Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коммуникативные технологии взаимодействия музейно-выставочных пространств с аудиторией в современном мире

Работа №143889

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы96
Год сдачи2024
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы рассмотрения феномена коммуникации музейно-выставочных пространств с аудиторией 6
1.1. Символический интеракционизм как методология исследования феномена коммуникации музейно-выставочных пространств с аудиторией 6
1.2. Пространство экспозиции как гипертекст. Переход от дидактического к мультимодальному подходу в современной коммуникации музейно-выставочных пространств с аудиторией 18
Глава 2. Коммуникативные технологии и их мультимодальное использование в музейно-выставочных пространствах Санкт-Петербурга.....................................................................................................…...35 2.1. Методические аспекты изучения коммуникативных технологий и их мультимодального использования в музейно-выставочных пространствах Санкт-Петербурга 35
2.2. Опыт взаимодействия молодежи с отдельными коммуникативным технологиями и мультимодальными коммуникативными технологиями в музейно-выставочных пространствах Санкт-Петербурга. 42
Заключение 74
Список литературы 77
Приложения 82
Приложение 1. Гайд полуструктурированного интервью 82
Приложение 2. Транскрипт полуструктурированного интервью 86

Сегодня музейно-выставочные пространства сталкиваются с новыми вызовами и задачами, которые требуют не только сохранения и популяризации культурного наследия, но и грамотного использования коммуникативных технологий для привлечения посетителей, обеспечения их удовлетворенности от посещения экспозиции с целью повышения конкурентоспособности конкретного музейно-выставочного пространства на рынке культурных услуг.
Коммуникативные технологии играют важную роль в улучшении качества взаимодействия музейно-выставочных пространств с аудиторией. В современной музейно-выставочной практике наблюдается тенденция перехода от дидактического, «образовывающего» коммуникативного подхода к мультимодальному, «интерпретативному», «творческому» подходу. Данный переход изменяет само понимание выставки — сегодня все чаще её можно определить как «гипертекст», т.е. пространство, реализующее несколько технологий представления (модусов) одновременно.
Мультимодальные инструменты коммуникации позволяют создавать более интерактивные и привлекательные экспозиции, расширять возможности обучения и развития посетителей, а также увеличивать уровень комфорта и удобства взаимодействия с экспозиционными пространствами, тем самым повышая привлекательность их посещения в перспективе. Также, поскольку коммуникация в музейно-выставочных пространствах сопряжена с феноменом смыслообразования, использование мультимодальных коммуникативных ресурсов наделяет посетителей большей автономией в конструировании значений и, как следствие, углубляет их опыт взаимодействия с экспозицией.
Теоретической рамкой рассмотрения механизма коммуникации музейно-выставочных пространств с аудиторией является символический интеракционизм Герберта Блумера. Ссылаясь на Н.А. Никишина и Т.П. Полякова, мы исходим из того, что в процессе экспонирования музейные предметы «раскрепощаются», т.е. приобретают символические значения, которые активно эксплуатируются при конструировании смыслов выставки как институцией, так и посетителями (если коммуникация учреждения предполагает интерпретативное смыслообразование, т.е. основана на третьей посылке символического интеракционизма). Рассмотрение мультимодального подхода к коммуникации в экспозиционных пространствах вынесено в отдельную главу, поскольку мультимодальность как таковая, ссылаясь на Г. Кресса, не является теорией, а лишь называет и описывает область для исследования. Целью данной ВКР является изучение коммуникативных технологий взаимодействия музейно-выставочных пространств с аудиторией в современном мире...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современных реалиях проработка коммуникативных стратегий стала неотъемлемой частью музейно-выставочной практики. Важность коммуникации заключается в её связи с процессом смыслообразования посредством конструирования, распространения и интерпретации различных содержаний, установок и ценностей. В данной работе было предложено объяснение механизма коммуникации между музейно-выставочными пространствами и их посетителями, основывающееся на трех посылках символического интеракционизма Г. Блумера. Первая посылка, основанная на директивном конструировании символических значений с помощью ФДО, связана с символическим значением, которым наделяются музейные предметы в результате их экспонирования. Вторая посылка, сопряженная с процессом смыслообразования в ходе социального взаимодействия, указывает на то, что значения — это социальные продукты, формирующиеся в контексте музейно-выставочных пространств через активное взаимодействие между посетителями. Наконец, третья посылка обеспечивает использование альтернативных коммуникативных стратегий для создания уникального опыта восприятия выставки через формирование индивидуальных интерпретаций.
Характер коммуникации выставочных пространств определяется через экспозиционный дизайн тремя коммуникативными рамками (фреймами): репрезентативной, организационной и интерактивной. Они могут воплощать как дидактический коммуникативный дискурс, так и мультимодальный. Мультимодальный коммуникативный дискурс, в свою очередь, может реализовываться только при учете в коммуникации третьей посылки символического интеракционизма, ставящей во главу угла интерпретацию. В конечном счете «выбор» дискурса сводится к институциональным целям и репрезентативному фрейму, очерчивающему тему выставки и набор экспонатов. Здесь важно заметить, что связь между институцией и выставками в контексте смыслообразования является двусторонней: выставки влияют на смыслы институционального уровня, а смыслы институционального уровня влияют на выставки. Организационный фрейм, определяет набор ФДО, с помощью которых заданный дискурс будет реализовываться. Интерпретативный фрейм, в сущности, определяется организационным и указывает на степень вовлеченности посетителей во взаимодействие с экспонатами, а также на характер этого взаимодействия (формальный или неформальный)...


Барт Р. Смерть автора // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М.: 1994. - C. 384–391.
2. Белановский С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие. - М.: Никколо-Медиа, 2001. – С. 35, 166. 3. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Москва, «Медиум», 1996, C. 24–25, 26.
4. Волкова Е.В. «Триумф» музейного дизайна и метаморфозы музейной интерпретации // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - №3. - С. 340–345. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/triumf-muzeynogo-dizayna-i-metamorfozy-muzeynoy-interpretatsii/viewer
5. Капелюшников Р. И., Дёмина Н. В. Потребление культурных благ в России: масштабы, детерминанты, дифференциация // Экономическая социология. - 2021. - Т.22 - №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/potreblenie-kulturnyh-blag-v-rossii-masshtaby-determinanty-differentsiatsiya/viewer6. Кресс Г. Социальная семиотика и вызовы мультимодальности // Политическая наука . - 2016. - №3. - C. 82—84, 86—87.7. Майстровская М.Т. Очерк развития современного экспозиционного дизайна (музеи искусств) // Музейная экспозиция. На пути к музею XXI века: сб. науч. тр. / Отв. ред. Н.А. Никишин. – М.: НИИ культуры, 1989. – С. 50.
8. Максимова А.С. Концептуальные и методологические вопросы изучения посетителей музеев // Социология: методология, методы, математическое моделирование № 39, 2014, C. 171, 177, 180.
9. Никишин Н. Музейные средства: знаки и символы // Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции. - Москва: Российский институт культурологии, 1997. - C. 25, 29.
10. Поляков Т. П. Как делать музей? (О методах проектирования музейной экспозиции). - М.: 1997, C. 69.
11. Тимохович А. Н., Филенко С. С. Особенности поведения потребителя культурного продукта / А. Н. Тимохович, С. С. Филенко // Материалы VIII международной социологической Грушинской конференции «Социолог 2.0: трансформация профессии»; Отв. ред. А. В. Кулешова. – М.: ВЦИОМ. – 2018. URL: https://profi.wciom.ru/fileadmin/file/nauka/grusha2018/Tezisi_2018.pdf
12. Beck, H., Cooper, J. (2001) ‘Melbourne Museum: a new architectural identity’ in Carolyn Rasmussen (ed.) A Museum for the People: A History of Museum Victoria and its Predecessors 1854–2000, Melbourne: Scribe Publications.
13. Belcher, M. (1991) Exhibitions in Museums, Leicester and London: Leicester University Press. P. 41.
14. Bennett, T. ‘Speaking to the eyes: museums, legibility and the social order’ in Sharon MacDonald (ed.) The Politics of Display: Museums, Science, Culture, London and New York: Routledge.
15. Blumer, H. Symbolic Interactionism. Perspective and method. - London: University of California Press, 1986, P. 3, 5, 66, 184-186, 188, 192-193...44


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ