Введение 4
Глава I. Обзор литературы: об исследованиях, посвящённых памятникам борисоглебского цикла 7
1.1 Издания 7
1.2 История изучения цикла 9
1.3 Дискуссионные вопросы 17
Глава II. Хронотоп житийных текстов и летописной повести о Борисе и Глебе 19
2.1 Пространство и время памятников борисоглебского цикла 19
2.2 Принцип организации летописи как способ расширения временной структуры повествования 22
2.3 Повествование о чудесах в структуре житий Бориса и Глеба 26
2.4 Молитва, плач и похвала в текстах цикла 29
2.5 Библейские топосы в памятниках борисоглебского цикла 38
2.6 Жизнь и смерть как перемещение на оси координат 42
Глава III. Церковные службы князьям Борису и Глебу 48
3.1 Службы князьям Борису и Глебу 48
3.2 Символика церковных служб князьям Борису и Глебу 51
3.3 Летопись, Сказание и Чтение в литургическом контексте 54
Заключение 59
Библиография 61
Источники 61
Исследования 62
Представленная выпускная квалификационная работа посвящена памятникам древнерусской литературы – борисоглебскому циклу XI – нач. XII вв., а именно, агиографическим текстам и летописному повествованию о князьях Борисе и Глебе, вероломно убитых их сводным братом князем Святополком. Борисоглебский цикл текстов содержит описание гибели Бориса и Глеба, сыновей Владимира I Святославича. Это, во-первых, летописные повести в составе «Повести временных лет», во-вторых, анонимное «Сказание, и страсть, и похвала святую мученику Бориса и Глѣбу», в-третьих, «Чтение о житии и погублении…» составленное Нестором, в-четвертых, Паримийное чтение, в-пятых, проложные повести в нескольких редакциях, похвальные слова и церковные службы святым князьям Борису и Глебу. Все эти памятники относятся к событиям междоусобной борьбы за великокняжеский киевский стол в 1015–1019 гг.
Историческое и художественное своеобразие княжеских житий в литературе Древней Руси привлекало внимание как исследователей средневековой литературы прошлого века, так и современных исследователей. История изучения борисоглебского цикла началось ещё в XX в. с исследований А. А. Шахматова и С. А. Бугославского и даже в последние десятилетия нередко становились объектом изучения филологов, историков, искусствоведов, литургистов (Н. И. Милютенко, А.В. Назаренко, А. Поппэ, Л. Мюллера, Б.Н. Флори, А. М. Ранчина и др.). При этом наиболее подробно были рассмотрены аспекты текстологического характера, хотя в этой сфере ещё остаётся много дискуссионных вопросов. Мы хотим обратить внимание на художественное своеобразие памятников борисоглебского цикла и сосредоточиться на поэтике этих текстов в связи с особенностями восприятия средневекового сознания. Комплексное рассмотрение поэтики житийных и летописных произведений о Борисе и Глебе важно для осмысления своеобразия древнерусской литературы на этапе её формирования, а также её дальнейшей эволюции и факторов, повлиявших на её развитие.
Таким образом, цель этой работы – предложить взгляд на памятники борисоглебского цикла как на некое художественное единство и проследить сходства и различия в их поэтике, сюжете и бытовании в качестве литературного и культурного факта. Выявление ключевых литературных особенностей каждого памятника, их описание, сравнение и литературоведческий анализ – таковы основные задачи этого исследования.
В работе на материале основных житийных и летописных памятников цикла (летописная повесть, Сказание и страдание и похвала мученикам святым Борису и Глебу, Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба), а также служб святым мученикам рассматривается поэтика текстов, их связь с жизнью, подвигом и кончиной князей Бориса и Глеба. Выбор текстов для исследования был продиктован желанием рассмотреть не только основные сюжетообразующие мотивы и эпизоды жизни и гибели сыновей князя Владимира, но и особые формы литургических памятников, связанные с церковным почитанием князей Бориса и Глеба.
Исследование цикла выполнено в рамках сравнительно-исторического метода. При выявлении художественных и культурологических особенностей каждого из текстов мы пользовались основами теоретической поэтики и трудами по семиотике древнерусской литературы. В этом мы видим актуальность своей работы.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена задачами исследования, а также жанровыми особенностями рассматриваемых текстов. В первой главе представлен хронологический обзор научной литературы, посвящённой различным аспектам исследования произведений борисоглебского цикла. Там же упоминаются основные теоретические исследования поэтики и семиотики древнерусской литературы. В первой главе описаны также издания, по которым приводятся цитаты из житийных, летописных и литургических текстов.
Вторая глава посвящена исследованию художественной структуры основных памятников борисоглебского цикла: летописи, Сказания, Чтения и Паримийного чтения. В ней рассматривается понятие хронотопа в применении к древнерусской литературе, восприятие времени и пространства в сознании средневекового человека, влияние принципов построения текста на особенности хронотопа повествования, а также способы изменения временной и пространственной структуры текста. Особое внимание уделяется библейской топике и её значению в различных текстах о Борисе и Глебе.
В третьей главе более подробно рассматриваются богослужебные произведения – службы святым мученикам Борису и Глебу. В ней мы обращаемся к особенностям структуры, функциям и поэтике литургических текстов, посвящённых князьям Борису и Глебу, а также рассматриваем основной корпус памятников борисоглебского цикла в литургическом контексте.
Происхождение, текстология, поэтика, литургика и семиотика произведений борисоглебского цикла не раз становились объектом исследования многих учёных. Нами была предпринята попытка взглянуть на летописные, богослужебные и житийные памятники борисоглебского цикла как на некое художественное единство и представить наблюдения над поэтикой, сходством и различием в разных текстах о свв. Борисе и Глебе. Проведенное исследование поэтики разножанровых произведений показало, что все они существовали в неразделимом синкретическом единстве и взаимовлиянии.
В первой части работы представлен краткий обзор исследований, касавшихся памятников, связанных с жизнью, гибелью и почитанием свв. князей Бориса и Глеба, начиная с первых публикаций в XX веке и заканчивая трудами современных филологов, историков, гимнографов и других специалистов. На основании собственных наблюдений над названными текстами, мы пришли к выводу, что сюжетные памятники, рассказывающие о жизни и смерти князей Бориса и Глеба, существуют в сложном и многослойном хронотопе, в котором отражены не только события, связанные непосредственно с княжеской междоусобицей 1015–1019 гг., но и масштабная история от Сотворения мира до крещения Руси и современных авторам событий. С помощью механического размыкания хронотопа и наслоений других исторических событий (в летописи) или описания посмертных чудес (в житии), а также молитв, похвальных слов, плачей и вставок в повествование библейских топосов авторы текстов о князьях Борисе и Глебе создавали сложную пространственно-временную структуру. Она затрагивала как всеобщую историю и историю Руси, так и предполагала особую сферу коммуникации с Богом через молитвенные обращения и цитаты из Священного Писания. Рассмотрению пространственно-временной организации и связи с библейскими топосами посвящена вторая часть нашей работы.
В третьей части предложен взгляд на особую сферу произведений борисоглебского цикла, а именно, на литургические произведения, к которым относятся службы свв. Борису и Глебу на различные дни их памяти, связанные либо с днём убиения князя Бориса, либо с перенесением мощей святых. Рассматривая структуру и состав этих служб, мы выделили несколько особенностей, свойственных этому жанру и рассмотрели повторяющиеся в них мотивы и образы. Особую важность для церковных гимнов Борису и Глебу приобрела двуединая сущность почитания этих святых, их уподобление Христу и иным святым, а также свойственные ранней славянской гимнографии конкретные черты образов князей. Как мы старались показать, службы тесно связаны с поэтикой и структурной организацией сюжетных произведений цикла. Летопись, Чтение и Сказание, в свою очередь, оказались связаны с литургическим контекстом: в них либо упоминались элементы богослужений (описание торжеств при перенесении мощей), либо они были организованы согласно установленному церковью чинопоследованию (евхаристические мотивы в Сказании). То, что было отражено в агиографии, становилось частью мартирологической традиции в богослужении (прославление князей как целителей по рассказам о чудесах в Чтении).
Таким образом, намечены перспективы рассмотрения ранних памятников литературы Древней Руси как художественных произведений, обладающих сложной и искусно созданной поэтикой в их синкретизме разных жанровых и функциональных задач. В будущем наши наблюдения и выводы могут быть полезны при изучении систем поэтических приемов в других княжеских житиях, а также при литературоведческом подходе к исследованию летописных, литургических и гимнографических средневековых текстов.
1. Борис и Глеб // Православная энциклопедия. М., 2003. Т. VI. С. 44–60.
2. Абрамович Д. И. Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им. Пг., 1916.
3. Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1: XI–XII века. СПб., 1997.
4. Лихачев Н. П. Лицевое житие свв. благоверных князей русских Бориса и Глеба: по рукописи конца XV столетия. СПб., 1907.
5. Милютенко Н. И. Святые князья-мученики Борис и Глеб. СПб., 2006.
6. Нестор. «Чтение о житии и погублении блаженую страстотерпцу Бориса и Глеба» // Сказание о Борисе и Глебе. М., 1985.
7. Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – начало XII века. М., 1978.
8. Повесть временных лет. СПб, 1995.
9. Сказание о Борисе и Глебе: Факсимильное воспроизведение житийных повестей из Сильвестровского сборника. М., 1985.
10. Служебник. Москва: Андроник Тимофеев Невежа, 25 апреля 1602 [Электронный ресурс] URL: www.dlib.rsl.ru/viewer/01002158894?page=1 (дата обращения: 25.05.2023)
11. Успенский сборник XII–XIII вв. / Изд. подг. Князевская О. А., Демьянов В. Г., Ляпов М. В. М., 1971.
Исследования
1. Адрианова-Перетц В. П. Очерки поэтического стиля Древней Руси. М.; Л., 1947.
2. Адрианова-Перетц В. П. Сюжетное повествование в житийных памятниках // Истоки русской беллетристики. Л., 1970. С. 67–108.
3. Александр (Шмеман; протопресвитер). Евхаристия. Таинство царства. М., 2018.
4. Аристов В. Нарративная функция мотива «старейшинства» в летописной повести о Борисе и Глебе // Борисо-Глебский сборник. Вып. 1. Paris, 2009. С. 341–353.
5. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
6. Биленкин В. «Чтение» преп. Нестора как памятник "глебоборисовского" культа // ТОДРЛ. СПб., 1993. Т.47. С. 54–64.
7. Бугославский С. А. Святые князья Борис и Глеб в древнерусской литературе. // Университетские известия. Киев, 1917. № 1—2 С.145—168.
8. Бугославсъкий С. А. Україно-русськи пам’ятки XI—XVIII вв. про князив Бориса та Глиба. Київ, 1928.
9. Владышевская Т. Ф. Истоки русского музыкального творчества. Песнопения первым русским святым X–XI вв. // Теория и история искусства. 2022. № 3–4. С. 293–318.
10. Воронин Н. Н. Анонимное сказание о Борисе и Глебе, его время, стиль и автор // ТОДРЛ. М.; Л., 1957. Т. 13. С. 11–56.
11. Гардзанити М. «Церковная память» в книжности Slavia Orthodoxa// Римские кирилло-мефодиевские чтения. Selecta: Славянское средневековье. Богослужение. Книжность. Язык. М., 2018.
12. Гимон Т. В., Гиппиус А. А. Русское летописание в свете типологических параллелей // Жанры и формы в письменной культуре Средневековья. М., 2005. С. 174–200.
13. Гиппиус А. А. «Летописные» паремийные чтения о Борисе и Глебе: история текста и исторический контекст // Факты и знаки. Исследования по семиотике истории. Вып. 2. М., 2010. С. 42–71.
14. Гиппиус А. А. Два начала Начальной летописи: к истории композиции Повести временных лет // Вереница литер. К 60-летию В. М. Живова. М., 2006. С. 57–96.
15. Голубинский Е.Е. История русской церкви. М., 1904.
16. Гриффин Ш. Евхаристический подтекст мученичества князей Бориса и Глеба // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2020. Т. 65. Вып. 1. С. 5–18.
17. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М, 1984.
18. Дмитриев Л. А. Нестор // Русские писатели: Биобиблиографический словарь. М., 1971. Т. 1. С. 36—38.
19. Душечкина Е. В. Нестор в работе над Житием Феодосия: Опыт прочтения текста // Ученые записки Тартуского гос. университета. Вып. 266. Тарту, 1971. С. 4—15.
20. Егорова М. С. Ранняя русская агиография: «Сказание о Борисе и Глебе» в литургическом контексте. СПб., 2017.
21. Ерёмин И. П. К характеристике Нестора как писателя // ТОДРЛ. М.; Л., 1961. Т. 17. С. 54–64.
22. Ерёмин И. П. Лекции по древней русской литературе. Л., 1968.
23. Журавский Б. П. О некоторых закономерностях конструкции житийного цикла о Борисе и Глебе // Сказание о Борисе и Глебе. М., 1985. Т. 2. С. 102–152.
24. Зиборов В. К. О летописи Нестора. Основной летописный свод в русском летописании XI в. СПб., 1995.
25. Иванов С. А. Несколько замечаний о византийском контексте борисоглебского культа // Борисо-Глебский сборник. Вып. 1. Paris, 2009. С. 353–364.
26. Ключевский В. О. Древнерусские жития как исторический источник. М, 1871.
27. Кравецкий А. Г. Из истории паримийного чтения Борису и Глебу // Традиции древнейшей славянской письменности и языковая культура восточных славян. М., 1991. С. 44–46.
28. Левитский П. Важнейшие источники для определения времени крещения Владимира и Руси и их данные. СПб., 1890.
29. Лихачёв Д. С. Повесть временных лет (историко-литературный очерк) // Повесть временных лет. М.; Л., 1950. Т. 2
30. Лихачёв Д. С. Повесть временных лет. Текст и перевод. Ч. 1. М.; Л., 1950.
31. Лихачёв Д. С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1967.
32. Лотман Ю. М. О понятии географического пространства в русских средневековых текстах // Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. М., 1996. С. 239–249.
33. Марков А. В . Поэзия Великого Новгорода и ее остатки в Северной России // Пошана. Харьков, 1908. Т. 18.
34. Милютенко Н. И. Святые князья-мученики Борис и Глеб. СПб., 2006.
35. Михеев С. М. Различия в описаниях событий и взаимоотношения текстов борисоглебского цикла // Славяноведение. 2007. № 5. С. 3–19.
36. Михеев С. М. «Святополкъ сѣде въ Киевѣ по отци»: Усобица 1015–1019 годов в древнерусских и скандинавских источниках. М., 2009.
37. Мюллер Л. О времени канонизации святых Бориса и Глеба // Мюллер Л. Понять Россию: Историко-культурные исследования / Пер. с нем. Л. И. Сазоновой. М., 2000.
38. Наумов А. Идея-образ-текст. Исследования по церковнославянской литературе. М., 2020.
39. Невзорова Н. Н. Паримии Борису и Глебу. Опыт прочтения // ТОДРЛ. М.; СПб., 2004. Т. 56. С. 437–438.
40. Орлов А. С. Об особенностях формы древнерусских воинских повестей (кончая XVII веком). М., 1902.
41. Парамонова М. Ю. Святые правители Латинской Европы и Древней Руси: сравнительно-исторический анализ вацлавского и борисо-глебского культов. М., 2003.
42. Пиккио Р. Функция библейских тематических ключей в литературном коде православного славянства // Slavia Orthodoxa. Литература и язык., М., 2003.
43. Пименова М. В. Красотою украси: выражение эстетической оценки в древнерусском тексте. СПб.; Владимир, 2007.
44. Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237 гг.) СПб., 1996.
45. Поппэ А. В. О зарождении культа свв. Бориса и Глеба и посвящённых им произведениях // Russias Medievalis. 1995. T. VIII. P. 56–68.
46. Поппэ А. В. О роли иконографических изображений в изучении литературных произведений о Борисе и Глебе // ТОДРЛ. М.; Л., 1966. Т. 22. С. 26–31.
47. Присёлков М. Д. Нестор-летописец. Опыт историко-литературной характеристики. СПб., 1923.
48. Ранчин А. М. К вопросу о текстологии Борисоглебского цикла // Вертоград златословный. М., 2007. С. 55–63.
49. Ранчин А. М. К герменевтике древнерусской словесности // Вертоград златословный. М., 2007. С. 11–24.
50. Ранчин А. М. Пространственная структура в летописных повестях 1015 и 1019 годов и в житиях святых Бориса и Глеба Вертоград златословный. М., 2007. С. 75–86.
51. Ранчин А. М. Сказание и Чтение о Борисе и Глебе в составе Великих Миней Четиих митрополита Макария // Вертоград златословный. М., 2007. С. 63–69.
52. Ревелли Дж. Старославянские легенды святого Вячеслава Чешского и древнерусские княжеские жития // Герменевтика древнерусской литературы. Вып. 9. М., 1998.
53. Рогачевская Е. Б. Некоторые художественные особенности оригинальной славянской гимнографии ІХ–ХІІ вв. (к постановке проблемы) // Герменевтика древнерусской литературы. 1998. № 9. С. 101–112.
54. Руди Т. Р. Топика русских житий (вопросы типологии) // Русская агиография: Исследования. Публикации. Полемика. СПб., 2005. С. 59—101.
55. Седакова О. А. Поэтика обряда: Погребальная обрядность восточных и южных славян. М., 2004.
56. Серегина Н.С. Песнопения русским святым. По материалам рукописной певческой книги ХI–ХIХ вв. «Стихирарь месячный». СПб., 1994.
57. Сочнева Н. А. Роль мотивов «повестей о княжеских преступлениях» в композиции «Чтения о Борисе и Глебе»: к проблеме межжанровых взаимосвязей // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 16. С. 110–114.
58. Творогов О. В. Задачи изучения устойчивых литературных формул Древней Руси // ТОДРЛ. М.; Л., 1964. Т. 20. С. 29–40.
59. Творогов О. В. Нестор // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1 (XI — первая половина XIV в.) / Отв. ред. Д. С. Лихачев. Л., 1987. С. 274–278.
60. Творогов О. В. Сюжетное повествование в летописях XI–XIII вв. // Истоки русской беллетристики. Л., 1970. С. 31–67.
61. Топоров В.Н. Пространство и текст. // Текст: семантика и структура. М., 1983.
62. Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1. Первый век христианства на Руси. М., 1995.
63. Успенский Б. А. Борис и Глеб: Восприятие истории в Древней Руси. М., 2000.
64. Успенский Б. А. Поэтика композиции // Семиотика искусства. М., 1995. С. 7–221.
65. Цукерман К. Наблюдения над сложением древнейших источников летописи // Борисо-Глебский сборник. Вып. 1. Paris, 2009. С. 183–307.
66. Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908.
67. Якобсон Р. О. Русские отголоски древнечешских памятников о Людмиле // Культурное наследие Древней Руси. М., 1976. С. 46–50.
68. Ingham N. The Martyred Prince and the Question of Slavic Cultural Continuity in the Early Middle Ages // Medieval Russian Culture / California Slavic Studies. 1984. V. 12. P. 36–37.
69. Poppe A. Chronologia utworyw Nestora Hagiografa // Slavia orientalis. 1965. T. 14. № 3. S. 286–305.