ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ ПЯТИКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СФОРМИРОВАННОСТИ НОВООБРАЗОВАНИЙ ПСИХИКИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы особенностей адаптации к школе пятиклассников с разным уровнем сформированности новообразований психики 7
1.1 Проблема адаптации пятиклассников к школе в психологии 7
1.2 Основные психологические новообразования ребенка младшего школьного возраста 13
1.3 Влияние уровня сформированности новообразований психики на процесс адаптации пятиклассников к школе 27
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение особенностей адаптации к школе пятиклассников с разным уровнем сформированности новообразований психики 31
2.1 Организация и методы исследования 31
2.2 Анализ и интерпретация результатов 34
2.3 Программа коррекционно-развивающих занятий для пятиклассников, направленная на предупреждение школьной дезадаптации 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявления 79
Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных 100
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных 105
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы особенностей адаптации к школе пятиклассников с разным уровнем сформированности новообразований психики 7
1.1 Проблема адаптации пятиклассников к школе в психологии 7
1.2 Основные психологические новообразования ребенка младшего школьного возраста 13
1.3 Влияние уровня сформированности новообразований психики на процесс адаптации пятиклассников к школе 27
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение особенностей адаптации к школе пятиклассников с разным уровнем сформированности новообразований психики 31
2.1 Организация и методы исследования 31
2.2 Анализ и интерпретация результатов 34
2.3 Программа коррекционно-развивающих занятий для пятиклассников, направленная на предупреждение школьной дезадаптации 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявления 79
Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных 100
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных 105
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что переход школьников из начальной школы в основную является очень сложным периодом. Сложность этому периоду придают новые социальные условия, а именно: обучение по предметам, усложнение учебного материала, изменение учительского состава, рост числа педагогов, выдвижение более высоких требований к учебной деятельности. Все это повышает тревожность школьников и снижает их работоспособность.
Исследования, проведенные в области психологии, педагогики, физиологии, медицины, социологии и других областях (Г.М. Андреева, Е.Ю. Балашова, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, Т.Л. Ульянова) указывают на то, что период, связанный с адаптацией ребенка к условиям школьной среды, является сложным и значимым.
В научных исследованиях приведенных авторов разработаны определения адаптации, её сущность и виды. Но проблема адаптации школьников при переходе в среднюю школу не изучена до конца.
Переход из начальной в среднюю школу, это некий рубеж между четвертым и пятым классами. Четвертый класс является достаточно спокойным периодом, когда уже все сложилось: учеба, взаимоотношения ученика с одноклассниками и с учителем. Но это очень важный этап жизни для ребенка, потому что заканчивается младший школьный возраст и его итогом являются глубокие изменения и появление новообразований в психике ребенка.
Исходя из актуальности, нами сформулирована проблема исследования: различаются ли и как особенности адаптации к школе пятиклассников с разным уровнем сформированности новообразований психики?
Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования: процесс адаптации к школе пятиклассников.
Предмет исследования: особенности адаптации к школе пятиклассников с разным уровнем сформированности новообразований психики.
Гипотеза исследования: пятиклассники с высоким уровнем сформированности новообразований психики отличаются более высокой выраженностью показателей адаптации к школе (учебная активность, социометрический статус) по сравнению с пятиклассниками с низким уровнем сформированности новообразований психики.
Исходя из цели, были определены следующие задачи нашего исследования:
1. Изучить разработанность в психологической литературе проблемы особенностей адаптации к школе пятиклассников с разным уровнем сформированности новообразований психики.
2. Выявить особенности адаптации пятиклассников к школе.
3. Изучить уровень сформированности основных новообразований психики пятиклассников.
4. Определить особенности адаптации к школе пятиклассников с разным уровнем сформированности новообразований психики.
5. Разработать программу коррекционно-развивающих занятий для пятиклассников, направленную на предупреждение школьной дезадаптации.
Теоретико-методологическую основу исследования составили исследования, посвященные изучению проблемы перехода младших школьников из начальной школы в среднюю (Т.Л. Ульянова, Г.И. Цукерман, Г.М. Андреева, Е.Ю. Балашова, Э. М. Александровская, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, Т.Л. Ульянова, А.Н. Леонтьев, Т.Д. Марцинковская, Г.И. Цукерман и многие другие), а также работы, посвященные изучению возрастных новообразования психики (А. В. Батаршев, Л. С. Выготский, Г. С. Абрамова, Л. Ц. Кагермазова, И. В. Шаповаленко, Е. Е. Сапогова, В. В.
1) Организационные (сравнительный).
2) Эмпирические методы (наблюдение, опрос, тестирование).
3) Методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
4) Интерпретационные методы (структурный).
Методики исследования:
1. Методика «Почтальон» (А. З. Зак) для изучения сформированности внутреннего плана действий;
2. Методика «Буквы как цифры» (А. З. Зак) для изучения уровня развития рефлексии;
3. Методика «Кольца Ландольта» для изучения уровня развития произвольного внимания;
4. Методика «Числа» для изучения уровня развития произвольной памяти;
5. Экспресс-методика «Выявление тревожности у пятиклассников в период адаптации» (О.Н.Хмельницкая) для изучения эмоционального благополучия;
6. Социометрия (Я. Морено) для изучения социометрического статуса;
7. «Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности обучающихся» (модификация Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот) для изучения учебной активности и уровня усвоения знаний.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная и внедренная в практику коррекционно-развивающих занятий для пятиклассников, направленная на предупреждение школьной дезадаптации, может быть использована в деятельности психологических служб образовательных учреждений, в работе учителей и классных
Выборка и база исследования: МБОУ «Погореловская СОШ» и МБОУ «Корочанская СОШ им. Д. К. Кромского» Корочанского района Белгородской области. В исследовании принимали участие учащиеся 5-х классов в количестве 76 чел.
Математико-статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью метода Крускала-Уоллиса, коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Структура исследования: работа состоит из введения, 2-х глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка использованных источников (72 наименования). Объем работы составляет 78 страниц машинописного текста, объем приложений составляет 26 страниц.
Исследования, проведенные в области психологии, педагогики, физиологии, медицины, социологии и других областях (Г.М. Андреева, Е.Ю. Балашова, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, Т.Л. Ульянова) указывают на то, что период, связанный с адаптацией ребенка к условиям школьной среды, является сложным и значимым.
В научных исследованиях приведенных авторов разработаны определения адаптации, её сущность и виды. Но проблема адаптации школьников при переходе в среднюю школу не изучена до конца.
Переход из начальной в среднюю школу, это некий рубеж между четвертым и пятым классами. Четвертый класс является достаточно спокойным периодом, когда уже все сложилось: учеба, взаимоотношения ученика с одноклассниками и с учителем. Но это очень важный этап жизни для ребенка, потому что заканчивается младший школьный возраст и его итогом являются глубокие изменения и появление новообразований в психике ребенка.
Исходя из актуальности, нами сформулирована проблема исследования: различаются ли и как особенности адаптации к школе пятиклассников с разным уровнем сформированности новообразований психики?
Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования: процесс адаптации к школе пятиклассников.
Предмет исследования: особенности адаптации к школе пятиклассников с разным уровнем сформированности новообразований психики.
Гипотеза исследования: пятиклассники с высоким уровнем сформированности новообразований психики отличаются более высокой выраженностью показателей адаптации к школе (учебная активность, социометрический статус) по сравнению с пятиклассниками с низким уровнем сформированности новообразований психики.
Исходя из цели, были определены следующие задачи нашего исследования:
1. Изучить разработанность в психологической литературе проблемы особенностей адаптации к школе пятиклассников с разным уровнем сформированности новообразований психики.
2. Выявить особенности адаптации пятиклассников к школе.
3. Изучить уровень сформированности основных новообразований психики пятиклассников.
4. Определить особенности адаптации к школе пятиклассников с разным уровнем сформированности новообразований психики.
5. Разработать программу коррекционно-развивающих занятий для пятиклассников, направленную на предупреждение школьной дезадаптации.
Теоретико-методологическую основу исследования составили исследования, посвященные изучению проблемы перехода младших школьников из начальной школы в среднюю (Т.Л. Ульянова, Г.И. Цукерман, Г.М. Андреева, Е.Ю. Балашова, Э. М. Александровская, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, Т.Л. Ульянова, А.Н. Леонтьев, Т.Д. Марцинковская, Г.И. Цукерман и многие другие), а также работы, посвященные изучению возрастных новообразования психики (А. В. Батаршев, Л. С. Выготский, Г. С. Абрамова, Л. Ц. Кагермазова, И. В. Шаповаленко, Е. Е. Сапогова, В. В.
1) Организационные (сравнительный).
2) Эмпирические методы (наблюдение, опрос, тестирование).
3) Методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
4) Интерпретационные методы (структурный).
Методики исследования:
1. Методика «Почтальон» (А. З. Зак) для изучения сформированности внутреннего плана действий;
2. Методика «Буквы как цифры» (А. З. Зак) для изучения уровня развития рефлексии;
3. Методика «Кольца Ландольта» для изучения уровня развития произвольного внимания;
4. Методика «Числа» для изучения уровня развития произвольной памяти;
5. Экспресс-методика «Выявление тревожности у пятиклассников в период адаптации» (О.Н.Хмельницкая) для изучения эмоционального благополучия;
6. Социометрия (Я. Морено) для изучения социометрического статуса;
7. «Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности обучающихся» (модификация Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот) для изучения учебной активности и уровня усвоения знаний.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная и внедренная в практику коррекционно-развивающих занятий для пятиклассников, направленная на предупреждение школьной дезадаптации, может быть использована в деятельности психологических служб образовательных учреждений, в работе учителей и классных
Выборка и база исследования: МБОУ «Погореловская СОШ» и МБОУ «Корочанская СОШ им. Д. К. Кромского» Корочанского района Белгородской области. В исследовании принимали участие учащиеся 5-х классов в количестве 76 чел.
Математико-статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью метода Крускала-Уоллиса, коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Структура исследования: работа состоит из введения, 2-х глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка использованных источников (72 наименования). Объем работы составляет 78 страниц машинописного текста, объем приложений составляет 26 страниц.
Наше исследование было посвящено изучению особенностей адаптации к школе пятиклассников с разным уровнем сформированности новообразований психики.
Изучение и анализ теоретических источников, позволил нам определить, что в процессе социально-психологической адаптации пятиклассников участвует система социальных институтов. Школа является одним из социальных институтов, где социальные качеств личности корректируются и формируются в согласовании с общественно значимыми ценностями.
Психологическая адаптация заключается в избавлении от чувства страха, одиночества или сокращении сроков социального научения (обучения), когда, опираясь на общественный или групповой опыт, человек избавляется от необходимости проб и ошибок, сразу выбирая более подходящую программу поведения.
Сегодня психологическое сопровождение адаптационного периода пятиклассников выходит на новый уровень: адекватными целями становится изучение школьной тревожности и ее компонентной локализации, уровня развития универсальных учебных действий (УУД).
Дальнейшего обучения младших школьников во многом зависит от сформированности у них УУД. Их развитие обеспечивает формирование психологических новообразований, таких как качественно новый уровень развития произвольности; интеллектуальная рефлексия; внутренний план действий; ориентация на группу сверстников.
В ходе нашего исследования мы разделили пятиклассников на три группы по уровню сформированности новообразований психики: с высоким, средним и низким. И на три группы по уровню адаптации к школе: с высоким, средним, низким.
Мы предположили, что пятиклассники с высоким уровнем сформированности новообразований психики отличаются более высокой выраженностью показателей адаптации к школе (учебная активность, социометрический статус) по сравнению с пятиклассниками с низким уровнем сформированности новообразований психики.
В ходе сравнения показателей адаптации к школе в группах пятиклассников с разным уровнем сформированности новообразований психики с помощью Н-критерия Крускала-Уоллиса, мы выяснили, что группы пятиклассников с высоким и низким уровнем сформированности новообразований психики статистически значимо ( р > 0,01) отличаются по показателям адаптации к школе.
Для того чтобы выявить наличие связи между показателями сформированности новообразований психики и адаптации к школе мы провели корреляционный анализ.
Корреляционный анализ выявил наличие положительных статистически значимых связей между показателями сформированности новообразований психики и показателями адаптации пятиклассников к школе, а именно: учебной активностью (r=0,694), социометрическим статусом (r=0,653) и тревожностью (r=0,702). Из этого можно сделать вывод, что чем выше сформированность новообразований психики у пятиклассников, тем выше уровень адаптации к школе.
По итогам диагностики особенностей адаптации к школе пятиклассников с разным уровнем сформированности новообразований психики нами была разработана программа коррекционно-развивающих занятий для пятиклассников, направленная на предупреждение школьной дезадаптации.
Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза подтверждена.
Изучение и анализ теоретических источников, позволил нам определить, что в процессе социально-психологической адаптации пятиклассников участвует система социальных институтов. Школа является одним из социальных институтов, где социальные качеств личности корректируются и формируются в согласовании с общественно значимыми ценностями.
Психологическая адаптация заключается в избавлении от чувства страха, одиночества или сокращении сроков социального научения (обучения), когда, опираясь на общественный или групповой опыт, человек избавляется от необходимости проб и ошибок, сразу выбирая более подходящую программу поведения.
Сегодня психологическое сопровождение адаптационного периода пятиклассников выходит на новый уровень: адекватными целями становится изучение школьной тревожности и ее компонентной локализации, уровня развития универсальных учебных действий (УУД).
Дальнейшего обучения младших школьников во многом зависит от сформированности у них УУД. Их развитие обеспечивает формирование психологических новообразований, таких как качественно новый уровень развития произвольности; интеллектуальная рефлексия; внутренний план действий; ориентация на группу сверстников.
В ходе нашего исследования мы разделили пятиклассников на три группы по уровню сформированности новообразований психики: с высоким, средним и низким. И на три группы по уровню адаптации к школе: с высоким, средним, низким.
Мы предположили, что пятиклассники с высоким уровнем сформированности новообразований психики отличаются более высокой выраженностью показателей адаптации к школе (учебная активность, социометрический статус) по сравнению с пятиклассниками с низким уровнем сформированности новообразований психики.
В ходе сравнения показателей адаптации к школе в группах пятиклассников с разным уровнем сформированности новообразований психики с помощью Н-критерия Крускала-Уоллиса, мы выяснили, что группы пятиклассников с высоким и низким уровнем сформированности новообразований психики статистически значимо ( р > 0,01) отличаются по показателям адаптации к школе.
Для того чтобы выявить наличие связи между показателями сформированности новообразований психики и адаптации к школе мы провели корреляционный анализ.
Корреляционный анализ выявил наличие положительных статистически значимых связей между показателями сформированности новообразований психики и показателями адаптации пятиклассников к школе, а именно: учебной активностью (r=0,694), социометрическим статусом (r=0,653) и тревожностью (r=0,702). Из этого можно сделать вывод, что чем выше сформированность новообразований психики у пятиклассников, тем выше уровень адаптации к школе.
По итогам диагностики особенностей адаптации к школе пятиклассников с разным уровнем сформированности новообразований психики нами была разработана программа коррекционно-развивающих занятий для пятиклассников, направленная на предупреждение школьной дезадаптации.
Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза подтверждена.



