ВВЕДЕНИЕ 4
Обзор литературы 7
ГЛАВА 1. Нравственная деградация и постсоветское официальное искусство. 11
1.2. Особенности визуального языка изобразительных работ Г. М. Коржева и их место в контексте постсоветского официального искусства 1980-2000-ых гг. 14
1.3. Репрезентация темы нравственной деградации в творчестве постсоветских художников 1980-2000-ых гг. 18
ГЛАВА 2. Тема нравственной деградации в «бытовых» картинах Г. М. Коржева 1980-2000-ых 21
2.1. Библейский подтекст и семиотическое начало в серии «бытовых» картин. 22
2.2. Модификации художественного языка в поздних работах Г.М. Коржева. 24
Глава 3. Кульминация темы нравственной деградации в цикле «Тюрлики». 27
3.1. Феномен эволюции визуального языка: от физиологизма к демонической теме. 29
3.2. Возможность взаимовлияния тенденций постмодернизма и неофициального искусства на цикл изобразительных работ Г.М. Коржева «Тюрлики». 32
Заключение. 35
Список иллюстраций 36
Альбом иллюстраций 38
Список литературы 46
Приложение 52
Основные даты жизни и творчества Гелия Коржева 52
Золотые годы советского искусства заканчивались по мере того, как и сам СССР неизбежно двигался к развалу. Художники, пережившие суровый опыт Великой Отечественной войны, воспитанные под эгидой социального реализма, известные и оценённые, не могли не испытывать на себе последствия прекращения существования Советского Союза и появления на его месте множества государств. Для Российской Федерации перестройка, события 1991 года и формирование новой государственности в 90-х, сопровождающиеся изменениями не только в политике и экономике, но и в социуме, отвернули от общества многих художников.
Государственное финансирование официального искусства значительно сократилось, и теперь от культурной ориентации «новых русских», взявших власть в стране после свержения диктатуры пролетариата, зависело формирование молодой российской культуры. И официальное, и неофициальное искусство всеми силами пытались достучаться до пресловутых «новых русских», но, по словам Т. Новикова, в основном безуспешно, так как последние уже выбрали «истинные ценности», продемонстрировать которые могли антиквариат и отечественное «хрестоматийное» досоветское искусство (И. Айвазовский, И. Шишкин, И. Репин и т.д.). С одной стороны, «процесс перестройки в СССР позволил в конце 1980-х годов многим молодым художникам поближе познакомиться с искусством Запада, известным на востоке Европы до этого в основном по «легендам» и «сказкам» — из журналов по искусству и многочисленным изданиям «разоблачительного характера»1. С другой стороны, картина становится не нужна зрителю, его художественный вкус падает, и ценится отныне не технология живописи, а лишь доступность содержания, ясность формы, сделанность, положительность эмоций. Превращение картины в «вещь», стремление живописцев понравиться массам во многом негативно сказывается на тенденциях в живописи тех лет. И в этой ситуации советским художникам, сохранившим идеалы той школы, в которой они были воспитаны и сформированы как живописцы, было крайне сложно вписаться в новый неоднозначный мир российского искусства.
Одним из ярких примеров острого конфликта с политической и социальной постсоветской действительностью становится личность Г. М. Коржева, художника, сформировавшегося как живописец и общественный деятель в советские годы. Он испытывал глубокое разочарование, видя свою страну в упадке, и это чувство отразилось на его публичной и творческой жизни: в 1986 он прекращает преподавание в МВХПУ, в 1991 отказывается от избрания его Президентом АХ СССР, а в 1995 — от ордена Дружбы. Он всё меньше принимает участие в выставках и больше работает в мастерской, закрываясь от тех процессов, принять которые ему было тяжело.
В связи с этим, в творчестве не только Коржева, но и других советских и постсоветских живописцев, рефлексирующих о настоящем и будущем страны, появляется тема нравственной деградации, морального упадка общества.
Если говорить об актуальности работы, заявленная тема отвечает возросшему интересу к творчеству Г.М. Коржева, как среди исследователей, так и среди ценителей искусства. В XXI веке творчество Г.М. Коржева было недооценено, что изменилось после прошедших посмертных персональных выставок в Институте русского реалистического искусства в 2012 году и в Третьяковской галерее в 2016 году.
Целью работы видится анализ работ Г.М. Коржева, определение их места в канве творческих поисков советских и российских художников, использующих тему нравственной деградации в период 1980-2012 гг., сопоставление подходов и методов мастера и круга творцов указанного периода.....
В период 1980-2012 годов многих художников как официального круга, так и вне его, интересовала тема нравственной деградации. В это время
Г. М. Коржев начинает развивать цикл тюрликов — гибридных существ, обитающих в параллельном мире. В ходе исследовательской работы был проанализирован ход развития позднего советского и постсоветского искусства. Одновременно развивается как направление академической живописи, так и концептуальное искусство. Постсоветские художники исследуют темы упадка и нравственной деградации общества, прибегая к различным изобразительным способам. Поиск новой живописной манерой становится одним из основополагающих факторов развития искусства описываемого периода. Тема упадка, деструкции и нравственной деградации возникает в творчестве многих художников постсоветской эпохи. Прекративший свое существование СССР с одной стороны давал полную творческую свободу для творцов неофициального круга, с другой, ставил под сомнение прежнее искусство.
Г.М. Коржев ведет активную и плодотворную работу в период 1980-2012 годов. В ходе исследования были проанализированы эскизы, графика и живописные работы мастера, использующие тему нравственной деградации. В ходе исследования были выявлены основные методы создания социальных работ. Среди них: гротеск, искажение пропорций, физиологичность. С помощью компаративного метода прослежены постепенные модификации художественного языка мастера.
Очерчивая круг творцов, создававших свои работы в описываемый период, нельзя не сказать о том, что к теме упадка обращались как творцы-академисты, так и нонконформисты, концептуалисты. Сопоставление изобразительного творчества Г.М. Коржева и художников, работающих с тематикой деструкции и нравственной деградации, очевидными становятся схожие взгляды на новое общество, но совершенно различные пути решения его репрезентации. Г.М. Коржев реализует воззрения относительно упадка в серии работ бытового жанра. Постепенно живописная манера изображения злоупотребляющих алкоголем движется в сторону обезличивания и обезчеловечивания персонажей. Кульминацией в репрезентации темы упадка становятся несколько работ из серии «Тюрлики». Многие из них иносказательно отсылают к современности художника, уподобляя мифических героев сущностям людей.
Тема нравственной деградации возникала в истории искусства неоднократно. В отечественно искусстве рубежа XX и XXI веков она широко представлена в творчестве совершенно разных художников. Систематизируя полученные в ходе исследования выводы, отметим, что работы Г.М. Коржева логично и постепенно демонстрировали эту тему, используя при этом позицию наблюдателя, но не нравственного камертона общества.
1. Андреева Е. Постмодернизм. Искусство второй половины XX — начала XXI века - СПб: Азбука-классика, 2007.
2. Антипова Д. О. Символическое в творчестве Г.М. Коржева. См.: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/175/antipina_175_129_138.pdf
3. Артеменко Е. Гелий Коржев: Библия глазами соцреалиста // Искусство, 2013. № 1.
4. Бакштейн, И. Внутри картины: Статьи и диалоги о современном искусстве / Иосиф Бакштейн. — М.: Новое литературное обозрение, 2015. 464 с.
5. Баркова Н. В. Коржев Г.М. Художник и время. М.: Советский художник, 1976.
6. Басыров А. Я. Г.М. Коржев. Триптих «Коммунисты» — Л.: Художник РСФСР, 1988.
7. Березин А. Д. Коржев Гелий Михалович. Рассказы о прекрасном. М., 1989. С. 259–262.
8. Библия глазами соцреалиста. Гелий Коржев. Каталог выставки. 12 дек. 2012 – 27 мая 2013. [Институт русского реалистического искусства]. М.: Сканрус, 2012.
9. Боровский А. Д. Гелий Коржев. Каталог выставки ГТГ. М., 2016.
10. Боровский А. Д. Художник своего времени (Г. Коржев. Кое-какие отношения искусства к действительности. Конъюнктура, мифология, страсть. М.: Цетлипограф, 2017. С. 5–35.
11. Брускин Г. Перформанс «Good-bye, USSR» (приблизительный сценарий) // НЛО. 2007. № 87. С. 311—314. Подробное описание перформанса см.: [Брускин 2007б: 311—314].
12. Бычков Ю. Именно такой. Творческий портрет худож. Г. Коржева // Сов. Культура, 1964, 13 окт.
13. Бычков Ю. Художник Коржев и его герои // Культура и жизнь. 1963. № 8.
14. Гаврилов В. Целеустремленность творчества (О произведениях худож. Г. Коржева) – Художник 1968 №5 c. 8-9
15. Дьяконицына А. Гелий Коржев: Имею право // Третьяковская галерея. 2016. № 3 (52). Эл. версия: https://www.tg-m.ru/articles/3-2016-52/gelii-korzhev-imeyu-pravo. ....48