Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Типографические эксперименты в поэзии греческого авангарда

Работа №143849

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы83
Год сдачи2017
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Типографика исторического авангарда и ее рецепция в 6
Греции
1.1. Типографические эксперименты исторического авангарда 6
1.2. Рецепция футуризма в Г реции 14
1.3. Фигурная поэзия Потиса Псалтираса 22
1.4. Авангард и модернизм в Греции 30
Глава 2. Типографика греческого послевоенного авангарда 32
2.1. Истоки греческого андеграунда 32
2.2. Конкретная поэзия 35
2.3. Группа визуальной поэзии. Костис Триандафиллу 52
2.4. Поэзия языка. Андреас Пагулатос 58
2.5. Типографика и греческий авангард XXI века 64
Заключение 71
Библиография 73
Приложение

Каждый исследователь авангарда неизбежно сталкивается с терминологическим вопросом: что считать авангардом? Где та грань, которая разделяет авангард и модернизм? В научной традиции так и не устоялись точные определения, и каждый ученый достаточно свободно определяет предмет своего исследования в границах художественных инноваций XX века. Андрей Крусанов в своем фундаментальном исследовании «Русский авангард» рассматривает социальный, искусствоведческий и исторический контексты, в которых употреблялся термин, отмечая, что «в искусствоведческом контексте термин авангард был осознан как присущее некоторым художественным явлениям вневременное качество: новаторство в области формы и содержания, эстетический бунт, художественное открытие и изобретательство» [Крусанов 2010: 14].
Настоящее исследование при определении авангарда будет опираться на данный тезис, однако также будет разделять авангард на ‘антинарративистский’ или ‘радикальный’ (т.е. стремящийся упразднить нарративную структуру; к таковому стоит отнести футуризм, дадаизм, конкретную поэзию, поэзию языка и т.д.) и ‘нарративистский’ (сюрреализм, битники и т.д.). В историческом контексте данная работа также будет опираться на общепринятые термины: ‘первым’ или ‘историческим’ авангардом будут называться довоенные авангардистские движения и тенденции, ко ‘второму’ авангарду будут относиться направления, сформировавшиеся после Второй Мировой войны.
Обращение к типографскому искусству как к медиуму поэтического слова было повсеместно во множестве авангардных движений, в первую очередь, ‘антинарративистского’ характера. В качестве симптома авангардистского поиска, типографика выделяется не только в очевидных Италии, Швейцарии, Германии, России, но также и в ряде других стран с не столь хорошо изученным авангардом. Стоит привести в качестве примеров югославскую группу журнала «Зенит», бразильскую радикальную поэтическую группу «Noigandres» и визуальную поэзию чешского «деветсила».
В Греции авангард оформился в автономное художественное явление лишь в 1960-х с появлением журнала «1Ia/л». Десятилетие спустя, благодаря радикальным представителям ‘поколения 70-х’, ‘гибридный’ [Arseniou 1997] авангардизм стало возможным условно разделить на ‘нарративистский’ и ‘радикальный’.
Предметом настоящего исследования являются типографические эксперименты в поэзии греческого авангарда, целью — определение и анализ комплекса методов использования типографики в общем авангардистском дискурсе.
Исходя из вышенаписанного, для данного исследования были поставлены следующие задачи:
- дать краткую характеристику типографики ‘исторического авангарда’
- рассмотреть основные типографические эксперименты в греческой поэзии с начала XX века по наши дни
-дать характеристику греческим авангардистским движениям, широко использовавшим типографику в своей творческой практике
- описать контекст, в котором в стране возникали ‘очаги’ авангардизма
- на основе этого установить и проанализировать греческие тенденции авангардистского поиска
- проанализировать диахроническую преемственность греческого авангарда
Первая глава настоящей работы посвящается рецепции ‘исторического’ авангарда в Греции. После общей характеристики типографических экспериментов довоенного авангарда, будет рассмотрена рецепция футуризма, помимо ряда статей, выраженная в стихотворениях Фотоса Иофиллиса, впервые в Греции использовавшего нестандартное расположение слов на листе в авангардистском дискурсе. Особое внимание в главе будет уделено фигурной поэзии Потиса Псалтираса, являющейся уникальным случаем в поэзии благодаря своему парадоксальному сочетанию авангардизма и греческой поэтической традиции. В конце первой главы будет проведен общий анализ поэтической модернистской среды, который объяснит, почему в первой половине века в Греции не появилось ни одного сплоченного авангардистского движения.
Начало второй главы будет посвящено послевоенной авангардистской группе, берущей свое начало в афинском экзистенциализме, и впоследствии оформившейся с появлением журнала «1 Ia/т». В основе главы будет лежать анализ появившихся в стране авангардистских практик, в той или иной степени включающих в себя типографику. К таковым относятся конкретная и визуальная поэзия, а также поэзия языка. В конце главы будет проведен анализ типографических экспериментов в поэзии современных авторов, Василиса Аманатидиса и Константиноса Папахараламбоса.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе настоящего исследования был проведен анализ основных тенденций греческого авангардистского поиска, включающего в себя типографические эксперименты. Было установлено, что в первой половине XX века в стране еще не сложились условия для появления ‘радикального’ авангарда, и сохраняющий нарратив сюрреализм был маргинализирован и не смог оформиться в отдельное движение. Футуристические стихотворения Фотоса Иофиллиса и фигурная поэзия Потиса Псалтираса также вписываются в общий исторический контекст благодаря своему отношению к авангарду: в первом случае наблюдается неприкрытая ирония, во втором, — осознанное неведение.
Проведенный анализ позволил установить три этапа формирования греческого авангарда: появление сюрреализма в Греции в 1930-е; появление журнала «lla/т»; творчество ‘поколения 70-х‘. К особенностям данного процесса стоит отнести тот факт, что первые два этапа не были доведены до логического завершения ввиду как внутренних (господство литературного модернизма) так и внешних (Вторая Мировая война и установленная хунтой цензура) причин. Однако участники каждого этапа принимали участие в последующем: греческие сюрреалисты 1930-х стали членами группы «lla/т», и впоследствии вместе с ними сотрудничали с представителями ‘поколения 70-х‘. На третьем, заключительном этапе формирования греческого авангарда, появляются антинарративистские тенденции, выраженные поэзией языка, конкретной, визуальной поэзией. Именно в рамках этих тенденций греческие поэты-авангардисты во всей полноте использовали типографику как средство репрезентации поэтического образа. Если конкретная поэзия была временным для страны этапом и представляла собой скорее осмысление зарубежной практики, то визуальная поэзия и поэзия языка вступили в диалог не только с аналогичными зарубежными тенденциями, но и с греческой античной традицией, переосмысляя ее в авангардистском дискурсе.
В XXI веке индивидуальная авторская деятельность стала постепенно сменять присущую авангарду коллективную практику и теоретические изыскания. В начале 2010-х распалась просуществовавшая почти четверть века группа визуальной поэзии, и ее представители стали все больше фокусироваться на собственных выставках, изданиях и интернет сайтах. Появляющиеся лояльные авангарду поэтические интернет-ресурсы и журналы становятся площадками для самовыражения молодых авторов, с интересом, но и неизменной дистанцией наблюдающих за творчеством своих современников. Если на данный момент в Греции не наблюдается перспектив для возникновения некоего нового ‘изма’, то типографические эксперименты имеют благодатную почву для своего развития. Это обусловлено не только методологической и интертекстуальной перекличкой современных авторов с предшествующими им поколениями греческих авангардистов. Типографические эксперименты в поэзии неразрывно связаны со ставящимся на протяжении уже почти ста лет и ставшим особенно актуальным в век Интернета фундаментальным вопросом о форме и роли книги как таковой.



Carroll 1995 - Carroll L. The complete illustrated works. New York: Gramercy Books, 1995.
Depero 1927 - Depero F. Depero Futurista. Milano; Parigi: Edizione della Dinamo, 1927.
Giannopoulos, Perlorentzou 1999 - Ghiannopulos A.. Alk Gian, Futurista / Ed.
M. Perlorentzou M. . Bari: Crav- B.A. Graphis, 1999.
Greek Bucolic Poets 1912 - Greek bucolic poets /ed. and trans. N. Hopkinson.
Loeb Classical Library 28. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1912.
Lewis, Pound 1914 - Lewis W., Pound E. Manifesto. BLAST 1914. No. 1. Pp. 11¬43.
Lissitzky 1923 - Lissitzky El. Topographie der typographie. Merz 1923. No. 4. P. 47.
Marinetti 1914 - Marinetti F.T. Zang Tumb Tumb. Milano: Edizioni futuriste di “poesia,” 1914.
Picabia 1999 - Picabia F. 391. Japan: APT International, 1999.
Volt 1986 - Volt Futurista. Archi Voltaici: Parole in liberta e sintesi teatrali.
Viterbo: Stampa Alternativa—Nuovi Equilibri Editori, 1986.
Лураргштрд 2002 - Лураргштрд A. Hp;:pa 3s: lloipop 1968-1998. A0pva: Брат®, 2002.
Aiiavaridpc 2006 - Aiiavaridpc B. 4-D: lloppara Tsooapmv Siaacaaswv. A0pva: БаРргрМЗпд, 2006.
Aiiavaridiy; 2011 - Aiiavaridiy; B. 7: noipop yia Video Games. A0pva: Nepekp, 2011.
ApavartSp^ 2014 - ApavartSp^ B. p-Otherpoem. A0pva: Nepekp, 2014.
Av0okoyta 1982 - AvQokoyla ovyKSKpipsvpq nolpapp. snip. K. Biavvoukonoukog A0pva: Nepekp, 1982.
riavvonkononkog 1972 - Biavvonkononkog K. AsKadiKp npompoap rov
Maviaplvrnv. A0pva: I.s., 1972.
ГюфЗХХрд 1916 - ГюфЗХХрд Ф. 2.А.П. Appovia 1916. Т%. 9. S. 5.
ЕХнтрд 1998 - ЕХнтрд О. Hpooavaiohopoi. A0^va: Ткарод, 1998.
Мртрад 2004 - Мртрад М. Агакрткв^ peTaftoXeq: Hoippaxa Kai eiKoveq 1982¬2002. Алолыра, 2004.
Мртрад 2008 - Мртрад М. Mp/avp avaZpTnonQ. AO^va: №феХр, 2008.
ПауонХатод 2003 - ПауонХатод A. Enipa/a. - Koppi Keipevo. AOip’a: МараОю, 2003.
ПауонХатод 1991 - ПауонХатод A. Opyia Kai epnobia. AO^vtt: Щйутад, 1991.
ПауонХатод 1996 - ПауонХатод A. Hpoq. Eioi/eimoeiq. Hopoi. AO^a: МараОю, 1996.
ПауонХатод 2006 - ПауонХатод A. Hepapa. AO^va: Мш'Зрауорад, 2006.
Пала/араХарлод 2011 - Пала/араХарлод К. K - On. 0eooaХоv^кn:
Еvтeuктpрю, 2011.
Пала/араХарлод 2015 - Пала/араХарлод К. Eivai. AOpva: ФРМК, 2015.
ТршутафЗХХон 1974 - ТршутафЗХХон, К. Anoonaopaia TOU Коотр. AOpva: Л. Гюрйур, 1974.
Тршутафиллои 2011 - Тршл’тафиллои, К. П. AOpva: Кеутро Хиуурогрд
Моишкрд Нр;;и’ад (К.ЕУ.М.Е.), 2011.
Хнтрррд 1978 - Хнтрррд Т. Oepa. AOpva: ПХёOроv, 1978.
Хнтрррд 1973 - Хнтрррд Т. noippara eK npopeXeipq. AOpva: КеЗрод, 1973.
^аХтррад 1934 - ^аХтррад П. 77. AOpva: I.e., 1934.
^аХтррад 1930 - ^аХтррад П. Tecum Habita. AOpva: I.e., 1930.
^аХтррад 1928 - ^аХтррад П. Aoipa p nuyoXapnibeq. AOpva: I.e., 1928.
^аХтррад 1929 - ^аХтррад П. E%ppaia. I.e., 1929.
^аХтррад 1929a - ^аХтррад П. HpvoiiKp yrnvp. AOpva: I.e., 1929.
^аХтррад 1931a - ^аХтррад П. Xpan... NTIVVV. AOpva: I.e., 1931.
Ильязд 1923 - Ильязд. линдатЮ фАрам. парИш: издАния 41°, 1923.
Каменский 1914 - Каменский В. Танго с коровами: Железобетонные Поэмы.
М.: Издание Д.Д. Бурлюка - издателя 1-го журнала русских футуристов, 1914.
Лой 2015 - Лой М. Футуризм и феминизм / сост. и пер. П.С. Заруцкий. СПб.: Скифия-Принт, 2015.
Малларме 1995 - Малларме С. Сочинения в стихах и прозе. М: Радуга, 1995.
Маяковский 1923 Маяковский В.В. Для Голоса. Берлин: Государственное издательство Р.С.Ф.С.Р., 1923.
Стерн 2000 - Стерн Л. Жизнь и мнения Тристама Шенди, джентельмена. СПб.: Инапресс, 2000.
Триандафиллу 2016 - Триандафиллу К. Приглашение на перформанс в арт- галерее Я. Статаса (1975) // Pollen fanzine. 2016. № 4. С. 1.
Список научной литературы:
Andrews 1980 - Andrews B. Text and context. L=A=N=G=U=A=G=E
Supplement 1980. №1. Pp. 19-26.
Arseniou 1997 - Arseniou E. The emergence of a hybrid avant-garde: The response of the magazine Pali to Greek modernism. Greek modernism and beyond/ ed. D. Tziovas. Lanham, New York, Boulder, Oxford: Rowman & Littlefield Publishers, Inc., 1997. Pp. 217-227.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ