Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эсхатологическая тема в русской литературе 1820-30-х годов

Работа №143814

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы92
Год сдачи2024
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение. 3
2. Связь эсхатологической темы с естественными науками: на примере явления кометы Белы 1832 года и его восприятия в литературе. 16
2.1.«Комета Белы 1832 года. Отрывок из неизданного романа, основанного на астрономических наблюдениях» И.Г. Гурьянова (1832).. 22
2.2.«Галлеева комета» М.П. Погодина (1833).. 26
2.3.«Учёное путешествие на Медвежий остров» О.И. Сенковского (1833). 29
3. Особенности осмысления эсхатологической темы в творчестве В.Ф. Одоевского. 35
3.1. Общие замечания. 35
3.2. «Насмешка мертвеца» (1834). 38
3.3. «Последнее самоубийство» (издано в 1844 году, написано в 1830-х годах). 45
3.4. «Город без имени» (1839). 51
3.5. «4338-й год: Петербургские письма» (1835).. 58
4. Влияние прецедентных текстов, содержащих эсхатологическую тему, на русскую литературу. 62
4.1. Стихотворение Дж.Г. Байрона «Тьма» («Darkness») и его влияние на трактовку эсхатологической темы в русской литературе. 62
4.2. Стихотворение В. Гюго «Огонь небесный» («Le feu du ciel») о и его влияние на трактовку эсхатологической темы в русской литературе. 73
5. Влияние прецедентных феноменов других искусств на эсхатологическую тему в русской литературе: на примере произведений, использующих мотивы картины К.П. Брюллова «Последний день Помпеи». 76
6. Заключение. 87
7. Список литературы. 89

Изучение эсхатологической темы в русской литературе является одним из актуальных направлений современного литературоведения и культурологии, однако она рассматривается, главным образом, на материале литературы конца XIX — начала XX веков. В качестве примера можно привести монографии В. П. Шестакова «Эсхатология и утопия. Очерки русской философии и культуры» и Л. Кациса «Русская эсхатология и русская литература». Кацис, главным образом, обращает своё внимание на проявления эсхатологической темы в художественном сознании Серебряного века в целом и на материале творчества конкретных авторов этой эпохи – Андрея Белого, О. Э. Мандельштама, В. Хлебникова и других. Шестаков, в свою очередь, анализирует и комментирует философские идеи и вызванные ими культурные явления конца XIX — начала XX веков. Таким образом, применительно к эпохе первой трети XIX века общих работ, посвященных этой проблеме, на настоящий момент нет, хотя в связи с отдельными сочинениями она затрагивалась.
Актуальность этой работы заключается в усилении внимания к эсхатологической теме в русской литературе разных эпох. Исследование также характеризуется новизной, потому что эсхатологическая тема, как уже было отмечено, пока не изучалась обобщённо и систематически на материале русской литературы первой трети XIX века; есть только некоторые статьи, в которых анализируются отдельные художественные произведения, разрабатывающие эту тему, о которых мы скажем ниже.
В первой половине XIX века создавалось значительное число литературных произведений на эсхатологическую тему, свидетельство чего мы можем найти в отзывах критиков. Например, в номере «Московского наблюдателя» за 1838 год В.Г. Белинский рецензирует «Повести и рассказы» П. Каменского: «За вторую [часть сборника повестей и рассказов] мы и не принимались. Впрочем, она на мне совсем незнакома: на конце ее мы с ужасом увидели повесть «Конец мира», от которой уже однажды мы чуть было не отчаялись в конце своей жизни…»...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Как было продемонстрировано, эсхатологическая тема в русской литературе 1820-1830-х годов достаточно значима и актуальна. Было выявлено, что частыми источниками эсхатологических мотивов в литературе этого времени являются популярные естественнонаучные теории (теория катастроф Кювье), астрономические события (явление кометы Белы, повлиявшее на произведения Гурьянова, Погодина, Сенковского, Одоевского), мистические настроения (первая редакция «Портрета» и «Ревизор» Гоголя) и философские воззрения какого-либо автора (новеллы Одоевского). Кроме того, на разработку эсхатологической темы в русской словесности 1820-1830-х годов влияют прецедентные тексты зарубежных литератур («Тьма» Байрона, «Огонь небесный» Гюго) и прецедентные феномены, относящиеся к другим видам искусства («Последний день Помпеи» Брюллова). В некоторых случаях развитие эсхатологических мотивов может приводить к созданию антиутопии («Последняя смерть» Баратынского, «Последнее самоубийство» и «Город без имени» Одоевского). Характерно, что одни авторы трактуют эсхатологическую тему в серьёзном, возвышенном духе (произведения Баратынского, Одоевского, Пушкина, Некрасова и других), а иные склонны прибегать к иронии, травестии и пародии (произведения Сенковского и в некоторой степени Гурьянова).
Это наиболее общие результаты систематизации вариантов интерпретации эсхатологической темы в русской литературе первой трети XIX века, однако не исчерпывающий анализ всех существующих индивидуально-авторских трактовок этих мотивов. Возможной перспективой исследования может быть изучение нового материала по нашему предмету. Например, представляется продуктивным привлечь к исследованию драматическую поэму В.С. Печерина «Pot-pourri, или Чего хочешь, того просишь», в которой эклектично сочетаются различные литературные стили и варианты интерпретации эсхатологических мотивов. Наиболее полно эсхатологическая тема раскрывается в частях поэмы под названием «Языческий апокалипсис» и «Торжество смерти», представляющих собой пышный фантастический спектакль. В трактовке эсхатологической темы здесь причудливо совмещаются Петербургский миф о конце города, мистические настроения и политический подтекст. Представляется важным раскрыть сочетаемость этих интерпретаций, а также проследить влияние прецедентных текстов на драматическую поэму Печерина.
Подводя итоги, стоит заметить, что эсхатологическую тему в своём творчестве использовали совершенно разные писатели и поэты 1820-1830-х годов – как и литературные «генералы» (Пушкин, Гоголь, Баратынский, Некрасов), так и авторы «второго ряда» (Сенковский, Тимофеев, Бенедиктов, Гурьянов и другие). Это доказывает, что исследуемая нами тема была крайне актуальна и широко распространена в русской литературе первой трети XIX века; она вполне может быть понята как мощная общелитературная и общекультурная тенденция той эпохи.


1. Баратынский Е.А. Полное собрание стихотворений. Л.: Советский писатель, 1989 (Библиотека поэта. Большая серия). 476 с.
2. Батюшков К.Н. Полное собрание стихотворений. М., Л.: Советский писатель, 1964 (Библиотека поэта. Большая серия). 364 с.
3. Бенедиктов В.Г. Стихотворения Владимира Бенедиктова. СПб., 1835. 109 с.
4. Бенедиктов В.Г. Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1983 (Библиотека поэта. Большая серия). 816 с.
5. Библиотека для чтения. 1838, Т. 31. 895 с.
6. Библиотека для чтения. 1839, Т. 34, № 45. 525 с.
7. Библиотека для чтения. 1839, Т. 35, № 68. 675 с.
8. [б.п.] Последний день Помпеи, картина Карла Брюллова // Библиотека для чтения, 1834. Т.1. Кн. 1. С. 119—138.
9. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений и писем. Т. 3. М., 2009. 1016 с.
10. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений и писем. Т. 4. М., 2003. 912 с.
11. Гоголь Н.В. Последний день Помпеи. Картина Брюллова. // Полное собрание сочинений и писем. Т. 3. М., 2009. С. 171—177.
12. Гурьянов И.Г. Комета Белы 1832 года: Отрывок из неизданного романа, основанного на астрономических наблюдениях Иваном Гурьяновым. М., 1832.
13. Жуковский В.А. Полное собрание сочинений и писем в 20 т. М., 1999-2016. Т. 11 (первый полутом). 1050 с.
14. Зотов Р.М. Студент и княжна, или Возвращение Наполеона с острова Эльбы. СПб, 1838. 312 с.
15. Каллидор [Одоевский В.Ф.]. Два дни из жизни земного шара // Московский вестник, 1828. Ч. 10. С. 120—128...57


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ