Введение 3
Глава 1. Фантастическое как художественно-эстетический феномен 8
§ 1. Проблемы исследования феномена научной фантастики 8
§ 2. Фантастическое как категория поэтики литературного произведения 14
§ 3. Утопия как литературный жанр 22
Выводы к первой главе 26
Глава 2. Фантастическое в повести «Девушка у обрыва, или Записки Ковригина» В. С. Шефнера 28
§1. Фантастика В. С. Шефнера 28
§ 2. Фантастическое в сюжетно-композиционной организации повести «Девушка у обрыва, или Записки Ковригина» 32
§ 3. Фантастическое в организации хронотопа 44
§ 4. Фантастические образы 52
4.1. Фантастические образы художественного мира 52
4.2. Художественный образы персонажей 57
4.3. Фантастические образы технологий 63
Выводы к второй главе 72
Заключение 74
Список использованной и цитируемой литературы 78
Приложение: Список аббревиатур и окказионализмов, упомянутых в повести 86
Бурное развитие науки и техники, впервые ускоренное промышленной революцией, коренным образом изменило облик современного общества. Этот процесс оказал сильное воздействие на социокультурные динамики, вынудив людей внимательно рассматривать перспективы научного и технического развития и их воздействие на будущее человечества. Именно в этом контексте стал зарождаться жанр научной фантастики, который вдохновлял научное и техническое творчество, стимулировал позитивное мышление, особенно среди учёных, и предлагал свежие, инновационные перспективы. Замечательно, что многие концепции, заложенные в научно-фантастических произведениях, уже через непродолжительное время становились частью реальности. Так, например, в научно-фантастическом романе французского писателя-фантаста Ж. Верна «Робур-Завоеватель», опубликованном в журнале «Journal des Debats» в 1886 году, описывался летательный аппарат, способный подниматься прямо вверх и опускаться вниз. Изобретатель современного вертолёта, знаменитый российский авиа- и вертолетостроитель И. И. Сикорский, вдохновившись романом, сумел в начале 1900-х годов, ещё будучи 12-летним мальчиком, построить вертолёт на резиновых лентах; в 1940-х годах ему удалось создать прототип современного вертолёта и совершить первый полёт.
Научно-фантастическая литература также послужила предупреждением человечеству. В частности, после публикации романа Е. И. Замятина «Мы» в русской литературе возрос интерес к «антиутопическим» темам, поскольку люди начали беспокоиться о «воображаемом коммунизме». В последние годы в литературе и кино стала появляться тема роботов и высокотехнологичных машин, связанная с заменой человека искусственным интеллектом, что отражает обеспокоенность бесконтрольным развитием технологий.
Вообще, научная фантастика является одним из жанров художественной литературы, наиболее актуально отражающих потребности, ожидания, страхи, тревог человечества, а также проблемы науки и общества...
В диссертации мы исследовали различные аспекты фантастического в ранней повести В. С. Шефнера «Девушка у обрыва, или Записки Ковригина». В ходе работы были проанализированы специфические особенности жанра научной фантастики, сюжетно-композиционная организация, фантастические образы художественного мира, персонажей и технологий, а также организация хронотопа. Посредством анализа фантастического элемента удалось выявить уникальные художественные черты данной повести.
В диссертации подробно рассматривается, каким образом многоуровневые нарративные структуры и сложно организованный хронотоп способствуют созданию убедительного и многогранного научно-фантастического мира. Основное внимание уделяется переплетению фантастических элементов с реальностью, что предоставляет читателю уникальный опыт погружения в смешанное пространство исторически знакомого и неизведанного.
Повесть характеризируется различными уровнями повествования, охватывающими фигуру реального автора, издателя и самого Ковригина как создателя истории. Эта многослойность способствует созданию эффекта объективности и реализма, что делает фантастический мир более живым и убедительным.
Для усиления достоверности и аутентичности фантастической тематики автор использует множество лирических отступлений, добавляя фантастические исторические события и контекст. Путём лирического отступления подробно описывается этот фантастический мир и внутренний мир персонажей, придавая всей повести поэтичность и сближает читателя с таким фантастическим рассказчиком, который описывает свою историю, как реально пережитое событие.
В диссертации подчёркивает уникальный способ организации хронотопа Шефнера, который разделяет временные слои на прошлое, доаквалидное, аквалидное и постаквалидное времена. Каждый из этих периодов соответствует утопическому миру своего поколения: доаквалидное время представляет первый утопический мир, аквалидное время — второй, а постаквалидное время — третий. Сюжетная линия повести иллюстрирует жизнь героев в утопическом мире, стремление к созданию ещё более совершенного общества через научные открытия и технологии, в частности, через изобретение аквалида. Шефнер детально проработал трансформацию общества с приходом новой эпохи, что особенно заметно в предисловии и эпилоге, где появилась теория «Великого вакуума», символизирующая начало постаквалидного века и намекающая на наступление «утопического мира третьего поколения».
Технологии и новшества, такие как машины и устройства, которые обозначены через аббревиатуры и окказионализмы. Слова, образованные способом аббревиации, обычно имеют серьёзный и официальный характер в исходном языке. А расшифровка этих аббревиатур часто приводит к забавным и смешным словосочетаниям, создавая юмористический эффект. Это сочетание серьёзного и забавного добавляет тексту ироничную ноту и усиливает атмосферу несерьёзности...
1. Шефнер В. С. Лачуга должника и другие сказки для умных: роман, повести, рассказы / гл. ред. А. В. Жикаренцев. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2021.
2. Шефнер В. С. Мир достоин удивления // Вопросы литературы. 1967. № 4. C. 73–78.
3. Шефнер В. С. Обыденное в сказочном и необычайное в будничном [Электронный ресурс] // Литературная газета. 1969. 29 окт. URL: https://www.fandom.ru/about_fan/shefner_1.htm?ysclid=l9mwg2p1wt101053654 (дата обращения: 20.10.2022).
4. Аинса Ф. Реконструкция утопии. М.: Наследие, 1999.
5. Аристотель. Об искусстве поэзии / перевод с древнегреческого В. Г. Аппельрота. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957.
6. Арьев А. Ю. Пути ушедших лет, пути грядущих дней: О прозе Вадима Шефнера // Ленинградская панорама: Литературно-критический сборник / сост. Я. А. Гордин. Л.: Советский писатель, 1984. С. 177–198.
7. Баталов Э. Я. В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. М.: Политиздат, 1989.
8. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Литературно-критические статьи. М.: Худож. лит., 1986. С. 234–407.
9. Большакова А. Ю. Современные теории жанра в англо-американском литературоведении // Теория литературы: в 4 т. М.: ИМЛИ РАН. Т. 3. C. 99–130.
10. Бубнова В. Ю., Громова. А. Е. Анализ творчества В. С. Шефнера в контексте иллюстрирования советской фантастики // Актуальные вопросы в науке и практике: Сборник статей по материалам IV международной научно-практической конференции. Самара: Общество с ограниченной ответственностью Дендра, 2017. С. 162–167.
11. Геллер Л. М. Вселенная за пределом догмы. Размышления о советской фантастике. London: Overseas publ. interchange, 1985.
12. Герасимова И. Ф. Великая отечественная война в прозе Вадима Шефнера // Православие и русская литература: сборник научных статей. Арзамас: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Арзамасский филиал, 2016. С. 310–315.
13. Етоев А. В. Вода живая // Шефнер В. С. Лачуга должника и другие сказки для умных: роман, повести, рассказы / гл. ред. А. В. Жикаренцев. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2021. С. 5–9.
14. Ефремов И. А. Наука и научная фантастика // Природа. 1961. № 12. C. 41–47.
15. Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. / перевод с немецкого. М.: Искусство, 1981...58