ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования 8
1.1. Муниципальное учреждение как социальная организация 8
1.2. Организационные конфликты и управление ими 21
1.3. Переговоры: понятие, стадии, стратегии 34
ГЛАВА 2. Исследование практики работы с организационными конфликтами 45
2.1. Типичные проблемы в муниципальном учреждении и подходы к
работе с ними 45
2.2. Примеры конфликтных ситуаций в поле публично-правового
(муниципального) образования 51
2.3. Анализ конфликтных ситуаций и роль переговоров в них 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
Список литературы 84
Актуальность работы. Организационные конфликты - явление столь распространенное, что ему уделяют внимание ученые разных направлений: конфликтологи, социологи, психологи, политологи, математики и другие. Организация предполагает как сотрудничество, так и конкуренцию как с иными организациями, так и внутри нее - между подразделениями и сотрудниками. В контексте основных параметров организации, одним из которых является целесообразность, важное место занимает управление конфликтами, начиная от их зарождения и заканчивая постконфликтным периодом.
Рассмотрению подлежит специфическая область организационных конфликтов, конкретно - публично-правовое образование, куда также входят конфликты в среде органов местного самоуправления и учреждаемых ими юридических лиц - муниципальных учреждений. В поле зрения ученых и исследователей чаще попадает муниципальное учреждение как посредник между человеком и муниципалитетом или как объект изучения.
В исследуемой области достаточное количество проблемных зон, требующих тщательного изучения, дабы в будущем у специалистов и управленцев появилось умение вовремя анализировать проблемные ситуации, а главное - правильно их трактовать, что позволит наиболее эффективно претворять в жизнь управление конфликтами.
Как известно, в области органов местного самоуправления и учреждаемых ими юридических лиц основным способом регулирования любых конфликтов выступают авторитарные решения руководителей, зачастую основанные на букве закона. С одной стороны, это оправдано, как минимум тем, что и органам местного самоуправления, и муниципальным учреждениям нельзя надолго выходить из строя и прерывать свою деятельность, с другой стороны - конфликты именно поэтому могут быть затяжными, поэтому такое решение проблемы сулит упадок эффективности организации и еще больше потенциальных проблем. Как способ управления конфликтами наиболее эффективными представляются переговоры, ибо они способствуют конструктивному решению проблему и снятию напряженности. Несомненно, что переговоры в муниципальном учреждении обладают собственной спецификой, которая также важна для изучения.
Степень научной разработанности. Работы, посвященные организационным конфликтам и способам их управления обширно представлены в академической литературе. Данная проблематика освещена такими отечественными учеными, как К.В. Решетникова, А. И. Пригожин, З.Н. Хисматуллина, М.Н. Кох, Г.П. Геранюшкина . Также данной темой занимались такие зарубежные ученые, как У. Мастенбрук, Ф. Глазл, Б. Хоглунд, Дж. Рубин и другие . Фокус внимания прежде всего обращен на такой способ управления конфликтами, как переговоры, и эта тема изучена как отечественными, например, А.Д. Карпенко, О.В. Аллахвердова, Е.Н. Иванова, О.И. Андреева, С.В. Сатикова, Е.М. Хохлова и другие , а также зарубежными учеными, например, У. Юри, Р. Фишер, Р. Шелл, У. Мастенбрук и другие . Помимо этого важным аспектом исследования наряду с организационными конфликтами и управлением ими является институт муниципального учреждения, чьим изучением занимались такие исследователи, как Т.С. Кривко, К.Ю. Лакунин, Е.А. Маслова, А.Л. Александрова, Е.В. Булатов, В.Н. Горюнов и другие . Несмотря на то, что исследуемая тема так или иначе изучалась ранее представленными выше авторами, переговоры как способ управления организационными конфликтами, конкретнее - в муниципальных учреждениях освещены не столь широко, как отдельно организационные конфликты, управление конфликтами и непосредственно переговоры.
Объектом исследования является управление организационными конфликтами.
Предметом исследования - переговоры как способ управления организационными конфликтами.
Основной целью данной работы является раскрытие особенностей переговоров как способа управления организационными конфликтами и выявление роли переговоров в конфликтах в муниципальных учреждениях и органов местного самоуправления.
...
В ходе исследования его цель была достигнута, а поставленные задачи выполнены.
Рассмотрение литературных источников об организационных конфликтах и управления ими позволило предложить авторские определения социальной организации и организационных конфликтов.
Так, социальная организация - это упорядоченное, иерархическое объединение людей, которое имеет определенную структуру, статусно - ролевое распределение между его членами и целью которого является выполнение социально значимых целей и задач.
Также дано определение организационному конфликту, в соответствии с которым это определенный тип взаимодействия, основанный на противоречиях в интересах, целях и/или ценностях сторон, зарождающийся и развивающийся в системе регламентированных правил и норм, а также протекающий в соответствии с особенностями организации, при этом конфликт может иметь субъективную подоплеку.
Исследование позволило доказать, что даже такая специфичная сфера, как органы местного самоуправления, которые обычно представляются как организации, допускающие только административные и правовые формы разрешения конфликтов, могут рассматриваться иначе. Результаты исследования выявили потенциал органов местного самоуправления как динамично развивающейся структуры, в которой могут использоваться такие демократичные формы преодоления разногласий, как интегративные переговоры, посредничество и другие.
Публично-правовая сфера обладает повышенной конфликтогенностью ввиду огромного количества спорных организационных вопросов, и, в частности, нерегламентированности некоторых основ работы.
Соответственно, учреждаемым ими юридическим лицам (муниципальным учреждениям) также присущи организационные конфликты. Анализ типичных конфликтов позволил показать потенциал управления ими при помощи интегративных переговоров, фасилитации и других конструктивных способов, ибо в современном динамичном мире чрезвычайно важно уметь договариваться и решать конфликты совместными усилиями.
В ходе исследования источники организационных конфликтов были разделены на объективные и субъективные. К первым были отнесены конфликты, порождаемые недостаточной регламентированностью
должностных обязанностей, социальным и экономическим неравенством, сложной социально-экономической атмосферой в стране. К субъективным были отнесены неудовлетворенность сотрудников занимаемыми должностями, расхождение в целях и ценностях руководителей или отдельных сотрудников с коллективом, разногласия между подразделениями, личная неприязнь.
Рассмотрение теоретических основ исследования позволило проанализировать органы местного самоуправления и муниципальные учреждения в качестве социальных организаций. Были выявлены и проанализированы типичные проблемы, возникающие в таких учреждениях . Среди них наиболее частыми являются четыре таких проблемы: нечеткое разграничение обязанностей и дублирование полномочий; нарушения в отношениях взаимозависимости и взаимосвязанности как сотрудников, так и структурных подразделений; проблема обратной связи и взаимодействия высшего звена и низшего; споры с муниципальными и государственными структурами касательно деятельности и законопослушности муниципального учреждения. Таким образом, были выделены как внутренние проблемы, так и внешние.
Управление конфликтами также является важной категорией исследования. Под управлением конфликтами понимается сознательный процесс воздействия на него на разных стадиях с разным потенциалом регулирования и возможным результатом.
...
1. Аллахвердова О.В., Карпенко А.Д. Медиация - переговоры в ситуации конфликта: учеб. пособие - СПб, 2017. - 178 с.
2. Ан Ю.Н. Классификация внутриорганизационных конфликтов и методов управления ими // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2014. №3 (17).
3. Андреева О.И., Карпенко А.Д., Сатикова С.В. Интегративные переговоры. В курсе обучения специалистов в области переговорного процесса / учебное пособие. - СПб.: Роза мира, 2007.
4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: Юнити,. 2000. - 551 с.
5. Большаков, С. Н. Организационные структуры муниципального управления и их совершенствование / С. Н. Большаков, О. Л. Ким, М. И. Чекалев // Экономика и политика. - 2020. - № 1(15). - С. 16-22.
6. Борисова В.В., Ларионов В.Г., Мельников О.Н. Типы, формы и общие характеристики организаций. Основы теории организаций // Российское предпринимательство. 2002. №11.
7. Булатов Е.В. Государственные и муниципальные учреждения как субъекты имущественных отношений: проблемы и перспективы // Территория науки. 2018. №3.
8. Геранюшкина Г.П. Управление конфликтами и организация переговорного процесса: учеб. пособие/ Г.П. Геранюшкина. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2015. - 174 с.
9. Глазл Ф. Конфликтменеджмент. Настольная книга руководителя и консультанта / Пер.с нем. —Калуга. Духовное познание, 2002.
10. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 544 с.
11. Дмитриев А.В. Конфликтология: учебник / Дмитриев А.В. - 3-е изд., перераб. - М.: Альфа-М: ИНФРА- М, 2012. - с. 336.
12. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Социальная организация как система // Проблемы экономики и менеджмента. 2012. №9 (13). - 18-37 с.
13. Иванова Е.Н. Медиация как переговоры. Рабочий сценарий. - СПб.: Институт мира и исследования конфликтов, 2021. - 226 с.
14. Иванова Е.Н. Переговоры принуждения. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2009. - 124 с.
15. Иванова Е.Н. Типология интересов и стратегия поведения в конфликте // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2011. №1. С. 95-101.
...
42 источника