Ценностные ориентации студенчества в сфере труда в информационном обществе (Сравнительный сетевой анализ ценностей студентов — социологов, журналистов и программистов)
Только Word
Введение 4
Глава 1: Теоретико-методологические основания исследования ценностных ориентаций студенчества в сфере труда: контекст информационного общества 12
1.1 Основные теоретико-методологические подходы к исследованиям трудовой деятельности студенческой молодежи в условиях информационного общества (теория подражания Г. Тарда, теория поколений В. Штрауса и Н. Хоува, теория информационного общества Д. Белла, сетевая теория) 14
1.1.1 Теория подражания Г. Тарда. 14
1.1.2 Теория поколений 17
1.1.3 Информационное общество 20
1.1.4 Сетевой анализ и концепция социальных сетей 21
1.2 Теоретическая концептуализация трудовых ценностей российского студенчества 24
1.2.1 Теоретический подход к определению ценностей и ценностных ориентаций 24
1.2.2 Ценностные ориентации в работе 27
1.2.3. Общинные ценности 28
1.2.4 Интерпретация и операционализация понятий 30
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Эмпирическое исследование места и роли трудовых ценностей в общей системе ценностей студенчества 33
2.1. Концептуализация замысла исследований: обоснование методики и выборки 33
2.1.1. Сетевой анализ как метод исследования ценностей 33
2.1.2. Модификация методики Л.Фестингера в интересах исследования трудовых ценностей студенчества 34
2.1.3. Обоснование выборки 36
2.2. Ход эмпирического исследования и его основные результаты 38
2.2.1 Ценности студентов-социологов 38
2.2.2 Ценности студентов-журналистов 42
2.2.3 Ценности студентов-программистов 45
2.2.4 Ценности студентов-менеджеров 48
2.2.5 Сравнение и результаты 50
Выводы по главе 2 52
Заключение 54
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ 59
Приложение 1 66
Актуальность.
Исследование ценностных ориентаций студенчества различных групп профориентации в сфере труда в информационном обществе составляют важную практическую и научную проблему. Прежде всего такое исследование важно для интересов подготовки специалистов, которые в разной степени включены в информационное пространство как профессионалы: для одних специалистов информационные технологии становятся целью деятельности, например, для программистов, в других случаях такие технологии используются как средства труда при решении своих профессиональных задач, например, для социологов или журналистов. Как показывают многочисленные исследования, в общем потоке трудоустройства выпускников значительная часть из них 1 не обладаем достаточными компетенциями, важными для своей самореализации в новых условиях информационного общества. Согласно статистике, представленной порталом мониторинга трудоустройства выпускников Министерства Образования и Науки Российской Федерации, только 75% студентов трудоустраиваются по окончании ВУЗа2, при этом средняя заработная плата составляет 31 576 рублей, и только 71%, из устроившихся выпускников, нашли работу по специальности обучения 3.
Актуальность трудовой включенности в информационное общество со всей наглядностью продемонстрировала ситуация с эпидемией коронавируса. Так, например, значительная часть студентов и преподавателей оказались неготовыми к участию в организации и осуществлении учебного процесса в таких условиях. Подобная картина наблюдалась на производстве, в управлении и в ряде других сфер экономической деятельности россиян. По прогнозам экспертов Capital Economics, по этим причинам мировая экономика потеряет больше 280 миллиардов долларов в первом квартале этого года 4. Согласно предположению предпринимательницы Анастасии Татуловой в России «90% небольших предпринимателей не смогут оправиться от вируса» 5. При сложившейся трудной для бизнеса и экономики ситуации, отмечает Руслан Бортник, эксперт в области экономики и социологии, ряд профессий прибыльных, актуальных и развивающихся даже в период пандемии. Больше половины из отнесенных к актуальным являются сферы трудовой деятельности информационного общества, например: разного рода электронные услуги и сервисы программного обеспечения и автоматизации; обеспечение удаленной работы и образования; новые СМИ и производство видеоконтента и тд6.
Современная информационная среда сопутствует развитию рыночной экономики и востребует новых уровней анализа участия в трудовой деятельности выпускников вузов. В реальной жизни идеальной рыночной экономики не может быть, как не может быть и идеального информационного общества, — здесь складываются многочисленные противоречия и проблемы. В частности, такой вывод сделан по результатам исследований в статье «Рыночная экономика России: идеал или реальность» Шевченко Д. А. и Пратусевич В. Р.7. Такие же идеи и важность развития в стране новых форм участия в трудовой деятельности в условиях рыночной экономики высказываются в статье Ядгарова Я. С., Сидорова В. А. и Ильиновой В. В. 8. Как утверждают авторы, они предполагают, что рыночные ориентации являются главными идеалами в сфере труда в условиях информационного общества.
Влияние рыночных механизмов и экономических законов на человека оказывают самое существенное влияние и люди вынуждены адаптироваться к тем ценностям, которые складываются в реальном социуме и соответствуют рыночному обществу – быть конкурентоспособным, предприимчивым, целеустремленным и так др. При этом не все социальные группы социума одинаково воспринимают ценности информационного общества однозначно, позитивно или негативно. В частности, одной из таких «уязвимых» и противоречивых по своим взглядам групп выступают студенты, поскольку они сталкиваются с реальным рынком труда в информационном обществе впервые только тогда, когда делают первые попытки трудоустроиться после окончания вузов.
Проблема исследования ВКР заключается в анализе солидарности и противоречий ценностных ориентаций студенчества в сфере труда, выражающихся в конфронтации коллективистских и чисто человеческих ценностей с деловыми и рыночными ценностями, последние из которых необходимы для успешного трудоустройства, карьерного роста и улучшения экономической ситуации в стране, но которые нередко противопоставлены ценностям и традициям коллективизма россиян. Особенно отчетливо эти противоречия могут проявляться среди студентов различных профессиональных интересов подготовки, в нашем случае – между студентами технического профиля подготовки – программистами, — одной стороны и со студентами социо-гуманитарного профиля – журналистами и социологами, — с другой....
В результате проведенной теоретической и эмпирической работы были достигнуты значительные результаты в изучении темы «Ценностные ориентации студенчества в сфере труда в информационном обществе (Сравнительный сетевой анализ ценностей студентов — социологов, журналистов и программистов)».
Результаты теоретической части исследования:
Анализ фундаментальных и актуальных работ по теме позволяет концептуализировать и систематизированы категории и понятия. В этих понятиях отражена специфика тематики работы, а также методологии и основных теоретических концепций, применяемых в данной работе.
В соответствии с проведенным теоретическим анализом, обладая ценностями, относящимися к категории рыночных, и отдавая им более значимую позицию, человек может стать наиболее успешным в условиях рыночной экономики в информационном обществе. Сегодня, находясь под влиянием рыночных механизмов и экономических законов, а также неисчислимого количества информации и цифровизации общества человеку необходимо адаптироваться к ценностям, соответствующим рыночной экономике в информационном обществе.
Студенты адаптируются к информационному обществу и рыночной экономики по-разному. Поколение современных студентов двигается в своем развитии к рыночным ценностям, однако это движение медленно и противоречиво как раз в силу влияния устоявшихся общественных ценностей. При потребности в стабильности, существует стремление к самореализации, при потребности в четкости задач, стремление к развитию творческого потенциала, и другие противоречия как раз отрывающие поколение «Y» от рыночной экономики.
В результате анализа теоретических работ, относительно современного российского общества термин «информационное общество» вполне применим. Есть определенные сложности с оценкой развитости информационных технологий в силу существенного различия между городами и областями страны. Однако, учитывая непрерывное развитие информационной сферы, а также сопоставив российские реалии с характеристиками обозначенными Й. Масуда и другими теоретиками, можно сделать вывод о том, что российское общество является информационным.
В процессе теоретического анализа, было обосновано, что наиболее подходящим в контексте данной работы является подход к определению ценностных ориентаций Томаса и Знанецкого. Заключается подход в существенном различии ценностей и ценностных ориентаций. Ценности выступают как общепринятые значимые ориентации и идеалы, а ценностные ориентации — это непосредственно их воплощение в жизнь. Именно ценностные ориентации регулируют общественное поведение. Они являются проявлением ценностей и их иерархии для каждого отдельного человека.
В современных социальных и экономических условиях все чаще делается вывод исследователями, что сетевой анализ является эффективной методологией изучения общества. Сетевой анализ концентрируется на отношениях и изучает их без отрыва от реальных обстоятельств. В данной работе автор придерживается подхода к анализу сетевого метода Грановеттора. Слабые связи он определил как «сочетание времени, эмоциональной интенсивности, взаимного доверия, взаимных услуг». Слабые связи являются наиболее информативными в математических моделях. Они становятся мощным инструментом социальной мобильности, поэтому значение слабых связей чрезвычайно велико для оценки развития человеческого капитала.
В условиях рыночной экономики в информационном обществе наиболее целесообразно стремиться к категории рыночных ценностей. Чем более ценности человека будет соответствовать рыночным, тем наиболее комфортной и успешной будет его трудовая деятельность в условиях рыночной экономики в информационном обществе.
В результате анализа литературы, удалось выявить влияние общинной ментальности на ценностные ориентации современного студенчества в трудовой сфере. Необходимо учитывать особенности российского менталитета при анализе ценностных ориентаций студенчества в условиях рыночной экономики в информационном обществе.
Эмпирические результаты исследования:
Наиболее подходящим достижения цели работы, а именно для выявления, обобщения и получения характеристик ценностных ориентаций студенчества в сфере труда в информационном обществе является сетевой метод исследования ценностей как интегральных показателей. Кроме того, в условиях современного информационного общества наиболее удобно, быстро и практично проведение подобных процедур в онлайн формате. Так, сбор данных эффективнее организовать в виде опроса в формате онлайн.
Для выявления ценностных ориентаций студенчества в сфере труда применяется модифицированная методика Л.Фестингера. Через оценку респондентом субъективно «положительного» и субъективно «отрицательного» эталонов, а также самого себя, в методе, использованном в работе, выявляются реальные ценностные ориентации студенчества, на основе чего и строятся сети ценностных ориентаций.
Для того чтобы представить обобщенные выводы и подтвердить или опровергнуть гипотезы, представленные в работе, достаточными к рассмотрению являются студенты специальностей «социология», «журналистика», «программирование» и «менеджмент».....
1. «Нам осталось несколько недель»: как коронавирус убивает малый бизнес в России // Forbes [Электронный ресурс] https://forbes-ru.turbopages.org/s/forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/395715-nam-ostalos-neskolko-nedel-kak-koronavirus-ubivaet-malyy-biznes-v-rossii (Дата обращения 10.05.2020)
2. Абрамян Е. П. Трансформация труда в условиях информационного общества // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Краснодар: Общество с ограниченной ответственностью «Наука и образование» 2018.
3. Анисимов С. Ф. Духовные ценности. Производство и потребление // М.: Мысль. 1988.
4. Артемова В. Г., Филиппова Я. В. Ментальность русского народа: традиции и эволюция // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Нижний Новгород: Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия: Социальные науки 2008.
5. Аршин К. В., Фот Дж. Интересы, ценности и демократия: Токвиль и Вебер. Faught J. interests, values and democracy: Tocqueville and Weber // J. of classical Sociology. L., 2007. Vol. 7, n 1. P. 55-81 // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11, Социология: Реферативный журнал. М.: Институт социологии ФНИСЦ РАН. 2007. №4.
6. Байнова М. С. Развитие управления в информационном обществе // Cyberleninka. [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-upravleniya-v-informatsionnom-obschestve (Дата обращения 28.04.2020).
7. Балашов А.И., Тертышный С.А. Экономика. М.: Магистр, 2019.
8. Баранов Д. Н. Социально-экономические последствия распространения информационных технологий на рынке труда // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. М.: Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2018.
9. Батыгин Г. С. Структурный функционализм Толкотта Парсонса // Вестник РУДН. Серия: Социология. М.: Вестник РУДН. Серия: Социология. 2003. №4-5.
10. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Academia, 2004.
11. Бикметов Е.Ю., Голиков С.В., Ли С.А. Формирование ценностных ориентаций студентов ВУЗа в отношении профессиональной управленческой деятельности // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Пермь: Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2016.
12. Боброва Л.А. Сетевой подход к мышлению // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3, Философия: Реферативный журнал. М.: Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук. 2020. №1.
13. Бруно Латур. Габриель Тард и конец социального // Социология власти. М.: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2019. №2. С. 218.
14. Былины: Илья Муромец // Русский народ. XII–XVI века.
15. Видная О.Е. Функционирование журналистской информации в новых медиа // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. Тамбов: Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина. 2015....74