Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Мотивация учебной деятельности у студентов бакалавриата 3-4 курсов с различными уровнями профессиональной идентичности

Работа №143877

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы94
Год сдачи2017
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация…
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения учебной мотивация и профессиональной идентичности студентов………………………………...9
1.1. Мотивация как предмет психологических исследований………………9
1.2. Интерес к учебной деятельности в структуре учебной мотивации…...22
1.1.2. Влияние учебной мотивации на академические достижения………….23
1.2. Общая характеристика понятия профессиональной идентичности…...25
1.3. Профессиональная идентичность студента…………………………….…31
Выводы по первой главе
Глава 2. Организация и методики исследования……………………….…37
2.1. Цели и задачи исследования…
2.2. Описание выборки исследования и организация исследования………37
2.3. Методы и методики исследования………………………………………38
2.4. Методики, направленные на изучение мотивации……………………..38
2.4.1. Методика на определение мотивации профессионального обучения (В.Г. Каташев)
2.4.2. Методика «Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана)
2.4.3. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса
2.5. Методики, направленные на изучение профессиональной идентичности
2.5.1. Опросник «Профессиональная идентичность студентов» (У.С. Родыгина)
2.5.2. Методика «Личный профессиональный план» (Е. А. Климов в адаптации Л. Б. Шнейдер)
2.6. Методы математико-статистической обработки данных……………….46
Глава 3. Результаты эмпирического исследования связи учебной мотивации и профессиональной идентичности студентов……………..47
3.1 Общая характеристика результатов эмпирического исследования связи учебной мотивации и профессиональной идентичности студентов…….....47
3.1.1 Результаты исследования учебной мотивации………………………..47
3.1.2 Результаты исследования профессиональной идентичности………....52
3.2. Сравнительный анализ средних значений по данным методик……….55
3.2.1 Сравнение средних значений по методике «Личный профессиональный план»
3.2.2. Сравнение средних значений по методике «Опросник профессиональной идентичности студента» У.С. Родыгиной……………….57
3.2.3. Сравнение средних значений по методике «диагностика личности на мотивацию к успеху Т. Элерса» (далее – тест Элерса)………………………..61
3.2.4. Сравнение средних значений по методике «Личный профессиональный план»
3.2.5. Сравнение средних значений по методике «Опросник профессиональной идентичности студента» У.С. Родыгиной………………66
3.3. Корреляционный анализ взаимосвязей профессиональной идентичности студентов с их учебной мотивацией
3.3.1. Корреляционный анализ данных по методикам «Опросник профессиональной идентичности» и «Мотивация профессионального обучения»
3.3.2. Корреляционный анализ данных по методикам «Опросник профессиональной идентичности» и «Мотивация профессиональной деятельности»
3.3.3. Корреляционный анализ данных по методикам «Мотивация профессионального обучения» «Мотивация профессиональной деятельности»
3.3.4. Корреляционный анализ данных по методике «Опросник профессиональной идентичности» и методике «Диагностика личности на мотивацию к успеху (тест Элерса)»
3.3.5. Корреляционный анализ данных по методике «Личный профессиональный план» и методике «Диагностика личности на мотивацию к успеху (тест Элерса)»
3.3.6. Корреляционный анализ данных по методике «Личный профессиональный план» и методике «Опросник профессиональной идентичности»
Результаты эмпирического исследования………………………………...78
Заключение
Библиографический список
Приложения


Актуальность исследования обусловлена наличием проблем профессионального самоопределения в период обучения в высшем учебном заведении, а также необходимостью анализа мотивационной сферы студентов в ее взаимосвязи с профессиональной идентичностью.
В условиях все более усложняющихся социально-экономических отношений в обществе, проблема личностного и, в особенности, профессионального самоопределения привлекает заслуженное внимание к себе. На данный момент любой молодой человек, ставящий своей целью получение высшего образования, сталкивается с задачей определения области своей будущей деятельности.
В работе рассмотрены подходы различных авторов к понятию профессиональной идентичности, в частности, исследование У.С. Родыгиной, П.В. Смирновой, Е.Е. Трандиной и др.
Также рассмотрены подходы к учебной мотивации (М.В. Овчинников, Е.Л. Афанасенкова, Т.О. Гордеева).
Объектом исследования в работе является профессиональная идентичность. Предмет – мотивация учебной деятельности у студентов бакалавриата 3-4 курсов с различными уровнями профессиональной идентичности.
Цель исследования заключается в выявлении взаимосвязей между учебной мотивацией студентов бакалавриата и их профессиональной идентичностью.
Цель определила задачи, поставленные для ее достижения:
1) Осуществить анализ научной литературы, касающейся проблемы учебной мотивации студентов, профессиональной идентичности, а также их взаимосвязи;
2) Подобрать соответствующий гипотезам и задачам исследования методический инструментарий;
3) Провести эмпирическое исследование взаимосвязи учебной мотивации студентов и их профессиональной идентичности;
4) На основании полученных эмпирических данных провести сравнительный, а также корреляционный анализы взаимосвязей между уровнем профессиональной идентичности и учебной мотивацией.
Гипотеза исследования. Студенты с различными уровнями профессиональной идентичности обладают различными особенностями мотивации к учебной деятельности. В частности, предполагается, что:
1. низкому уровню профессиональной идентичности будет соответствовать низкий уровень мотивации обучения по данной специальности, а высокому уровню профессиональной идентичности – высокий уровень мотивации обучения;
2. высокий уровень профессиональной идентичности будет положительно коррелировать с внутренней мотивацией профессиональной деятельности.
Выборка. В исследовании приняли участие студенты 3-4 курсов бакалавриата гуманитарных специальностей (юридические факультеты, филологические, факультеты журналистики, факультеты социологии, экономические, факультеты психологии, а также педагогические). Количество респондентов – 114 человек в возрасте от 19 до 25 лет.
Методы исследования: анализ литературы, опросы, психодиагностические методики, математическая обработка данных.
Методики исследования:
• Методика «Личный профессиональный план» (Е. А. Климов в адаптации Л. Б. Шнейдер);
• Опросник профессиональной идентичности студента (Родыгина У.С.);
• Методика В.Г. Каташева «Мотивация профессионального обучения».
• Методика К. Замфир «Мотивация профессиональной деятельности» (в модификации А.А. Реана);
• Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса. (Опросник Т. Элерса для изучения мотивации достижения успеха).
Научная новизна и теоретическая значимость. На данный момент в психологии мало исследований, направленных на изучение профессиональной идентичности студентов в ее взаимосвязи с учебной мотивацией. При этом знание о взаимовлиянии этих двух факторов позволит расширить спектр возможностей для улучшения продуктивности обучения в высшем учебном заведении.
Практическая значимость исследования. Преподавательским составом многих учебных заведений отмечается проблема недостаточной мотивации обучения у студентов. Один из способов решения данного вопроса – это целенаправленное формирование профессиональной идентичности студента.
Структура работы. Диссертация включает в себя введение, три главы, заключение, а также библиографический список и приложение. Первая глава посвящена анализу литературы по проблемам учебной мотивации, профессиональной идентичности студентов, а также их взаимосвязи. Во второй главе дано описание процесса исследования, а также обоснования использования методик. В третьей главе приведен статистический анализ и интерпретация полученных в ходе исследования данных. Объем работы без библиографического списка и приложения составляет 81страницу и включает в себя 29 таблиц и 4 рисунка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе работы был проведен анализ литературных источников, посвященных теме учебной мотивации и профессиональной идентичности студентов. Были проанализированы различные определения профессиональной идентичности. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в отечественной науке отсутствует четкое понятие учебной мотивации. В свою очередь, единого понимания термина «профессиональная идентичность студента» также в психологии нет. Стоит отметить, что в отечественной психологии невелико количество работ, которые раскрывают проблему взаимосвязи учебной мотивации и профессиональной идентичности студентов.
Актуальность работы была обоснована наличием проблем профессионального самоопределения в студенческие годы, чему способствуют усложнившиеся социально-экономические отношения, а также развитие единой цифровой информационной среды, предоставляющей непрерывный доступ к огромной базе накопленных человечеством знаний.
В данной работе была поставлена и решена задача выявления взаимосвязи учебной мотивации и профессиональной идентичности студентов. Выдвинутые гипотезы о взаимосвязи учебной мотивации и профессиональной идентичности студентов в целом подтвердились. Так исследование показало, что студенты с более высоким уровнем профессиональной идентичности демонстрировали более высокие показатели мотивации профессионального обучения.
С точки зрения практической значимости работы, стоит отметить выделяемую профессорско-преподавательским составом многих учебных заведений проблему недостаточной мотивации обучения у студентов. Мы считаем, что один из возможных путей преодоления данной проблемы – это целенаправленное формирование профессиональной идентичности студента.
Результаты данного исследования могут расширить представления о взаимосвязях профессиональной идентичности и учебной мотивации студентов вузов.



1. Аксенова Г.И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки: дисс. … д.п.н. – М., 1998. – 448 с.
2. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Теоретические подходы. Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 288 с. ISBN 5-7567-0138-9.
3. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей. ВСГТУ, 2004. - 280 с.
4. Батаршев, А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений- М.: Издательский центр «Академия», 2009.- 192 с.
5. Божович Л.И. Избранные психологические труды/Под ред. Д.И.Фельдштейна. М., 1995.).
6. Бондаренко СМ. Проблема формирования познавательного интереса при классно-групповом и программированном обучении (по материалам психолого-педагогической литературы//Вопрос алгоритмизации и программирования обучения/Под, ред. Л.Н.Ланды. М., 1973.
7. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб: Питер, 2000. - 304 с.
8. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: их источники и влияние на психологическое благополучие // Вопросы психологии. 2013. №1.
9. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности. М., 1974.).
10. Думенко Г.А. Учебная мотивация как показатель профессионального самоопределения студентов: сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». – 2007. – № 4. – С. 59-61.
11. Иванова, Н. Л. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство / Н. Л. Иванова, Е. В. Коневаи // Мир психологии. - 2004. - № 2. - С. 148-157.
12. Канаева Н. А. Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её влияние на становление будущих специалистов // Молодой ученый. — 2010. — №4. — С. 271-273.
13. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996.
14. Кондратьев М.Ю. Азбука социального психолога-практика: справочно-энциклопедическое издание.– М.: Пер Сэ, -2007. – 464 с.
15. Лисовицкий В.Г., Дмитриев А.Б. Личность студента. – Л., 2004. – 204с.
16. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
17. Маркова. А.К. Формирование интереса к учению у школьников. - М., 1986. С. 17-18.
18. Марюхина В.В. Мотивация студентов к обучению в педагогическом университете (на примере Тувинского государственного университета). Тувинский государственный университет, Кызыл // Вестник «Педагогические науки», 2014.
19. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. – 480 с.
20. Медведева Т. Н., Пешкина Е. Особенности учебной мотивации у студентов ВУЗа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 36. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95595.htm.
21. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 390 с.
22. Платонов К. К. Структуры и развитие личности/ Отв. ред. Глаточкин А. Д., АН СССР, Ин-т психологии. М., 1986. - 254 с.
23. Поваренков, 10. П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю. П. Поваренков. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - 160 с.
24. Родыгина, У. С. Профессиональная идентичность студента как психологический феномен/ У. С. Родыгина // Психология XXI века: материалы междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых специалистов «Психология XXI века» / под ред. В. Б. Чеснокова. - СПб., 2006. - С. 274-276.
25. Родыгина У.С. Психологические особенности развития профессиональной идентичности студентов – будущих психологов, автореф канд дисс. – Киров, 2007.
26. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие для вузов / Е. Е. Сапогова. - М.: Аспект-Пресс, 2005. - 460 с.
27. Смолякова Т.В. Особенности профессиональной идентичности студентов творческих вузов // Психологические исследования. 2012. № 1(21).
28. Тарасова Л.Е. Мотивация учения как фактор профессионального cамоопределения студенческой молодежи, 2009.
29. Тэрнер Дж., Оукс П., Хесле С., Дэвид В. Социальная идентичность, самокатегоризация и группа // Иностранная психология. 1994. Т. 2, № 2.
30. Федотова, Людмила Михайловна. Формирование профессиональной идентичности студентов в процессе обучения в вузе: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Федотова Людмила Михайловна; (Место защиты: Кемер. гос. ун-т).- Кемерово, 2011.- 272 с.
31. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии: Методика персонального и социального роста. – М., 1996. – 430 с.
32. Чикесентмихайи М., 2011. Поток: Психология оптимального переживания. Москва. Альпина нон-фикшн. ISBN 978-5-91671-285-8, 978-5-91671-155-4, 978-5-91671-224-7.
33. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. – М.: Педагогика, 1981. – 96с.
34. Шалионов Г. М. Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте: Автореферат. СПб., 1997.
35. Шнейдер, Л. Б. Экспериментальное изучение профессиональной идентичности / Л. Б. Шнейдер. - М.: МОСУ, 2000.
36. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: Монография. М.: МОСУ, 2001. - 272 с.
37. Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность : структура, генезис и условия становления: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Л. Б. Шнейдер. -М., 2001.-34 с.
38. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс,1996.
39. Marcia J.E. Identity in adolescence // Adelson J. (ed.) Handbook of adolescent psychology. N.Y.: John Wiley, 1980.
40. Ryan R., Deci E. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // Amer. Psychol. 2000. V. 55. P. 68–78.
41. Seligman, M.E., Reivich, K., Jaycox, L., & Gilham, J. The optimistic child. Boston: HoughtonMifflin, 1995.
42. Sternberg R.J. Successful Intelligence. NewYork, Simon&Schuster, 1996. Конкретноэтонастр. 251-252.
43. Terman L.M., Oden M.H. The gifted group at mid-life: Thirty-five years' follow-up of the superior child. Stanford, CA: Stanford University Press. 1959.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ