Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования, распределения и использования прибыли организации 6
1.1 Экономическая сущность и факторы, влияющие на формирование прибыли 6
1.2 Цель, задачи и методика управления прибылью предприятия 13
1.3 Особенности формирования, распределения и использования прибыли в строительной организации 20
Глава 2 Анализ эффективности формирования, распределения и использования прибыли в ООО «СтройСервис» и ее совершенствование 30
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия. Анализ и проблемы формирования, распределения и использования прибыли в строительной организации 30
2.2 Рекомендации по совершенствованию системы формирования и распре-деления прибыли в ООО «СтройСервис» 54
2.3 Расчет эффекта от предложенных мероприятий 57
Заключение 61
Список литературы 65
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в практике современных российских предприятий традиционно считается, что эффективность бизнеса характеризуется, прежде всего, получаемой прибылью. Прибыль предприятия характеризует в целом финансовый результат предпринимательской деятельности и, безусловно, является экономической категорией, поскольку отражает не только эффективность производства, но и стимулирует воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производств.
В настоящее время рассмотрению вопросов по формированию, распределению и использованию прибыли в рамках современного менеджмента на предприятиях уделяется особое внимание по причине влияния прибыли на финансовое благополучие предприятия как в текущем, так и в будущих периодах. В этих условиях от руководителей предприятий и лиц, принимающих управленческие решения, требуется умение понимать и анализировать прибыль предприятия, что позволяет сделать правильный прогноз успешности компании, своевременно оценить имущественное и финансовое положение на рынке. Показатель прибыли позволяет оценить эффективность ведения бизнеса, так как дает точную информацию о приумножении или растраченности капитала компании за определенный период.
Стремление к получению прибыли заставляет производителей увеличивать выпуск продукции, снижать затраты производства. Получение прибыли является стимулом для инвестирования в ту или иную сферу деятельности. На актуальном этапе развития экономики руководству организаций необходимо умение оперативно реагировать на изменения рыночной ситуации, осуществлять поиск и принятие оптимальных управленческих решений, в частности в сфере управления прибылью.
Предметом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и использования прибыли организации общества с ограниченной ответственностью «СтройСервис».
Цель исследования - повысить эффективность формирования, распределения и использования прибыли общества с ограниченной ответственностью «СтройСервис».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
-изучить теоретические основы формирования, распределения и использования прибыли предприятия;
-определить цели, задачи и методику управления прибылью;
-дать организационно-экономическую характеристику ООО «Строй-Сервис»;
-проанализировать и оценить процесс формирования, распределения и использования прибыли строительной организации;
-выработать рекомендации по совершенствованию системы формирования и распределения прибыли в ООО «СтройСервис» и расчет эффекта от предложенных мероприятий.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам эффективного формирования, распределения и использования прибыли организации.
В работах И.А. Бланка [12], А.А. Канке и И.П. Кошевой [29], Т.Г. Кась- яненко [41], Э.А. Уткина [49] подробно рассмотрен основной круг вопросов управления формированием прибыли предприятия в процессе его операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.
Выработка подхода к четкому разграничению и систематизации видов прибыли, методика расчета коэффициентов рентабельности предложены в работах А.Д. Шеремет и Е.В. Негашева[38] и Э. Хелферт [55].
В исследованиях Г. Кунц [32] и Р. Брейли [16] описан зарубежный опыт по технологиям формирования, распределения и использования прибыли организации.
Методики оценки прибыли и расчета рентабельности, имеющие узкую направленность, предложили такие ученые, как Р.А. Фатхутдинов [50], В.А. Харитонов [54], Д. Аакер [1].
Эмпирической базой исследования послужили нормативно-правовые документы, информационные документы, а также устав предприятия и годовая бухгалтерская отчетность общества с ограниченной ответственностью «Строй-Сервис».
Методы исследования: системный и функциональный подходы, аналитический, графический, статистический методы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что заключается в том, что был проведен факторный анализ по формированию, использованию и распределению прибыли, в результате результатов которого были предложены рекомендации по ее увеличению в рамках производственно-хозяйственной деятельности ООО «СтройСервис» в условиях современного экономического кризиса и высокой инфляции.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа включает введение, две главы, а также заключение, список литературы, приложения.
Прибылью называется превышение доходов от продажи товаров и услуг (без учета косвенных налогов) над затратами на производство и реализацию этих товаров. Поэтому прибыль - это часть выручки, оставшаяся после возмещения всех затрат на производство и сбыт продукции. В обобщен¬ном виде прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности. В зависимости от того какие издержки включены в прибыль различают: бухгалтерскую прибыль, экономическую прибыль и нормальную прибыль.
Важная роль прибыли предприятия определяет необходимость непрерывного и эффективного управления ею. Принципы формирования и распределения прибыли позволяют сформировать в организации конкретный тип политики распределения прибыли (дивидендной политики), в наибольшей степени удовлетворяющей цели и учитывающей возможности развития организации.
Управление прибылью - это система поставленных целей и решенных задач, а также разработка и реализация управленческих решений по методике ее формирования, распределения и использования на предприятии. Главная цель управления прибылью на предприятии является максимизация благосостояния его собственников в текущем и перспективном периоде. Основными задачами управления прибылью являются: обеспечение качества прибыли; уровень дохода на инвестированный капитал; распределение прибыли. Управление прибылью опирается на методику сметного управления, которая представляет собой систему мероприятий по выработке управленческих решений, которые связаны с разработкой основных целей и задач функционирования конкретного предприятия, а также составление краткосрочных и долгосрочных планов по получению прибыли и ее максимизации.
Прибыль формируется из выручки от реализации продукции, оказания услуг, которая в строительных организациях отражает стоимость законченных объектов строительства или работ, выполненных по договорам подряда и субподряда. Она определяется по документам, являющимся основанием для расчета между заказчиками и подрядчиками (подрядчиками). Распределение и использование прибыли осуществляется в соответствии со специально разработанной политикой (ее основу составляет дивидендная политика), формирование которой представляет собой одну из наиболее сложных задач общей политики управления прибылью предприятия. Объектом распределения является балансовая прибыль организации. С рассчитанной балансовой прибыли организации согласно налоговому кодексу взимаются налоги, часть прибыли в различные фонды. Планирование формирования прибыли организации и ее использование входит в стратегический финансовый план. Осуществляется планирование процесса изменений, выбирается стратегия, разрабатывается программа, план финансирования.
ООО «СтройСервис» начало свою деятельность с 7 декабря 2009 г., главной целью деятельности предприятия является получение прибыли, а предметом деятельности - оказание строительных услуг в области возведения зданий и сооружений, выполнения общестроительных и строительно¬монтажных работ. Принятая на ООО «СтройСервис» организационная си¬стема управления является линейно-функциональной. Расчет финансово¬экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности показал снижение ее эффективности, уменьшение прибыльности вследствие роста себестоимости строительства, так рентабельность деятельности ООО «СтройСервис» снизилась с 3,22% (2014 год) до 0,19% (2016 год).
Проведенный анализ прибыли ООО «СтройСервис» за 2014-2016 гг. показал, что темп снижения валовой прибыли и прибыли от продаж ООО «СтройСервис» в 2015 г. составил 446 тыс. руб. или 33,91%, таким образом, данный фактор обусловил снижение прибыли до налогообложения на 783 тыс. руб. или 85,76% и как результата - чистой прибыли на 591 тыс. руб. или 88,74%. В 2016 г. негативная тенденция продолжилась и валовая прибыль, прибыль от продаж ООО «СтройСервис» снизились на 573 тыс. руб. или на 66,17%, однако, увеличение прибыли до налогообложения составило 19 тыс. руб. или 14,62%. Поэтому в 2016 г. произошло увеличение чистой прибыли относительно 2015 г. на 9,33% и она составила 82 тыс. руб.
Проведенный факторный анализ формирования прибыли позволяет сделать вывод о том, что общее отклонение по прибыли ООО «СтройСервис» составляет (3542) тыс. руб. Таким образом, прибыль снижается за счет воз-действия трех факторов, а именно изменения цен на материалы и тарифов на услуги, обусловленные ростом инфляции (34,06%), изменения отпускных цен (29,69%) и изменение себестоимости продукции (29,48%). Такие же факторы, как влияние на прибыль изменений в объеме производства продукции и в структуре прибыли оказывают незначительное влияние.
По результатам анализа распределения и использования прибыли в 2014 году наибольшая доля отчислений (54%) в сумме 359,54 тыс. руб. была переведена в фонд накопления, в 2015 году также 64% или 48 тыс. руб. было переведено в фонд накопления, а в 2016 году - в фонд потребления (52%) и составила 42,64 тыс. руб. В ООО «СтройСервис» большая часть прибыли была направлена в фонд потребления и использовалась на выплаты социал¬ного характера. Анализ рентабельности использования прибыли в рамках производственно-хозяйственной деятельности показал снижение показателей эффективности ее использования к концу анализируемого периода в ООО «СтройСервис».
Из представленного дерева проблем ООО «СтройСервис», из-за которых организация получает минимально-возможную прибыль по итогам своей строительной деятельности, основными проблемами являются высокая инфляция и рост себестоимости строительства, которые в свою очередь приводят к таким проблемам, как: рост цен на материалы и тарифы на услуги; высокая стоимость иностранных строительных материалов; наличие конкурентов; использование предприятием устаревших технологий в строительстве; убыточность некоторых видов услуг.
В рамках рекомендаций по совершенствованию системы формирования и распределения прибыли в ООО «СтройСервис» нами было предложено использовать применение нового высокотехнологичного оборудования, применение которого увеличит выручку на 10%, (однако, вследствие инфляции 5,4%, объем выручки возрастет на 4,6%), также предприятие будет получать дополнительные доходы от аренды своего склада. Рост выручки позволит ООО «СтройСервис» максимизировать получаемую прибыль, таким образом, сумма чистой прибыли составила 1424 тыс. руб. Увеличение чистой прибыли позволит увеличить долю ее отчислений в фонды специального назначения, что в дальнейшем позволит улучшить благосостояние производственного потенциала предприятия, его работников, а также реализовывать новые инвестиционные проекты. Построенное дерево решений показало денежную доходность при внедрении данных мероприятий на 761 тыс. руб. Соответственно, приведенные в работе мероприятия по увеличению прибыли доказали свою эффективность.
1. Аакер, Д. Стратегическое рыночное управление [Текст] / Д. Аакер, под ред. С.Г. Божук. - СПб.: Питер, 2016. - 496 с.
2. Адизес, И. Управление жизненным циклом корпорации [Текст] / И. Адизес, под ред. А.Г. Сеферяна. - СПБ.: Питер, 2013. - 384 с.
3. Абрютина, М.С. Экспресс-анализ финансовой отчетности: Методическое пособие [Текст] / М.С. Абрютина - М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2013. - 259 с.
4. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческого предприятия: учебное пособие [Текст] / под ред. Л.Т. Гиляровская. - М.:ЮНИТИ- ДАНА, 2015. - 267 с.
5. Аникина, И.Д. Оценка бизнеса для менеджеров: учеб.пособие. [Текст] / И.Д. Аникина, А.В. Гукова - М.: Омега-Л, 2014. - 512 с.
6. Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура: учебно-практическое пособие [Текст] / под ред. Г.А. Александрова. - М.: Изд-во БЕК, 2012. - 556 с.
7. Антикризисное управление: учебник для вузов [Текст] / под ред. Е.П. Жарковская. -М.: Изд-во «Омега-Л», 2014. - 443 с.
8. Антикризисное управление: учебное пособие [Текст] / под ред. Н.Ю. Круглова. - М.: Кнорус, 2013. - 525 с.
9. Аньшин, В.М. Инвестиционный анализ: учебное пособие [Текст] / В.М. Аньшин - М.: Amedica, 2012. - 279 с.
10. Артеменко, В.Г. Финансовый анализ: учеб.пособие для ВУЗов [Текст] / В.Г. Артеменко, М.В. Беллендер - М.: МГУ, 2014. - 429 с.
11. Бахрамов, Ю. М. Финансовый менеджмент: учеб.пособие для бакалавров [Текст] / Ю.М. Бахрамов, В.В. Глухов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 411 с.
12. Бланк, И.А. Управление прибылью: учебн. пособ. для ВУЗов [Текст] / И.А. Бланк - М.: Инфра-Пресс, 2016. - 450 с.
13. Бланк, И.А. Управление финансовыми ресурсами: учебн. пособие [Текст] / И.А. Бланк - М.: Кнорус, 2013. - 398 с.
14. Беккер, Й. Менеджмент процессов: учеб. пособие [Текст] / Й. Беккер, М. Кугелер, М. Роземанн - М.: Изд-во «Книга», 2014. - 356 с.
15. Бобылева, А.З. Финансовые управленческие технологии: учебник [Текст] / А.З. Бобылева - М.: Финансы и статистика, 2014. - 491 с.
16. Брейли, Р. Принципы корпоративных финансов: учебник [Текст] / Р. Брейли, С. Майерс - М.: Альфа, 2012. - 206 с.
17. Бретт, М. Как читать финансовую информацию - Простое объяснение того, как работают деньги [Текст] / М. Бретт - СПб.: Питер, 2014. - 427 с.
18. Вейл, П. Искусство менеджмента: учеб. пособие [Текст] / П. Вейл - М.: Новости, 2012. - 542 с.
19. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: учебник [Текст] / В.Р. Веснин - М.: Институт международного права и экономики. Издательство «Триада, Лтд»,
2013. - 389 с.
20. Васильева, Л.С. Финансовый анализ: учебник [Текст] / Л.С. Васильева - М.: Финансы и статистика, 2013. - 879 с.
21. Гаврилова, А.Н. Финансовый менеджмент: учебник для ВУЗов [Текст] / А.Н. Гаврилова, Е.Ф. Сысоева, А.И. Барабанов, Г.Г. Чигарев - СПб.: Питер, 2013. - 512 с.
22. Герасименко, Г.П. Управленческий, финансовый и инвестиционный анализ: Практикум [Текст] / Г.П Герасименко, С.Э. Маркарьян, Э.А. Марка- рьян, Е.П. Шумилин - М.: Дело, 2016. - 228 с.
23. Джей, Р. Энциклопедия менеджера, Алгоритмы эффективной работы: книга [Текст] / Р. Джей, Р. Темплар - СПб.: Питер, 2016. - 426 с.
24. Драчева, Е.Л. Менеджмент: учебник [Текст] / Е.Л. Драчева, Л.И. Юли- ков - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 328 с.
25. Друкер, П. Менеджмент: учебник [Текст] / П. Друкер, Дж.А. Макья- релло - М.: Вильяме, 2014. - 689 с.
26. Ефимова, О.В. Финансовый анализ: Современный инструментарий для принятия экономических решений [Текст] / О.В. Ефимова - М.: ЭКСПО,
2014. - 505 с.
27. Иванов, А.А. Риск-менеджмент: учебное пособие [Текст] / А.А Иванов, С.Я. Олейников, С.А. Бочаров - СПб.: Питер, 2012. - 192 с.
28. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: учебник для ВУЗов [Текст] / Н.И. Кабушкин - М.: Эконопресс, 2012. - 198 с.
29. Канке, А.А Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприя-тия: учебное пособие [Текст] / А.А. Канке, И.П. Кошевая - М.: Финансы и статистика, 2012. - 501 с.
30. Карминский, А.М. Контроллинг: учебник для ВУЗов [Текст] / А.М. Кармский, С.Г. Фалько, А.А. Жевага - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 335 с.
31. Коротков, Э. М. Концепция российского менеджмента: учебник для ву-зов [Текст] / Э.М. Коротков - М.: Amedica, 2014. - 269 с.
32. . Кунц, Г. Управление: системный и ситуационный анализ управленче¬ских функций: учебное пособие для ВУЗов [Текст] / Г. Кунц, С.О'Доннел - М.: Прогресс, 2016. - 128 с.
33. Масленченков, Ю. С. Стратегический и кризисный менеджмент фир¬мы: учебник [Текст] / Ю.С. Масленченков - М.: Дело, 2014. - 375 с.
34. Менеджмент: учеб. для вузов [Текст] / под ред. Т.Е. Березкина. - М.: Высш. Школа, 2015. - 399 с.
35. Менеджмент: учебное пособие [Текст] / под ред. М.М. Максимцова., В. Игнатьевой. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 234 с.
36. Менеджмент организации: учебник [Текст] / под ред. З.П. Румянцевой.
- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 411 с.
37. Мухин, В.И. Исследование систем управления: учебное пособие для ВУЗов [Текст] / В.И. Мухин - М.: Омега-Л, 2015. -306 с.
38. Негашев, Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерче-ских организаций: учебник [Текст] / Е.В. Негашев, А.Д. Шеремет - М.: Оме- га-Л, 2016. - 644 с.
39. Оценка компаний при слияниях и поглощениях [Текст] / Ф. Эванс, Д. Бишоп - М.: Альфа, 2016 . - 311 с.
40. Портер, М. Конкуренция; учеб. пособие [Текст] / М. Портер - М.: Про-свещение, 2014. - 597 с.
41. Преобразование финансовой отчетности предприятия для целей оценки бизнеса: учебник [Текст] / под ред. Т.Г. Касьяненко. - СПб.: Питер, 2013. - 613 с.
42. Разу, М.Л. Менеджмент: учебник [Текст] / М.Л. Разу - М.: Финансы и статистика, 2015. - 344 с.
43. Савицкая, Г.В. Анализ финансового состояния предприятия: учебник для ВУЗов [Текст] / Г.В. Савицкая - М.: Изд-во «Дело», 2014. - 558 с.
44. Теория управления: учебное пособие [Текст] / под ред. В.Г. Норина. - Хабаровск: ДВАГС, 2012. - 299 с.
45. Томпсон-мл., А А. Стратегический менеджмент - Концепции и ситуа¬ции для анализа: учебное пособие [Текст] / А.А. Томпсон-мл., А.Дж. Стрик¬ленд III - М.: Кнорус, 2013. - 902 с.
46. Уолш, К. Ключевые показатели менеджмента: книга [Текст] / К. Уолш
- М.: Эриус, 2012. - 856 с.
47. Уорнер, М. Классики менеджмента: энциклопедия [Текст] / М. Уорнер
- М.: Amedica, 2012. - 1159 с.
48. Управление организаций: Учебник [Текст] / под ред. А.Г. Поршнева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 557 с.
49. Уткин, Э.А. Управление фирмой: учеб. пособие для ВУЗов [Текст] / Э.А. Уткин - СПб.: Питер, 2014. - 377 с.
50. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент: учебник для ВУЗов [Текст] / Р.А. Фатхутдинов - М.: Омега-Л, 2015. - 597 с.
51. Фаэй, Л. Курс МВА по стратегическому менеджменту: книга [Текст] / Л. Фаэй, Р. Рэнделл - М.: Амедиа, 2015. - 255 с.
52. Федоров, А.В. Анализ финансовых рынков и торговля финансовыми активами: учебник [Текст] / А.В. Федоров - М.: Просвещение, 2014. - 234 с.
53. Хальцбаур, У. Event-Менеджмент: книга [Текст] / У. Хальцбаур, Э. Йе- ттингер, Б. Кнаусе, Р. Мозер, М. Целлер - М.: Эксмо, 2016. - 385 с.
54. Харитонов, В.А. Технологии современного менеджмента: учебник [Текст] / В.А. Харитонов, А.А. Белых - СПб.: Питер, 2012. - 185 с.
55. Хелферт, Э. Техника финансового анализа: учебник для ВУЗов [Текст] / Э. Хелферт - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 492 с.
56. Чаплина, А.Н. Менеджмент в вопросах и ответах: учебное пособие [Текст] / А.Н. Чаплина, С.В. Здрестова, Т.В. Купчигина - М.: Эриус, 2013. - 222 с.
57. Чейз, Производственный и операционный менеджмент: книга [Текст] / Чейз, Джейкобз, Эквилайн - М.: Амедиа, 2013. - 548 с.
58. Шимширт, Н.Д. Методологические основы финансового управления: коллективная монография [Текст] / Н.Д. Шимширт - М.: МГИМО, 2013. -
311 с.