В современном мире культура аниме приобрела огромную популярность и стала неотъемлемой частью жизни многих людей. Одним из самых известных и влиятельных режиссеров в этой сфере является Хаяо Миядзаки, чьи фильмы оказали значительное влияние на культуру и идентичность его поклонников.
Анимация Х. Миядзаки вызывает интерес у исследователей в области социологии, культурологии, лингвистики. Аниме Х. Миядзаки рассматриваются, преимущественно, с целью анализа художественных смыслов [29], передаваемых автором, а также в общем контексте аниме как субкультуры [22] и индустрии [19], однако встречаются исследования, отражающие социокультурную значимость аниме Х. Миядзаки. В данных исследованиях фанаты аниме Х. Миядзаки иллюстрируют выборочную совокупность [11], или же их принадлежность является значимой для анализа характеристикой [13]. Принадлежность исследуемых к сообществу фанатов Х. Миядзаки наделяет их уникальными качествами, исходя из контекста выбранного ими аниме — экоактивностью, миролюбивостью, склонностью к эстетизму. Стоит заметить, что Х. Миядзаки выделяется в исследованиях как значимый режиссер (по количественному признаку фанатов), однако сообщество его фанатов не обособляется авторами в научной литературе в качестве самостоятельной темы, несмотря на наличие упомянутых выше особенностей фанатов.
Таким образом, выпускная квалификационная работа посвящена исследованиям в области теорий социальной идентичности и направлена на изучение влияния перформативных практик на формирование и трансформацию как личностной, так и коллективной идентичности фанатов Х. Миядзаки, составляя развернутое описание особенностей данного сообщества.
Тема трансформации идентичности фанатов Х. Миядзаки является актуальной в контексте изучения влияния фан-культуры на формирование личности и социальную адаптацию. Анализ этого явления позволит лучше понять, как фанаты аниме воспринимают и интегрируют творчество Х. Миядзаки в свою жизнь, как это влияет на их самоопределение и взаимодействие с окружающим миром, а также отразит динамику развития сообщества фанатов Х. Миядзаки.
Полученные результаты исследования могут быть полезны для понимания роли аниме-культуры в современном обществе и развития методов работы с фанатами для создания позитивного социокультурного взаимодействия, а также будут полезны для создателей российских мультипликационных фильмов, поскольку прольют свет на эстетические, ценностные потребности фанатов аниме в России.
Объектом исследования является сообщество фанатов Х. Миядзаки в России.
Предметом исследования является трансформация идентичности фанатов Х. Миядзаки в России.
Целью исследования является выявление основных аспектов, механизмов и динамики трансформации идентичности фанатов Х. Миядзаки под воздействием его творчества...
Цель настоящей работы заключается в выявлении основных аспектов, механизмов и динамики трансформации идентичности фанатов Х. Миядзаки под воздействием его творчества. Для достижения указанной цели перед работой были поставлен ряд задач:
1. Изучить теории идентичности, ее перформанса и трансформации.
2. Исследовать сообщества фанатов аниме и фанатов Х. Миядзаки.
3. Выявить перформативные практики фанатов Х. Миядзаки.
4. Охарактеризовать сообщество фанатов Х. Миядзаки и определить его особенности.
5. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение формирования и трансформации идентичности фанатов Х. Миядзаки.
6. Выявить общие закономерности и динамику процесса трансформации идентичности фанатов Х. Миядзаки на основе проведенного исследования.
При изучении теорий идентичности, ее перформанса и трансформации были рассмотрены:
- Теории социальной идентичности И. Гофмана и “базисного доверия” Э. Гидденса
- Типы идентичности: коллективная, посредническая, мимикрирующая, отрицательная, брендовая, виртуальная
- Fan studies и культура “гиков” Г. Дженкинса
- Подход Л. Гроссберга к определению фандома через категорию “чувствительности”, описывая эмоционально-психологическую цель фандома
- Для рассмотрения роли фанатизма в социализации и коммуникации индивида — перформативный подход И. Гофмана, Р. Шейхнера
- Теории трансформации идентичности: Ф. Гваттари, Э. Гидденса, М. Кастельса (которые рассматривали постоянную трансформацию идентичности как ее главное качество)
- Возрастной фактор трансформации Э. Эриксона
- Феномен “кризиса идентичности” и его связь с негативной идентичностью, формирующей в процессе трансформации идентичности оппозиционную
- Групповая динамика К. Левина и, взаимосвязанный с ней, “жизненный цикл” фандома.
После изучения данных теорий были получены следующие тезисы:
Трансформация идентичности фанатов Х. Миядзаки — процесс изменения и развития личностной и коллективной принадлежности под воздействием творчества Х. Миядзаки в контексте фанатской культуры.
Идентичность — фундаментальный аспект человеческого существования, связывающий внутреннее и социальное «я», формирующий наше представление о себе и взаимодействие с миром, который формирует «защитный кокон» человека, укрепляющий уверенность индивида в своих силах и устойчивость к стрессу. Фанатское сообщество Х. Миядзаки, формируясь вокруг взаимопонимания между фанатами смыслов в аниме режиссера, стремиться приобрести комфорт, «защитный кокон» в аниме режиссера.
Идентичность является динамичной и состоит из множества контекстных идентичностей. Постоянство переходного состояния, кризис и отчуждение от старых идентичностей — ключевые факторы трансформации персональной идентичности, тесно взаимосвязанной с групповой динамикой, формирующей жизненный цикл фандома и трансформации самих фанатов.
При решении задачи «Исследовать сообщества фанатов аниме и фанатов Х. Миядзаки» и «Охарактеризовать сообщество фанатов Х. Миядзаки и определить его особенности» был проведен анализ и сравнение общедоступной информации об этих двух сообществах. Сообщество фанатов Х. Миядзаки в РФ представляет уникальное явление переплетения двух путей самоидентификации в силу исторического развития и становления аниме в России — одновременное зарождение и появление сериализаций и полнометражных аниме Х. Миядзаки создало два разных выбора идентичности для российского зрителя. Самоидентификация фанатов по отношению к той или иной подгруппе отражает их образ жизни, фундаментальные ценности и приоритеты в выборе рекреационной, креативной или познавательной деятельности...
1. Андреева Т. В. Трансформация социальной идентичности в современных социокультурных условиях // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2010. №2с. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-sotsialnoy-identichnosti-v-sovremennyh-sotsiokulturnyh-usloviyah (дата обращения: 03.03.2024).
2. Анохин А. М. Трансформация идентичности: адаптация социальной системы и актора в современном мире // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2007. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-identichnosti-adaptatsiya-sotsialnoy-sistemy-i-aktora-v-sovremennom-mire (дата обращения: 03.03.2024).
3. Антонян К. Г., Соколова Н. А. Перформативные практики в конструировании образов национальной идентичности // Вестник СПбГИК. 2022. №3 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/performativnye-praktiki-v-konstruirovanii-obrazov-natsionalnoy-identichnosti (дата обращения: 01.03.2024).
4. Аполлонов И. А., Тарба И. Д. Проблема оснований этнокультурной идентичности в контексте глобализации — Вопросы философии. 2017. № 8. С. 30-42.
5. Астафьева О. Н. Виртуальные сообщества: «сетевая» идентичность и развитие личности в сетевых пространствах // Вюник Харшвського нацюнального утверситета: Теорiя культури та фiлософiя науки. 2007. № 776. С. 120-133.
6. Войскунский А. Е. Альтернативная идентичность в социальных сетях / А. Е. Войскунский, А. С. Евдокименко, Н. Ю. Федунина // Вестник Московского университета. 2013. Серия 14. № 1. С. 66-83.
7. Габдуллина А. Х. Японские заимствования в языке современных молодежных журналов // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2011. №1 (7).
8. Демин П. В., Сорочан Е. А. Социальные эффекты онлайн-сообществ: нетнография YouTube-сообщества вышивальщиц // Мониторинг. 2020. №5 (159). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-effekty-onlayn-soobschestv-netnografiya-youtube-soobschestva-vyshivalschits (дата обращения: 01.03.2024).
9. Дьяков А. В. Феликс Гваттари: Шизоанализ и производство субъективности. Курск : Изд-во Кур. гос. ун-та, 2006. 246 с.
10. Ерохина Т. И., Логинова Е. Д. Пограничность персонажей аниме Хаяо Миядзаки: трансформация идентичности // Верхневолжский филологический вестник. 2017. №4.
11. Завражнов В. В., Романова Г. А., Сметанина С. М. Анимация как средство знакомства ребёнка с проблематикой межличностных отношений (на примере мультфильмов Хаяо Миядзаки) // МНКО. 2017. №1 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/animatsiya-kak-sredstvo-znakomstva-rebyonka-s-problematikoy-mezhlichnostnyh-otnosheniy-na-primere-multfilmov-hayao-miyadzaki (дата обращения: 21.03.2024).
12. Захарова О. В. Социальная идентификация и социальная идентичность в изменяющемся обществе: учеб.-метод. пособие. Иркутск : Изд-во Иркут. гос.ун-та, 2010. — 95 с.
13. Иванов С. Ю., Иванова Д. В., Галкин А. Н. Ценностные ориентации и досуговые предпочтения студенческой молодежи // Социально-гуманитарные знания. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-i-dosugovye-predpochteniya-studencheskoy-molodezhi (дата обращения: 21.03.2024).
14. Катасонова Е. Л. Анимэ: вчера, сегодня, завтра // Ежегодник Япония. 2007. №36. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/anime-vchera-segodnya-zavtra (дата обращения: 01.03.2024).
15. Ковалева А. И. Разновидности социальной идентичности: подходы к классификации // Знание. Понимание. Умение. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/raznovidnosti-sotsialnoy-identichnosti-podhody-k-klassifikatsii (дата обращения: 01.03.2024)...47