассников с разным уровнем сформированности новообразований психики 7
1.1 Проблема адаптации пятиклассников к школе в психологии 7
1.2 Основные психологические новообразования ребенка младшего школьного возраста 13
1.3 Влияние уровня сформированности новообразований психики на процесс адаптации пятиклассников к школе 27
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение особенностей адаптации к школе пятиклассников с разным уровнем сформированности новообразований психики 31
2.1 Организация и методы исследования 31
2.2 Анализ и интерпретация результатов 34
2.3 Программа коррекционно-развивающих занятий для пятиклассников, направленная на предупреждение школьной дезадаптации 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявления 79
Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных 100
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных 105


Актуальность проблемы исследования заключается в том, что переход школьников из начальной школы в основную является очень сложным периодом. Сложность этому периоду придают новые социальные условия, а именно: обучение по предметам, усложнение учебного материала, изменение учительского состава, рост числа педагогов, выдвижение более высоких требований к учебной деятельности. Все это повышает тревожность школьников и снижает их работоспособность.
Исследования, проведенные в области психологии, педагогики, физиологии, медицины, социологии и других областях (Г.М. Андреева, Е.Ю. Балашова, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, Т.Л. Ульянова) указывают на то, что период, связанный с адаптацией ребенка к условиям школьной среды, является сложным и значимым.
В научных исследованиях приведенных авторов разработаны определения адаптации, её сущность и виды. Но проблема адаптации школьников при переходе в среднюю школу не изучена до конца.
Переход из начальной в среднюю школу, это некий рубеж между четвертым и пятым классами. Четвертый класс является достаточно спокойным периодом, когда уже все сложилось: учеба, взаимоотношения ученика с одноклассниками и с учителем. Но это очень важный этап жизни для ребенка, потому что заканчивается младший школьный возраст и его итогом являются глубокие изменения и появление новообразований в психике ребенка.
Исходя из актуальности, нами сформулирована проблема исследования: различаются ли и как особенности адаптации к школе пятиклассников с разным уровнем сформированности новообразований психики?
Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования: процесс адаптации к школе пятиклассников.
Предмет исследования: особенности адаптации к школе пятиклассников с разным уровнем сформированности новообразований психики.
Гипотеза исследования: пятиклассники с высоким уровнем сформированности новообразований психики отличаются более высокой выраженностью показателей адаптации к школе (учебная активность, социометрический статус) по сравнению с пятиклассниками с низким уровнем сформированности новообразований психики.
Исходя из цели, были определены следующие задачи нашего исследования:
1. Изучить разработанность в психологической литературе проблемы особенностей адаптации к школе пятиклассников с разным уровнем сформированности новообразований психики.
2. Выявить особенности адаптации пятиклассников к школе.
3. Изучить уровень сформированности основных новообразований психики пятиклассников.
4. Определить особенности адаптации к школе пятиклассников с разным уровнем сформированности новообразований психики.
5. Разработать программу коррекционно-развивающих занятий для пятиклассников, направленную на предупреждение школьной дезадаптации.
Теоретико-методологическую основу исследования составили исследования, посвященные изучению проблемы перехода младших школьников из начальной школы в среднюю (Т.Л. Ульянова, Г.И. Цукерман, Г.М. Андреева, Е.Ю. Балашова, Э. М. Александровская, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, Т.Л. Ульянова, А.Н. Леонтьев, Т.Д. Марцинковская, Г.И. Цукерман и многие другие), а также работы, посвященные изучению возрастных новообразования психики (А. В. Батаршев, Л. С. Выготский, Г. С. Абрамова, Л. Ц. Кагермазова, И. В. Шаповаленко, Е. Е. Сапогова, В. В.
1) Организационные (сравнительный).
2) Эмпирические методы (наблюдение, опрос, тестирование).
3) Методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
4) Интерпретационные методы (структурный).
Методики исследования:
1. Методика «Почтальон» (А. З. Зак) для изучения сформированности внутреннего плана действий;
2. Методика «Буквы как цифры» (А. З. Зак) для изучения уровня развития рефлексии;
3. Методика «Кольца Ландольта» для изучения уровня развития произвольного внимания;
4. Методика «Числа» для изучения уровня развития произвольной памяти;
5. Экспресс-методика «Выявление тревожности у пятиклассников в период адаптации» (О.Н.Хмельницкая) для изучения эмоционального благополучия;
6. Социометрия (Я. Морено) для изучения социометрического статуса;
7. «Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности обучающихся» (модификация Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот) для изучения учебной активности и уровня усвоения знаний.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная и внедренная в практику коррекционно-развивающих занятий для пятиклассников, направленная на предупреждение школьной дезадаптации, может быть использована в деятельности психологических служб образовательных учреждений, в работе учителей и классных
Выборка и база исследования: МБОУ «Погореловская СОШ» и МБОУ «Корочанская СОШ им. Д. К. Кромского» Корочанского района Белгородской области. В исследовании принимали участие учащиеся 5-х классов в количестве 76 чел.
Математико-статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью метода Крускала-Уоллиса, коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Структура исследования: работа состоит из введения, 2-х глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка использованных источников (72 наименования). Объем работы составляет 78 страниц машинописного текста, объем приложений составляет 26 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наше исследование было посвящено изучению особенностей адаптации к школе пятиклассников с разным уровнем сформированности новообразований психики.
Изучение и анализ теоретических источников, позволил нам определить, что в процессе социально-психологической адаптации пятиклассников участвует система социальных институтов. Школа является одним из социальных институтов, где социальные качеств личности корректируются и формируются в согласовании с общественно значимыми ценностями.
Психологическая адаптация заключается в избавлении от чувства страха, одиночества или сокращении сроков социального научения (обучения), когда, опираясь на общественный или групповой опыт, человек избавляется от необходимости проб и ошибок, сразу выбирая более подходящую программу поведения.
Сегодня психологическое сопровождение адаптационного периода пятиклассников выходит на новый уровень: адекватными целями становится изучение школьной тревожности и ее компонентной локализации, уровня развития универсальных учебных действий (УУД).
Дальнейшего обучения младших школьников во многом зависит от сформированности у них УУД. Их развитие обеспечивает формирование психологических новообразований, таких как качественно новый уровень развития произвольности; интеллектуальная рефлексия; внутренний план действий; ориентация на группу сверстников.
В ходе нашего исследования мы разделили пятиклассников на три группы по уровню сформированности новообразований психики: с высоким, средним и низким. И на три группы по уровню адаптации к школе: с высоким, средним, низким.
Мы предположили, что пятиклассники с высоким уровнем сформированности новообразований психики отличаются более высокой выраженностью показателей адаптации к школе (учебная активность, социометрический статус) по сравнению с пятиклассниками с низким уровнем сформированности новообразований психики.
В ходе сравнения показателей адаптации к школе в группах пятиклассников с разным уровнем сформированности новообразований психики с помощью Н-критерия Крускала-Уоллиса, мы выяснили, что группы пятиклассников с высоким и низким уровнем сформированности новообразований психики статистически значимо ( р > 0,01) отличаются по показателям адаптации к школе.
Для того чтобы выявить наличие связи между показателями сформированности новообразований психики и адаптации к школе мы провели корреляционный анализ.
Корреляционный анализ выявил наличие положительных статистически значимых связей между показателями сформированности новообразований психики и показателями адаптации пятиклассников к школе, а именно: учебной активностью (r=0,694), социометрическим статусом (r=0,653) и тревожностью (r=0,702). Из этого можно сделать вывод, что чем выше сформированность новообразований психики у пятиклассников, тем выше уровень адаптации к школе.
По итогам диагностики особенностей адаптации к школе пятиклассников с разным уровнем сформированности новообразований психики нами была разработана программа коррекционно-развивающих занятий для пятиклассников, направленная на предупреждение школьной дезадаптации.
Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза подтверждена.



1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г.С. Абрамова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2014.- 811 с.
2. Абросимова, А.В. Психологический мониторинг адаптации пятиклассников к условиям обучения в средней школе в условиях внедрения ФГОС (диагностика, анализ и рекомендации) // Режим доступа: http://portal.snauka.ru/2014/01/1208.
3. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие / В.А. Аверин. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2012. - 379 с.
4. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2015. - 496 c.
5. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Э.М. Александровская.- М., 2010.-257 с.
6. Алферов, А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие для вузов / А.Д. Алферов. - Ростов-на-Дону, 2010. -384 с.
7. Андреева, Г.М. Социальная психология: учеб. для высш. шк. / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2011.-357 с.
8. Асмолов, Л.Б. Психология личности. Учебное пособие / Л.Б. Асмолов.- М.: Издат. МГУ, 2012.- 456 с.
9. Балашова, Е.Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях / Е.Ю. Балашова // Педагогика и психология.- 2008.- №10.- С. 36-38.
10. Батаршев, А.В. Психология личности и общения / А.В. Батаршев.- М., 2009. - 248 с.
11. Березанская, К.Б. Психология: учебник / Березанская К.Б., Нуркова В.В.- М., 2007.- 490 с.
12. Блонский, П.П. Психология младшего школьника : избр. психол. тр. / П.П. Блонский; под ред. А.И. Липкиной, Т.Д. Марцинковской. - М.; Воронеж: МПСИ: МОДЭК, 2011. - 632 с.
13. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. - М.: Международная педагогическая академия, 2009.- 478 с.
14. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Психология подростка: Хрестоматия / М.: Российское педагогическое агентство ,1997. - 526 с.
15. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2008.- 398 с.
16. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна М., 2001.- 571 с.
17. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.
18. Боссарт, А.Б. Парадоксы возраста или воспитания / А.Б. Боссарт.- М.: Просвещение, 2005.- 176 с.
19. Вержибок, Г.В. В помощь психологу / Г.В. Вержибок, Н.С. Криволап, О.А. Минич.- Мн., 2008.- 176 с.
20. Волков, Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков.- 3-е изд., исправл. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2012.- 160 с.
21. Волков, Б.С. Возрастная психология / Б.С. Волков, Н.В Волкова.- М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2008.- 343 с.
22. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти Т.4 Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 2004. - 378 с.
23. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377c.
24. Горянина, В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. / В.А. Горянина.- М, 2012.- 390с.
25. Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном воз¬расте / Под ред. А. В. Петровского // Возрастная и педагогическая психология / М., 1979.- 288 с.
26. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для высш. учеб, заведений / Под ред. В.Е. Клочко. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264 с.
27. Драгунова, Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте / Т. В. Драгунова // Психология подростка: Хрестоматия / М.: Российское педагогическое агентство , 1997. - 526 с.
28. Драгунова, Т.В. «Кризис» объясняли по разному: Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна / М.: Институт практической психологии, 2000. - 239 с.
29. Дубровина, И.В. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004. — 592 с.
30. Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.- М.: Просвещение, 1995.- 303 с.
31. Ермаков, П.Н. Психология личности: Учебное пособие / П. Н. Ермаков, проф. В. А. Лабунская. - М.: Эксмо, 2011.- 653 с.
32. Зак, А.З. Различия в мышлении детей: Уч.-мет. пособие / А. З. Зак. - М., изд. Открытого Российского университета, 1992. - 128 с.
33. Заставенко, В.А. Психология: Учебное пособие в схемах, таблицах, комментариях / В.А. Заставенко. - СПб.: СПбГИКиТ, 2015. - 177 с.
34. Ивашкин, В.А. Психологическое изучение школьников / В.А. Ивашкин.- М., 2010.- 239 с.
35. Кагермазова, Л.Ц. Возрастная психология: Электронный учебник
/ Л.Ц. Кагермазова.- Изд-во: ДПО КБГУ,2003.- 285 с.75
36. Кисенова, Р.Х. К проблеме исследования факторов адаптации личности / Р.Х. Кисенова. - М., 2009. - 298 с.
37. Князева, В.В. Педагогика / В.В. Князева. - М.: Вузовская книга,
2016. - 872 c.
38. Козлов, Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения / Н. И. Козлов. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997. - 136 с.
39. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов ВУЗа / И.Ю. Кулагина, В.М Колюцкий.- М., 2001. - 464 с.
40. Леонтьев, А.Н., Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. - М., 2006. - 509 с.
41. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2016. - 585с.
42. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М., 2000. - 372 с.
43. Немов, Р.С. Психологическое консультирование: Учеб. для студ. вузов — 2-е изд., перераб. и доп./ Р. С. Немов. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 575 с.
44. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений: В з-х кн. Кн.2. / Р.С. Немов.- М.: ВЛАДОС, 2003.- 608 с.
45. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник / Л. Ф. Обухова. — М. : Издательство Юрайт ; МГППУ, 2011. - 374 с.
46. Овчарова, Р.В. Технологи практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников / Р.В. Овчарова. - М.: ТЦ «Сфера», - 2006. - 448 с.
47. Петровский, А.В. Психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский.- 3-е изд.- М., 2010.- 512 с.
48. Подольский, А.И. Внимание: подростковая депрессивность / А.И. Подольский, О.А. Идобаева. - М.: издательство: Вербум-М., 2005. - 202 с.
49. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова.- М., 2000. - 184 с.
50. Пономаренко, Л.П. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе: Методические рекомендации для школьных психологов / Л.П. Пономаренко. - Одесса: Астро Принт, 2004.- 371 с.
51. Реан, А.А. Психология подростка: Учебник / А.А. Реан. - СПб, 2010. - 480 с.
52. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. / Е.И. Рогов.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 480 с.
53. Рубенштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубенштейн.- СПб; Питер, 2002.- 712 с.
54. Самоукина, Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги / Н.В. Самоукина.- М.: ИНТОР, 2015. - 189с.
55. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие / Е. Е. Сапогова.- М.: Аспект Пресс, 2009.- 460 с.
56. Сироткин, Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости / Л.Ю. Сироткин.- Казань, 2009. - 317 с.
57. Слободчиков, В.И. Психология развития человека: Учебное пособие / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М. ПСТГУ, 2013. -400 с.
58. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учебник / Е. О. Смирнова.— М.: кнорус, 2016. — 280 с.
59. Снайдер, Д. Практическая психология для подростков,
или как найти свое место в жизни / Д. Снайдер - М.: АСТ- ПРЕСС, -2010. - 236 с.
60. Сорокина, О.С. Формирование универсальных учебных действий младших школьников: проблемы и перспективы / О. С. Сорокина // Научное и образовательное пространство: перспективы развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015.— С. 70-73.
61. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. Практикум / Л. Д. Столяренко.- 7-е изд. - М., 2006. - 704 с.
62. Столяренко, A.M. Психология и педагогика / A. M.Столяренко 3-е изд. - М., 2010. - 544 с.
63. Ульянова, Т.Л. Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности в общении // Средняя школа, 2006. - №7. С. 21-24.
64. Фельдштейн, Д.И. Психология младшего подростка / Д.И. Фельдштейн.- М.: Просвещение, 2004.- 357 с.
65. Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности / Д.И. Фельдштейн.- М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 512 с.
66. Фельдштейн, Д.И. Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов / Сост. Л.М. Семенюк. - М.: Международная пед. академия, 2004.- 375 с.
67. Фридман, М.Л. Психология детей и подростков / М.Л. Фридман. - М.: Смысл, 2009.- 360 с.
68. Фролов, Ю.И. Психология подростка: Хрестоматия / Ю.И. Фролов.- M.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 526 с.
69. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов.- М.: Гардарики, 2002. - 520 с.
70. Цукерман, Г.И. Переход из начальной школы в среднюю, как психологическая проблема / Г.И. Цукерман // Вопросы психологии, 2001. - №5. С.19-35.
71. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2010. - 349 с.
72. Эльконин, Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте / Д. Б. Эльконин // Психология подростка: Хрестоматия. - М.: Российское педагогическое агенство, 1997. - 526 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ