ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННАЯ МЕДИАСРЕДА: ОПЫТ ЗАПАДА И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ 10
§1. ИЗМЕНЕНИЯ В МЕДИАСРЕДЕ: ГЛОБАЛЬНЫЙ ОПЫТ. ТЕНДЕНЦИИ В МЕДИАДИЗАЙНЕ. ТРАНСФОРМАЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ОБЛИКА СМИ ЮВА В УСЛОВИЯХ МЕДИАКОНВЕРГЕНЦИИ 10
§2. ТРАДИЦИИ, МЕНТАЛИТЕТ И ЭСТЕТИКА КАК КОМПОНЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И ВИЗУАЛЬНОГО ОБЛИКА СМИ ЮВА. ВОСТОЧНЫЕ ПОДХОДЫ В МЕДИАДИЗАЙНЕ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ 29
ГЛАВА 2. ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБЛИК АЗИАТСКИХ СЕТЕВЫХ СМИ 59
§3. ОНЛАЙН-ГАЗЕТЫ ЯПОНИИ, КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ И ЮЖНОЙ КОРЕИ 59
§4. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ И СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПО ЗАДАННЫМ КРИТЕРИЯМ 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 101
ПРИЛОЖЕНИЯ 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ГАЗЕТЫ И СЕТЕВЫЕ СМИ 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ТАБЛИЦЫ И ДИАГРАММЫ 130
На сегодняшний день медиа-индустрия претерпела серьезные изменения как в локальном, так и в глобальном масштабах. Скорость обмена ин-формацией внутри стран и за их пределами достигла небывалых высот благодаря цифровой революции, что позволило широким слоям населения быть частью мирового интернет-сообщества, и повлекло за собой глобализацию социальных процессов. Политика мультикультурализма, направленная на со-хранение культурной идентичности разных стран, обеспечивает комфортное сосуществование культур в контексте массовой культуры. Тенденции интернационализации и адаптивности дизайна в целом, и веб-дизайна в частности, ставят вопрос обезличивания культур, потери признаков традиционного художественного и духовного национального своеобразия, складывающегося вследствие появления некоего усредненного стиля, принципы которого не-гласно стали общепринятыми. Сегодня дизайнер должен быть способен адаптироваться к любым проектным условиям, обусловленным уже не локальными предпочтениями, а трансграничными. Коммуникация перестает быть привязанной к местоположению, а характер распространения информации в интернете позволяет по-новому взглянуть на диалогичность современной культуры. На микро и макроуровнях индивид общается не только с представителями своей культуры, но и ведет внешний диалог с представителями других стран. На грани сближения западной и восточной культур, возникают новые образы, однако дизайн, опираясь на универсальные принципы, негласно ставшие общепринятыми в мировом глобальном сообществе, все же сохраняет идентичность, обусловленную различиями культур. А. Бондарчук замечает, что «в условиях современной глобализации и унификации дизайна, странам с особенным выразительным культурным наследием важно сохранить узнаваемую самобытность и индивидуальность, не пренебрегая современными технологиями, тенденциями и направлениями в дизайне мирового уровня». Тем самым, проблема обезличивания культур возникает ввиду расстановки приоритетов, в которой технология превалирует над традицией. Именно это определяет актуальность исследования.
Исторически сложилось, что компьютерные и интернет-технологии, зародившись в США, использовали в основе английский язык, а расположение строк слева-направо, сверху-вниз по умолчанию стало использоваться при кодировании. Эту форму переняли и все первые интернет-страницы, что в последствии стало общепринятым. Многие восточные языки подразумевают иероглифическое письмо справа-налево, сверху-вниз, а техническая не-возможность использования такого формата в сети уже подразумевает отказ от традиции. В отличие от интернет-СМИ, во многих печатных СМИ до сих пор используют традиционный способ расположения текста. На сегодняшний день англоязычный сектор интернета является крупнейшим как по объему, так и по содержанию, а ведущие азиатские интернет-СМИ для укрепления своих позиций уже создали англоязычные аналоги.
Сформированный на протяжении всего культурологического и исторического становления менталитет, традиции и эстетика определяют особый визуальный облик не только всей печатной продукции, но и интернет-СМИ любой страны. Азия, особенно на ранних этапах развития государственности, всегда развивалась автономно, поэтому обособленность визуальной культуры восточных стран представляет особый интерес для европейца, который даже без очевидных иероглифов сможет отличить британскую газету от японской: на это укажут излишняя декоративность, плотная блоковая верстка, смелое цветовое решение.
Интерес представляет то, что при всей обособленности культуры и уникальности визуального языка, в условиях глокальности и трансграничности интернета, визуальный облик интернет-СМИ Юго-Восточной Азии (ЮВА) неоднороден. Известно, что вариативность дизайн-решений ограничена и придумать что-то новое по-настоящему сложно. Большинство азиатских сайтов провели редизайн в 2010-х годах и во многом стали слишком похожи на западные. Другие же до сих пор используют устаревшие и неудобные по западным меркам формы. Почти все новостные онлайн-СМИ ЮВА не просто создают англоязычную версию своего издания, а разрабатывают качественно новый сайт, по внешнему виду сильно отличающийся от оригинала, а зачастую вообще не имеющий с ним ничего общего. Для английских версий иногда даже меняются название и логотип издания. Возникает вопрос: почему?
Поиск ответа на данный вопрос и определил методологическую стратегию нашего исследования. В формировании эмпирической базы и выборе методов анализа мы исходили из гипотезы, что традиционалистские паттерны в дизайне используются только в тех интернет-СМИ Юго-Восточной Азии, которые лингвистически ориентированы на местную целевую аудиторию. Соответственно, в дизайне англоязычных интернет-СМИ мы ожидали увидеть действие тенденций, характерных для глобальных трендов визуальной коммуникации, в большей степени ориентированных на западную культуру. Для проверки данной гипотезы был осуществлен анализ визуального облика ведущих интернет-СМИ Китайской Народной Республики, Южной Кореи и Японии.
Новизна данного исследования состоит в том, что анализ визуального облика интернет-СМИ Юго-Восточной Азии в аспекте межкультурного взаимодействия Востока и Запада ранее не осуществлялся. При этом, как показывает ряд исследований Бондарчука А. И., Демшиной А.Ю., Мошняги П.А., Мальковской И.А., Этуева А.Б., Борзова Е.П., Гревцевой А.А., Пимено-ва П.А., Абаимовой Е.Л., вопросы о визуальных факторах межкультурных коммуникаций и идентичности культур являются одними из наиболее актуальных в современной науке.
Цель предлагаемого исследования – выявить особенности воздействия современных глобальных тенденций в области веб-дизайна на визуальную организацию интернет-СМИ Юго-Восточной Азии.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда научно-практических задач:
1. определить ключевые философско-эстетические принципы, составляющие основу художественной культуры в целом и дизайнерской практики в частности, характерные для региона Юго-Восточной Азии;
2. изучить и систематизировать традиционные подходы к дизайн-проектированию, ответственные за формирование визуального облика СМИ Юго-Восточной Азии, проследив их историческую обусловленность;
3. определить ключевые критерии композиционно-графической модели, существенные для исследования взаимодействия традиционных и глобальных тенденций в дизайне восточных интернет-СМИ;
4. выявить типологические закономерности в визуальной организации интернет-СМИ Юго-Восточной Азии, отражающие взаимо-действие традиции и тенденций глобальной медиа сферы в структуре их композиционно-графической модели.
Объектом данного исследования является визуальная организация интернет-СМИ КНР, Южной Кореи и Японии. Предметом предлагаемого исследования выступают изменения в исторически обусловленных подходах к дизайн-проектированию, вызванные воздействием западных по происхождению технологических и оформительских тенденций.
Теоретическую базу исследования составляют монографии, сборники и научные статьи. В процессе работы над первой̆ главой мы обращались главным образом к трудам, посвященным культурологическому исследованию Восточной Азии (Мещеряков А.Н., Ознос Э., Скоттон Дж. Ф. и Хатчен В.А.), а также ряду работ, посвященных вопросам межкультурной коммуникации и национальной идентичности (Бондарчук А. И., Демшина А.Ю., Мошняга П.А., Мальковская И.А., Этуев А.Б., Борзов Е.П., Гревцева А.А., Пименов П.А., Абаимова Е. А.). Для написания параграфа о тенденциях глобального медиадизайна мы прибегали к помощи специализированной̆ литературы. Главным образом использовались монографии и статьи зарубежных авторов об основах композиции, правилах работы с цветом, шрифтами, принципах современного веб-дизайна и актуальных тенденциях глобальной медиасреды (Шайх А.Д., Нильсен Я., Уолтер А., Маркотт И., Киссейн Э., Уэйншенк С.).
Эмпирическую базу исследования составили 41 ведущая онлайн-газета ЮВА: китайские Reference News, China Daily, South China Morning Post (англ.), South China Morning Post, Guangming Online, Guangming Online (англ.), People’s Daily, People’s Daily (англ.), China News, Beiging Times, Shanghai Daily, Shenzhen News, Shenzhen Daily (англ.), Southern Daily, Southern Daily (англ.); японские Yomiuri Shimbun, The Japan News (англ.), Asahi Shimbun, Asahi Shimbun (англ.), Mainichi Shimbun, The Mainichi (англ.), The Nihon Keizai Shimbun, Nikkei Asian Review (англ.), Sankei Shimbun, Chunichi Shimbun, южнокорейские Chosun Ilbo, Chosun Ilbo (англ.), JoongAng Ilbo, JoongAng Daily (англ.), The Korea Herald (англ.), Dong-A Ilbo, Dong-A Ilbo (англ.), Hankook Ilbo, The Hankyoreh, The Hankyoreh (англ.), Kukmin Ilbo, Kukmin Ilbo (англ.), Kyunghyang Shinmun, Kyunghyang Shinmun (англ.), Munhwa Ilbo, Seoul Shinmun.
Хронологические рамки исследования охватывают период с сентября 2012 г. до мая 2016 г., т.к. к настоящему времени большинство рассматриваемых нами онлайн-газет уже провело редизайн.
Методы исследования включают в себя структурно-функциональный и сравнительно-сопоставительный анализ по заданным критериям.
Структура исследования соответствует поставленным цели и задачам и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первом параграфе определяются глобальные тенденции в дизайне интернет-СМИ и их проявление в композиционно-графической модели исследуемого класса изданий. Во втором параграфе определяются ключевые философско-эстетические принципы, составляющие основу художественной культуры и дизайнерской практики Юго-Восточной Азии, рассматриваются традиционные подходы к дизайн-проектированию СМИ данного региона. Во второй главе производится анализ визуального облика интернет-СМИ Юго-Восточной Азии с точки зрения взаимодействия традиции и тенденций глобальной медиасферы в структуре их композиционно-графической модели. Диссертационное исследование завершается выводами об особенностях воз-действия современных глобальных тенденций в области веб-дизайна на визуальную организацию интернет-СМИ данного региона.
Тезисы диссертационного исследования прошли апробацию на 15-ой международной конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» в секции «Типографика: история, теория, практика» .
Положения, выносимые на защиту:
1. Процесс взаимодействия технологии и традиции в дизайне интернет-СМИ Юго-Восточной Азии отличается гетерогенностью. Интернет-СМИ Японии в наибольшей степени стремятся сохранить признаки культурной идентичности с помощью традиционных подходов. В то же время южнокорейские интернет–СМИ отвечают всем требованиям конвергентных медиа, активно внедряют современные технологии и учитывают глобальные тенденции в подходах к дизайн-проектированию, однако в более существенной мере теряют признаки культурной идентичности. В китайской практике в процесс взаимодействия технологии и традиции просматривается некоторая сбалансированность: больше половины изданий активно используют современные техно-логии и руководствуются глобальными тенденциями в области веб-дизайна, в то же время почти половина изданий в значительной мере сохраняют признаки идентичности.
2. Традиционалистские паттерны в веб-дизайне используются главным образом в тех интернет-СМИ, которые лингвистически ориентированы на местную целевую аудиторию. Соответственно, в дизайне англоязычных интернет-СМИ отражается действие тенденций, характерных для глобальных трендов визуальной коммуникации, в большей степени ориентированных на западную культуру. Несмотря на то, что южнокорейские интернет-СМИ, лингвистически ориентированные на местную целевую аудиторию, с уверенностью можно назвать высокотехнологичными, внешний облик целого ряда англоязычных изданий Южной Кореи выглядит немного устаревшим, упрощенным и совсем не отвечает конвергентным параметрам.
Тенденции интернационализации и адаптивности веб-дизайна, ставят вопрос обезличивания культур, потери признаков традиционного художественного и духовного национального своеобразия, складывающегося вследствие появления некоего усредненного стиля, принципы которого негласно стали общепринятыми. Не смотря на то, что процессы медиаконвергенции происходят в условиях усиливающихся поисков основ национального и этнического своеобразия разных народов, четко просматривается тенденция универсализации веб-дизайна. Дизайн, рассчитанный в первую очередь для удовлетворения потребностей конкретной аудитории, пытается поспевать за общемировыми тенденциями, лидером в трансляции которых, без сомнения, является США. Таким образом, есть риск потери национальной идентичности веб-дизайна в таких странах, как Япония и Китай. Проблема обезличивания культур возникает ввиду расстановки приоритетов, в которой технология превалирует над традицией. Мы заметили, что при всей обособленности культуры и уникальности визуального языка, в условиях глокальности и трансграничности интернета, визуальный облик азиатских интернет-СМИ неоднороден. Большинство азиатских сайтов провели редизайн в 2010-х годах и во многом стали слишком похожи на западные. Другие же до сих пор используют устаревшие и неудобные по западным меркам формы. Почти все восточные новостные онлайн-СМИ не просто создают англоязычную версию своего издания, а разрабатывают новый сайт, по внешнему виду сильно отличающийся от оригинала, а зачастую вообще не имеющий с ним ничего общего. В формировании эмпирической базы и выборе методов анализа мы исходили из гипотезы, что традиционалистские паттерны в дизайне используются только в тех интернет-СМИ Юго-Восточной Азии, которые лингвистически ориентированы на местную целевую аудиторию. Соответственно, в дизайне англоязычных интернет-СМИ мы ожидали увидеть действие тенденций, характерных для глобальных трендов визуальной коммуникации, в большей степени ориентированных на западную культуру. Для проверки данной гипотезы был осуществлен структурно-функциональный и сравнительно-сопоставительный анализ визуального облика ведущих интернет-СМИ Китайской Народной Республики, Южной Кореи и Японии по заданным критериям. В ходе исследования мы выяснили, что при всей обособленности культуры и уникальности визуального языка, в условиях глокальности и трансграничности интернета, визуальный облик интернет-СМИ Юго-Восточной Азии (ЮВА) неоднороден. Мы изучили визуальную организацию интернет-СМИ Китая, Южной Кореи и Японии, проследив изменения в исторически обусловленных подходах к дизайн-проектированию, вызванные воздействием западных по происхождению технологических и оформительских тенденций. Для этого мы определили ключевые особенности, связанные с процессом медиаконвергенции в глобальной практике медиадизайна и смогли определить основные критерии композиционно-графической модели, значимые для исследования взаимодействия традиционных и глобальных тенденций в дизайне восточных интернет-СМИ. Мы изучили и систематизировали ключевые философско-эстетические принципы, берущие свое начало в традициях, менталитете и эстетике, составляющих основу художественной культуры в целом и дизайнерской практики в частности. Это контекстуальность, синкретизм и созерцательность восточного видения. Учитывая данные дефиниции, мы определили и систематизировали традиционные подходы к дизайн-проектированию, ответственные за формирование визуального облика СМИ Юго-Восточной Азии, проследив их историческую обусловленность. Таким образом мы вывели ряд критериев, которые помогли нам определить степень отказа от традиционных подходов. Таким образом, мы выявили типологические особенности в визуальной организации интернет-СМИ Юго-Восточной Азии, отражающие взаимодействие традиции и тенденций глобальной медиа сферы в структуре их композиционно-графической модели. Целью данного исследования было выявление особенностей воздействия со-временных глобальных тенденций в области веб-дизайна на визуальную организацию интернет-СМИ Юго-Восточной Азии. По результатам исследования, мы сделали следующие выводы: все японские издания, ориентированные лингвистически на местную целевую аудиторию сохраняют признаки культурной идентичности с помощью традиционных подходов, в то же время стремятся внедрить возможности современных технологий и учитывать глобальные тенденции, однако не все из них в этом преуспевают. Все англоязычные СМИ Японии отказались от большинства традиционных подходов. Среди трех стран южнокорейские интернет-СМИ, лингвистически ориентированные на местную целевую аудиторию, с уверенностью можно назвать высокотехнологичными, отвечающими всем параметрам конвергентного медиа-продукта. Однако внешний облик целого ряда англоязычных изданий Южной Кореи выглядит немного устаревшим, упрощенным и совсем не отвечает конвергентным параметрам. Это может быть связано в первую очередь с тем, что данные сайты не ликвидны ввиду низкой востребованности и посещаемости. В стране есть доступ к ряду других азиатских англоязычных СМИ, которые имеют более широкую и постоянную целевую аудиторию. Из чего можно полагать, что англоязычным версиям среди многих южнокорейских газет придается мало внимание. Несмотря на неудачный внешний вид, эти версии регулярно обновляют контент и наверняка имеют своего читателя. По сравнению с другими странами, во внешнем облике интернет-СМИ, в Южной Корее сильнее чувствуется отказ от традиции, однако сохраняются выборочные элементы традиционных подходов. В китайской практике в процесс взаимодействия технологии и традиции просматривается некоторая сбалансированность: больше половины изданий активно используют современные технологии и руководствуются глобальными тенденциями в области веб-дизайна, в то же время почти половина изданий в значительной мере сохраняют признаки идентичности.
1. Абаимова, Е. Л. Дизайн как общекультурный и национальный феномен : автореф. дис. … канд. филос. наук : 24.00.01 / Е. Л. Абаимова ; Ростов-на-Дону. Ин-т. архитектуры и искусств ФГОУ ВПО «Южный Федеральный университет». – Ростов-на-Дону, 2009. – 25 с.
2. Белозерова, В. Г. Традиционная техника живописи на свитках // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М. : Вост. лит., 2006– . Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. – 1031 с. – С. 145-150.
3. Белозерова, В. Г. Эстетика каллиграфии // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М. Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М. : Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М. Л. Ти-таренко [и др.] — 2010. – 1031 с. – С. 171-177.
4. Большой энциклопедический словарь: Стохастический [Электронный ресурс] // Большой энциклопедический словарь. М., 2010. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/282426, свободный. – (Дата обращения: 1.05.16).
5. Бондарчук, А. И. Адаптация межкультурных визуальных коммуникаций / А. И. Бондарчук // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 1072-1074.
6. Борзова, Е. П. Восток и Запад: сравнительный анализ культур // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2010. – т. 190. – С. 282-302.
7. Бух, А. Япония: национальная идентичность и внешняя политика: Россия как Другое Японии / А. Бух ; пер. с англ. П. Серебряного. – М. : Новое литературное обозрение, 2012. – 280 с.
8. Виноградова, Т.И. Формальные приемы иллюстраторов китайской художественной литературы: присутствие «наблюдателя». // Общество и государство в Китае: XLII научная конференция: Часть. 2 / Ин-т востоковедения РАН. – М. : Учреждение Российской академии наук Институт востоковедения (ИВ РАН), 2012. – Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. вып. 6. – 385 с.
9. Грабарь, Я. Будущее печатных СМИ: тиражи падают, интернет-редакции растут [Электронный ресурс] // РБК: аналитическая газета. : М. : РосБизнесКонсалтинг, 1995 - . –Режим доступа: http://www.rbc.ru/economics/13/02/2013/844874.shtml, свободный. – (Дата обращения: 17.04.16).
10. Интернет-СМИ: Теория и практика: Учебное пособие для студентов вузов / под ред. М. М. Лукиной. – М. : Аспект Пресс, 2013. 348 с.
11. Журавская, Т. Стремление к совершенству, очерки о традиционном ремесле и современном дизайне Японии / Т. Журавская. – Спб. : Издатель-ско-полиграфическая фирма SOV'A, 2009. – 160 с.
12. Карпова, Ю. И. Социокультурные и художественные предпосылки развития японского дизайна в XX веке // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2010. – №126. – С. 237-238.
13. Кириллова, Н. Б. Медиалогия как синтез наук / Н. Б. Кириллова. – М. : Академический проект, 2013. – 368 с.
14. Киссейн, Э. Основы контентной стратегии / Э. Киссейн ; пер. с англ. П. Миронова. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2012. – 128 с.
15. Кит, Д. HTML5 для веб-дизайнеров / Д. Кит ; пер. с англ. В. Андерсена. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 112 с.
16. Китинов, Б. У. Китай: религиозно-духовный дискурс цивилизационного ресурса государства [Электронный ресурс] // Мир и Политика: международный политический журнал. Мир и Политика, 2015 - . – Режим доступа: https://mir-politika.ru/149-kitay-religiozno-duhovnyy-diskurs-civilizacionnogo-resursa-gosudarstva.html, свободный. – (Дата обращения: 1.05.16).
17. Кобзев, А.И. Патриарх цветной печати Ху Чжэн-янь. // Общество и государство в Китае: XL научная конференция / Ин-т востоковедения РАН. – М. : Ин-т востоковедения РАН, 2010. – Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. вып. 2. – 470 с.
18. Маркотт, И. Отзывчивый веб-дизайн / И. Маркотт ; пер. с англ. П. Миронова. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2012. – 176 с.
19. Нильсен, Я. Веб-дизайн: книга Якоба Нильсена – пер. с англ. И. Вихарева [и др.]. – СПб : Символ-Плюс, 2001.– 512 с.
20. Овчинников, В.В. Сакура и дуб / В. В. Овчинников. – М. : АСТ, 2015. – 608 с.
21. Ознос, Э. Век амбиций: богатство, истина и вера в новом Китае / Э. Ознос ; пер. с англ. М. Солнцевой. – М. : Издательство АСТ : CORPUS, 2016. – 528 с.
22. Рудер, Э. Типографика / Э. Рудер ; пер. с нем. М. Жукова. – М., 2002. – 286 с.
23. Словарь терминов : Ваби [Электронный ресурс] // Сайт Российской Академии Художеств. – М., 2008 - . – Режим доступа: http://www.rah.ru/science/glossary/?let=В, свободный. – (Дата обращения: 13.04.16).
24. Словарь терминов : Саби [Электронный ресурс] // Сайт Российской Академии Художеств. – М., 2008 - . – Режим доступа: http://www.rah.ru/science/glossary/?let=С, свободный. – (Дата обращения: 13.04.16).
25. Степанова Т.В. К проблеме организации пространства в искусстве Дальнего Востока на примере японской гравюры укиё-э XVIII-XIX веков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2008. – №74-1. – С.466-470.
26. Суминова Т. Н. Информационные ресурсы художественной культуры (артосферы) / Т. Н. Суминова. – М. : Академический Проект, 2006. – 480 с.
27. Тодоров, В. Желтые страницы [Электронный ресурс] // Lenta.ru : новостное интернет-издание. М. : Лента.ру, 1999 - . – Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2016/02/20/chinacloseinternet/, свободный. – (Дата обращения: 5.04.16).
28. Трясцина, Е. Р. История возникновения корейской газеты / Е. Р. Трясцина // Медиа в современном мире. Молодые исследователи : материалы 15-й международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов (9–11 марта 2016 года) / Под ред. М. А. Бережной; сост. А. Н. Марченко. — СПб., 2016. — С. 293–295.
29. Уолтер, А. Эмоциональный веб-дизайн / А. Уолтер ; пер. С англ. Павла Миронова. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2012. – 144 с.
30. Уэйншенк, С. 100 главных принципов дизайна. – СПб. : Питер, 2013. – 272 с.
31. Шагалова, О. В. Интернет-СМИ Пермского края: типология и описание [Электронный ресурс] // Вестник Пермского государственного национального исследовательского университета, ActaDiurna №3. – Режим доступа: http://psujourn.narod.ru/vestnik/vyp_3/shag_permnet.html#_Toc188781174, свободный. – (Дата обращения: 13.04.2016).
32. Философская энциклопедия: Дихотомия [Электронный ресурс] // Философская Энциклопедия. В 5-х. / под ред. Ф. В. Константинова – М. : Советская энциклопедия, 1960 – 1979. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/342/ДИХОТОМИЯ, свободный. – (Дата обращения: 13.04.16).
33. Философская энциклопедия: Традиция [Электронный ресурс] // Философия: энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. – М. : Гардарики, 2004. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1236/ТРАДИЦИЯ, свободный. – (Дата обращения: 13.04.16).
34. Философская энциклопедия: Эстетика [Электронный ресурс] // Философия: энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. – М. : Гардарики, 2004. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1432, свободный. – (Дата обращения: 13.04.16).
35. Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек / Ф. Фукуяма ; [пер. с англ. М. Б. Левина]. – М. : Аст, 2015. –576 с.
36. Чердакова, О. И. Китайская живопись «вэньжэньхуа» и ее значение в формировании эстетической доктрины «бундзинга» в живописи Японии XVIII век // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2010. – №126. – С. 276-281.
37. Энциклопедия культурологии: Менталитет [Электронный ресурс] // Кононенко, Б. И. Большой толковый словарь по культурологии. – М. : Вече, 2003. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/1911/Менталитет. – (Дата обращения: 13.04.16).
38. Этуев, А. Б. Культурная идентичность в контексте глобализации / А. Б. Этуев // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Ргионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, полито-логия, культурология. – 2009. – 1 (42). – С. 210-220.
39. Ютака, Т. История культуры Японии [Электрон. версия печ. публ.] // Министерство иностранных дел Японии. 1989. – Режим доступа: http://royallib.com/book/tadzava_yutaka/istoriya_kulturi_yaponii.html, сво-бодный. – (Дата обращения 21.05.2015).
40. Allsopp, J. A DaoofWebDesign [Электронный ресурс] // A ListApart: журнал о веб-дизайне. A ListApart, 1998 - . – .Режим доступа: http://alistapart.com/article/dao, свободный. – (Дата обращения: 1.05.16).
41. Asahi Shimbun [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.asahi.com, свободный.– (Дата обращения: 13.04.16).
42. Asahi Shimbun [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.asahi.com/ajw/, свободный.– (Дата обращения: 13.04.16).
43. Asia Marketing Research, InternetUsage, PopulationStatisticsandFacebookInformation [Электронный ресурс] // Internetworldstats.com : всемирная интернет-статистика. Miniwatts Marketing Group, 2001 - . – Режим доступа: http://www.internetworldstats.com/asia.htm#id, свободный. – (Дата обращения: 5.04.16).
44. Bailey, B. ReadingOnscreen: The EffectsofLineLengthonPerformance [Электронный ресурс] // Usability.gov: портал о юзабилити Washington. : U.S. DepartmentofHealth&HumanServices, 2004 -. – Режим доступа: http://www.usability.gov/get-involved/blog/2006/08/line-length-and-onscreen-reading.html, свободный. – (Дата обращения: 1.05.16).
45. Beijing Times [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.jinghua.cn, свободный.– (Дата обращения: 13.04.16).
46. Boulton, M. Whitespace [Электронный ресурс] // A ListApart: журнал о веб-дизайне. A ListApart, 1998 - . – .Режим доступа: http://alistapart.com/article/whitespace, свободный. – (Дата обращения: 1.05.16).
47. Cancao Xiaoxi [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cankaoxiaoxi.com, свободный. – (Дата обращения: 13.04.16).
48. China Daily [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.chinadaily.com.cn, свободный. – (Дата обращения: 13.04.16).
49. Chosun Ilbo [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://chosun.com, свободный.– (Дата обращения: 13.04.16).
50. Chosun Ilbo [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://english.chosun.com, свободный.– (Дата обращения: 13.04.16).
51. Chunichi Shimbun [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.chunichi.co.jp, свободный.– (Дата обращения: 13.04.16).
52. Dong-A Ilbo [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.donga.com, свободный.– (Дата обращения: 13.04.16).
53. Guangming Daily[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://en.gmw.cn, свободный.– (Дата обращения: 13.04.16).
54. Guangming Online[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gmw.cn, свободный.– (Дата обращения: 13.04.16).
55. Hankook Ilbo[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hankooki.com, свободный.– (Дата обращения: 13.04.16).
56. JoongAng Daily [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://koreajoongangdaily.joins.com, свободный.– (Дата обращения: 13.04.16).
57. JoongAng Ilbo [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://joongang.joins.com, свободный.– (Дата обращения: 13.04.16).
58. Kukmin Daily [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kukmindaily.co.kr, свободный.– (Дата обращения: 13.04.16).
59. Kukmin Ilbo [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kmib.co.kr/news/index.asp, свободный.– (Дата обращения: 13.04.16).
60. Kyunghyang Shinmun[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.khan.co.kr, свободный.– (Дата обращения: 13.04.16).
61. Lamont, I. The Riseof the PressinLateImperial China [Электронный ресурс] // Scribd : электронная библиотека. – SanFrancisco, 2016 - . – Режим доступа: https://ru.scribd.com/doc/5021205/The-Rise-of-the-Press-in-Late-Imperial-China, свободный. – (Дата обращения: 5.04.16).
62. Mainichi Shimbun [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mainichi.jp, свободный.– (Дата обращения: 13.04.16).
63. Munhwa Ilbo [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://munhwa.com, свободный.– (Дата обращения: 13.04.16).
64. Nanzao[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nanzao.com/sc, свободный.– (Дата обращения: 13.04.16).
65. New media fornew China / editedby J. F. Scotton and W. A. Hatchen. Chiechester : JohnWiley&Sons, 2010. – 256 p.
66. Nikkei Asian Review [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://asia.nikkei.com, свободный.– (Дата обращения: 13.04.16).
67. People’s Daily [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://english.peopledaily.com.cn, свободный.– (Дата обращения: 13.04.16).
68. People’s Daily [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://people.com.cn, свободный.– (Дата обращения: 13.04.16).
69. Rouse, M. Network convergence [Электронный ресурс] // SearchITChannel: портал о веб-дизайне. Newton. : TechTarget, 2006 - . Режим доступа: http://searchitchannel.techtarget.com/definition/network-convergence, свобод-ный. – (Дата обращения: 17.04.16).
70. Sankei Shimbun [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sankei.com, свободный.– (Дата обращения: 13.04.16).
71. Seoul Shinmun [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://seoul.co.kr, свободный.– (Дата обращения: 13.04.16).
72. Shanghai Daily [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.shanghaidaily.com, свободный.– (Дата обращения: 13.04.16).
73. Shenzhen Daily [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.szdaily.com, свободный.– (Дата обращения: 13.04.16).
74. Shenzhen News [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sznews.com, свободный.– (Дата обращения: 13.04.16).
75. South China Morning Post [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.scmp.com/frontpage/international, свободный.– (Дата обращения: 13.04.16).
76. Southern Daily [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.newsgd.com, свободный.– (Дата обращения: 13.04.16).
77. Southern Daily [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.southcn.com, свободный.– (Дата обращения: 13.04.16).
78. The Dong-A Ilbo [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://english.donga.com, свободный.– (Дата обращения: 13.04.16).
79. The Hankyoreh[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://english.hani.co.kr, свободный.– (Дата обращения: 13.04.16).
80. The Hankyoreh[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hani.co.kr, свободный.– (Дата обращения: 13.04.16).
81. The Japan News [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://the-japan-news.com, свободный.– (Дата обращения: 13.04.16).
82. The Korea Herald [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.koreaherald.com, свободный.– (Дата обращения: 13.04.16).
83. The Kyunghyang Shinmun[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://english.khan.co.kr, свободный.– (Дата обращения: 13.04.16).
84. The Mainichi [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mainichi.jp/english/, свободный.– (Дата обращения: 13.04.16).
85. The Nikkei [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nikkei.com, свободный.– (Дата обращения: 13.04.16).
86. Usability.gov: портал о юзабилити [Электронный ресурс]. Washington. : U.S. DepartmentofHealth&HumanServices, 2004 -. – Режим доступа: http://www.usability.gov/what-and-why/usability-evaluation.html, свободный. – (Дата обращения: 17.04.16).
87. Wroblewski, L. Site-Seeing – A VisualApproachToWebUsability / L. Wroblewski. – New York: HungryMinds. Inc. 2002. –190 p.
88. Yomiuri Shimbun [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.yomiuri.co.jp, свободный.– (Дата обращения: 13.04.16).