Введение 4
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ О ПРЕДУБЕЖДЕНИЯХ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛОМ СОТРУДНИКА, И ИХ ВЛИЯНИИ 8
1.1 Понятие предубеждений, связанных с полом сотрудника 8
1.2 Предубеждения связанные с половой принадлежностью в профессиональной среде 15
1.3 Теории организационного поведения и управление персоналом в контексте предубеждений, связанных с полом сотрудника 19
1.4 Специфика предубеждений, связанных с полом сотрудника, в сфере информационных технологий 25
1.5 Обзор практик преодоления предубеждений, связанных с полом сотрудника 29
Заключение главы 34
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 36
2.1 Дизайн исследования 36
2.1.1 Методология исследования 36
2.1.2 Выборка 40
2.2 Анализ данных 41
2.2.1 Описательная статистика 41
2.2.2 Анализ предвзятости и стереотипов 47
2.2.3 Корреляционный анализ 53
2.3 Заключение о качестве проведённого опроса 56
Глава 3. Заключение 58
3.1 Выводы 58
3.2 Рекомендации 59
3.3 Соотношение с предыдущими исследованиями 61
Список литературы 63
Приложение 68
На фоне глобализации и стремительного развития цифровизации информационные технологии (IT) выходят на передний план не только как двигатель инноваций, но и как среда, где активно обсуждаются и проявляются вопросы равенства по признаку пола. Важность изучения предубеждений, касающихся пола в IT-индустрии, мотивирована стремлением обеспечить равные возможности для всех участников рынка труда и необходимостью повышения общей эффективности в этом перспективном секторе.
Устойчивые предвзятые представления о ролях мужчин и женщин продолжают влиять на ключевые аспекты трудовой деятельности, включая процессы найма, карьерное продвижение и развитие персонала. Ролевые предубеждения, зависящие от пола, в сфере IT представляют собой предвзятые представления и ожидания относительно способностей, предпочтений и ролей мужчин и женщин в данной области. Эти стереотипы могут влиять на процессы найма, продвижения по службе и общее восприятие компетенций сотрудников на основе их половой принадлежности.
Актуальность исследования
Актуальность изучения предубеждений, связанных с половой принадлежностью, в IT обусловлена несколькими факторами:
Низкое представительство женщин в IT: Несмотря на значительные усилия по увеличению участия женщин в IT, их доля остаётся значительно ниже, чем у мужчин. Согласно исследованию DOU, доля женщин в IT в 2011 году составляла всего 6.8%, но к 2021 году этот показатель вырос до 22.3%. Однако, несмотря на положительную динамику, этот показатель всё ещё далёк от равенства.
Влияние стереотипов на карьерные возможности: Стереотипы о том, что технические профессии больше подходят мужчинам, влияют на карьерные возможности женщин. Исследование компании Stack Overflow (2020) показывает, что только 7% женщин в России занимают должности разработчиков программного обеспечения, тогда как на мировом уровне этот показатель составляет около 15%.
Экономическая эффективность: Разнообразие в рабочей силе, включая половое разнообразие, способствует повышению инновационного потенциала и общей продуктивности компании. Исследование McKinsey (2020) выявило, что компании с высоким уровнем полового разнообразия на 21% чаще демонстрируют более высокую прибыльность.
Социальная справедливость: Предубеждения, основанные на половой принадлежности, препятствуют достижению социальной справедливости и равных возможностей на рабочем месте. В России каждый четвертый житель по-прежнему считает, что IT-сфера больше подходит мужчинам, что указывает на глубоко укоренившиеся стереотипы, требующие изменения...
3.1 Выводы
В результате проведенного исследования были выявлены значительные гендерные предубеждения в IT-секторе. Анализ собранных данных показал, что мужчины и женщины имеют различное восприятие гендерных ролей и предубеждений, что находит отражение в их ответах на вопросы Шкалы амбивалентного сексизма и опроса о половых ролях в профессиональной сфере. Средние значения ответов варьируются от нейтральных до слегка согласных позиций, что свидетельствует о наличии скрытых гендерных предубеждений, которые, хотя и не являются ярко выраженными, все же присутствуют в восприятии респондентов.
Эмпирическое исследование, в котором приняли участие 113 респондентов, из которых 79.65% составили мужчины и 20.35% женщины, подтвердило значительное гендерное неравенство в IT-секторе. Эти данные отражают реальную ситуацию в отрасли, где мужчины преобладают, что приводит к гендерному дисбалансу и ограниченным возможностям для женщин. Например, значительное преобладание мужчин среди респондентов (90 против 23) указывает на более низкую представленность женщин в IT-секторе, что согласуется с общими тенденциями индустрии.
Результаты исследования также показали, что уровень враждебного сексизма возрастает с увеличением возраста респондентов. Уровень враждебного сексизма среди молодежи младше 25 лет составил 1.78, тогда как среди лиц старше 45 лет он достиг 3.48. Уровень доброжелательного сексизма также возрастает с возрастом, начиная с 1.64 у самых молодых до 2.94 у самой старшей группы. Это указывает на возможное укоренение традиционных предубеждений с возрастом. Мужчины, в свою очередь, в среднем демонстрируют более высокий уровень враждебного сексизма по сравнению с женщинами (2.51 против 1.30 соответственно). Эти данные свидетельствуют о том, что мужчины более склонны поддерживать устоявшиеся общественные убеждения о половых ролях.
Гендерные предубеждения оказывают значительное влияние на профессиональную среду, включая процессы найма, карьерное продвижение и условия труда. Эти предубеждения негативно сказываются на мотивации, удовлетворенности работой и психологическом состоянии сотрудников. Основные проблемы, выявленные в ходе исследования, включают недооценку профессиональных качеств женщин, недоступность руководящих позиций для женщин и гендерный разрыв в оплате труда. Например, утверждение "Мужчины обычно лучше справляются с техническими задачами, чем женщины" получило среднее значение 3.2, что указывает на распространенный стереотип о технической непригодности женщин.
Анализ утверждений о половых ролях в профессиональной сфере также показал значительные различия. Например, утверждение "Женщины стремятся заполучить власть, устанавливая контроль над мужчинами" (2.4) и "Большинство женщин воспринимают невинные замечания или действия как оскорбительные" (2.5) свидетельствуют о восприятии женщин как чрезмерно чувствительных или стремящихся к власти. Эти предубеждения способствуют созданию неблагоприятной рабочей среды для женщин, ограничивая их возможности для карьерного роста.
Результаты также показали, что респонденты, поддерживающие патерналистские взгляды, склонны возводить женщин на пьедестал и окружать их заботой. Например, утверждение "Мужчины должны возводить настоящих женщин на пьедестал" получило среднее значение 2.7, что отражает традиционные гендерные роли. Такие установки поддерживают идею о слабости и зависимости женщин, что препятствует их профессиональному росту и автономии.
Корреляционный анализ выявил устойчивые взаимосвязи между различными аспектами гендерных стереотипов. Например, сильная положительная корреляция между утверждениями "За стремлением к «равенству» на самом деле скрывается желание многих женщин получить преимущества перед мужчинами" и "Женщины стремятся заполучить власть, устанавливая контроль над мужчинами" (ρ = 0.55) указывает на наличие устойчивых стереотипов о женских мотивах. Кроме того, корреляция между утверждениями "Женщины должны быть окружены заботой и защитой мужчин" и "Мужчины должны возводить настоящих женщин на пьедестал" (ρ = 0.48) подчеркивает взаимосвязь между патерналистскими установками и традиционными гендерными ролями.
Эти результаты подчеркивают необходимость разработки и внедрения мер по преодолению гендерных стереотипов и созданию более инклюзивной и справедливой рабочей среды в IT-секторе. Важно учитывать гендерные и возрастные аспекты при анализе восприятия предубеждений и стереотипов, поскольку различные группы респондентов могут по-разному воспринимать гендерные роли и предубеждения. Например, молодые респонденты более прогрессивны и менее склонны поддерживать традиционные гендерные роли, в то время как старшие респонденты придерживаются более консервативных взглядов.
Таким образом, данное исследование предоставляет ценный материал для понимания гендерных предубеждений в IT-секторе и подчеркивает необходимость дальнейшего анализа и разработки стратегий для создания равных возможностей для всех сотрудников, независимо от их пола...
1. InRussia. Женщины в IT: почему девушек мало и как их привлечь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://incrussia.ru/understand/women-it/ (Дата обращения: 15.02.2024).
2. Stack Overflow. 2020 Developer Survey: demographics [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://survey.stackoverflow.co/2020#demographics (Дата обращения: 15.02.2024).
3. VC.ru. Как женщины работают на российском рынке IT [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vc.ru/t1holding/701880-kak-zhenshchiny-rabotayut-na-rossiyskom-rynke-it (Дата обращения: 12.01.2024).
4. National Bureau of Economic Research. (2003). Are Emily and Greg More Employable than Lakisha and Jamal? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nber.org/papers/w9873 (Дата обращения: 15.05.2024).
5. SheCanCode. (2024). Why Mentoring is So Important for Women in Tech [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://shecancode.io/blog/why-mentoring-is-so-important-for-women-in-tech/#:~=Mentors%20become%20positive%20role%20models,based%20on%20a%20person%27s%20gender (Дата обращения: 15.05.2024).
6. North Carolina State University. (2017). Gender bias in open-source programming [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://phys.org/news/2017-05-gender-bias-open-source.html (Дата обращения: 15.05.2024).
7. Habr. (2024). Состояние рынка труда и зарплат в IT в I полугодии 2024 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://habr.com/ru/articles/809923/ (Дата обращения: 15.02.2024).
8. Организация Объединённых Наций. Права человека. Гендерные стереотипы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ohchr.org/ru/women/gender-stereotyping (Дата обращения: 13.01.2024).
9. Ellemers, N. (2018). Гендерные стереотипы. В: Annual Review of Psychology. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://signsjournal.org/intersectionality-theorizing-power-empowering-theory-summer-2013-vol-38-no-4/ (Дата обращения: 12.01.2024).
10. Palincsar, A. S. (1998). Social constructivist perspectives on teaching and learning. Annual Review of Psychology, 49, 345-375.
11. Bandura, A. (1961). Social Learning Theory of Gender [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://scienceaid.net/psychology/gender/learning.html (Дата обращения: 10.05.2024).
12. Bandura, A. (1965). Social Learning Theory of Gender [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.tutor2u.net (Дата обращения: 11.05.2024).
13. Теория гендерных схем Сандры Бем (ВВП) - Психологос [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psychologos.ru/articles/view/teoriya-gendernyh-shem-sandry-bem (Дата обращения: 17.01.2024).
14. JSTOR. (1981). The Role of Classification Skill in Moderating Environmental Influences on Children's Gender Stereotyping: A Study of the Functional Use of Gender in the Classroom [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.jstor.org/stable/1131799 (Дата обращения: 11.05.2024).
15. Hogg, M. A., & Abrams, D. (1988). Social Identifications: A Social Psychology of Intergroup Relations and Group Processes [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.jstor.org/stable/2695870 (Дата обращения: 07.05.2024)...66