Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения делового этикета…………. 9
1.1. Этикет как социологический феномен. Генезис взглядов на этикет как требование коммуникации
1.2. Конфуцианство, учения Лао-Цзы и Сунь-Цзы как три вечных источника китайских традиций…
1.3. Китайский этикет: этапы институционализации и современная структура
ГЛАВА 2. Структура делового этикета в Китае: эмпирические исследования
2.1. Особенности норм делового этикета в Китае (по материалам опроса руководителей фирм)
2.3. Поведенческий этикет в Китае и России (по материалам фокус группы с китайскими студентами)
Заключение
Список литературы
Приложения
Приложение №1. Общие правила деловой культуры в разных странах… 59
Приложение №2. Программа исследования «Особенности этикета на предприятиях Китая» (по материалам опроса руководителей фирм)….. 59
Приложение №3. Программа исследования «Оценка сайта «Hengda групп恒大集团» как отражение норм этики и этикета»
Приложение№ 4. Транскрипт интервью
Актуальность темы. Возникшая потребность научного анализа проблемы этикетных форм делового общения связана новыми потребностями общества. Расширение торговли, формирование совместных предприятий, развитие туризма – все это требует знания традиций и норм этикета стран-партнеров.
Другим немаловажным фактором, определяющим актуальность исследования современных способов общения, их структурной характеристики, существенных свойств и функций, является наличие различных подходов по ряду аспектов рассматриваемой проблемы: например, различное толкование содержания понятия «деловой этикет»; синонимичное использование терминов «служебный этикет» и «деловой этикет» и других. Отдельно следует отметить и необоснованно появившуюся в последнее время расширительную тенденцию в вопросе определения видов этикета, когда к существующим видам стали добавлять новые, основанные на профессиональных особенностях, т.е. медицинский, спортивный, научный этикет, или, например, рассмотрение такой разновидности поведенческой формы этикетной коммуникации как застольный этикет в качестве одного из самостоятельных видов этикета и др. Существует различное толкование социальной роли этикетных форм делового общения: от недооценки до абсолютизации их роли и значения. В целом обоснование данной проблематики определяет не только ее практическое, но и важное теоретическое значение как непременного условия развития современной цивилизации.
Степень разработанности проблемы. В диссертации рассматривается концепция делового этикета как формы социального взаимодействия, соответствующей содержанию общественных отношений формирующегося информационного общества. Как таковая тема делового этикета возникла и развивалась в связи с формированием и разработкой деловой этики. Появление новых этических проблем в бизнесе (сначала в США в 70-е гг. XX в., затем и в других странах,) связано с развитием рыночных отношений, возрастанием масштабов взаимодействия между странами и народами, глобализацией всех сторон общественной жизни. Данная этическая проблематика возникла из потребности соединения бизнеса с требованиями морали и духовной культуры в целом, необходимости понимания роли и значения соответствующих этических, эстетических, правовых и других духовных принципов общения в сфере современных рыночных отношений. В свою очередь это привело к необходимости перевода и реализации этих принципов в практическую плоскость общения.
Одной из необходимых и важных форм такой реализации в современных условиях становится деловой этикет. Деловой этикет — это многофакторный феномен, отсюда необходимость междисциплинарного подхода, применение которого обнаруживает, что многие аспекты темы так или иначе уже получили свое освещение и развитие в отечественной и зарубежной философской литературе. Условно тематику исследования можно подразделить на ряд направлений.
Первое — это общефилософская и общесоциологическая литература, определяющая методологические основы исследования. Сюда относятся работы известных отечественных философов, посвященные законам общественного развития: Ананьева Б.Г., Перова Ю.В., Пигрова К.С., Росенко М.Н., Солонина Ю.Н., Спиркина А.Г., Тугаринова В.П., Федосеева П.Н., Яковлева И.П. и др., где человек рассматривается как главный элемент общественной жизни, а понимание его сущности, его социального облика, личностных характеристик, максимально отражающих специфику его бытия, определяется через общение и взаимодействие с другими людьми. Из современных зарубежных авторов следует указать работы А.Адлера, Р.Барта, П.Бурдье, И.Гофмана, С.Московичи, Э.Фромма, К.Юнга и др.
Второе направление — это исследования, посвященные практическому направлению этической проблематики. Среди них можно перечислить работы таких авторов как: А.Н.Бродский, Г.П.Выжлецов, А.А.Гусейнов, Н.В.Голик, и др. Отдельно необходимо отметить такие издания как: «Этика. Энциклопедический словарь» под ред. Р.Г.Апресяна и A.А.Гусейнова, рекомендуемые учебники: «Этика» под ред. Р.Г.Апресяна и А.А.Гусейнова и других авторов. Обращение к этим работам дает более предметное рассмотрение содержания этикета в системе этического знания.
Среди исследований зарубежных авторов следует назвать книгу Де Джорджа Р.Т. «Деловая этика» (в 2 т., 2001), посвященную значению этики в бизнесе, а также новым этическим проблемам, связанным с развитием информационной цивилизации.
Третье направление составляют социолого- культурологические исследования, затрагивающие проблемы повседневного мира и места человека в культурном пространстве. Это работы С.Н.Иконниковой, Ю.М.Лотмана, М.С.Кагана, Г.Л.Тульчинского и др. К нему можно отнести и работы петербургской школы: «Этнонациональные процессы в современном обществе» Росенко М.Н.; «Этническая психология» Бороноева А.О. и Павленко В.Н.; словарь-справочник «Нации и этносы в современном мире» / Отв. ред. М.Н.Росенко.
Обращение к общей теории этикета делает возможным обоснование сравнительно нового вида этикетных отношений - делового этикета. Поэтому особый блок литературы связан с рассмотрением его структурных характеристик. Он базируется прежде всего на специальной протокольной литературе российских и иностранных авторов: Молочкова А.Ф., Ковалева А.Н., Борункова А.Ф., Никифорова Д.С., Зорина В.А. и др. В 2000 г. был впервые издан «Протокол Российской Федерации» под ред. В.И.Шевченко (М.: Вагриус, 2000).
Из переведенных на русский язык следует назвать следующие книги: это прежде всего Э.Сатоу «Руководство по дипломатической практике», Дж.Вуд и Ж.Серре «Дипломатический церемониал и протокол», Ж.Серре «Дипломатический протокол» и Сутырина Ф.Д. «Этикет и дипломатический протокол для всех» и др.
В то же время несколько иной взгляд на содержание понятия «деловой этикет» мы находим у зарубежных авторов, таких как Ягер Дж., автора книги «Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса», Данкел Ж. «Деловой этикет», Честара Дж. «Деловой этикет. Public Relations» и др. В этих работах основной акцент делается на нормы служебного этикета, а также на психологию делового общения и межличностные отношения.
Следующее направление - литература, посвященная такой составляющей делового этикета как светский этикет и, в первую очередь, это книги таких известных и общепризнанных во всем мире специалистов в области этикета как Э.Поста, Э.Вандербильта, И.Вольфа и др.
Отдельное направление - это психологическая и социально-психологическая литература таких отечественных авторов, как: Б.Д.Парыгина, A.Н.Леонтьева, Л.С.Выготского, И.С.Кона,В.А.Ядова и др., а также работы зарубежных авторов: Ю.Фишера и У.Юри, Н.Энкельмана, Б.Швальбе и Х.Швальбе, И.Карраса и др.
Отдельно следует назвать работы ряда западных ученых, прежде всего это - Э.Холл, которого считают основателем межкультурной коммуникации как академической дисциплины, Дж.Мартин, М.Беннет, Г.Хофстеде, Ф.Клакхон, Ф.Стродтбек и др., а также Р.Д.Льюис, его книга «Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию» (2001) стала настольной для многих современных деловых людей.
И, наконец; еще одно важное направление в рамках рассматриваемой темы — это литература по имиджелогии. Категория «имиджелогия» была предложена и введена в отечественную науку В.М.Шепелем, который в своих многочисленных публикациях последних двадцати лет определил и обосновал ее как важнейший философско-эстетический и социологический феномен. В России и Китае понятие «имидж» стало предметом повышенного общественного внимания в конце 80-х гг. XX столетия в связи с новыми социально-экономическими условиями жизни общества; в настоящее время круг вопросов, связанных с имиджем, значительно расширяется.
Объектом настоящего исследования выступают закономерности становления и направления изменений делового этикета, принятого в китайских компаниях.
В качестве предмета исследования выступает деловой этикет.
Цель работы состоит в том, чтобы комплексно и системно рассмотреть суть и особенности делового этикета, принятого в китайских организациях.
В ходе исследования были выдвинуты следующие частные задачи:
1) Представить характеристику этикета, как социологического феномена
и раскрыть генезис взглядов на этикет, как главное условие коммуникации;
2) Охарактеризовать традиции управленческого этикета в Китае;
3) Описать теории китайских ученых относительно роли и значения
этикета в системе управления компаниями;
4) Раскрыть требования этикета во взаимодействии фирм в ходе бизнеса;
5) Выявить особенности норм делового этикета внутри фирмы;
6) Провести анализ веб-сайта компании, как одного из действенных полей
проявления делового этикета;
7) Оценить осведомленность русских и китайских студентов о нормах делового этикета (по материалам фокус-групп).
Теоретическую основу работы составило:
изучение работ социологов-классиков: О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, которые показали роль этикета, обосновав этим возможность включение его в число важных управленческих социальных институтов.
знакомство с работами российских ученых о роли этикета как одного из требований коммуникации, включая труды В.С. Кукушина, Н.М. Мартыненко, А.А. Маслова, А. Мирзоян, Э.А. Соловьева и многих других ученых;
анализ трудов китайских ученых о роли, особенностях и генезисе исторических форм этикета как норм поведения и бизнес взаимодействия: АньлиФэньчжэ, Цзян Яньпин, Шао Пэйрен, Чжан Дачжун и другиж;
описание выводов современных исследователей Китая по поводу современных норм делового этикета, среди которых, прежде всего, нужно отметить Ф. Янга, У. Хинга, М. Чена, В. Ли, Ж. Суйя и других.
Методы и приемы исследования. Основным методологическим принципом исследования стал принцип междисциплинарного подхода, посредством которого нами был осуществлен комплексный синтез данных о деловой культуре и этикете в китайских компаниях.
В качестве методов исследования нами были задействованы: теоретический анализ по проблеме исследования; структурно-типологический метод; кросс-культурный анализ; метод фокус-групп; системный подход. Посредством системного подхода нам удалось раскрыть сущность управленческого этикета, как важнейшего социального явления современности.
Структура работы: работа состоит из введения, 2-х глав, 6 параграфов, и заключения. В работе 76 страниц. В ней 6 таблиц. Список используемой литературы состоит из 79 наименований, включая литературу на английском, русском и китайском языках.
С быстрым развитием экономической глобализации и процветанием международного бизнеса число международных деловых переговоров резко возрастает. Однако на переговоры влияет набор переменных, таких как характер исходных проблем и общий контекст переговоров.
Культура - один из важнейших факторов, которым нельзя пренебрегать. Этикет - одна из составляющих культуры, которая играет очень важную роль в международных деловых переговорах. Когда все переговорщики принадлежат к одной культуре, взаимность усиливает культурно нормативное поведение на переговорах. Когда участники переговоров принадлежат к разным культурам, взаимность может помочь участникам переговоров приспособить свои стратегии друг к другу. Китайская культура отличается от западной культуры с точки зрения убеждений, ценностей, образа жизни и мировоззрения, поэтому переговоры часто срываются из-за огромных различий этих двух культур. В международной деловой среде участники переговоров, понимающие и уважающие культурные различия, будут иметь большое преимущество за столом переговоров.
Рукопожатие, формы обращения, приветствия, банкет и вручение подарков между странами Китая и Запада демонстрируют различия в этикете международных деловых переговоров. Деловые переговоры должны быть процессом, основанным на потребностях двух или более сторон, чтобы обеспечить наилучшие интересы. Во время процесса каждая часть стремится прямо или косвенно удовлетворить потребности. Следовательно, в международной деловой среде участники переговоров с пониманием могут получить большое преимущество за столом переговоров. Таким образом, цель данного тезиса - изучить опыт деловых переговоров между китайцами и западниками с точки зрения различий в этикете. Что касается различий в этикете, даже культурных различий, необходимо выдвинуть некоторые предложения на международных деловых переговорах. Необходимо учитывать потребности оппонентов, чтобы деловые переговоры могли быть успешными. При ведении международных деловых переговоров участники переговоров должны в первую очередь уважать этикет противоположной стороны. И Чинесс, и западные переговорщики должны использовать больше с точки зрения другой стороны, понимать стиль ведения переговоров друг друга, тактику ведения переговоров, интересы, предпочтения и интересы с их точки зрения.
Таким образом, понимание различий между китайским и западным бизнес-этикетом поможет нам найти конструктивные каналы общения и в полной мере использовать преимущества и преодолеть некоторые недостатки. Попробуйте управлять переговорным процессом, понять направление и ход переговоров, на что следует обратить внимание как Чинессу, так и западным переговорщикам.
1. Алексеев В.М. В старом Китае. - М.: Восточная литература, 2012, 509 с.
2. Алёхина И.В. Имидж и этикет делового человека. - М.: изд-во Дело, 2001. - 112 с.
3. Белозерцева Я.И. Деловой этикет в Китае // Языки. Культуры. Перевод. - 2015. - № 1. - С. 327-333.
4. Белолипецкий В.К., Павлова Л.Т. Этика и культура управления. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издат. центр «МарТ», 2005. - 384 с.
5. Бизнес с Китаем. – URL: https://www.china-business-connect.ru/delovoj-etiket-iz-kitaya.htm (дата обращения: 12.07.2018).
6. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента. – Финансы статистика, 2002. – 192 с
7. Браим И.Н. Этика делового общения. – Минск: Жизнь, 2007.
8. Бурдак И. Корпоративный сайт как средство рекламной коммуникации. – URL: https://www.marketing.spb.ru/lib-comm/internet/corpsite_howto.htm (дата обращения: 12.07.2018).
9. Буров В.Г. Китай и китайцы глазами русского ученого. – М.: ИФ РАН, 2000. – 204 с.
10. Буяров Д.В. Современный Китай: Социально-экономическое развитие, национальная политика, этнопсихология. - М.: КРАСАНД, 2011. 294 с.
11. Деловой этикет в Китае. – URL: http://chinese-center.ru/publications/?publications=19 (дата обращения: 12.07.2018).
12. Дюркгейм Э. Определение моральных фактов. Теоретическая социология: антология в двух частях. - М.: Книжный дом, 2002.
13. Журавлев Ю.В. Современный рынок: профессиональная этика участников. – журнал депонированных рукописей. – 2003. - № 4.
14. Зеленкова И.Л. Этика: Учеб. пособие для студентов вузов/ И.Л. Зеленкова, Е.В. Беляева. - 3-е изд. - Минск: ТетраСистемс, 2000. - 368 с.
15. Ивченко Т. «Лицо» китайца [Электронный ресурс] // Отечественные записки. - 2014. - № 1 (58). - URL: http://www.strana-oz.ru/2014/1/lico-kitayca (дата обращения: 12.07.2018).
16. Казакова И. Китайский этикет // Традиции и обычаи. – 2017. - № 2. – С. 133- 136.
17. Как управлять по-китайски. – URL: http://www.orientalinstitute.ru/sinology/sinolo-articles/397-ch-rul.html (дата обращения: 12.07.2018).
18. Каретина Г.С. Конфуцианство в процессе модернизации Китая // Известия Восточного института. - 2015. - № 2 (26). - C. 3-9.
19. Кибанов А. Я. Этика деловых отношений: учебник / А.Я. Кибанов, Д.К Захаров, В.Г. Коновалов. - Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 368 с.
20. Китайский деловой этикет. – URL: http://shanghai-perevodchik.ru/kitayskiy_delovoy_etiket (дата обращения 12.02.2020).
21. Конт О. Основы метафизики нравственности, Сочинения в 6 томах. – Т.4. – М.: Мысль, 1965.
22. Конфуций. Луньюй: изречения. - М.: Эксмо, 2008. - 464 с.
23. Корпоративная этика: Учеб. пособие / Авт. - сост. И.Н. Кузнецов. – М.: Изд-во деловой и учебной литературы, 2003. – 480 с.
24. Краснодембская Н.Г. Этикет, как условие жизни (культура общения и эмоции) // Жизнь человека: опыт междисциплинарного исследования. – СПб.: Институт психологии и биологии человека, 1997.
25. Кузин Ф.А. Делайте бизнес красиво: Этические и социально-психологические основы бизнеса. — М.: Дело, 2004.
26. Кузин Ф.А. Культура делового общения: практическое пособие для бизнесменов. 3-е изд. - М.: «Ось-89», 1999. – 240 с.
27. Кукушин В.С. Деловой этикет: Учебное пособие. - Москва – Ростов-на-Дону, 2005.
28. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
29. Ладатко Л.В. Этика и культура управления: Учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 317 с.
30. Ли В., Суй Ж. Базовые сведения о Китае на русском языке. – Пекин, 2001. – С. 10.
31. Лихачева Л.С. Этикет как технология толерантности: теория, история, современность: учебное пособие. – Екатеринбург, 2008.
32. Лихачева Л.С. Этикет как культурная универсалия. 0 М.: Новый хронограф, 2009. – С. 146-156.
33. Ломанов A.B. Современное конфуцианство: философия ФЭН ЮЛА-НЯ. - М.: Изд. Фирма «Восточная литература» РАН, 1996. – 248 c.
34. Лян Шумин. В чем специфика китайской культуры? Проблемы Дальнего Востока. - 2004. - № 4. - С.131-141.
35. Малявин В.В. Китай управляемый. Старый добрый менеджмент. Серия: «Формы правления». - М.: «Европа», 2005. – 306 с.
36. Мамина Р.И. Деловой этикет в системе имиджа: философско-культурологический анализ. Изд. 2-е испр. и доп. – СПб.: ИД «Петрополис», 2012.
37. Мартыненко Н.М. Технология менеджмента. - Киев: МП «Леся», 1997. – 798 с.
38. Маслов А.А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. – М.: Алетейя, 2005. - 376 с.
39. Маслов А.А. Наблюдая за китайцами: скрытые правила поведения. - М.: Рипол классик, 2010. - 282 с.
40. Мирзоян А. Мир этикета: Энциклопедия. – Урал Л. Т. Д., 2001. – 327 с.
41. Особенности китайского менеджмента. – URL: https://laws.studio/kniga-menedjment/365osobennosti-kitayskogo-menedjmenta-21186.html (дата обращения 12.02.2020).
42. Петрунин, Ю.Ю. Этика бизнеса: Учеб. пособие. - 2-е изд., М., 2001. – 280 с.
43. Поданева А.В. Бизнес-этикет в Китае // Вопросы науки и образования. – 2017. - https://cyberleninka.ru/article/n/biznes-etiket-v-kitae (дата обращения 12.02.2020).
44. Сабат Энн Мэри. Бизнес-этикет. - Пер. с англ. Б.Н. Осетрова. – М.: ФАИР ПРЕСС, 2004. - 240 с.
45. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учебное пособие. – М.: КноРус, 2015. - 254 с.
46. Семёнов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. — М.: Дело, 2003.
47. Соловьев Э.Я. Современный этикет и деловой протокол. – 2-е изд. – М.: Издательство «Ось-89», 1999.
48. Солоницына А.А. Профессиональная этика и этикет: учебник. - Владивосток. - Изд-во Дальневост. ун-та, 2005. - 200 c.
49. Сухарев В. Этика и психология делового общения. - М., 2007.
50. Токманцева А.М. Особенности ведения бизнеса с китайскими партнерами // Материалы научно-практической конференции «Китай: история и современность». - Екатеринбург, 2009. - С. 123-125.
51. Томилов В.В. Культура предпринимательства. - СПб.: Питер, 2000. - 368 с.
52. Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. Пер. Котенко Р.В. - СПб.: «Евразия», 1998. – 376 c.
53. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / Пер. с англ. - М.: ACT, 2003 – 603 с.
54. Цвык В.А. Профессиональная этика социолога: Учеб. пособие / В.А. Цвык. - М. Изд-во РУДН, 2002. – 132 с.
55. Чен М.-Дж. Китайский бизнес изнутри: практическое пособие по выстраиванию деловых отношений с китайскими партнерами / [пер. с англ. Н.Г. Печерицы]. - М.: Эксмо, 2009. - 282 c.
56. Честара, Дж. Деловой этикет. - Пер. с англ. Л. Бесковой. - М.: Агентство «ФАИР», 1997. - 336 с.
57. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. - Минск, 2006.
58. Шепель В.М. Управленческая социология. – URL: https://marketing.wikireading.ru/306(дата обращения 12.02.2020).
59. Широкова И.Г. Этика. – М.: ПРИОР, 2008.
60. Шогенова Л.А., Астафьева О.Н., Венцель С.В. Влияние глобализации на культуру Китая // Государственное и муниципальное управление: ученые записки СКАГС. - 2017. - № 4. - C. 151-155.
61. Шогенова Л.А. Статус конфуцианства за пределами Китая // Современный ученый. - 2017. - № 7. - C. 321-322.
62. Шурчкова Ю.В. Веб-сайт компании как маркетинговый коммуникативный инструмент. – URL: https://dis.ru/library/546/30844/ (дата обращения 12.02.2020).
63. Энджел Д.Ф. Этикет. – М.: Цитадель-Триада, 2000.
64. 8 правил китайского бизнес-этикета. – URL: https://www.logrusit.com/ru/blog/chinese-business-etiquette/ (дата обращения 12.02.2020).
Литература на английском языке:
1. Bennett, M. J. Towards ethnorelativism: A developmental model of intercultural sensitivity. // In R. M. Paige (Ed.), Education for the intercultural experience. — Yarmouth, ME: Intercultural Press, 1993. — P. 21–71.
2. Fang T. Chinese Business Negotiation Style. CA: Sage Publications, 1999, с.109
3. John L., Lam N. Mark The Chinese Negotiation. Harvard Business Review. October, 2003, с.67
4. HofstedeGeert, Gert Jan Hofstede, Allemaalandersdenkenden: omgaan met cultuurverschillen (1983)
Литература на китайском языке:
5. 案例份折,跨文化商务交流. 北京:对外经济贸易大学出版社 = [АньлиФэньчжэ. Кросс-культурные бизнес-коммуникации: случаи и анализ]. - Пекин: Дуйвай цзиньцзи маои дасюэ чубньшэ, 2007. - 310 с.
Литературанакитайскомязыке:
1. 案例份折,跨文化商务交流. 北京:对外经济贸易大学出版社 = [АньлиФэньчжэ. Кросс-культурныебизнес-коммуникации: случаиианализ]. - Пекин: Дуйвайцзиньцзимаоидасюэчубньшэ, 2007. - 310 с.
2. 张大中,徐文中,孟凡驰。中国企业文化大辞典[M].北京:当代中国出版社,1999,6 (Чжан Дачжун, Сюй Вэньчжун, Мэн Фанчи. Словарь китайской культуры предпринимательства [М.]. Пекин: Современная китайская пресса, 1999, 6).
3. 蒋璟萍。传统礼仪的意蕴及其现代价值[N].人民日报,2010-3-19,(7)(Цзян Яньпин. Значение традиционного этикета и его современное значение [N]. People's Daily, 2010-3-19, (7)).
4. 邵培仁,范红霞。传播仪式与中国文化认同的重塑[J].当代传播,2010,(3)(Шао Пэйрен, Фань Хунся. Церемония общения и реконструкция культурной самобытности Китая [J]. Современная коммуникация, 2010, (3)).
5. 蒋璟萍。和谐社会视野的公民礼仪素质教育[J].河南社会科学,2009,(5)(Цзян Яньпин. Качественное образование гражданского этикета с точки зрения гармоничного общества [J]. Социальные науки Хенана, 2009, (5)
6. 曾仕强著,中国式管理使用手册。广州:广东经济出版社。(Цен Шичан. Справочник по китайской модели управления. Гуанчжоу.: Гуандун цзиньцзи чубаньшэ, 2010. – 270 с.
7. 曾仕强著,说中国人。北京:中国工人出版社(Цен Шичан. Говоря о китайцах. Пекин.: Чжунго гунжэн Чубаньшэ, 2007. – 363 с.)
8. 特朗皮纳新,伍尔莱姆新着;陈永倬译。跨文化企业。北京:经济管理出版社 (ТромпенаарсФ., УльямсП. Бизнессквозькультуры. Пекин.: Цзиньцзи гуаньли чубаньшэ, 2006. – 219 с.)