Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ РАЗНЫХ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №14376

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы104стр.
Год сдачи2017
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1121
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретическое изучение проблемы влияния разных стилей семейного воспитания на личностные характеристики младших
школьников 8
1.1. Понятие семьи и детско-родительских отношений 8
1.2. Характеристика стилей семейного воспитания в научной
психологии 15
1.3. Личностные характеристики младших школьников 22
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование влияния разных стилей семейного воспитания на личностные характеристики младших
школьников 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 41
2.3. Психологический тренинг для родителей «Гармонизация детско-родительских отношений» 60
2.4 Рекомендации родителям по налаживанию взаимодействия с
младшими школьниками 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 78


Актуальность темы исследования заключается в том, что в современном обществе семья рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание детей. То, что в детские годы ребенком приобретается в его семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Известно, что семья как малая социальная группа является наилучшей воспитательной средой. Однако некоторые факторы, связанные с составом семьи, состоянием ее внутренних взаимоотношений или неверными воспитательными позициями родителей, могут вызывать снижение воспитательной способности семьи. Эти факторы могут приводить к нарушениям в поведении детей и даже к отрицательным явлениям в формировании их личности.
Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т.е. наиболее характерные способы отношения к ребенку родителей, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. Именно от этих способов воздействия родителя на ребенка будет зависеть формирование его личностных характеристик.
Младший школьный возраст является одним из важных возрастных периодов в формировании личности. Задача родителей - способствовать развитию положительных качеств ребенка. Каждая семья несет ответственность за воспитание своих детей и за то, какие качества характера она им прививает. Любое воспитательное воздействие, оказываемое родителями на детей, приводит к проявлению и закреплению определенных личностных особенностей и представляется наиболее интересным с точки зрения практической значимости. Это основание побудило к выбору темы нашего исследования: «Влияние разных стилей семейного воспитания на личностные характеристики младших школьников».
Проблема влияния семьи на личность и поведение детей находилась в сфере интересов многих исследователей и теоретиков (А.Я. Варга,
A. И. Гарбузов, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.И. Захаров, С.В. Ковалев,
B. М. Минияров, А.В. Петровский, Н.В. Самоукина, А.С. Спиваковская,
Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий; Д. Баумринд, А. Болдуин, С. Броди, Г. Навайтис, Р. Скиннер, Г.Х. Хоментаускас, Ю. Хямяляйнен и др.). Изучением влияния стиля семейного воспитания на личностные и поведенческие особенности детей занимались представители гуманистического подхода Т. Гордон, К. Роджерс, А. Фромм, педагоги Х.С. Гленн, Л. Лотт и Д. Нельсен; бихевиористского подхода - А. Бандура, Б. Скиннер, Дж. Уотсон; психоаналитического - А. Адлер, Д.В. Винникот, З. Фрейд, Э. Фромм. Наиболее известные классификации стилей семейного воспитания предложены А. Болдуином, Д. Баумринд, В.И. Гарбузовым, А.И. Захаровым и Д.Н. Исаевым, Г. Крайг, Э.Г. Эйдемиллером. Значимость эмоциональных отношений в детско-родительских отношениях подчеркивается в работах Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.И. Захаровой, А.С. Спиваковской, К. Роджерса, Э. Фромма, К. Хорни. Противоречие между актуальностью данной темы и недостаточным уровнем ее исследования, нехваткой знаний обусловило проблему нашего исследования.
Проблема исследования - влияют ли и как показатели разных стилей семейного воспитания на личностные характеристики младших школьников?
Целью исследования является решение данной проблемы.
Объект исследования - детско-родительские отношения.
Предмет исследования - влияние разных стилей семейного воспитания
на личностные характеристики младших школьников.
Гипотеза исследования: показатели разных стилей семейного
воспитания могут оказывать влияние на формирование личностных характеристик младших школьников, а именно: эмоциональное принятие, наличие контроля, требований и их последовательность, а так же удовлетворенность отношениями с ребенком оказывают положительное влияние на такие личностные характеристики младших школьников как: открытость, общительность, уверенность в себе, социальная смелость, самоконтроль.
Задачи исследования:
1. Провести теоретическое изучение проблемы влияния разных стилей семейного воспитания на личностные характеристики младших школьников.
2. Исследовать стиль семейного воспитания отцов и матерей по отношению к младшим школьникам.
3. Изучить различие в стилях семейного воспитания отцов и матерей.
4. Изучить личностные характеристики младших школьников и гендерный аспект различий.
5. Выявить связь между стилем семейного воспитания и личностными характеристиками младших школьников.
6. Определить степень влияния показателей разных стилей семейного воспитания на личностные характеристики младших школьников.
7. Разработать психологический тренинг по гармонизации детско-родительских отношений «Гармонизация детско-родительских отношений».
Теоретико-методологической основой исследования являются теоретико-методологические положения представителей психодинамического подхода к развитию личности (К. Хорни, А. Адлер, В. Шутц), согласно которым опыт отношений, полученных в раннем возрасте определяет развитие личности и зависит от характера взаимоотношений между ребенком и родителями. В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали А.Я. Варга, В.В. Столин, А.С. Спиваковская и др. А также теоретико-методологические положения представителей отечественной науки изучения классификации стилей семейного воспитания (В.И. Гарбузов, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер и др.).
Методы исследования:
В исследовании использовались следующие методы:
- организационные (сравнительный);
- эмпирические (опрос);
- методы математико-статистического анализа данных и качественного описания: критерии М. Уитни, корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции Спирмена, множественный регрессионный анализ (MPA), с использованием пакета математической статистической обработки данных SPSS- 21,0.
Методики, используемые в исследовании: опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская), многофакторный личностный опросник (Р.Б. Кеттелл и РВ. Коан, адаптация Э.М. Александровской).
Эмпирическая база исследования: МБОУ «Терновская ООШ Яковлевского района Белгородской области». В исследовании приняли участие 35 полных семей, из них учащиеся 4 классов в количестве 35 человек, а также родители этих учащихся в количестве 70 человек (35 отцов, 35 матерей). Общее число опрошенных составило 105 человек.
Практическая значимость исследования. Результаты, полученные в исследовании, могут быть использованы в психологической практике при индивидуальном консультировании родителей, в работе со слушателями курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов-психологов.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования представлены на XXI Международной заочной научно-практической конференции «Современные тенденции развития науки и технологий» (г. Белгород, 2016 г.).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т.е. наиболее характерные способы отношения к ребенку родителей, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. Именно от этих способов воздействия родителя на ребенка будет зависеть формирование его личностных характеристик. Под стилем воспитания понимается стиль взаимоотношений c ребенком в семье, характеризуемый степенью контроля, заботы и опеки, теснотой эмоциональных контактов между родителями и ребенком, характером руководства поведением ребенка со стороны взрослых, количеством запретов. Мы основывались на позиции И.М. Марковской, которая выделила следующие показатели стилей семейного воспитания: нетребовательность-требовательность; мягкость - строгость; автономность- контроль; эмоциональная дистанция-близость; отвержение-принятие; отсутствие сотрудничества-сотрудничество; несогласие-согласие; непоследовательность-последовательность; авторитетность родителя; удовлетворительность отношениями с ребенком (родителем).
При исследовании стиля родительского воспитания было выявлено, имеются статистически значимые различия в показателях стиля родительского воспитания отцов и матерей. Матери в большей степени требовательны, идут на сотрудничество c ребенком и применяют воспитательную конфронтацию в семье, чем отцы. Такой показатель, как принятие ребенка родителем в наибольшей степени выражен у отцов.
Существуют значимые гендерные различия в выраженности личностных характеристик младших школьников. В группе девочек выше показатели по следующим шкалам: степень сформированности интеллектуальных функций, стремлением к лидерству и доминированию, социальная смелость. А в группе мальчиков - уверенность в себе, отсутствием страха в ситуации повышенного риска; им, как правило, присущи переоценка своих возможностей и чрезмерный оптимизм.
Были выявлены корреляционные связи между показателями стилей семейного воспитания и личностными характеристиками младших школьников. По всем показателям используемых методик было обнаружено 45 значимых корреляционных связей, из них 27 положительных (прямых) и 18 отрицательных (обратных) корреляционных связей. Результаты корреляционного анализа позволили нам утверждать что, чем больше родители будут проявлять строгость, эмоциональное непринятие, воспитательную не последовательность, не уважение к личности ребенка и воспитательную конфронтацию к младшим школьникам, тем больше в своих личностных характеристиках младшие школьники будут проявлять напряженность, раздражительность, тревожность, зависимость, пассивность, робость. Если между родителями и детьми существует эмоциональная близость, то это благоприятно воздействует на развитие ребенка, дает ему возможность в личностном росте, вырабатывает в нем уверенность в себе. Чем выше тревожность матери за ребенка, тем дети менее энергичны и активны. Последовательность и постоянство родителей в своих требованиях способствует повышению уверенности в себе ребенка. Удовлетворенность родителей отношениями c детьми положительно связано с гармоничным развитием личности ребенка, в общем.
Множественный регрессионный анализ показал 12 регрессионных моделей по личностным характеристикам младших школьников: замкнутый - открытый; низкая степень сформированности интеллектуальных функций - высокая степень сформированности интеллектуальных функций; неуверенный в себе-уверенный в себе; флегматичный - легко возбудимый; послушный- доминирующий; благоразумный - склонный к риску; недобросовестный - добросовестный; робкий - социально смелый;
полагающийся на себя - зависимый от других; безмятежный - тревожный; низкий самоконтроль - высокий самоконтроль; расслабленный - напряженный.
Такой результат говорит нам о том, что наличие эмоциональной близости, определенная степень требований и последовательность родителей в предъявлении этих требований к ребенку, а так же удовлетворенность отношениями с ребенком оказывают положительное влияние на формирование личностных характеристик младших школьников как: открытость, уверенность в себе, формирование лидерских качеств, благоразумие, социальную смелость, ответственность и самоконтроль. Такие показатели стиля семейного воспитания как: повышенная тревожность за ребенка, воспитательная конфронтация в семье, крайние степени мягкости и строгости, эмоциональное отвержение ребенка, отсутствие сотрудничества оказывают негативное влияние на формирование личностных характеристик младших школьников как: низкая степень сформированности
интеллектуальных функций, замкнутость, не уверенность в себе, повышенная возбудимость, пассивность, склонность к риску, не добросовестность, робость, зависимость от других, тревожность и низкий самоконтроль.
Результаты нашего исследования и статистическая обработка данных позволили нам подтвердить гипотезу о том, что показатели разных стилей семейного воспитания могут оказывать влияние на формирование личностных характеристик младших школьников, а именно: эмоциональное принятие, наличие контроля, требований и их последовательность, а так же удовлетворенность отношениями с ребенком оказывают положительное влияние на такие личностные характеристики младших школьников как: открытость, общительность, уверенность в себе, социальная смелость, самоконтроль. Наше исследование требует дополнительной проверки на большей по объему выборке испытуемых c подключением дополнительных показателей таких, как стаж супружеской жизни, количество детей в семье, тип семьи, возраст родителей, их ценности, личностные особенности, удовлетворенность браком, социально-психологический климат семьи и др.
На основе проведенного исследования были разработаны рекомендации родителям по налаживанию отношений c детьми. А также разработанный психологический тренинг «Гармонизация детско-родительских отношений» позволить родителям скорректировать свой стиль семейного воспитания. Следовательно, в ходе исследования были выполнены все намеченные задачи, цель достигнута, гипотеза подтверждена.



1. Аблаева, Л.Р. Влияние стиля семейного воспитания на эмоциональную сферу младшего школьника / Л.Р. Аблаева // Проблемы современного педагогического образования, 2016. - №51-1. - С. 269-276
2. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип / Г. С. Абрамова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.
3. Алферов, А.Д. Психология развития школьников: учебное пособие для вузов / А.Д. Алферов. - Ростов-на-Дону, 2010. - 384 с.
4. Андреева, Т. В. Семейная психология: учеб. пособие / Т.В. Андреева - СПб.: Речь, 2004. - 244 с.
5. Антонов, А. И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов) / А. И. Антонов: учебн. пособие для вузов. - М.: Издательский Дом «Nota Bene», 1998. - 360 с.
6. Артамонова, Е. И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др. / Под ред. Е. Г. Силяева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 253 с.
7. Варга, А.Я. О двух подходах к изучению родительского поведения / Психолого-педагогические проблемы деятельности и общения школьников / А.Я. Варга. - М.: Просвещение, 1985. - 180 с.
8. Венгер, А. Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство / А.Л. Венгер. - Часть 1. - М.: Генезис, 2001. - 160 с.
9. Гарбузов, В. И. Воспитание ребенка в семье. Советы психотерапевта / В. И. Гарбузов. - М.: Каро, 2006. - 296 с.
10. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. - ЧеРо, Сфера; Москва; 2003. - 119 с.
11. Гребенников, И.В., Семейное воспитание: Краткий словарь / И.В.Гребенников, Л.В. Ковинько - М.: Политиздат, 1990. - 319с.
12. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология / Под редакцией профессора В.Е. Клочко. - М. : ВЛАДОС - ПРЕСС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. - 208 с.
13. Доманецкая, Л.В. Психология семьи и семейного воспитания: учебное пособие / Л.В. Доманецкая. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2013. - 212 с.
14. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н.Дружинин. - М., 2000. -
160 с.
15. Дубанова, В.А. Стили семейного воспитания и их влияние на личность подростка / В.А. Дубанова // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество, 2012. - №1. - С. 65-73.
16. Иванова, О.Р. Выбор стиля семейного воспитания родителями дошкольника / О.Р. Иванова, Л.М. Медведева / В сборнике: Молодые лидеры - 2016: материалы I международного конкурса. Научно-образовательный центр «Знание», 2016. - С. 293-298.
17. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2004. - 320 с.
18. Кашапова, А.А. Влияние стиля семейных отношений на воспитание успешного ребенка / А.А. Кашапова, К.А. Холуева // Современные наукоемкие технологии, 2013. - №7-2. - С. 209-210.
19. Кузьмина, Р.И. Стиль семейного воспитания и одаренность младшего школьника: подход исследования / Р.И. Кузьмина, Л.Р. Аблаева // Еврозийский союз ученых, 2016. - №28-1. - С. 114-115
20. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 464 с.
21. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
22. Коррекция детско-родительских отношений: Методические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений, родителей. - Новокуйбышевск, 2009 г. - 103 с.
23. Малкина-Пых, И.Г. Семейная терапия [Текст] / И.Г. Малкина-Пых. - М.: Изд-во Эксмо, 2007. - 992 с.
24. Лысенко О.Ю., Марковская И.М. Качественные методы социально¬психологических исследований: учебное пособие. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001. - 106 с.
25. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. — СПб.: Речь, 2005. - 150 с.
26. Минияров, В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект) / В.М. Минияров. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 256 с.
27. Мустафаева, А.Р. Основы семейного воспитания и роль семьи в формировании младшего школьника / А.Р. Мустафаева // Современные технологии в образовании, 2014. - №14-2. - С. 35-41
28. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 656 с.
29. Наследов, А.Д. Математические методы психологических исследований. Анализ и интерпретация данных: учебное пособие / А.Д. Наследов. - СПб.: Речь, 2004. - 392 с.
30.Овсянникова, Е.А. Влияние детско-родительских отношений на выбор подростками копинг-стратегий / Е.А. Овсянникова, Н.С. Ткаченко //
Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 2014. - Т. 24. - №26 (197). - С. 162-168.
31. Петровская, Л.А. Общение, компетентность, тренинг. Избранные труды / Л.А. Петровская. - М.: Смысл, 2007. - 387 с.
32. Психология личности: учебное пособие / Сост. И.В. Белашева, И.В. Боев, А.Н. Каргалева. - Ставрополь, 2007. - 592 с.
33. Овчарова, Р.В. Психология родительства / Р.В. Овчарова - М.: ACADEMIA, 2005. - 363 с.
34. Психология развития. Словарь / под ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.- сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. - М., 2006.
35. Психология семьи и семейного воспитания : учебное пособие / Л.В Доманецкая; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2013. - 212 с.
36. Рукавишников, А.А. Факторный личностный опросник Р.Кеттелла - 95. Руководство по использованию / А.А. Рукавишников, М.В. Соколова. - СПб., 1995. - С. 16-51.
37. Самыгин, С.И. Психология и педагогика : учебное пособие / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. - М. : КНОРУС, 2012. - 480 с.
38. Слепкова, В.И., Психология семьи. Хрестоматия: учебно-методическое пособие / В.И. Слепкова, А.А. Костюкович. - М, 2001.
39. Слизкова, Е.В. Семейное воспитание как средство формирования адекватной самооценки у младшего школьника / Е.В. Слизкова, Е.С. Еганова // Научно-методический электронный журнал Концепт, 2014. - №6. - С. 56-60
40. Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья / А.С. Спиваковская. - Том 1. - ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 304 с.
41. Столин, В.В. Семья в психологической консультации / В.В. Столин. - М., 1989.
42. Сутягина, А.С. Влияние стилей семейного воспитания на социализацию младшего школьника / А.С. Сутягина // Новая наука: Теоретический и практический взгляд, 2016. - №6-2 (87). - С. 81-83
43. Ткаченко, А.Г. Влияние стиля материнского воспитания на самоотношение личности подростков / А.Г. Ткаченко, Н.С. Борзилова // Молодой ученый, 2016. - №13. - С. 885-890.
44. Тощакова, С.В. Проблемы семейного воспитания современного школьника / С.В. Тощакова, О.А. Соина // Научно-методический журнал Педагогический поиск, 2016. - №6. - С. 47-50
45. Тюгашев, Е.А. Семьеведение [Текст]: Учебное пособие / Е.А. Тюгашев. - Новосибирск: СибУПК, 2006. - 377с.
46. Фомина, Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений / Л.К. Фомина // Молодой ученый. - 2014. - №2. - С. 704-707.
47. Харчев, А.Г. Современная семья и её проблемы / А.Г. Харчев, М.С. Мацковский. - М.,1978.
48. Хорни, К. Женская психология / К. Хорни / Под общ. ред. А. И. Белкина, М. М. Решетникова. - СПб.: Вост.-Европ. ин-т психоанализа, 1993. - Т. 1.
49. Целуйко, В.М. Единственный ребенок в семье: особенности воспитания и трудности взросления / В.М. Целуйко // Семейная психология и семейная психотерапия, 2011. - №1. - С.49-58
50. Шишенко, Е.В. Влияние стиля семейного воспитания на развитие социальной активности у детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Шишенко / В сборнике: Череповецкие научные чтения - 2015: материалы Всероссийской научно-практической конференции в 3-х частях / Отв. ред. Н.П. Павлова, 2016. - С. 253-256.
51. Шмелев, А.Г. Острые углы семейного круга (Психология обыденной жизни) / А.Г. Шмелев - М.: Знание, 1986. - 96 с.
52. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений [Текст] / Л.Б. Шнейдер. - М., 2000. - 342с.
53.Эйдемиллер, Э.Г., Семейный диагноз и семейная психотерапия /
Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. - СПб.: Речь, 2003.
54. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 2002. - 656 с.
55. Baumrind, D. Rearing competent children // Child development today and tomorrow / ed. W. Dammon. San Francisco, CA, US: Jossey-Bass Publishers, 1989. - P. 349-378.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ